Макаров В.В. — д.м.н., профессор, заведующий кафедрой психотерапии и сексологии ГБОУ ДПО РМАНПО, президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной Саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов», вице-президент Всемирного Совета по Психотерапии.
В Советский период развития психотерапии у нас в стране было две школы: Московская и Ленинградская. Если уж их называть по городам, то первая школа была Санкт-Петербургской — Ленинградской — Санкт-Петербургской, вторая — Московской. С начала восьмидесятых годов стал складываться Восточный тренд развития психотерапии. Он объединял психотерапевтов Сибири, Урала, Дальнего Востока и Казахстана. А в конце восьмидесятых — девяностых годах прошлого столетия в нашей стране произошел «психотерапевтический взрыв», когда к нам начали входить десятки и десятки Западных модальностей (методов) психотерапии. В это же время начало складываться множество новых отечественных модальностей. Это внесло не только разнообразие, но даже хаос в отечественную психотерапию.
Вместе с тем, Восточный тренд, продолжая своё бурное развитие, искал возможности объединения на партнёрской основе с одной из двух больших школ. Ленинградская школа была нам ближе по своему содержанию, однако в партнёрстве нам было отказано. И с 1996 года Восточный тренд развивается в партнёрстве с Московской школой психотерапии.
Это развитие привело к тому, что сегодня чётко прослеживаются основные контуры Новой школы Российской психотерапии.
Чем же характеризуется Новая школа? Можно назвать несколько таких характеристик. Сама школа развивается с целями разработки практики и теории новой эффективной психотерапии для новой России. В центре интересов новой школы стоят пациент, клиент и терапевт. Их терапевтический альянс. Партнёрские отношения и контрактная психотерапия. Мы считаем себя институтом гражданского общества, служим всему обществу, стремимся сотрудничать с государством. Мы работаем над законопроектом «О психотерапевтической помощи», открыли Национальную саморегулируемую организацию «Союз психотерапевтов и психологов». Новая школа объединяет всех, кто занимается практикой психотерапии. В нашей стране это психотерапевты с медицинским или психологическим образованием, клинические психологи, практические психологи, психологи консультанты и консультирующие психологи. Профессионалы Новой школы работают с человеком, семьей, группой, обществом в целом. Мы рассматриваем предмет нашей заботы с точки зрения четырёхчастной биопсихосоциодуховной парадигмы понимания человека, семьи, группы, общества. Мы занимаемся с одной стороны лечением заболеваний и расстройств, с другой стороны — развитием человека, семьи, группы, общества. Причины болезней, проблем и неуспешности мы ищем и обнаруживаем в прошлом, настоящем и будущем человека, семьи, группы и общества. Новая школа складывается из модальностей психотерапии и консультирования, развивается в модальностях, проявляется в модальностях, объединяет модальности, в ней создаются и полимодальные системы.Новая школа являет нарастающее многообразие, стремящееся к единству. Причём каждая модальность может опираться на свою теорию личности. Профессионалы новой школы объединены в общественную профессиональную организацию — Общероссийскую профессиональную психотерапевтическую лигу, массовую организацию нового типа, объединяющую всех профессионалов и обучающихся, занимающихся психотерапией, где каждый день происходят резонансные профессиональные события. В Новой школе уделяется самое большое внимание профессиональной подготовке специалистов. Сегодня это только последипломная подготовка, построенная по четырёх частной модели включающая себя: теорию, практику, учебную супервизию и учебную терапию. Количество часов по этой четырёхчастной модели зачастую превышает 3200. В будущем это будет полная подготовка в рамках высшего образования. Новая школа предполагает и стимулирует творчество профессионалов с первых шагов в освоении профессии. В современном мире, где единственная стабильная характеристика может быть сформулирована так — «всё постоянно меняется», не удаётся достичь результата лишь однократно, его нужно достигать постоянно — снова и снова!
Новая школа находится в процессе своего становления. Она являет собой единство многообразия и многообразие единства. И если вы настроены внести свой вклад в её развитие, прошу обращаться к координаторам развития Новой школы:
Ваше участие важно для развития нашей профессии!