ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Лабезникова И. «ЧЕЛ» или «ПСИХ»

Рубрика ОПЫТЫ ДУШИ

«ЧЕЛ» или «ПСИХ»

Инна Лазебникова,
психолог, г. Москва
Действительный член ОППЛ,
член Национальной СРО «Союз психотерапевтов и психологов»
Instagram @innal_75

Давно ничего не писала в паутиновый мир, но, как говорится, «обстоятельства вынудили» или «не могу молчать».

О частичной мобилизации в нашей стране знают все, и у каждого на этот счет есть свое мнение. А как мне, конкретно мне как личности, выразиться, если у меня еще есть профессиональное обременение?

В этой статье я решила разделиться надвое и описать человеческие чувства, восприятие и реагирование на происходящие события как обыденный человек, «ЧЕЛ», это первая позиция и вторая — профессиональная, мнение и рекомендации с психологической, т.е. с точки зрения науки — «ПСИХ», как если бы реальный клиент задавал тон беседы по данному вопросу на сессии. Постараться быть объективной, придерживаясь принципа Гиппократа «обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия)», вне зависимости от отличности или схожести моего мнения как «ЧЕЛ» от другого мнения «ЧЕЛ».

Что можно первично ощутить в воздухе как капли дождя, так это массовое смятение, страх, когнитивная заторможенность. Шок! Но как же так? Мы же все знаем, что ситуация с военными действиями идет уже с 2014года. Плюсом еще 6 месяцев активности. Пора бы уже свыкнуться, в чем вопрос? Однако, шок связан с тем, что все, что происходило до утра 21сентября было где-то там и с кем-то там. Это все очень далекие знания. Да, люди погибают, люди уезжают, люди протестуют. Санкции, ну да, не очень удобно с обездвиженным гуглом и свифтом, но и здесь выход найден — vpn и все окей; карточные туры в Армению «под ключ, не выходя из дома» ….

Так что-же произошло с умами и душами людей 21сентября? А произошло то, что это перестало быть «где-то там», и стало моим прямо-здесь! Это уже не чей-то, а именно мой брат, муж, зять, сосед, друг, сын, учитель начальных классов и т.д. За секунду «кто-то там» превратился в «моего», а «где-то там» в «доме, школе, подъезде, семье». И шок, перерастающий в панику, слезы отчаяния, бессилия, ужаса от непредсказуемых возможностей будущего…

«ЧЕЛ»: Я разделяю мнение каждого человека, гневающегося на ситуацию, понимаю слезы жалости и отчаяния, поддерживаю желание родственников укрыть своих близких и родных.

«ПСИХ»: данная реакция у большинства людей вызвана сложившейся политической ситуацией в стране, это масштабный процесс, вызывающий стресс и панику в масштабах страны. Любой стресс связан с «выходом из зоны комфорта» и наоборот — «выход из зоны комфорта» вызывает стресс. Что значит выход из зоны комфорта? Это означает, что предыдущие параметры и правила, по которым жил человек нарушены, а главное, нарушены его границы. Чем более принудительным, несанкционированным и неожиданным было нарушение правил, границ, устоев, привычного порядка и устоявшихся норм, тем серьезнее и продолжительнее стресс испытывает личность. Вплоть до психологических расстройств, травм и как следствие — ПТСР. И в этом контексте в геноме от предков нам досталось не так уж много вариантов реакции на стресс: «борьба, бегство, замирание». В социальном плане «борьба» при стрессе — это противостоящие действия с расчетом на возврат предыдущих комфортных условий, т.е. убрать причину стресса любыми в т.ч. и силовыми методами: протесты, митинги, провокации и т.д; «бегство» говорит само за себя — уход от проблемы, изоляция себя от стрессовой ситуации, выход, выезд, отъезд, любое перемещение за границы стрессовой территории; «замирание» — природное притворство, различные манипуляции с целью дезориентировать обстоятельства и переключить фокус внимания, снять напряжение и интерес к своей персоне, оставаясь в рамках стрессовых событий.

«ЧЕЛ»: на фоне стресса, паники, тревоги многие стали уезжать из страны. Естественно общественность разделилась на два лагеря — те, кто поддерживает эту миграцию, и те, кто осуждающе против. А кто против-то? Те, кому некого терять, или те, кто понимает, что если не хватит первых, то возьмутся за вторых? А может люди просто не хотят воевать? Или не могут по любым причинам, в т.ч. религиозным?

