ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Психологические аспекты духовности
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты лучше кормишь...
Мир меняется и мы меняемся вместе с ним. Еще никогда за все историю человечества мир не был так уязвим, а люди так зависимы друг от друга. Мир становится все меньше, а события происходящие в мире больше не расцениваются как случившиеся «где-то там». Становится все труднее оставаться равнодушным к происходящему в мире. В наше время перед человечеством видимо не стоит более важной проблемы, чем нахождение таких этических (ценностных) систем, которые могли бы привести к установлению справедливых и высоконравственных отношений между людьми и между народами. Нельзя не заметить, что именно кризисы и проблемы по-настоящему объединяют людей и в итоге все человечество. Похоже, что такой опыт, это единственный учитель, который доносит до нас урок. Отсюда единство, наверное то единственное, что по настоящему нас и мир сможет защитить.
Человеческая история была свидетелем рождения многочисленных религий и философий, мировоззренческих течений, которые, в целом, имели одну общую мысль: человеку нужно воспитание и развитие, кроме тела у человека есть и нематериальная часть и потребности.
Религия, в переводе с латинского является производным от латинского глагола re-legere (вновь собирать, объединять). Другими словами, смысл религии объединять людей. Что собственно на начальном этапе всегда и происходило. Каждая религия появляясь примерно раз 500-1000 лет в определенный исторический период развития человечества приносило учение, которое служило лекарством от проблем и помогало людям организовать свою жизнь в соответствии с потребностями времени. Это приводило к росту цивилизации и прогрессу. Очевидно, что часть потребностей человечества не менялась в течение существования всего человечества. Другая же часть того, в чем нуждалось человечество 5000 лет назад, 2000 лет назад и сейчас сильно зависело от этапа его развития. Поэтому, так как каждому уровню развития человечества соответствуют свои задачи, каждому времени необходимо свое лекарство. Сначала объединялись племена, позднее народы, а теперь видимо пришло время объединения для всего человечества. Один известный восточный философ Бахаулла как-то сказал «Если религия ведет в вражде и разъединению, лучше чтобы вообще не было никакой религии».
У каждой религии есть две основные составляющие: духовная и социальная. Духовная часть у всех религий одинакова. Она состаляет сущностное мировоззрение. Так например, все религии учат любить, творить добро, прощать, обращаться к Богу, верить в жизнь после смерти, отрешаться от материального мира и т.д. Вторая часть — занимается социальными принципами. Она объясняет как и что нужно делать: как и в какую сторону молиться, как и кому поклоняться, как поститься, как одеваться, как жертвовать, формирует ритуалы и церемонии и т.д. Именно из-за этой части возникает большая часть раздоров и противоречий между последователями. Порой, из-за того, кто и в какую сторону молится, люди готовы поубивать друг друга. Люди часто забывают о том, что традиции или ритуалы это лишь средства или инструменты для достижение определенных целей, а не собственно главный смысл духовности.
Что общего между человеком, который собирает вещи для детей детских домов и тем, кто взрывает автобус? Несмотря на то, что один выглядит благочестиво, а другой как злодей, оба они видят смысл в том, что делают, уверены, что делают что-то очень важное, наполненное духовным смыслом. Это может служить дополнительным доказательством того, что духовно-мировоззренческая сфера есть у любого человека, но заполнена она может быть самым разным содержанием, за которое каждый человек несет свою собственную ответственность. Иногда истинное мировоззрение заменяется ритуалами, догмами и традициями, утрачивая свой истинный смысл и предназначение. Тем не менее, потребность в духовности у каждого человека очевидна, хотя и удовлетворяется у всех по-разному.
Согласно концепции Носсрата Пезешкиана, основателя Позитивной Психотерапии, все люди от природы своей религиозны, даже в том случае, если они не придерживаются традиционных религий. Если человек не придерживается традиционных религий, то он верит в так называемые эрзац-религии, т.е. заменители религии, такие как вера в добрые или злые силы, предначертания судьбы, прошлые жизни, гороскоп, фен-шуй, инопланетян или коммунистическую партию, придерживаются каких-либо иных мировоззренческих взглядов и многое многое другое. Человек всегда искал смысла и ответов на вопросы: зачем и для чего?
Религия, как я уже говорил, — это ни что иное, как воспитание. Она дает людям правила и предписания как можно развить свои физические, интеллектуальные и духовные качества, что нужно делать чтобы вести достойную жизнь. Однако, религия должна соответствовать времени, т.е. принимать во внимание требования времени, иначе она ведет к фанатизму, и человек обращается к эрзац-религиям.
