ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ АВТОРСКИХ МЕТОДИК. Романова И.Е.Заявка.
КОМИТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ И НАГРАД ОППЛ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ АВТОРСКИХ МЕТОДИК
(ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ)
На соискание авторского свидетельства Профессиональной психотерапевтической лиги
Название методики: Интегративно-метафорическая терапия
Авторы методики: Илона Евгеньевна Романова, канд. филос. наук, доцент кафедры социальной психологии Гуманитарного Университета, Екатеринбург, Психотерапевт Единого Европейского Реестра, национальный лидер модальности «Психодрама».
Екатерина Александровна Климова, психолог, действительный член ОППЛ
1. Определение
Интегративно-метафирическая терапия — полимодальный метод групповой и индивидуальной терапии, соединивший в себе основы современных направлений психотерапии и накопленный веками опыт традиций разных народов. Это очень гибкий и экологичный метод работы с состояниями, внутренними образами, актуальными вопросами и проблемами клиента. Данный метод включает в себя рукодельные традиционные техники, при применении которых используются натуральные материалы, что позволяет клиенту заземлиться, переключиться на ощущения и своими руками материализовать продукт собственного творчества. В данном методе применяются инициационные традиционные практики и ритуалы, основывающиеся на конкретных значениях и способствующих аккомодации и ассимиляции нового опыта в меняющихся условиях жизни. Метод интегративно-метафорической терапии применим во многих сферах деятельности психолога — как в групповой работе, так и в индивидуальном консультировании, и в работе с детьми, и в семейной терапии. Хорошо зарекомендовала данная терапия себя в работе с клиентами, проживающими возрастные кризисные состояния. Также она хорошо применима для коррекции внутренних образов различных аспектов жизни клиента. Благодаря своей экологичности, описываемая методика практически не имеет противопоказаний и может иметь широкое распространение.
2. Сущность методики
Основные процессы:
- Выявление проблемных зон и внутренних образов — повышения уровня осознанности, соединение измерений чувств, ощущений и мыслей;
- Взаимодействие с внутренними образами через различные направления психотерапевтических методов;
- Развитие творческого восприятия и новых способов проживания жизненных ситуаций;
- Раскрытие творческого потенциала, развитие творческих способностей через взаимодействие с различного рода натуральными материалами — тканями, деревом, травами, лыком, непряденым льном и пр.;
- Ритуалы и инициации как часть терапевтического процесса — создание ситуации, в которой участниками проживается новый опыт, и они получают возможность ассимилировать его в свою жизнь, укрепляя полоролевую и социальную идентичность.
- Освоение навыков саморегуляции эмоциональных состояний.
Структура сессии в формате психотерапии/консультирования/групповой работы:
- Диагностический этап;
- Индивидуальные терапевтические интервенции и психологические методы разогрева и настроя;
- Терапия с применением техник классических модальностей;
- Работа с использованием народных рукодельных техник (традиционных кукол, писанок, вышивки и др);
- Обратная связь.
- Завершающая медитация.
Этапы формирования психотерапевтического процесса:
- Формирование представления о себе через метафорическую модель. Представление и материализация метафорической модели — в виде куклы, расписного яйца, вышивки, рисунка и т.д. Идентификация частей личности через метафорический образ.
- Этап символизации. Наделение материализованного метафорического образа значением и символом, извлечение из него смыслового содержания.
- Этап трансформации материализованного метафорического образа. Происходит благодаря фокусировке внимания на процессе материализации образа и сопровождающих его феноменах.
- Перенос опыта в реальную жизнь.
