Татьяна Геннадьевна Перц, г. Трир, Германия
Введение.
Душевная гармония и дисгармония — на чём базируются эти понятия, как можно их использовать в психотерапии?
Желание найти ответ на эти вопросы привело к написанию данной работы. Она построена на вольном объединении логики музыкальной культуры и психологии, с использованием содержательно-понятийного аппарата из обеих предметных областей.
Для методологической опоры в осмыслении и описании опыта своей психологической практики привлечена терминология музыкальной культуры, так как она, по мнению автора, содержит наилучшие коды и алгоритмы для понимания и оптимизации процессов гармонизации психики человека, его душевного состояния.
Возможно, данные размышления будут способствовать пониманию коллегами авторского подхода к работе: методики и техник, и/или их дальнейшему развитию.
Гармония против хаоса.
Мы живём во власти Закономерности и Случая. Созидание и разрушение не так далеки друг от друга: они взаимозависимы и даже взаимообусловлены. Гармония и хаос — две стороны мироздания.
Философско-эстетическое понятие гармонии рождено в глубокой древности. У греков оно отразилось в мифах о космосе, хаосе и гармонии сфер. Впоследствии понятие гармонии было применено в специальном музыкально-теоретическом смысле. Оно употребляется в самых различных контекстах: цветовая гармония, гармония речи, гармония души.
Человек стремится к ладу с самим собой и миром, но если этот человек случайно оказался «не в том месте и не в то время» — в зоне террористического акта, например, или же случайная генная мутация привела к рождению больного ребёнка, то такие «обстоятельства непреодолимой силы» (юр.) — силы Хаоса, могут нарушить внутреннюю гармонию человека. Разрушаются его гармоничные отношения с окружающими, наступает разлад в семье.
Когда мы имеем дело с развитым здоровым человеком, его психика находится в устойчивом равновесии. Для него посильно балансировать свое состояние, намечать цели для изменения обстоятельств своей жизни, искать формы и способы увеличения своего личностного ресурса. Саморазвитие и саморегуляция поведения такого человека опираются на зрелый механизм рефлексии: способность осмысливать собственные мысли, чувства, деятельность, выявлять зоны относительного дефицита, оценивать проекты личностных изменений и совместимость «новоприобретений». (9)
Критерием оценки является субъективное ощущение соответствия/несоответствия всему своему существу. Оно выражается простыми фразами, — «это мне подходит/не подходит», «это моё/не моё...». Развиваясь в активном взаимодействии с миром, здоровый человек продолжает сохранять идентичность.
Мы имеем системы успешной защиты от разрушительного воздействия хаоса, которое обрушивается на нас в виде несчастного случая, травмы или потери кого-то из близких. Благодаря духовно-культурным традициям перерабатывается горе с использованием соответствующих обрядов. Здоровый человек спокойно использует систему социальной помощи и медицинского страхования — он обращается к врачам, чтобы наложить гипс на сломанную в случайной аварии ногу и заполняет необходимые документы для подтверждения временной нетрудоспособности. Для этого, как правило, не нужна помощь психолога. Появление проблем приводит к постановке и решению задач здоровым и внутренне крепким человеком. Поисковая активность такого человека не ослабевает, если время от времени происходит что-то, не соответствующее его представлениям или убеждениям. Его личность открыта новым смыслам, формам поведения, эмоциональному многоцветию восприятия жизни.
За помощью обращается человек, который не имеет развитой способности к рефлексии и навыка внутренней гармонизации, или же он просто внутренне ослаб. Его психологические структуры могут быть настолько повреждены в результате серьезной психологической или физической травмы, что взглянуть на себя «со стороны» не получается. Взгляд слишком уж односторонний, — часто с мольбою о чуде, обращённый в небо, или с упрёком — в себя.
Напрашивается образ разноцветной пёстрой мозаики, из которой выкрошилось большое количество кусочков — почти целые фрагменты. Не так просто поставить мелкие кусочки смальты на свои места и воссоздать фрагмент, так как не с чем соотнести форму и цвет каждого кусочка в отдельности. В процессе восстановления целостности придётся изучить логику построения орнамента, отследить направление линии рисунка и ритмику цвета в мозаике, чтобы «дорисовать» пострадавший фрагмент, постоянно сравнивая его с соседними. Тогда, утерянные или повреждённые кусочки могут быть успешно заменены на новые.
