ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

На соискание Авторского свидетельства ОППЛ. Н.В. Лафицкая. Эмоционально-образная литотерапия.

ОБРАЗНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТОТЕРАПИЯ (ОЭЛТ).

Лафицкая Н.В., кандидат социологических наук, клинический психолог, научный сотрудник МГУ им. М.В.Ломоносова, действительный член профессионального медицинского объединения медицинских психологов, психотерапевтов, социальных работников (МОП), основатель и руководитель кризисно-семейного центра «КоВоКа» при муниципалитете Ломоносовский, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ).

1. Историческая ретроспектива.

"Природа лечит, врач помогает".
Гиппократ.

Люди с самых древних времен использовали для врачевания природные средства. За многие тысячелетия был накоплен огромный опыт, который затем был практически предан забвению. Сейчас время ренессанса. Активно используются в лечении, в тоv числе, душевных недугов, свет и солнечные процедуры, вода, звуки природные и музыка, песок, магниты, травы. Мы начинаем постигать свою биопсихологическую сущность не факультативно, а комплексно, с учетом всего, накопленного человечеством за века, опытом. Уже давно такие термины, как «апитерапия», «гидротерапия», «фитотерапия», « гирудотерапия» ни у кого не вызывают удивления. А вот «литотерапия» или «гемматерапия» еще не на слуху. И это несправедливо.

Дж. Бернал (1969 г.) полагал, что минералам следует отвести главную роль в возникновении жизни на Земле. Ю.Г. Нисбет был твердо уверен в том, что жизнь в виде молекул ДНК и РНК зародилась в цеолитсодержащих породах в местах, богатых углеводородам.

Если мы обратимся к истории литотерапии, то увидим, какую большую роль отводили ей древние врачеватели. В Древнем Египте, в папирусах, которые дошли до наших дней (наиболее известный — Эберс, по имени египтолога, которому он был продан), приводятся много лечебных средств, в которых используются минералы, например, глазная мазь из лазурита, или кровоостанавливающий порошок из гематита, или совет «для душевной бодрости» рассматривать кусок яшмы или малахита. Нельзя не упомянуть «Лапидарий» Марбода Ренского (XI век) — энциклопедию в стихах, в котором описаны лечебные свойства 68 минералов. Изучением полезных свойств камней занимался Аристотель. Он полагал, что если долго смотреть на солнце, огонь или свечу через крупный изумруд, «душа мятежная покой обретает», А та же процедура, но с использованием рубина — «воину храбрость и воинственность прибавляет». Теофраст, один из учеников Аристотеля, написал труд, посвященный свойствам минералов и связанным с ними поверьям (13,250). Другой знаменитый воспитанник Аристотеля, Александр Македонский, доставил из походов много интересных сведений об использовании драгоценных камней древними индусами (343-323 гг. до н.э.). Плиний Старший — под этим именем известен Гай Плиний Секунд (I в.н.э.) — римский писатель-эрудит, автор «Естественной истории, большое внимание уделяет способам и методам врачевания камнями. Именно там мы найдем советы, как справляться с тоской, ипохондрией, »тяжестью душевной", «веселостью не по возрасту и излишней». Авл Корнелий Цельс (3-й в.н.э.) составил рецептурный сборник, куда входили лекарства, в составе которых были минералы (4,77). О лечебных свойствах камней, об их возможности влиять на настроения человека писали Епифаний Соломинский (5 в. до н. э.), Исидор Севильский (560-630 гг.), византиец Михаил Пселл (11 в.) (6,19).

Принципы работы с камнями, используемые в одном из современных методов психотерапии, психотерапевтической кинезиологии, также берут начало в Древнем Египте, где их впервые описал Имхотеп, который считался богом, сыном Птаха. Греки отождествляли его с богом медицины Асклепием (10,3).

В индийских «Ведах» (10 в до н.э.) рассказывается об «алмазах, жемчуге, изумрудах, рубинах, сапфирах и топазах» и многих других минералах (12,4). Лечебные свойства самоцветов описаны и в «Аюрведе», в частности, настаивание минералов в воде для ее активизации и структурирования. Надо отметить, что индийские и тибетские медики разработали стройную систему ношения камней в соответствии с чакрами (энергоцентрами). С их точки зрения, ношение определенных камней на определенных точках оказывает положительное влияние на организм в целом, но это уже другая тема.

