ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Важно! Катков. О некоторых предварительных итогах обсуждения проекта ФЗ РФ «О психотерапии»

ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

Анализ обсуждения проекта Федерального закона Российской Федерации
«О психотерапии» в профессиональных психотерапевтических ассоциациях

А.Л. Катков д.м.н., профессор, вице-президент ОППЛ

Контекст

Проект Федерального закона Российской Федерации «О психотерапии» был разработан в августе 2012 г. в порядке инициативы Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (далее ОППЛ).

Настоящее обсуждение обозначенного законопроекта — это уже вторая волна законотворческой деятельности профессиональных психотерапевтических ассоциаций в РФ (первая волна имела место в 2000-2001 гг., в ходе чего ни один их четырех выдвигаемых законопроектов не был доведен до стадии обсуждения в комитетах и комиссиях Государственной думы РФ).

Существенной особенностью настоящей ситуации с законопроектом является наличие предварительной договоренности между лидерами самых крупных профессиональных психотерапевтических ассоциаций России о том, что обсуждаться будет единственный законопроект, в который далее будут вноситься необходимые изменения и поправки. Таким образом, исходный текст следует считать лишь необходимой первичной основой, посылом к профессиональному сообществу, за счёт активности которого предполагается довести законопроект «О психотерапии» (2012) до необходимых кондиций и продвижения в Государственную Думу Российской Федерации.

В связи со всем сказанным проведение пяти предварительных раундов обсуждения законопроекта (трижды в г. Москве, в г. Санкт-Петербурге и Краснодаре в 2012-2013гг.) представляется важным шагом к продвижению анализируемого нормативного акта и, следовательно, к развитию профессиональной психотерапии в РФ. (Стенограммы круглых столов размещены на сайте ОППЛ.)

Далее, с самого начала следует отметить тот факт, что лидерами и представителями профессионального сообщества обсуждался лишь текст самого законопроекта. К сожалению, оба варианта приложенной пояснительной записки (сокращенный и развернутый, с научным обоснованием метамодели современной психотерапии) оказались вне зоны внимания заинтересованных профессионалов. Что, безусловно, сказалось на некоторых важных аспектах полемики.

Общая информация

Всего на пяти проведенных форумах по различным аспектам предлагаемого законопроекта выступило более семидесяти участников с примерно равным соотношением врачей и психологов. Представительным по числу выступающих и присутствию лидеров крупных профессиональных психотерапевтических ассоциаций был раунд в Санкт-Петербурге, проводимый в рамках 3-го Конгресса психотерапевтов, практических психологов и психологов-консультантов «Достижения и потенциал психотерапии, практической и консультативной психологии в Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации» 2 февраля 2013 г. На каждом обсуждении с согласия участников проводилась диктофонная запись, на основании которой готовились соответствующие стенограммы.

Эти стенограммы, а также официальный отзыв Министерства здравоохранения Российской Федерации на обсуждаемый законопроект (отзыв подготовлен ФГБУ «Московский научно-исследовательский институт психиатрии» за подписью директора, д.м.н., профессора В.Н. Краснова), приведенный в письменном ответе на обращение Первого заместителя Председателя Комитета по охране здоровья Н.Ф. Герасименко за № 14-1/10/7-319, и являются материалами нашего анализа.

Анализ проводился по следующим основным параметрам:

В целом следует отметить, что, несмотря на явно недостаточное количество анализируемых суждений, некоторые тенденции и полезную информацию из проведенного обсуждения можно увидеть, извлечь и активизировать на этой основе нормотворческую деятельность профессионального психотерапевтического сообщества.

Результаты анализа

1. По разделу преимущественной, общей реакции профессионального психотерапевтического сообщества на законодательную инициативу в выступлениях участников было отмечено:

2. По разделу ожиданий и потребностей психотерапевтического сообщества в сфере законодательного нормативного регулирования профессиональной деятельности были высказаны следующие суждения.

От закона ожидают:

Преобладающими ожиданиями в общей группе выступающих были те, которые связаны с легализацией профессиональной деятельности, выведением психотерапии в статус самостоятельной медицинской (медико-психологической) дисциплины и расширением доступа в профессию.

Основные противоречия сосредоточились вокруг пункта необходимости прописывания в тексте закона профессиональных, в частности образовательного стандартов.

3. По разделу основных контекстов, актуальных для обоснования и продвижения рассматриваемого законопроекта, были высказаны следующие суждения:

По данной позиции большинство выступающих было согласно с тем, что законопроект в первую очередь должен учитывать актуальные экономические, социальные и глобальные (кризисные) контексты ситуации в стране и тенденции развития профессиональной психотерапии в мире.