В результате мы снова увидим ту целую мозаичную картину, но уже и не совсем ту: её же, — но в новом состоянии. Кусочки будут те же — и одновременно уже не те. Звук «ре» следующего регистра, это тоже «ре», но отличающееся от прежнего по высоте и отстоящее от более низкого звука на целую октаву. Что является идентичным и истинным в целом, восстановленном путём поэлементной замены частей — об этом философы будут спорить и дальше. Нам важно, чтобы человек почувствовал себя в хорошо в соответствующей картине своего «Я».
Способность к целостному восприятию, анализу и синтезу информации у клиентов разнится. Многим из них время от времени нужен кто-то, кто умеет «думать по-другому». Кому-то нужно, чтобы «разложили ситуацию по — полочкам», а кому-то, — чтобы помогли всё «собрать по-кусочкам». (11)
Сочетание развитой способности к анализу и синтезу в одном человеке нередко среди психологов. Многие клиенты также обладает и поэлементным, и целостным способами интеллектуальной переработки событий внешнего и внутреннего мира, — с хорошей творческой составляющей. Но даже у самых одарённых из них в результате переживания острого горя — например, из-за неожиданной потери близкого человека или иной психотравмирующей ситуации, восприятие может сузиться до «коридорного мышления». Это приводит к нарастанию внутренних противоречий, затруднениям в выражении эмоций, спутанности мыслей, чувству неудовлетворённости собой и своими отношениям с окружающими или даже с целым миром.
Специалист и/или методика, сочетающие аналитические и синтетические функции с ре-креативными возможностями полезны и иногда необходимы для восстановления целостности психологического состояния и его гармонизации.
Интервал задаёт гармонию. Осмысление понятия.
Понятие психологической гармонии является обиходным.
Основой гармонии в музыке является октава (муз.мат.тех). Предположим, что основой психологической гармонии является психологическая октава и попробуем сформировать определение данного понятия.
Некоторые ( из многих) существующих определений: в информатике октавой называют 8 двоичных разрядов (байт), а в литературе — это строфа из 8 стихов с твёрдой схемой рифмовки.
Октавой (от лат. octāva «восьмая») в акустике и оптике считается внесистемная безразмерная единица частотного интервала между двумя частотами (f1 и f2), отношение которых выглядит как f2/f1 = 2. (27)
В музыке октава —интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет 1 к 2 . Частота более высокого звука в 2 раза больше предыдущего-низкого).
Интервал октавы охватывает восемь ступеней диатонического звукоряда — от «до» до следующего «до» или от «ре» до следующего «ре» и т. д. Два последовательных звука, отстоящие на октаву, воспринимаются очень похожими друг на друга, хотя явно различаются по высоте. Октава является, по сути, звуковым аналогом визуального образа эволюционного развития — спирали. Будучи основой музыкальной гармонии, она представляется таким образом звучащим символом гармонического развития.
Но нас, в первую очередь, интересует то, что относится к душевной гармонии и гармоническому развитию психики.
Октава в музыке гармонизирует звуки, выстраивая их в мелодии и превращая в музыку. Психологическая октава гармонизирует душевное состояние человека, способствуя достижению чувства полноты жизни и счастья.
Психологический интервал. Психологическая октава.
Если использовать прямую аналогию с понятием из музыкальной культуры, то ключевым в нашей «психологической октаве» будет понятие интервала — расстояния между частями, например, между составляющими психологического состояния человека или условными частями его «Я».
Эта идея давно используется в представлении о психическом здоровье и его нарушениях. Карен Хорни сконцентрировала внимание на степени расхождения между частями наших «Я»: подлинное (или возможное) я, идеальное (или невозможное) я, презренное я и наличное я. «...При неблагоприятных условиях соприкосновение с подлинным я утрачивается и разрастается идеальный образ себя.... Дистанция между наличным и подлинным я зависит от того, насколько наше развитие было самоосуществлением, и насколько — самоотчуждением.» (17)
В построении методики гармонизации психологического состояния выделим в нём восемь условных частей, при этом одна из них должна повторяться — на уровне, максимально приближенном к подлинному Я. Восемь составляющих: семь актуальных и восьмая — как возможность выхода на новый уровень самоосознания/ саморазвития, — определёны автором как «психологическая октава». Все они находятся в непосредственной и/или опосредованной связи друг с другом. Эта связь проявляется через субъективное ощущение гармонии — их соответствия друг другу.
