ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

ИЗ ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. Театр архетипов.

ИЗ ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ «ТЕАТР АРХЕТИПОВ»

Е.А. Красноштейн, практический психолог, модератор интернет-сообщества ru_psiholog, Телль-Авив, Израиль.

Данная статья описывает клиентский случай, показывающий работу методики «театр архетипов» (ТА). Данная методика была разработана Ириной Алексеевной Чегловой и в течении 8 лет успешно применяется в психотерапии, коучинге и тренингах. Она основывается на трех основных идеях:: Я.Л. Морено о том, что человеческая личность — это совокупность ролей. И проблемы возникают, когда возникают затруднения в «исполнении» той или иной роли. К.Г. Юнга о том, что архетипов (базовых жизненных ролей) столько же, сколько типичных жизненных коллизий. И, наконец, краеугольная идея клинической медицины о том, что спектр реагирования человека базируется на его природных особенностях.

"Театр архетипов" представляет внутреннее психическое пространство как систему, состоящую из пяти элементов — базовых биосоциальных ролей, имеющих глубокие архетипические корни и именуемых Воин, Принц, Маг, Король и Шут. Каждая из этих ролей обладает своими характерными чертами и выполняет определённые системные задачи. Если каждая из ролей функционирует в соответствии со своими «качествами», возможностями и в конструктивном “сотрудничестве” с другими элементами, то система действует максимально эффективно. Если же существуют нарушения как, например, изоляция, контаминация (путаница), слабость, раздробление или одержимость одной из ролей — то они порождают дезадаптивные и деструктивные формы поведения. Работа проходит в специально организованном пространстве, которое разделяется на «Дома», в котором клиент может работать над каждой из указанных базовых ролей. При этом Дома Принца, Воина, Короля, Мага располагаются по углам рабочего пространства, а Дом Шута — в его центре.

Методика замечательна тем, что, с одной стороны, проста и интуитивно понятна почти любому человеку, а с другой, позволяет решать чрезвычайно широкий круг задач. Она задействует как когнитивную, так и эмоциональную, и глубокую чувственную сферы клиента. Благодаря этому, результаты, как правило, ощутимы уже после первой сессии, и при этом приводят к устойчивым улучшениям в самоощущении и в жизни клиента. Ещё одним достоинством методики является то, что она одновременно позволяет как диагностировать проблемы, так и корректировать их.

Представленный кейс описывает психотерапевтическую работу, проведённую с помощью Театра в течении трёх часовых сессий, и позволяет читателю познакомиться, как на практике проявляются описанные выше особенности и достоинства этой методики.

Клиент — С., юноша 15 лет, высокий интеллектуальный уровень, эрудирован, имеет склонность к рефлексии.

Запрос — проблема социализации в среде сверстников и преодоление эмоциональной скованности.

В процессе работы выяснилось, что до 2-го класса серьёзных проблем в отношениях со сверстниками и выражении эмоций не было, С. ощущал себя вполне благополучным ребёнком. Проблемы начались после перехода в другую школу, где среда была чрезвычайно недоброжелательной, принижающей ребёнка, демонстрирующего эмоциональную открытость. В результате С. замкнулся и сосредоточился на учёбе.

В процессе работы по методике «театр архетипов» выяснилось, что доминирующим среди пяти базовых ролей клиента является Маг. Он выполняет не только свою роль, с которой справляется прекрасно, но так же и функции Короля, осуществляя общее управление поведением, и Воина, используя успехи в учёбе как способ самоутверждения и защиты от недоброжелательного отношения. При этом в доме Принца С. чувствовал себя крайне неуверенно и неуютно. Он ощущал недоверие и враждебность в первую очередь со стороны Мага, а так же со стороны Короля и отчасти Воина. Доминирующими щущениями в доме Принца были несостоятельность и никчемность.

Исследования взаимных отношений между всеми пятью архетипами не давали ответ на вопрос о том, как возникло недоверие и антипатия к Принцу. Тогда мы сделали следующее. Мы попробовали с помощью ТА восстановить картину, существовавшую в психическом пространстве С. до перехода в новую школу, когда всё было благополучно, а затем проследить, как она изменилась в результате воздействия враждебной среды.

В начале С. было предложено представить себя в возрасте 5-6 лет и пройти по всем домам Оказалось, что на тот период доминирующей среди всех ролей был Принц. Именно через этот, основанный на эмпатии и эмоциональной открытости, канал ребёнок получал от мира (в первую очередь, в семье) наибольшую поддержку и ощущения радости и благополучия. Затем С. представил себя в возрасте7-8 лет, в котором произошли травмирующие события, и сделал ещё один “круг” по всем функциональным ролям, описывая свои ощущения в каждом из Домов. Выяснилось, что в этот период роль Принца, являвшейся до этого главной опорой во взаимодействиях с окружающим миром, превратилась для ребёнка в обузу. Именно она не позволяла ему перестроить сформировавшуюся мягкую и открытую стратегию на более агрессивную и жёсткую. При взгляде на Принца с позиции других ролей у С. возникали различные ярко выраженные негативные ощущения: раздражения (Король), пренебрежения (Маг) и враждебности (Воин). Шут при этом оставался безразличен.

В результате центр тяжести системы переместился из Дома Принца в Дом Мага. Будучи интеллектуально одарённым, 7-летний С. принял решение (в терминах транзактного анализа) компенсировать боль, причиняемую социальной отверженностью, успехами и достижениями в учёбе. В последующие годы способность быть на голову выше сверстников во всём, что касалось наук, стало главной внутренней опорой С, а его эмоциональный интеллект был в значительной степени обесценен и подавлен. Коммуникативные и адаптивные функции, которые традиционно берёт на себя Принц, оказались распределены между Воином, Магом и Королём, потеряв свою лёгкость и естественность.

Возможность вновь пережить и прочувствовать трансформацию, произошедшую с его психологическими механизмами в период 7-8 лет, принесла С. два важных результата. Во-первых, он стал намного лучше осознавать и чувствовать, как «устроен» и «работает» его внутренний мир. Во-вторых, пришло понимание, что Маг занял в системе центральное место, во многом взяв на себя функции Короля, Воина и Принца. Кроме того, что эти результаты сами по себе привели к улучшению самочувствия и социальной позиции С, они определили и направление дальнейшей работы. Стало понятно, что юноше нужно учиться реализовывать потенциал, скрытый до сих пор в Домах Короля, Принца и Шута, сняв при этом с Мага бремя ответственности за всю систему. Говоря более привычным психологическим языком, были поставлены задачи усиления здорового эго, приобретения навыка ощущать и выражать свои чувства и относиться к вещам без чрезмерной серьёзности.

В завершении приводятся слова С. (с его согласия) о том, что, по его мнению, дала ему терапия. (перевод с английского сделан автором статьи):

Для себя лично я вынес несколько вещей из наших встреч:

  1. Предметную цель — до наших встреч я чувствовал себя очень потерянным в социальном плане.
  2. Я наконец понял источник своих социальных проблем.
  3. Различные поведенческие навыки, помогающие правильно позиционировать себя в социальной среде.

Необходимо отметить, что эти слова относятся ко всему периоду терапии, который включал в себя 10 сессий, однако достигнутому в ней прогрессу мы во многом обязаны именно работе с «Театром Архетипов».

Презентация >>>

Яндекс.Метрика