3. Теоретические и методологические аспекты
Обобщение накопленного нами и коллегами опыта дало нам возможность интегрировать современные психотерапевтические технологии, такие как психодрама, системные расстановки, арт-терапия, сказкотерапия, а так же фольклорные практики и народное творчество в мультимодальную авторскую психотерапевтическую программу, позволяющую на символическом уровне проживать важные личностные трансформации. Изучение народных традиций ритуализации возрастных и социальных переходов, прежде всего русской традиции женского ручного творчества в изготовлении одежды, кукол, предметов быта, позволили дополнить и обогатить это направление приемами работы с метафорическими образами через изготовление традиционной народной куклы, писанки, вышивки и пр.. Создание «материализованной» метафоры, связанной с определенным образом, ритуалом, задачами позволяет как достаточно точно диагностировать проблему клиентки, так и откорректировать ее, изменяя образ и внутреннее состояние. Символический язык, в том числе язык сказки или куклы наиболее адекватен для доступа как к личному бессознательному, так и к коллективному. Коллективное или индивидуальное творчество способствует не только самовыражению и повышению самооценки, но и более глубокому пониманию себя, ощущению внутреннего спокойствия, целостности, а соприкосновение с многовековыми традициями позволяет почувствовать глубинную взаимосвязь с женским в себе, ощутить внутреннюю женскую силу и связь с женщинами своего рода, получить внутреннее «материнское разрешение и благословение» быть женщиной и быть счастливой.
Работа на метафорическом уровне позволяет мягко и экологично устранить сопротивление рационального мышления, открыть доступ к подсознанию, наладить связь телесного и духовного, помочь клиенту глубоко проработать личностные проблемы, содействовать процессам трансформации, «мягко» изменить нерациональные убеждения.
Сочетание ручного творчества с другими классическими психотерапевтическими технологиями позволяет эффективно структурировать сессию и удерживать клиентов в контакте с реальностью.
Терапевтический эффект достигается с помощью удержания фокуса внимания на процессе творения и сопровождающих его феноменах (чувства, мысли, телесные ощущения, ассоциации, воспоминания и т.д.) и выхода на уровень осознанности происходящих процессов.
Интегративно-метафорическая терапия не имеет ограничений по полу и возрасту.
4. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии)
- Психодрама (принципы ролевой организации личности и творческой спонтанности);
- Глубинная психология (архетипический анализ);
- Системно-феноменологический подход (положение о принадлежности каждого человека к своей системе);
- Арт-терапия (принципы самовыражения и коррекции внутренних образов через творческие приемы и методы);
- Сказкотерапия (работа с метафорами и образами при прохождении инициационных ритуалов);
- Гештальт-терапия (положение о единстве рационального, аффективного, социального, физического и духовного измерений).
- Иниационная терапия (принцип индивидуального и группового проживания мужских и женских инициаций)
5. Основные отличия от родственных методов
- создание материализованных метафорических образов, с опорой на традиционные народные практики рукоделия и обрядов.
- сочетание различных техник классических психотерапевтических направлений в структуре одной сессии, что позволяет эффективно интегрировать изменение образа «Я».
- сама структура сессии, позволяющая обеспечить психологическую безопасность клиента и комфортное пространство для изменений и контакта с реальностью.
6. Показания и противопоказания применения методики:
Показания:
- Проблемы идентификации, работа с архетипами женского и мужского, повышение и укрепление самооценки.
- Улучшение адаптивных стратегий.
- Преодоление личностных кризисов, в том числе и возрастных.
- Повышение уровня качества межличностных отношений: проблемы взаимопонимания полов, воспитания детей, улучшение супружеских отношений и отношений между поколениями.
- Поиск ресурсов для решения жизненных задач, повышение мотивации, развитие творческого потенциала.
- Расширение границ осознания и освоение нового поведенческого репертуара.
- Работа с травмами ( в том числе с детскими травмами и травмами потери).
- Психосоматические расстройства.
Противопоказания:
- острые психотические состояния.
- ситуации, требующие других видов помощи (социальной, юридической и др.) по жизненным показаниям
- отсутствие у клиента мотивации.
Методика не имеет противопоказаний по полу и возрасту.