Восемь частей «психологической октавы», по авторскому замыслу и опыту практической работы представляют собой систему с положительной обратной связью. При этом изменение в одной части влияет на состояние всех остальных. Сохранные, устойчивые компоненты системы — взятые отдельно или в комбинации, регулируют состояние других — тех, которые оказались дистанцированы и перестали соответствовать ощущению гармонии и целостности.
Нарушение связей и соответствующего взаимовлияния составляющих психологического состояния обусловливает дисфункциональное состояние человека. Оно обозначается клиентом как плохое самочувствие и/или неудовлетворённость собой и качеством своей жизни. Иногда обозначается как потерянность, нарушение внутренней целостности. Ощущение психологической гармонии в этом случае отсутствует. (3)
На основе технологичной работы психолога при «настройке» психики клиента возможно активное содействие поэтапному восстановлению ощущения гармонии и целостности самовосприятия. Это создаёт возможность комплексной психологической помощи и способствует закреплению положительного результата в работе с клиентом.
«Психологическая октава», по мнению автора, представляет собой следующий набор компонентов:
Порядок компонентов в применении методики может быть любым. Это зависит от того, с чем работаем, на что именно работаем, — и через что работаем. Но все восемь компонентов должны быть задействованы для устойчивого положительного результата.
Вероятно, можно было бы дифференцировать эти восемь составляющих по степени близости друг другу, определить их «соседство» или упорядочить данные компоненты психологической октавы по возможности влияния на поведение человека или на его общее самочувствие. Вполне вероятна возможность их проранжировать и выстроить иерархию, например — по степени влияния на то же состояние регуляторных систем организма. (2)
Одна из клиенток в ответ на просьбу проассоциировать с диатоническим звукорядом предложенную автором «психологическую октаву» заявила: «Организм и тело — это однозначно «до»! , а мысли, по-моему — это «си»... или ? .Хотя, впрочем, бывают ТАКИЕ уж мысли, что потянут аж на целое «ДО»!»
Эмоции любви/ ненависти, ощущение приятной ( или парализующей) дрожи в теле, образ «мотыльков в животе» ( или «ножа в сердце» ) , вероятно, теснее связаны состоянием регуляторных систем организма человека, чем, например, просто решение подарить букет при предстоящем свидании. Факт вежливого обращения — вопроса к прохожему: «Извините, может Вы знаете, где тут поблизости цветы продают?», — находится субъективно «дальше» от факта учащенного сердцебиения, вегетососудистых и гормональных реакций, связанных с образами нежного свидания (или разрыва отношений). Хотя само обращение-вопрос к прохожему непосредственно вызвано мысленным решением — намерением использовать цветы как символ выражения чувств.
Было бы вполне вероятно измерить условное «расстояние» в ряду между составляющими психологического состояния, которое самим человеком и большинством окружающих людей оценивается как гармоничное. Усреднённые показатели большого количества подобных измерений может быть дали бы определённые корреляции. Данные могли бы быть даже статистически значимыми. Дистанция между составляющими психологического состояния при этом выразилась бы в процентилях, «сырых» баллах, Т-значениях...
Но с точки зрения интересов клиента, можно и «в попугаях мерить». В конце концов в России расстояние вполне успешно определяют через меру времени («два дня на поезде и полчаса на автобусе» — вполне понятно), в отличие от Германии, где для измерения расстояния используют километры.
Для клиента важно заметить значимую дистанцию, оценить её гармоничность и использовать оценку для самонастройки.
Характер внутрисистемных связей «психологической октавы» может быть нелинейным, — в условно «свёрнутом» виде она представляется октаэдром, в центре которого как проекция всех восьми граней возможно и находится наша душа. (форму октаэдра имеют межатомные пустоты (поры) в плотноупакованных структурах многих чистых металлов — например, в титане).
