ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
От редакции:
Сегодня мы впервые представляем вниманию наших читателей материал о канистерапии — перспективном направлении терапевтической абилитации людей с участием специально подобранных и обученных собак. Метод получает все более широкое распространение. Автор материала — Наталья Викторовна Владимирова. Человек с двумя высшими образованиями — медицинским и ветеринарным. В канистерапию пришла для того, чтобы помочь собственному сыну. А теперь планирует развивать этот метод, сотрудничать с Профессиональной психотерапевтической лигой с целью признания его профессиональным сообществом. Это первая печатная работа Натальи Викторовны. На нашем сайте статья будет представлена вместе с фотографиями. Автор фото — Ольга Паволга. Сейчас Наталья Викторовна работает над книгой по канистерапии, фрагменты из которой мы будем публиковать в наших изданиях.
КАНИСТЕРАПИЯ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Владимирова Н.В., г. Москва
Я хочу рассказать о канистерапии (терапии с помощью собак) которую мой сын Андрюша проходит в группе «Солнечный пес» и о том, какие препятствия мы сумели преодолеть с помощью этого метода.
Канистерапия имеет богатую историю за рубежом, а в России появилась только около 10 лет назад и активно развивается. В настоящее время в нашей стране она пока не имеет официального статуса и законодательно закрепленных критериев отбора, подготовки и использования собак-терапевтов, а так же центров для подготовки специалистов в этой области. В основном этим направлением пока занимаются энтузиасты, среди которых есть и профессиональные психотерапевты, психологи-практики, и просто любители собак.
Канистерапия — это занятия со специально обученными собаками, направленные на коррекцию, реабилитацию и социальную адаптацию детей с особенностями развития. Эти занятия представляют собой набор упражнений, предусматривающих непосредственный контакт ребенка с животным под контролем психолога или дефектолога.
Андрюше в 4 года был поставлен диагноз «Ранний детский аутизм», основным проявлением которого является эмоционально-волевое расстройство. Пройдя стадию паники (после того как врачи объявили диагноз и прогноз), стадию неприятия и жалости к нему и к себе, мы стали учиться жить заново с пониманием того, что без наших ежедневных усилий он не сдвинется с места ни в познании, ни в общении, ни в преодолении страхов.
Вроде ничего особенного, но жизнь каждого из нас, если вдуматься, строится на эмоциях и воле (к победе, к достижению цели и т.п.). Андрюшка же в эмоциях просто тонул, ему трудно было посмотреть в глаза другому человеку, отличить живое от неживого, проявить заботу о других, прислушаться к тому, кто рядом и изменить свое поведение ради кого-то другого. Его преследовали страхи и стереотипии. От сильных эмоций он быстро уставал, и это проявлялось агрессией или истерикой с бурными рыданиями, переходящими в крик.
Андрюше постоянно необходимо было простраивать мотивацию для тех или иных действий. Причем еще четыре года назад он поддавался только на пищевую мотивацию (собери пирамидку — дам печенюшку). И я все время находилась в поиске новых стимулов к обучению, выполнению даже простейших действий.
Эти поиски и привели меня в 2007 году к Татьяне Львовне Любимовой на канистерапию в группу «Солнечный пес». В этой группе занимаются дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с аутизмом и синдромом Дауна. Пять специально отобранных и обученных золотистых ретриверов (Олли, Ника, Джойка, Тайна и Майка) при помощи различных упражнений помогают детям с особыми потребностями преодолевать свои проблемы и осваивать новые навыки. Это своеобразная психологическая реабилитация и альтернативное воспитание. Андрюша посещал занятия раз в неделю по 10-30 минут на протяжении последних 5 лет.
Все знают, как собаки умеют выражать свою любовь к людям. Но собаки «Солнечного пса» не проявляют свою любовь слишком бурно, потому что это может испугать ребенка. И конечно ни одна из собак никогда не позволит себе зарычать или залаять, даже если ребенок случайно причинит ей боль.
Упражнение «гнездо» — одно из первых для всех детей, которые приходят заниматься в «Солнечный пес» и изначально не боятся собак. Ребенка кладут на мягкие овечьи шкуры и в буквальном смысле со всех сторон обкладывают собаками. В идеале четыре собаки неподвижно лежат вокруг малыша. Это упражнение на доверие и чувство защищенности. Сначала Андрюшка сворачивался и лежал в теплом мохнатом «гнезде» в «позе эмбриона», а спустя 5-10 минут расслаблялся, щеки его розовели, и на лице появлялось выражение абсолютного счастья.
Несколько раз меня тоже «раскладывали в гнезде». Ощущения незабываемые. По телу постепенно идет волна расслабления, а потом… хочется смеяться.
Через несколько занятий Андрюшка начал исследовать собак так, как младенец впервые познает мир, пользуясь всеми сенсорными каналами: он терся ладошками и лицом о собак, утыкался в шерсть носом, изучал уши и хвосты, и даже «зубки». И ни разу ни одна из собак не выказала даже тени неудовольствия или нетерпения. Далеко не каждому специалист удается так быстро пробудить в аутисте интерес к чему-то внешнему и стимулировать исследовательскую деятельность.
Впечатления были настолько сильными, что первое время уже через 10 минут занятий взгляд Андрюши затуманивался и он демонстрировал признаки усталости.
