ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Статья номера. П.Ф. Силенок. Магия обаяния.

МАГИЯ ОБАЯНИЯ

Петр Федорович Силенок, к.пс. н., Краснодар

Вряд ли найдётся человек, который бы не оценивал обаятельность как весьма важное и значимое качество. Обаятельный человек имеет значительно больше шансов на успех не только у противоположного пола, но практически во всех значимых для него коммуникативных ситуациях. В том числе и прежде всего — в ситуация деловых. Да и сама коммуникация обаятельной личности принципиально интереснее чисто формальных, «деловых» форм общения. Содержание такой коммуникации преломляется у её участников через «фильтр обаяния» и приобретает особый романтический смысл и фактически характеризует существенно более высокий уровень делового общения.

Однако, несмотря на очевидные преимущества, обаяние как ценность мало кем рассматривается в качестве одной из главных в построении личных и деловых взаимоотношений. Мне это представляется довольно странным обстоятельством, так как по большому счёту для обретения обаятельности практически ничего не требуется делать, ибо это свойство характерно подавляющему большинству людей.

Ситуация с обаятельностью примерно такая же как и с вежливостью: ничто не ценится так дорого и не даётся нам так легко как вежливость — ровно как и обаятельность. Полагаю, что дело как раз именно в том, что большинство людей недооценивают обаятельность как мощнейший фактор всевозможного успеха. И поэтому обретение состояния и соответствующих поведенческих форм обаятельности не становится для них самостоятельной задачей. Тем не менее, понимание роли обаятельности как фасилитационного условия сразу же ставит её на первое место среди наиболее приоритетных ценностей и задач людьми, стремящимися к успеху.

Позволить себе быть обаятельным практически во всех социально-коммуникативных ситуациях — задача привлекательная и первостепенная для людей успешных. Именно позволить, так как остальное — дело техники и дело несложное. Для позволения себе обаятельности и обеспечения тем самым гарантированного коммуникативного успеха со всеми необходимыми вытекающими эффектами важно принимать во внимание следующие закономерности:

Понимая значимость обаятельности как интегрального свойства личности, важно начать понимать и принимать самого себя в этом качестве. Нужно знать себя как человека приятного для окружающих. Образ самого себя как человека обаятельного важно увязать с осознанием своей миссии и построением своей лучшей роли в любом общении и взаимодействии. Важно помнить, что обаятельность — качество естественное, аутентичное, — подлинное. И оно является востребованным другими, — ваша аутентичная обаятельность нужна другим людям как смысловой ориентир собственной жизни.

Итак, обаятельность является важным критерием благополучия человека в коммуникативном пространстве как в личных, так и в деловых взаимоотношениях. Обаяние выступает как некая оптимальная счастливая соразмерность разных интенций субъекта: манеры обаятельного человека точны и изящны. Создаётся впечатление, что энергетика обаяния содержит в себе все необходимое и что нет ничего лишнего. В силу этого образы и ассоциации, рождающиеся у других участников коммуникации позитивны, жизнерадостны и конгруэнтны их ценностям. Обаяние как феномен, критерий и главное условие благополучия действительно составляет собой некий целостный многоуровневый гештальт, построенный по принципам красоты и гармонии.

Обаяние как «состояние души» и как целостный поведенческий гештальт напрямую отражают генеративную позицию личности в системе коммуникации. Если мы обратимся к характеристике, данной А. Маслоу самоактуализирующимся личностям, то увидим, что практически все они обладали этим качеством обаяния. Магия обаяния великих людей объясняется их богатой и разносторонней картиной мира и генеративной позицией. Как раз именно высокий уровень личностного богатства и состоятельности самоактуализирующейся личности социальной активности, позволяет создать для себя и своего окружения систему опор из ценностного пространства нового порядка.

Ценностное пространство самоактуализирующихся людей образуется доминированием таких новых приоритетных векторов жизни как обаяние и одновременно непосредственности, простоты и мудрости, таких как особенная наивность, «детскость» («вторая наивность»), креативность и все пронизывающий и вездесущий юмор. Генеративная позиция, происходящая из такого ценностного пространства (простота, гармония и красота, самодостаточность, естественность, креативность, юмор ….) предполагает богатые и развивающиеся отношения человеком с другими людьми и миром в целом. И именно это обстоятельство делает человека по-настоящему красивым и обаятельным. Но будучи обаятельным, генеративная личность создаёт красоту и гармонию вокруг себя — она этим открывается другим. Не это ли есть счастье — будучи человеком обаятельным, открываться творчеством красоты и гармонии в мир? Вопрос этот, конечно, скорее риторический.