Неизвестно, удастся ли вычислить и определить в психологии «внесистемную безразмерную единицу» гармонического психологического интервала — подобно интервалу в музыкальной октаве, но у человека уже есть некая система датчиков и критерий оценки душевной гармонии/дисгармонии — субъективное восприятие как чувства внутреннего согласия/рассогласованности. Однозначно, что объяснения через субъективное восприятие и описания его через синонимичные ряды ( лад-разлад-налаживание, глас-согласование-рассогласование, гармония-дисгармония, строй-расстройство-настройка) недостаточно для полноты научного обоснования, но этим вполне можно пользоваться в практике психологической помощи.
Психологическая дисгармония.
Утрата или критическое ослабление связи между эмоциями и мыслями, между жестикуляцией-мимикой и речью, между реакциями регуляционных систем тела и действиями человека: всё это рассматривается как нефункциональное — дисгармоничное состояние.
Оберто́ны (нем. Oberton — «верхний тон») в акустике — призвуки, входящие в спектр музыкального звука; высота обертонов выше основного тона (отсюда название).
Обертоны бывают гармоническими и негармоническими... (26)
Люди, захваченные сильными переживаниями, часто отмечают, что их собственная речь в такие моменты воспринимается как нечто отдалённое и даже чуждое. Они мучительно ищут слова, чтобы выразить сложные или необычно яркие переживания и состояния. Их речь теряет ритмичность и образное выражение «музыка речи» в состоянии «разорванной» психики уже не применимо — речь становится «рваной».
Клиенты могут страдать от непонимания того, что с ними происходит, если на когнитивном уровне нет адекватного ответа тому, что воспринимается в ощущениях и отражается в эмоциональных переживаниях — или наоборот. Такая же ситуация, когда собственное поведение выходит из-под контроля: планы не реализуются, поступки противоречат собственным принципам и намерениям. В этом случае клиенты говорят о диссонансе или душевном разладе.
Системы регуляции человеческого организма могут давать неадекватный ответ на тот или иной образ, выбрасывая, например, такое количество адреналина, которое соответствует смертельной опасности. Тогда человек впадает в панику там, где ситуация предполагает просто небольшое опасение или осторожность в поведении. Он с криком ужаса убегает от собеседника там, где достаточно просто молча отойти в сторону или увеличить социальную дистанцию за счёт безразличия в мимике и холодности в интонации.
Ослабление или даже разрыв внутрисистемных связей превышает критические значения. В этом случае человек выходит за пределы широкой «ничейной полосы», которая отграничивает психическое здоровье от нездоровья. В этом случае его состояние уже описывают различные диагнозы. Эти диагнозы снимаются, если состояние пациента было обратимо, целостность системы восстановлена, — и он «де-факто» и «де-юре» возвращается в общество здоровых. (1)
Психологическая октава Татьяны Перц.
В построении и формулировке названия методики были использованы три части.
1) Слово «октава» заимствовано и применено в психологической практике в связи со следующим:
2) слово «психологическая» использовано на основании следующего:
3) включение имени автора в название методики обусловлено следующим:
Полезными в работе психолога/психотерапевта, по мнению автора, являются следующие смыслы исходного понятия октавы:
Гармонизация психологического состояния.
Первичным объектом музыкальной гармонии являются музыкальные интервалы. «Согласное» звучание отдельных звуков даёт первую категорию гармонии — консонанс, противопоставляемый диссонансу. (28)
Фиксация внимания на соотнесении составляющих «психологической октавы» и совместная деятельность клиента с психотерапевтом по обнаружению консонаннсных и диссонансных соотношений являются основой гармонизации психологического состояния клиента. Решения по принятию тех или иных соотношений восьми составляющих в качестве релевантных и значимых, — прерогатива самого клиента.
Любая из семи составляющих может стать восьмой — желательной для изменения и существующей в проекте, (либо — потенциально, в месте для такого проекта).
Рассмотрим один из вариантов в качестве примера. Мужчина 42 лет обратился с жалобой на приступы клаустрофобии и невозможность оставаться дома в одному в квартире. Клиент — сотрудник службы охраны, который провёл девять лет жизни в действующей армии — в «горячих точках».
Чувство страха и ощущения зажатости, оставшиеся после участия в военном конфликте «зашкаливаю» и не устраивают клиента, вернувшегося в мирные условия. Это чувство воспринимается диссонансным по отношению к мыслям и образам из реальной ситуации — теперь уже стабильно-безопасной.