Другим упражнением была апортировка. Стандартная команда для любой дрессированной собаки на этих занятиях каждый раз превращалась в импровизированный спектакль. Поразительно, насколько терпеливо эти «солнечные псы» умеют ждать, позволяя ребенку самому сделать первый шаг и проявить инициативу. Вот ребенок кидает игрушку, и собака не просто поднимает ее и приносит обратно, она всем своим существом включается в процесс, поворотом головы, взглядом, непрерывно виляющим хвостом поощряя ребенка продолжать игру. Она не всегда сразу отдает игрушку, а часто приглашает к «перетягиванию», тем самым провоцируя ребенка обеими руками крепко вцепиться в игрушку и внимательно смотреть. И в этом взаимодействии он, радуясь возможности руководить таким крупным и доброжелательным существом, непроизвольно начинает познавать и свойства предметов, и возможности собственного воздействия на окружающий мир.
Трудно фиксируемая результативность в сочетании со слишком длительным (часто пожизненным) периодом адаптации делает занятия с такими детьми как Андрюшка достаточно сложными и для родителей, и для педагогов, но не для собак. Они просто играют с ребенком, раз за разом демонстрируя любовь, терпимость и готовность в любой момент быть с ним, исследовать что-то новое, помогая чувствовать себя успешным. Собаки учат нас, взрослых людей быть внимательными свидетелями собственных исследований ребенка.
Подражая собаке, Андрюшка научился ползать в туннель и перешагивать барьеры. А ведь для этих, казалось бы, простых действий аутисту нужно сначала заметить препятствие, затем проанализировать способы его преодоления и волевым усилием, преодолев страх, в буквальном смысле покорить новую вершину.
Занятия с собакой приучают к самоконтролю. Выпадать из процесса нельзя. Ее необходимо стимулировать к действиям с помощью команд и поощрять лакомством, а значит, ребенок должен запомнить эти команды и, фокусируясь на собаке, вовремя их отдавать. И вот постепенно Андрюшка привык, что ему перед прохождением так называемой «полосы препятствий» вешают сумочку с «печенюшками», и он вместе с собакой старательно проходил весь маршрут. Причем вначале он ходил один, не допуская, чтобы кто-то шел впереди, и только спустя 2,5 года эмоционально «дорос» до работы в группе из 3 человек, и даже согласился с тем, чтобы на занятия вместе с ним ходила младшая сестра Ася. Сейчас он достаточно уверенно чувствует себя, будучи и первым, и последним в группе. А в повседневной жизни стал легче переносить проигрыш в играх с другими детьми. Правда, до сих пор он не прочь получить после занятия свою горсть «печенюшек».
В повседневной жизни считается, что успех ребенка — это что-то большое: танец без единой ошибки, сыгранное на музыкальном инструменте сложное произведение, победа в олимпиаде. А тут успех — это впервые преодолеть страх и погладить собаку, самостоятельно выполнить команду барьер (перешагнуть через палочку вместе с собакой), не отвлечься на игрушку во время занятия, не затаиться в «туннеле» при прохождении полосы препятствий... Трудно представить, что можно радоваться таким вещам как расширение маршрутов, по которым ребенок может передвигаться без возникновения панической атаки или аффективной реакции. А ведь аутист при встрече с чем-то новым почти всегда демонстрирует отвержение, а если может, то говорит «Нет!». Но за этим «нет» часто скрывается «Да, но по-другому». Если суметь это почувствовать, то какую же радость испытываешь, когда это «Да! » все же находится, хотя внешне оно может проявиться лишь во взглядах мельком, в повороте щеки.
Чтобы добиться результатов приходится медленно и кропотливо работать с ребенком месяцы, а порой годы. Помогает уважение и терпение к этой на первый взгляд «черной» работе. Потому что если позволить себе думать, что все это — никому не нужная рутина, то результатов можно не дождаться или просто их не заметить. А ведь ценность маленьких прорывов ничуть не меньше, чем больших. Потому что любой такой прорыв — это знак построения и освоения ребенком своей идентичности. Например, Андрюша впервые проявил заботу о другом существе именно с собакой, когда накрыл спящую в перерыве между занятиями Олли меховым ковриком и попросил остальных присутствовавших не шуметь. Ему было очень сложно устанавливать так называемый глазной контакт с собеседником, а это сильно затрудняло «обучение по подражанию» и восприятие инструкций. И вот на канистерапии он постепенно учился смотреть и видеть собаку, так что теперь он может смотреть и на людей, и на мир вокруг, а не только «внутрь себя».
Татьяна Львовна, которая каждый раз обращала мое внимание на положительные изменения в поведении Андрюшки (мне порой казалось, что это просто «авансы»), помогла мне не потерять надежду на улучшение его социализации, дала возможность увидеть и помочь развить тот потенциал, который в нем заложен. Ее психологическая поддержка была и остается для меня не менее ценной, чем занятия с собаками для Андрюши.
А он, к своим 9,5 годам настолько полюбил эти занятия, что даже сумел поучаствовать в мае этого года на выставке «Жизнь. Интеграция. Общество» с символичным показательным выступлением — «преодоление полосы препятствий».
В июне 2011 года начало нового этапа занятий Андрея ознаменовалось подарком Центра «Собаки — помощники инвалидов». Золотистый ретривер Шанти Бру, попав к нам 3-месячным щенком, даже не предполагала, какая необычная собачья судьба ее ожидает. Впервые в практике Центра щенок подрастает не у волонтеров, а непосредственно у ребенка, которому он предназначен. Вместе со специалистами мы уже год растим и воспитываем «собаку-терапевта». И спустя совсем недолгое время, я уверена, она сможет помочь не только Андрюше, но и другим детям и их родителям изменить жизнь в «солнечную» сторону.
Несомненно, занятия с «собаками-терапевтами» — это не панацея. Это скорее одно из средств, которое в умелых руках специалистов-психотерапевтов может помочь ребенку отпустить страхи, обрести уверенность и чувство собственной значимости в огромном мире, научиться воспринимать любовь собак, а впоследствии и людей, которые находятся рядом.