Религию стоит отличать от веры. В то время как религия это учение, вера — это способность, которая есть у любого человека вне зависимости от религии. Это способность устанавливать отношения с непознаваемым, способность видеть ресурсы. Способность верить — одна из основных способностей человека, дело лишь в том, во что человек верит. Можно верить в самого себя, в бога, в автомобиль, в свою религию, в общем во что угодно. Неудовлетворенность своей системой верований, заставляет человека искать другое мировоззрение, которое сможет объяснить происходящее в мире и всему придать какой-то смысл. В современной психологии существуют целые направления, например экзистенциализм, которые объясняют все проблемы человека конфликтами смыслов.
Мы пользуемся способностью «вера» гораздо чаще, чем может показаться. Именно вера во многом отвечает за чувство спокойствия или тревожности. Так например, если человек считает (верит), что он не достаточно хорош, или если он придерживается идей греховности, то он будет чувствовать себя неспокойно, неосознанно ожидать наказания, при этом слабо понимая что именно он может с этим сделать и как повлиять на ситуацию. Отсутствие понятных и осознанных целей или смыслов служит главной причиной тревожных расстройств. Закон психологии гласит, что человек никогда не реагирует на саму реальность. Он реагирует на свои представления об этой реальности. Поэтому, к выбору того, во что мы верим нужно относиться осознанно, а не просто копировать традиционное отношение близких людей.
Другая потребность человека — это социализация. Человек нуждается в том, чтобы принадлежать к какой-либо группе людей. Поэтому, зачастую человек присоединяется к какой-либо религиозной группе не потому, что ему нравятся ее принципы, а потому, что этим он избегает некоторых социальных конфликтов, не выделяясь и не порождая лишних вопросов от окружения. В другом случае, человек обращается к религиозной группе, так как чувствует себя в ней принятым и признанным. Однако, если этого человека спросить о том, как религия поменяла его жизнь, как определяет то, что хорошо, а что нет, то часто, он расскажет лишь некоторых ритуалах, событиях или атрибутах, с которыми и идентифицирует свои верования.
Церковь, мечеть, синагога или другой храм — это институт, представляющий религию. Во все времена, этот институт служил местом получения и распространения информации для людей, которые иначе эту информацию нигде не могли получить. Вместе с тем, этот институт не является обязательным условием для проявления веры и духовности. Кроме того, этот институт помогал людям встречаться с единоверцами и таким образом выполнял социализирующую функцию. В настоящее время, человек способен легко сам находить нужную информацию, да и вообще стал более образован чтобы искать ответы на свои вопросы самостоятельно.
Человечество переживает кризис. Повсюду ощущается заметный дефицит единства. Конфликты разрывают человечество. Такое многообразие: национальное, этническое, социальное, культурное, религиозное, порождает множество вопросов и разногласий. Как же добиться единства в таком культурном многообразии?
Как ни парадоксально, но ответ на этот вопрос кроется в двух других вопросах:
Эти вопросы составляют суть так называемого транскультурального подхода открытого в 1968 году немецким профессором иранского происхождения Носсратом Пезешкианом. Как правило, отличия довольно легко заметить, так как они сразу бросаются в глаза и идут вразрез с нашими ожиданиями. Большинство конфликтов возникают как раз вследствие фиксации на отличиях. Однако, отличия могут приводить не только к конфликтам, но и к развитию и взаимному обогащению. Исторический опыт учит, что религии чаще всего рассматриваются с точки зрения их отличий, а не с точки зрения их схожести. Как я уже отмечал, именно социальная часть часто порождает конфликты и разногласия, в то время как общим для всех религий является любовь. Иногда религиозные взгляды носят характер жестких традиций и догм, а не мировоззрения, и становятся похожи больше на клуб по интересам или политическую партию со всеми атрибутами. Отсюда большая неудовлетворенность людей существующими религиями и поиском новых смыслов. Несмотря на все различия, религии помогают человеку искать ответы на вопросы Зачем? Для чего? и таким образом делать свою жизнь полной смысла и удовлетворения.
Чем в большем согласии находится человек со своим мировоззрением, тем дружественнее он относится к другому мировоззрению. Ключ к единству — способность видеть общее, а не только отличия. А как известно любая способность может быть развивата если постараться. Человек вообще способен меняться, если сам этого захочет. Что бы меняться в лучшую сторону, людям нужно учиться договариваться, а тут нам есть еще куда развиваться. Есть такая мудрость, которая гласит: Можно стоять на своей точке зрения, но не надо на нее садиться.