Арабская медицина также широко применяла минералы, о чем свидетельствуют трактаты Ибн Сины (Авиценны) (10-11 в). Он считал, что при долгом созерцание и держании в руках изделий из яшмы, нефрита, оникса восстанавливается душевное равновесие и сердечный ритм.

Начало учению о минеральных веществах положили работы алхимиков, которые «легли в основу литотерапии, а позднее и химиотерапии»(6,19).Одним из основателей арабской литотерапии считается Джабир-ибн-Хаян (8 в) (6,19). Рецепты минеральных лекарств с органическими веществами, как для наружного, так и для внутреннего употребления были разработаны арабским врачевателем Закария-ар-Рази (9-10 в). Он считался первым литотерапевтом. Абас-аль-Манджуси создал свой энциклопедический труд «Китаб-ал-Малаки», в котором предлагал современникам различные рецепты, в состав которых входили минералы и их сочетания. Мы достоверно знаем, что медицинская культура древнего Тибета, доступная нам по таким памятникам, как «Дзейцхар микчжан», «Вандурья обно», «Онцар гадок дер дзод», активно пользовалась минералами. На сегодняшний день, многие рукописи пока не расшифрованы, а иные, к сожалению, утрачены. Нам показалось уместным привести сквозное цитирование из великолепного средневекового тибетского трактата «Чжуд-ши», несмотря на то, что оно значительно выходит за рамки исследуемого предмета:

"Золото удлиняет жизнь, укрепляет старых, лечит отравления.
Серебро сушит болезни, гной и кровь.
Медь тоже сушит гной, кровь, лечит жар легких и печени.
Железо лечит яд печени, болезни глаз.
Бирюза лечит отравления и жар печени.
Жемчуг останавливает истощение мозга, помогает при отравлении.
Этим же свойством обладает и перламутр.
Раковина сушит гной, вскрывает нарывы, лечит жар костей.
Кораллы лечат жар печени, жар сосудов и жар отравлений.
Лазурит лечит отравления.
Киноварь соединяет сосуды и губчатую кость.
Сердолик связывает мозг, содействует росту мяса на ранах.
Сурик отвергает омертвение. Камень из воды соединяет кости.
Малахит, охра красная и синяя лечат болезни глаз, жар костей.
Магнит вытягивает наконечники стрел (из ран). Лечит болезни головного мозга, костей и сосудов.
Гипс лечит жар костей.
Желчный камень связывает сосуды.
Олово вызывает рост мяса.
Каменный уголь плавит камни, связывает сосуды.
Свинцовый блеск затягивает раны, полезен для глаз
Рубин помогает при вялости духа.
Сапфир, яшма, нефрит гнев гасят.
Изумруд честь направляет
Янтарь, при долгом созерцании, умудренности учит".
(6,21).

Современные врачи тибетской медицины и сейчас используют в своей практике драгоценные пилюли «Ринчен» ("драгоценность"), в составе которых специально обработанные и предварительно очищенные металлы, и редкие минералы, лекарственные травы и продукты животного происхождения (9,7). Спектр применения этих лекарственных препаратов довольно широк. Они применяются «для лечения хронических болезней внутренних органов, при инфекционных заболеваниях, злокачественных новообразованиях, болезнях крови, нервных расстройствах, уныниях, ипохондриях, вспыльчивости» (9,7).

Лечение камнями было популярно также у древнеславянских врачевателей. В Ипатьевской летописи мы читаем следующее: « Аще кто на изумруд чаще зрище, тот духом укрепляется», или «руки в чашу ониксну полагай, главу клонище и зрище чутко… из главы туман уйдеще, нутро просветляется» (7,124), в Голубиной книге можно прочесть, что «янтарь безумство укрощает» (7,78).

На Руси одной из первых рукописей о лечебных свойствах камней является «Изборник Святослава» (1073 г.). В России первые геммологические исследования принадлежат М.В.Ломоносову, а систематические работы в этой области в начале 19 века проводил В.М. Севергин. Первый русский геммологический словарь опубликовал в своей книге М.И.Пыляев. (12,5).

Список литературы:

1. Бланк С.М. Минералы исцеляют! Кристаллы и человек — гармония тонких энергий. — СПб.: ИК «Невский проспект», 2003. — 192 с. (Серия «Основы биоэнергетики»).