«ПСИХ»: Стресс вызывает одну из трех психологических реакций защиты, генетически доставшихся нам от предков, каждая из которых является нормативной. В зависимости от силы духа, степени духовности, веры и иных обстоятельств, формирующих личность индивида, будет превалировать та или иная форма защитной реакции. По сути своей любая реакция, это выбранный способ борьбы за выживание. Таким образом необходимо понимать, что если живое существо чувствует угрозу своей жизни, то у него есть всего три варианта защиты. А значит в масштабе происходящих событий большинство людей испытывают угрозу жизни и пытаются ее сохранить теми способами, которые нам доступны от природы.

«ЧЕЛ»: На сегодня пресса изобилует огромным множеством и разнообразием уже проявленных психологических срывов. То диверсии, то трагедия со стрельбой в школе, то убийство военкома и т.д. Все это не может оставить человека равнодушным, подогревает страх и панику, что в свою очередь усиливает агрессию и подозрительность. Пресса, новости, информационные каналы затягивают в свои новостные ленты, повышая уровень адреналина, тревоги, смятения, вызывая слезы и сожаление от происходящего. Возникает только один вопрос «Что делать?».

«ПСИХ»: Состояние страха запускает работу надпочечников, вызывающих всплеск гормонов, которые и помогают оперативно принимать решения, каким видом защиты воспользоваться. Вне зависимости от выбранного способа, организм получает в кровь огромный выплеск кортизола, необходимого для концентрации и мобилизации всего организма. Но если стресс не проходит, а наращивается, то гормон, который был выработан для пользы, становится вреден своему обладателю, в глубокой версии — вплоть до разрушения психики. И здесь надо понимать следующее: все неадекватные реакции, такие как умышленное насилие, возникают от переизбытка гормонального фона в сочетании с нестабильной психикой. Отвечая на вопрос «Что делать?», очень важно понимать, что вы хотите делать в принципе, осознавать для чего вы хотите это делать, какими ресурсами обладаете, чтобы это делать, и что вы будете делать, если первый план не сработает, т.е. просчитывать риски. Смотреть реально и объективно на ситуацию, анализировать возможности. Для реализации всех этих рекомендаций стараться не поддаваться всеобщей эмоциональной панике, понимая, что новостные ленты не всегда нужны в том объеме, в котором их просматривает большинство. Не стоит просматривать все, делайте акцент на публикациях тех авторов, которые максимально приближены к оперативным событиям. Старайтесь не читать мнения и комментарии, многие пишущие выплескивают агрессию в чатах, пишут ложь, некоторые из комментаторов неадекватны. Составляйте свое мнение на основе компетентной информации из проверенных источников. Возможно это не только обозреватели и корреспонденты. Возможно это кто-то из ваших друзей или знакомых, находящихся на территории событий. Информация+план+самообладание. Как достичь последнего? Только самоконтролем. Не поддаваться панике, не критиковать себя за эмоции, позволить им выходить, но понимать, что наращиваете вы их сами, а значит и не наращивать тоже сможете. Любое состояние стресса сужает сознание, оставляя просвет для задач выживания. Объективно-оценочное суждение в состоянии напряжения невозможно, а значит и принятие взвешенных решений тоже.

«ЧЕЛ»: Когда забирают твоего близкого и любимого человека, то возникает состояние полного отчаяния, апатии, ненависти к происходящим событиям, злобы на тех, чьих близких это не затронуло. Мир людей разделился надвое: кому повезло и кому нет. Тот, кому не повезло, не имеет выбора из трех вариантов, у него остался только один: «Борьба». В условиях военных действий это уже борьба с самим собой, со своим страхом и ужасом. Понимая это, родные не находят себе места дома. Что делать им, когда уже случилось…?

