Павлова Светлана Михайловна, педагог-психолог, МБДОУ детский сад № 290, г. Самара.
«Ужель скажу, что долгий путь мой мрачен?
С младенчества я в жертву предназначен
И красоте, и вымыслу чудес!»
Микеланджело Буонарроти
Альбрехт Дюрер (1471-1528), выдающийся живописец, гравер, теоретик искусств эпохи немецкого Возрождения, оставил для потомков немалое творческое наследие. Человечество хранит благодарную память о нем.
«Он был еще в самом расцвете сил, когда о нем стали писать. И с тех пор никогда не переставали…К пятисотлетию со дня рождения Дюрера, которое весь мир отмечал в 1971 году, было подсчитано, что уже вышло более десяти тысяч работ, ему посвященных. С тех пор это число увеличилось. Для того, чтобы прочитать все, потребовалась бы целая жизнь» (Львов С., 1977, с. 298).
Каждая эпоха оценивает произведения искусства с позиций своего времени, раскрывает новые грани и новое виденье.
В наше время интерес к творчеству знаменитого художника проявляют не только искусствоведы, художники, ценители искусства.
Широко известную гравюру «Меланхолия» профессор Марк Евгеньевич Бурно (2008, с. 142-147) и его последователи используют для оказания помощи людям, склонным к тягостным сомнениям — переживаниям. Тем, кто испытывает душевные трудности, связанные с потерей веры в себя, свои возможности.
Мне дважды довелось принять участие в занятиях, посвященных «Меланхолии».
8 февраля 1999 г., Самара. Просторная аудитория медицинского университета, заполненная преподавателями, студентами.
18 октября 2004 г., Москва. Конференц — зал Наркологического диспансера во 2 — м Автозаводском проезде. Присутствуют врачи, психологи.
Ведущий — Марк Евгеньевич рассказывает об особенностях меланхолического темперамента, об отношении к нему в различные периоды истории. О том, что среди выдающихся личностей преобладают меланхолики.
На экран проецируются слайды: «Меланхолия» и «Автопортрет в парике» Дюрера. Их соседство не случайно. Слушатели узнают, что «Меланхолия» является духовным автопортретом Дюрера.
Участники под руководством ведущего пытаются понять содержащиеся в гравюре зашифрованные смыслы, постигнуть, что происходит на гравюре с крылатой женщиной в глубоком унынии, прочувствовать «свое» в проявлениях меланхолического темперамента.
Вместе со всеми изучаю загадочный образ на экране, ищу ответы на вопросы Марка Евгеньевича. И это не простой процесс — сродни решению сложной задачи, разгадыванию ребуса. Похоже, не только для меня.
Ведущий не спешит с готовыми ответами. Предоставляет возможность осуществлять самостоятельный поиск, высказывать свои предположения, свое мнение.
Завершается встреча комментариями, разъяснениями М.Е. Бурно: «творчество — не забава, а лечение страдания (меланхолии)».
Многое из сказанного Марком Евгеньевичем о ценности, созидающей силе, творческих возможностях меланхолического темперамента было откровением. На протяжении всего занятия аудитория была увлечена темой. Этому способствовали доброжелательно — понимающее общение, умение Марка Евгеньевича пробудить интерес к размышлению, диалогу.
Фигура, удаленная от нас пространством и временем, остается в ореоле загадочности, многозначности. Чтобы продвинуться дальше, необходимо потрудиться: «Читайте, читайте» — советует автор метода ТТСБ (Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно).
Постижение особенностей меланхолии в творчестве Дюрера продолжается.
4 ноября 2004 г. Посещение выставки гравюр А. Дюрера «Малые страсти» в художественном музее г. Самара.
17 ноября 2004 г. Знакомство с биографией прославленного творца, необыкновенно содержательно изложенной Сергеем Волковым.
27.12.2009 г. Встреча в городской библиотеке с членами самарского отделения Центра ТТС, посвященная «Меланхолии».
Общение с «Меланхолией» и творчеством А. Дюрера с использованием метода ТТСБ позволило полнее осознать возможности людей, наделенных меланхолическим темпераментом. Убедиться в том, сколь созидательной силой может быть сомнение, если питают его жажда к знаниям и деятельности.
В глазах крылатой женщины, изображенной на гравюре, мы видим тревогу, растерянность, недоверие. Взгляд строгий и проницательный. Но что находится за этим, внешне видимым? В состоянии уныния и тоски происходит работа мысли и чувств. Рождаются новые идеи и замыслы.
Несмотря на угнетенное состояние, образ воплощает собой достоинство и понимание своего высокого предназначения.
В 2014 г. исполнится 500 лет с того времени, когда была создана «Меланхолия». До сих пор она вызывает восхищение филигранностью исполнения, поражает мастерством изображения чувств, их глубины и сложности. Продолжает служить людям.
Творения и сама жизнь А. Дюрера являются вдохновляющим примером в личностном, социальном и профессиональном творческом самовыражении на любом этапе жизненного пути. «Осознанность своей общественной пользы» приводит к «возникновению на этой основе стойкого светлого мироощущения» (Бурно М.Е., 2012, с. 60 — 62).
Альбрехт Дюрер «Меланхолия»
Список литературы