То чувство страха было когда-то полезно — консонансно спасительному бегству в укрытие во время военных событий, мыслям о том, что надо понадёжнее спрятаться во время обстрела. Оно соответствовало образам грозящей опасности, было гармонично напряжению всех систем организма для самосохранения, заставляло своевременно переходить в нападение — фактически спасало жизнь.
Теперь новые мысли и образы противоречат тому страху — остаточному, компоненту прошлого психологического состояния. В совместной работе с психологом предстоит найти чувства, созвучные характеру мирной деятельности, пониманию стабильности своего положения и ощущению безопасности обстановки.
Существуют такие ситуации выраженного диссонанса — война давно закончилась, но «мирную» деятельность клиент воспринимает как дисгармоничную своему психологическому состоянию Воина — оно фиксировано в целом комплексе: в мыслях, поведении, чувствах. Несмотря на то, что человек работает в офисе, — он чувствует, думает и общается, — как Воин, как тогда и там — в составе группы быстрого реагирования, при условиях военного конфликта. Эта роль с её симпотомокомплексом противоречит малоподвижности клиента на новой — мирной работе, а необходимость сдерживать свои чувства в рамках конвенциального поведения увеличивает внутреннее напряжение. Его регуляторные системы реагируют на сигналы, как на той войне — выбросом адреналина, скачком артериального давления, активируется страх (смерти, закрытых помещений, одиночества или контактов с незнакомыми людьми).
В процессе психологической коррекции состояния клиент гармонизировал — привёл в относительное соответствие, деятельностный компонент «психологической октавы»: возобновил регулярные активные тренировки в спортивном зале. На вопрос психолога: — «...А в каком состоянии сейчас Ваша деятельность: двигательная активность, какие-то личные мероприятия и т.д., занимаетесь ли спортом..?, была отчётливая реакция понимания: «Точно! ! ! Я ведь перестал в зал ходить, когда первый раз тогда на работе подрался! ... В процессе коррекции были пересмотрены и когнитивные и социально-ролевые конструкции. В результате прошли приступы клаустрофобии в лифте, прекратились немотивированные агрессивные выпады в сторону коллег, улучшились отношения в семье.
Спортивная активность клиента после гармонизации отличалась от прежней — привычных служебных тренировок. Физическая нагрузка осталась (договорились, что она останется такой как минимум 8 лет — сколько проведено при исполнении так называемого «интернационального долга»). Изменилась её когнитивно-смысловая часть: тренировки перестали быть подготовкой к поединку с противником, а стали оздоровительными. Они стали борьбой за семью и личное счастье. Все стало согласованным — консонаннсным остальным составляющим «психологической октавы», обсуждённым и также последовательно скорректированным в процессе гармонизации психологического состояния этого клиента.
Таких же изменений можно было бы добиться, например, через введение в работу архетипического анализатора (18). Роль «Воина» могла бы быть скорректирована и поставлена на «своё место», уступив трон законному «Королю» с его стремлением к сохранности и накоплению ресурсов. В этом случае гармонизация была бы проведения с применением комплексного эффективного метода — «Театр архетипов».
Набор психокоррекционных техник определяется в соответствии с конкретикой терапевтической ситуации.
Использование методики. Настройка «по камертону» и «аккорду».
Часто клиент, обратившийся для психологической консультации не может чётко сформулировать и описать желательное для себя состояние. Тогда последовательное проявление и обозначение имеющихся у него психологических ресурсов — сохранных свойств психики и функционально эффективных психологических процессов, позволяет обозначить контуры желательного будущего самочувствия. Вместо жалоб и доминирующих неудовлетворительных характеристик «здесь и теперь» появляется проект желательного состояния Этот проект можно «проверить» на гармоничность индивидуальным характеристикам клиента в соответствии с принципом работы камертона.
Камерто́н (нем. Kammerton, «комнатный звук») — небольшой портативный прибор, точно и ясно издающий звук определённой высоты. Стандартный камертон издаёт звук ля 1-й октавы частотой 440 Гц. (29)
Некоторые из восьми составляющих сложной картины психологического состояния — выраженные и ясные по содержанию, могут служить камертоном для другой — желательной. Возможности тяготения человека к внутренней гармонии и к согласию с самим собой настолько велики, что часто достаточно нескольких сохранных и успешно функционирующих условных «частей», чтобы человек мог по ним понять смысл своих переживаний ( или дать себе доступ переживаниям случившегося).