7. Основные используемые труды
- Абрамян Л.А. . Первобытный праздник и мифология. — Ереван, изд-во АН Армянской ССР, 1983
- Афанасьев А. Русские заветные сказки. — М.: Эксмо. 2009.
- Берстенева Е, Догаева Н. Кукольный сундучок. — М.: Белый город, 2010.
- Василец Т.Б. Мужчина и женщина: тайна сакрального брака. СПб.: Речь, 2010
- Вебер Г. Два рода счастья: системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2007.
- Вознесенская Е.Л. Инициационная арт-терапия как отклик на потребности современного клиента // Простір арт-терапії: Разом з вами: Збірник наукових статей / За науковою ред. А.П. Чуприкова, О.А. Бреусенка-Кузнєцова, О.Л. Вознесенської. — К., 2006. — С. 13-23.
- Дайн Г.Л, Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. — М.: Культура и традиции, 2008.
- Ефимкина Р. Три инициации в «женских» волшебных сказках. Сборник «Российский гештальт». — вып.4. — М., Новосибирск: 2003. — с. 18 — 37.
- Забылин М. М. Праздники, обряды и обычаи русского народа / Забылин М. М. — М.: Эксмо, 2008. — 608с.
- Климова Е.А. Соединение современного опыта психотерапии и народных традиций. Психотерапия, 2010 г. №12(96) страница 15 -18.
- Кон И.С. Сексуальная культура России. — М., ОГИ, 1997
- Короткова М. Традиции русского народа /Короткова М. — М.: Дрофа-Плюс, 2008. — 96с.
- Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. — С-П.: Паритет, 2003.
- Крайг Г.Психология развития. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс-ших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с
- Мазалова Н.Е. «Состав человеческий»: Человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб,: Изд-во «Петербургское Востоковедение», 2001
- Михайлова Е.Л. «Я у себя одна», или Веретено Василисы. — М.: Независимая фирма «Класс», 2008.
- Пигарева С.И. Деевская свадьба.//Морфология обряда. Сборник докладов научно-практической конференции Заповедника народного быта. — Иваново: издательское товарищество «Роща Академии», 2008
- Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. Издательство «Лабиринт», М., 1998.
- Романова И.Е. Женские кризисы: Инициационная терапия.//Профессиональная психотерапевтическая газета № 11,2010 , Материалы Всемирного конгресса русскоязычных психотерапевтов «Языки психотерапии» (Москва, 8-10 октября 2010)
- Романова И.Е. Инициационная терапия как интегративный подход в коррекции нарушений женской идентичности.// «Российский человек в разломе эпох: Q-vadis?» Материалы ХV Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета. 26-27 апреля 2012 г. Т.1. стр. 501-505
- Романова И.Е. Свадебный портрет в интерьере. Психодрама и современная психотерапия. Киев, 2007 № 2, стр. 26-32
- Романова И.Е. Семья и брак: тенденции и противоречия.// Между прошлым и будущим: социальные отношения, ценности и институты в изменяющейся России. YIII научно-практическая конференция, проведенная Гуманитарным Университетом (г. Екатеринбург) и фондом Фридриха Науманна (ФРГ) 17-18 мая 2005 года. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2005. Т.2 —стр.139-143
- Хеллингер Б. И в середине тебе станет легко. 3-е изд-е. — М.: Психотерапия, 2008.
- Шангина И.И. Русские девушки. — СПб.: Азбука-классика, 2007,352 с.
- Шутценбергер А. Синдром предков. Трансгеннерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование генограммы. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
- Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. — М.: Академический Проект, 2000. — 222с.
- Юнг К.Г. и др. Человек и его символы / Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. — М.: Серебряные нити, 1998.
Реквизиты для взаимодействия:
Романова Илона Евгеньевна, e-mail: , тел.+7 (904) 989-73-13
Климова Екатерина Александровна, e-mail: , тел.+7 (961) 771-27-80