«ПСИХ»: Тревога и паника возрастают от отсутствия информации. Мозг человека устроен так, что при отсутствии информации он начинает сам додумывать событийный ряд, и, как правило, формирует негативный контекст. В данной ситуации есть реальный повод думать о самом страшном, поэтому возникает паника. Опасность данных процессов в том, что у людей в состоянии шока, страха и отчаяния возможно обострение соматических проявлений: ранние заболевания или дебют (сердечные приступы, обострения, инсульты, инфаркты, панические атаки и пр.). При данных обстоятельствах первично необходимо успокоиться. Для этих целей использовать легкую седацию (пустырник, валериана). Это необходимо для того, чтобы сбалансировать эмоциональный фон, что в свою очередь высвободит энергию для когнитивных процессов. Далее доступными способами искать информацию, позволяющую получать своевременно и оперативно новости о месте нахождения и состоянии здоровья своего близкого. Для этого есть интернет ресурсы, телефонная связь с ответственными лицами, горячая линия и т.д. Свой личный вклад. Собственное участие возможными ресурсами. Сейчас есть много региональных интернет каналов, на которых осуществляется информирование, а также помощь, сбор вещей. Переключение внимания на деятельность, позволит не впадать в панику и психологически обездвиживаться от незнания, а быть полезным, нужным, оперативным в тяжелой ситуации. Не поддаваться панике, не вестись на провокации, рационально и критично оценивать происходящее, чтобы реагировать правильно и принимать адекватные решения, согласно временным потребностям.

«ЧЕЛ»: А ведь есть и равнодушные, которые реагируют на происходящее вокруг так, как будто в их жизни ничего не поменялось, как будто она не перевернулась с ног на голову, как будто у них на предприятии не увольняют пацанов задним числом, чтобы не передавать этот треклятый листочек лично в руки, глядя в глаза; как будто карусель событий проносится мимо их луна-парка. Что же это за малодушие, пустосердие, как же так можно жить, ходить по одним и тем же улицам, воспитывать детей и пить чай на кухне?

«ПСИХ»: Отсутствие визуального проявления эмоций — это еще не физическое их отсутствие. Возможно страх, испытываемый человеком, настолько велик, что осознание этого факта просто невозможно, оно граничит с гибелью или полной потерей контроля над собой. В подобных ситуациях в психике срабатывает «охранная система», называемая сохранным торможением. Данная функция необходима, для сохранения целостности личности в момент сильнейших эмоций, справиться с которыми человек самостоятельно не может. Поэтому люди неосознанно прибегают к такому защитному механизму как отрицание (избегание) событий. На самом деле, отрицая важность происходящих событий или не придавая им какой-либо ценности, эти люди отрицают не сами события как таковые, а свои эмоции и переживания, которые они не в силах контролировать. Это объясняет и тот факт, что зачастую люди не могут вспомнить прошедшие события, они впоследствии вытесняются из памяти как максимально пагубные для психики. Обратная сторона тотального спокойствия — это паническое и истерическое поведение. Здесь сила и масштаб эмоционального проявления настолько сильны, насколько человек осознает собственную беспомощность, слабость, беззащитность. Чем осознаннее страх, тем сильнее его проявление в активном самовыражении. При этом активная внешняя деятельность, как вербальная, так и невербальная, является защитным механизмом от осознания собственного бессилия, и становятся «утешительным средством» от бездействия — я хоть что-то сделал.

«ЧЕЛ»: Так много грязи и оскорбительных «выхлопов» звучит из разных программ, каналов, чатов. Диванные эксперты — самые лучшие стратеги и знатоки. Есть документальные, фото и видео свидетельства, что те, кто громче всех когда-то выступал «за», покинул территорию первым рейсом. А где же совесть, а ценности, а нравственность?

«ПСИХ»: Все, что относится к социокультурным аспектам, рассматривается исключительно прикладным способом, в варианте историко-культурного или религиозного наследия отдельно взятого этноса. Невозможно анализировать всех в контексте единых морально-этических ценностей и норм, поскольку они весьма различны в каждой социальной группе.

Можно ли судить или обвинять кого-то за те действия, которые он совершает в рамках генетически-наследственной реакции на стресс? Можно ли критиковать кого-либо за его эмоциональные реакции в моменты страха? Здесь мое мнение как «ЧЕЛ» и как «ПСИХ» обрели единство — нет. Оценивать и критиковать можно только самого себя, сравнивая с самим собой же.

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете
судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».Евангелие от Матфея (гл. 7, ст. 1-2)
«Следи за собой, будь осторожен»
В. Цой.

P.S. С дополнительным материалом можно ознакомиться по ссылкам.

Принципы выживания по В. Франклу: dzen.ru

Тревога, паника, страх: dzen.ru, oppl.ru