Клиент может достроить проект своего желательного состояния — с детализацией желательных эмоций, поведения, общения и т.д. Имеющийся чёткий контур желательной составляющей ( например, активизация личных желаний или понимание своих потребностей) может стать камертоном и определить изменения.
Как в составляемом пазле можно увидеть очертания детали, недостающей для картины, как на участке земли в жилом комплексе можно предположить типовое здание следующей постройки архитектурного ансамбля, так восьмая — желательная составляющая уже задана наличной структурой психики человека. Эта структура позволяет определять контуры частей. Чем более сохранна данная структура, чем более она обозрима для клиента за счёт его способности к рефлексии, тем быстрее «проявляется» искомая часть — эмоция, мотив, поведение и т.д., требуемые для новых условий жизни. Это справедливо и для обнаружения «морально устаревшей» части — например эмоциональных фиксаций, связанных с давними переживаниями, и проявляющимися на уровне ощущений. Иногда нужно применить коррекционные методы, чтобы «отвязать» и освободить эмоции безопасным для клиента и психотерапевта способом. (23) «Свято место пусто не бывает», — и на смену «отвязанным» эмоциям приходит прекрасное чувство благополучия — лада с собой и миром: гармония воцаряется в душе.
Процесс восстановления психологической гармонии может быть направлен на коррекцию когнитивных установок — иррациональных убеждений человека. В этом случае восьмой составляющей будут версии новых когнитивных структур: другие — более рациональные рациональные мысли и установки должны заменить прежние. При такой комбинации компонентов психологической октавы в терапевтическом процессе определяются желательные — конструктивные мысли, умозаключения, убеждения, соответствующие «ситуации-плюс» и соотносятся их с определёнными эмоциями — с одной стороны, и с соответствующими образами — с другой стороны. Те, в свою очередь, задают проекты гармоничных форм деятельности, поведения — коммуникации в обществе.
Расстроенный «клавир» расстроенного человека, давно забывшего чувство душевного благополучия, нуждается в «настройке» для восстановления гармонии с собой и миром. В условной «психологической октаве» становится ясно, например, что иррациональными когниции — мысли, умозаключения, убеждения, несоответствуют реальному образу «Я». Они продуцируют саморазрушающее поведение, а также лишают возможности достигать своих целей или радоваться достижениям. Клиент может проследить связь иррациональных мыслей с негативными эмоциями, пугающими или ослабляющими образами, дискомфортными ощущениями и также со своими коммуникативными стратегиями. Связь эта взаимна — всё перечисленное равным образом проясняет иррациональные когнитивные конструкции человека и может конструктивно влиять на их изменения.
Итак, в качестве «психологического камертона» в рамках описываемого подхода можно использовать и чувства, и образы, и формы коммуникации итд. — см. психологическая октава, а также их проекты.
Как гармонический аккорд «до»-«ми» — предполагает звук «соль», а начало трезвучия «ре»-«фа» ведёт к закономерному «ля», опора на легкодоступную часть психики помогает выявить, а затем согласовать с целым какую-либо составляющую психологического состояния — будь оно «минорным» или «мажорным». Знак при этом неважен — важно ощущение гармонии частей.
Комбинации могут быть разными. Мы работаем с любой из 7 составляющих, для того, чтобы она перешла на новый — желательный для клиента уровень или восстановила желательные параметры, если актуальное состояние воспринимается клиентом как деградация.
Культура человечества содержит огромное количество образцов — описаний чувств, мыслей, ролей, форм поведения — от архетипичных до технократичных. Есть в распоряжении ничем не ограниченная База данных коллективного сознания и коллективного бессознательного, которые содержат образцы всех типовых форм поведения и множество архетипических символов.
В музыкальной индустрии используются электронные программы — тюнеры, с помощью которых можно настроить любой звук любого инструмента, подобно гигантскому тюнеру коллективный человеческий опыт даёт подобную возможность. (24)
Использованная литература.