2. Виллс П. Рефлексология/ Пер. с англ. — М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2003. — 144 с.: ил. — (Медицинская энциклопедия).

3. Гейлд Филлис. Исцеление кристаллами: шаг вперед/Пер. с англ. — СПб.: «Издательство »Диля", 2006. — 224 с.

4. Гоникман Э.И. Ваш талисман (о целебных свойствах драгоценных камней), — М.: Изд. Дом МСП, 2002. — 128 с. ил.

5. Дмитриев Г. Стоун-терапия: лечение удовольствием. / Вестник тибетской медицины №15(53), 2008.

6. Изард К.Э. Психология эмоций , пер. с англ. СПб., 1999. 464 с.

7. Кривенко В. В., Хмелевская А.В., Потребня Г.П. Лечение минералами: Основы литотерапии. Переизд. — М.: Педагогика-Пресс , 2001. — 221 с.

8. Лафицкая Н.В. Анатомия зависти. СПб.: 2011,270 с.

9. Лафицкая Н.В. Дети в западне. Внутрисемейное насилие.СПб., 2012-278 с.

10. Липовский Ю.О. Словарь-справочник лечебных камней. — СПб.: «Издательство »Диля", 2003,256 с.

11. Ностаева С. Коралл — целебный и магический. / Вестник тибетской медицины №18(56), 2008.

12. Рак И.В. Мифы Древнего Египта, СПб, 1993.

13. Стабер Уильям. Радуга самоцветов: Универсальное руководство по исцелению минералами/ Пер. с англ. М.Бокаревой и Н.Падалко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 624 с. — (Миропознание и самоисцеление).

14. Стоун Джаспер. Все о драгоценных камнях. — СПб.: ООО «СЗКЭО »Кристалл", 2004. — 176 с., ил

15. Теофраст. О камнях/ Пер. с англ. Б.Ф.Куликов. Сост. В.В.Бобылев, — М.: Издательский Дом МСП, 2004. — 256 с.

2. Методика и практика.

Одним из направлений психотерапевтического воздействия на организм человека является лечение минералами и кристаллами, которое «происходит в первую очередь за счет волнового (светового) излучения»(1,145). Каждый из минералов обладает определенной молекулярной структурой, только ему свойственными цветовыми особенностями, а «цвет — это волна, волна — энергия»(1,144). Это влияние имеет четко выраженный, в зависимости от поставленной цели, эффект. Действие разных цветов (цветовых волн), связанное с влиянием волн определенной длины, оказывает «специфическое воздействие при тех или иных заболеваниях» (2,130). На этом принципе основано лечебное воздействие цветом. Необходимо так же учитывать, что ряд минералов обладает магнитными свойствами, тепло — и электропроводностью, т.е. являются средствами физиотерапевтического воздействия. Некоторые из минералов (рубин, сапфир, александрит) способны синхронно излучать свет из всего объема кристалла в виде концентрированного пучка. По данным В.В.Кривенко и ее соавторов, на основании многолетних исследований была сформулирована концепция о наличии у высших животных и человека «информационной иммуноэнергетической системы, состоящей из меридианов и биологически активных точек наружных покровов, ретикулярной формации мозга и его коры»(6,103). Связь организма с окружающей средой происходит благодаря этой системе, через которую передается электромагнитный сигнал или информация, запускающая сложный процесс иммуногенеза. Что, в свою очередь, способствует стабильности гомеостазиса человека, сохранения биологической индивидуальности, иммунной памяти и т.д.

Любая саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система (минерал, человек, животное) является своего рода устройством с определенной частотой колебаний. Минералы и кристаллы, в этом смысле, — «мощные компактные носители волновой или вибрационной энергии»(11,12). Когда частоты совпадают, возникает резонанс, который есть суть энергоинформационного обмена. Как камертон в результате резонанса заставляет «звучать струну гитары звуком той же высоты, так и драгоценный камень заставит человеческий организм резонировать в гармонии с присущей ему, камню, вибрацией»(11,13). На этом феномене основано взаимодействие между минералами и человеком.

В своих исследованиях мы решили объединить воздействия минералов на человека и возможность личности к образно-эмоциональному реагированию.