4. По разделу представлений о сферах, которые должен регулировать закон, были высказаны следующие суждения:

В целом по данному разделу следует отметить два пункта, в отношении которых высказывались противоречивые мнения: 1) узкая, медицинская сфера применения психотерапии и, наоборот, расширение сферы регулирования с включением консультирования; 2) обстоятельная детализация профессиональных, в частности образовательного стандарта в тексте закона и отказ от этой позиции в пользу саморегулируемых организаций.

5. По разделу целеполагания в законодательстве о профессиональной психотерапии были высказаны следующие суждения, во многом повторяющие содержание раздела «ожидания и потребности психотерапевтического сообщества…»:

В целом следует отметить, что по данному разделу было высказано наименьшее количество суждений. Спорным пунктом здесь был вопрос о степени перераспределения полномочий в пользу саморегулируемых организаций, действующих в сфере профессиональной психотерапии.

6. По разделу предложений по объединению и продвижению законопроекта были высказаны следующие пожелания:

Все вышесказанные предложения встречали понимание участников дискуссии и принимались без каких-либо существенных замечаний и возражений.

7. По разделу замечаний в отношении структуры, содержания и других характеристик законопроекта со стороны представителей профессиональных ассоциаций было высказано следующее:

В целом по данному разделу следует отметить чрезмерную обобщенность замечаний и предложений по изменению содержания и структуры макета законопроекта. Что свидетельствует, в том числе и о недостаточной проработке предлагаемого варианта законопроекта представителями профессионального сообщества. Каких-либо конкретных предложений по изменению формулировок статей или отдельных положений в них, за одним исключением (Н.Н. Нарицин), сделано вообще не было. Основная дискуссия по данному разделу развернулась вокруг необходимости детального прописывания в тексте законопроекта системы профессиональных стандартов.

8. По разделу замечаний в отношении структуры, содержания и других характеристик законопроекта со стороны МЗ РФ и ФБГУ «Московский научно-исследовательский институт психиатрии» необходимо отметить следующее:

В целом, следует сказать, что практически все высказанные претензии основывались не на тексте законопроекта, а на личном мнении авторов соответствующего отзыва о психотерапии (что и будет проиллюстрировано в соответствующем разделе, содержащем комментарии к анализируемым тезисам).

9. По разделу анализа метапозиционных различий по итоговому заключению в отношении необходимости и востребованности обсуждаемого законопроекта со стороны профессионального сообщества и экспертов Московского института психиатрии можно отметить следующие кардинальные различия:

Таким образом, анализируемые позиции диаметрально расходятся по основным пунктам обсуждаемой темы.

10. По разделу комментариев по некоторым спорным позициям, высказываемым представителями профессионального сообщества:

Наша позиция, представленная в тексте закона, заключается в том, что регулироваться должна вся психотерапевтическая деятельность, а не только её часть, направленная на наиболее уязвимых и подверженных рискам клиентов / пациентов. Основной смысл закона состоит в том, чтобы сделать психотерапевтическую помощь, во-первых, доступной, а, во-вторых, квалифицированной. Тогда она и будет безопасной для всех клиентов, а не только отдельной «клинической» части;

Наша позиция заключается в том, что в тексте законопроекта ссылки и статьи, обосновывающие необходимость разработки и утверждения системы профессиональных стандартов, должны быть обязательно.

Однако их детальное прописывание следует категорически исключить, поскольку это наиболее динамичная структура должна постоянно развиваться, обеспечивая рост качества оказания психотерапевтической помощи. А пересматривать Федеральный закон слишком часто никто не позволит. Таким образом, это будет закрепощающая, а не развивающая норма;

Мы считаем, что здесь нужен сбалансированный подход, предусматривающий коллегиальную форму управления профессиональной деятельности, поскольку даже и крупные психотерапевтические ассоциации РФ не в состоянии на сегодняшний день обеспечивать полный объем управленческих функций. Однако, по мере становления профессиональной психотерапии в РФ, этот баланс должен смещаться в сторону саморегулируемых профессиональных сообществ. Вот почему в тексте закона прописан компромиссный вариант координационного совета по развитию профессиональной психотерапии при Правительстве РФ.

Комментарии по отзыву Московского института психиатрии следующие:

В силу всего сказанного мы не можем принять итогового вывода авторов отзыва от отсутствии необходимости государственного законодательного регулирования деятельности по оказанию профессиональной психотерапевтической помощи населению Российской Федерации.

Заключение

Проведенное обсуждение проекта Федерального закона РФ «О психотерапии» показало необходимость таких обсуждений, важность предварительной информационной подготовки и согласованных действий в данной сфере.

Рекомендации по дальнейшему продвижению законопроекта представляются адекватными и своевременными.

Все сказанное оставляет надежду, что следующие обсуждения будут способствовать продвижению закона и развитию профессиональной психотерапии в Российской Федерации.