Как же строится работа в рамках образно-эмоциональной литотерапии (ОЭЛТ)? Клиенту (пациенту) предлагается взять в руки изделие из камня, желательно чашу, диаметр определяет поставленная задача, но, желательно, не менее 23 см. Можно также использовать шары, сферы, полусферы, вазы, овальной или круглой формы блюда. Клиента (пациента) просят начать медленно и спокойно его рассматривать, спокойно и ритмично дыша. Описывать вслух, какие картинки, образы возникают. Психолог может задавать вопросы по поводу увиденного, просить рассказать историю, или сделать определенные действия, в зависимости от поставленных целей. Например, наполнить чашу чем-либо реальным или воображаемым, достать из чаши что-либо реальное или воображаемое. Каменный предмет можно «доделывать», «дорисовывать», «достраивать». Хорошо, если условия, в которых происходит работа с методикой, позволяют использовать воду. В зависимости от поставленной задачи, цвет воды может варьироваться. Например, настроение спокойное — вода голубая, настроение возбужденное — вода красная, я — довольный и спокойный — вода светло-розовая и т.д. Если нет возможности использовать воду, можно использовать песок (желательно, нескольких цветов, или крупу, так же нескольких цветов). При этих манипуляциях не следует забывать о рисунках, видимых на/в камне. Можно, по психотерапевтической ситуации, менять историю. Например, что-то нашёптывать чаше, класть в неё «хорошее»: счастье, любовь, радость, успех и так далее, закрывать крышкой и хранить. Можно написать на листках бумаги что-нибудь отрицательное: гнев, раздражительность, злопамятность и так далее, и затем разорвав их на мелкие кусочки, бросить в чашу и совершить ритуал «погребения». Число сессий с использованием данной методики может достигать 20, в зависимости от достигаемого результата. Наиболее подходящими камнями для работы в ОЭЛТ, с нашей точки зрения, являются следующие: агат, змеевик, малахит, нефрит, сердолик, оникс, чароит, янтарь, яшма.

Следует обратить внимание на тот факт, что если перед нами клиент (пациент) с болезненным фантазированием или чрезмерным возбуждением, ажитацией, то ему, для наибольшего эффекта, рекомендуется минерал с менее выраженным рисунком, например, нефрит или оникс. Если перед психологом, наоборот, стоит задача простимулировать фантазию и воображение (образы и эмоции), в этом случае рекомендуются минералы с «богатым» рисунком: яшма, змеевик, малахит и т.д. Во время сессий создается особенный образно-эмоциональный фон, способствующий общей релаксации, психологическому комфорту, в результате которого возможен выход на новый уровень осмысления существующей проблемы, и, следовательно, формирование конструктивного решения для существующей проблемы. Образно-эмоциональная литотерапия (ОЭЛТ) может служить дополнительным методом при экспертизе сексуального деликта у детей и подростков, являться одним из методов редукции состояния острой психологической травмы после сексуального деликта, а также в качестве превентивного метода при суицидальном мышлении и поведении.

Цели применения: снижение состояния внутренней напряженности, состояния фрустрации. «Отыгрывание» стрессовых и постстрессовых состояний. Работа с травмой. Работа с обидой, горем.

Показания: состояния внутренней напряженности, состояния фрустрации, реактивные состояния различного генеза, субдепрессивные состояния, стрессовые и постстрессовые состояния, ПТСР у детей и взрослых, суицидальное мышление и поведение..

Противопоказания/ограничения: острые психозы, выраженное слабоумие.

Исследования эффективности: Исследование эффективности проводились на базе кризисно-семейного центра «КоВоКа», начиная с 2000 г. Эффективность метода достоверно высокая: от 67% до 70%. В исследовании принимали участие 8200 человек, разделенные примерно на равные группы: лица с невротическими состояниями, лица с субдепрессивными состояниями, лица в стрессовом и постстрессовом состоянии, лица с ПТСР, подростки с попытками суицида, дети, пострадавшие от сексуального деликта. Плюс контрольная группа численностью 3050 человек, для которой данная методика не применялась. По половому, возрастному, социальному и интеллектуальному признаку различий в эффективности не обнаружено.

Пример сессии

Ирина, 54 года, москвичка, имеет высшее педагогическое образование, работает социальным работником в центре реабилитации наркоманов. Замужем, муж астрофизик, есть взрослая дочь. Обратилась к психологу в кризисно-семейный центр «КоВоКа» с жалобами на повышенную утомляемость, раздражительность. После диагностической беседы, ряда проективных методик, психолог принял решение использовать образно-эмоциональную лито терапию (ОЭЛТ).

Клиентке было предложено на выбор две чаши из яшмы диаметром 35 см и 17 см, примерно одинакового цвета. Клиентка напряжена, лицо застывшее, брови нахмурены, рот крепко сжат. Ирина выбрала большую чашу. Некоторое время рассматривала ее, гладила, поднесла к щеке, прижалась. Далее приводится запись сессии без изменений:

"Тепло, как будто налита прозрачная вода, красиво, красиво… нежная, завораживает, ой, настроение начало меняться", смотрит на психолога удивленно, лицо расслабляется, улыбается.

"Хочется гладить, смотреть долго-долго, … Круг, моя любимая форма, чаша, глубина, морское дно, ой, как же хорошо…., как странно, ощущаю тепло, хотя и знаю, что она холодная, нет, не холодная, прохладная; успокаивает и дает радость…радость и умиротворение (клиентка улыбается, закрывает глаза, глубоко и спокойно дышит, наклоняется над чашей и что-то шепчет, «я так и знала, эхо… кажется глубже, чем на самом деле….., удивительно, я могла бы долго с ней сидеть, она как живая…». Ирина выпрямляется, лицо спокойно, глаза открыты, брови не нахмурены, улыбается, «не так уж сложно привести себя в другое состояние (обнимает чашу, гладит ее), вечером извинюсь перед дочерью и мужем, я хочу немного поговорить с чашей, кое-что попросить у неё (подносит чашу к лицу, что-то шепчет в неё), теперь, пожалуй, все. Мне очень хорошо, немного странно, но очень хорошо. Радость, но не бурная….. умиротворение….. Я бы хотела иметь такую чашу у себя».

В заключении хотелось бы отметить, что минералы — не только изумительные природные феномены. Они помогают нам в нашем самопознании, формируют и расширяют образно-эмоциональную сферу, обладают большими возможностями лечебного и поддерживающего воздействия, границы которого еще предстоит изучить.

Список литературы:

1. Бланк С.М. Минералы исцеляют! Кристаллы и человек — гармония тонких энергий. — СПб.: ИК «Невский проспект», 2003. — 192 с. (Серия «Основы биоэнергетики»).

2. Виллс П. Рефлексология/ Пер. с англ. — М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2003. — 144 с.: ил. — (Медицинская энциклопедия).

3. Гейлд Филлис. Исцеление кристаллами: шаг вперед/Пер. с англ. — СПб.: «Издательство »Диля", 2006. — 224 с.

4. Гоникман Э.И. Ваш талисман (о целебных свойствах драгоценных камней), — М.: Изд. Дом МСП, 2002. — 128 с. ил.

5. Дмитриев Г. Стоун-терапия: лечение удовольствием. / Вестник тибетской медицины №15(53), 2008.

6. Изард К.Э. Психология эмоций пер. с англ. СПб., 1999. 464 с.

7. Кривенко В. В., Хмелевская А.В., Потребня Г.П. Лечение минералами: Основы литотерапии. Переизд. — М.: Педагогика-Пресс, 2001. — 221 с.: ил.

8. Лафицкая Н.В. Анатомия зависти. СПб., 2011 — 270с.

9. Лафицкая Н.В. Дети в западне. Внутрисемейное насилие.СПб., 2012-278 с.

10. Липовский Ю.О. Словарь-справочник лечебных камней. — СПб.: «Издательство »Диля", 2003. — 256 с.

11. Ностаева С. Коралл — целебный и магический. / Вестник тибетской медицины №18(56), 2008.

12. Рак И.В. Мифы Древнего Египта, СПб., 1993.

13. Стабер Уильям. Радуга самоцветов: Универсальное руководство по исцелению минералами/ Пер. с англ. М.Бокаревой и Н.Падалко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 624 с. — (Миропознание и самоисцеление).

14. Стоун Джаспер. Все о драгоценных камнях. — СПб.: ООО «СЗКЭО »Кристалл"", 2004. — 176 с., ил.

15. Теофраст .О камнях/ Пер. с англ. Б.Ф.Куликов. Сост. В.В.Бобылев, — М.: Издательский Дом МСП, 2004. — 256 с.