Комитет профессионального признания и наград. С.А. Гребнев.
КОМИТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ И НАГРАД ОППЛ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ АВТОРСКИХ МЕТОДИК
(ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ)
НА СОИСКАНИЕ АВТОРСКОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ЛИГИ
Название методики: Кристаллизация мышления.
На Международном конгрессе «Психотерапия,
практическая и консультативная психология — сплетение судеб».
Киев, октябрь 2012 г.
Автор методики: Сергей Андреевич Гребнев, врач — психотерапевт, г. Екатеринбург.
1. Определение.
Кристаллизация мышления — метод, позволяющий клиенту в максимально короткие сроки находить истинную заявляемую проблему, соответствующее оптимальное решение, изменить поведенческие реакции. Процесс консультирования осуществляется за счет вопросов, структурированных с учетом особенностей мышления клиента.
Используется для консультирования и коучинга.
2. Сущность методики.
Основные процессы:
- исследование процесса мышления клиента и анализ заявляемой им проблемы;
- анализ системы взглядов и убеждений клиента, удерживающих его в проблеме;
- выстраивание вопросов с учетом мышления клиента для быстрого поиска сути проблемы, оптимального решения и путей ее реализации;
- управлять процессом размышлений клиента таким образом, чтобы помочь ему самостоятельно найти наилучшее решение заявленной проблемы;
- отслеживание по невербальным реакциям соответствия эмоционального и когнитивного восприятия существующей действительности.
Особенностями такого воздействия являются:
- Поиск наилучшего решения (кристаллизация решения) или сути насущной проблемы (кристаллизация проблемы) осуществляется за счет:
а) выстраивания вопросов специальным способом;
б) задавания ключевого вопроса;
в) концентрации внимания на заявленной проблеме;
г) отслеживания процесса мышления клиента и поиска им ответа на заявленную проблему;
д) управление процессом поиска ответа через специально структурированные вопросы;
е) подведение клиента к инсайту. - Концентрация внимания способствует четкости и ясности мышления и быстрому поиску ответа на проблему.
- Состояние концентрация внимания формируется определенной последовательностью вопросов. Чаще всего его схема выглядит следующим образом:
а) открытые вопросы (1-2);
б) уточняющие вопросы (до 10);
в) направляющие вопросы (до 6-8);
г) ключевой вопрос, формирующий концентрацию внимания (1-2);
д) при необходимости закрытый вопрос (1-3). - Состояние концентрация внимания по своей физиологии схоже с просоночным состоянием, когда приходят наилучшие мысли или гениальные решения.
- Естественный процесс поиска решения или формирования нового убеждения (взгляда, видения ситуации) моделируется и ускоряется.
- При затруднениях выявляются убеждения, удерживающие в проблеме (ложные убеждения), а затем они изменяются на новые убеждения с помощью описанного выше процесса.
- Обычно процесс консультирования по одной заявленной проблеме продолжается от 15 до 45 минут. За этот период состояние концентрация внимания может возникать до 5-7 раз, продолжительностью от нескольких секунд до одной минуты.
Структура сессии в формате консультирования/коучинга:
- Анализ заявляемой клиентом проблемы.
- Задавание вопросов, структурированных особым образом.
- Поиск и изменение ложных убеждений.
- Задавание ключевого вопроса, приводящего к состоянию концентрация внимания на решаемой проблеме или поиске решения.
- Обдумывание и поиск собственного решения. Обычно от нескольких секунд до 2-3 минут.
3. Теоретические и методологические аспекты
- Метод основан на наблюдениях за естественным процессом мышления в принятии решений, изменении убеждений и формирования новых взглядов.
- Наблюдения показывают, что наилучшие идеи возникают в момент концентрации внимания на решаемой проблеме и поиске решения, в виде разной степени озарения (инсайта).
- Повторное обдумывание решаемой проблемы в состоянии концентрации внимания (транса), нахождение дополнительных подтверждающих убеждений — все это способствует укреплению принятого решения.
- Наилучшим способом создания концентрации внимания на проблеме являются структурированные определенным образом вопросы, а задавание ключевого вопроса практически всегда приводит к инсайту.
- Принятое самостоятельное решение, закрепленное повторными размышлениями, имеет наибольшую эффективность и устойчивость, способствует формированию новых поведенческих реакций.
4. Используемые психотерапевтические и психологические подходы (модальности психотерапии).
- Когнитивная психотерапия (основы процессов мышления, мотивация, основы поведенческих реакций человека, работа с убеждениями, анализ структуры речи; восстановление потерянной информации, выявление причинно-следственных подмен);
- Позитивная психотерапия (метафорическое мышление и использование метафор в работе; трансформация негативных реакций в позитивный опыт, следование принципу консультирования);
- Нейролингвистическое программирование (анализ модальностей восприятия клиентом существующей проблемы, метапрограммы клиента, отслеживание невербальных реакций клиента);
- Суггестия в состоянии концентрации внимания по Гребневу (структурирование вопросов, создание концентрации внимания, отслеживание невербальных реакций клиента, умение упрощать ситуацию и создавать короткие, но емкие метафоры, трансформировать негативные реакции в позитивный опыт).
5. Основные отличия от родственных методов.
Отличие Кристаллизации мышления (КМ) от когнитивной психотерапии.
Кристаллизация мышления отличается:
- анализом структуры мышления и системы убеждений клиента;
- последовательностью и структурой задаваемых вопросов;
- акцент делается на изменение высказываемых ложных убеждений клиента, которые формируют когнитивный диссонанс, влияют на эмоции и поведение человека;
- решение заявленной проблемы происходит в процессе изменения убеждений, задавания ключевого вопроса, концентрации внимания на проблеме, создание инсайта;
- предлагаемый метод ориентирован на создание инсайта, как эффективного способа изменения убеждений;
- вопросы выстраиваются таким образом, чтобы за короткий промежуток времени 15-40 минут привести клиента к изменению прежнего ложного убеждения.
Когнитивный метод:
- в большей степени метод ориентирован на разъяснения;
- вопросы выстраиваются в виде сократовского диалога.
Процесс обеспечивают следующие приемы:
- выявление с помощью сократовского диспута нелогичности, ложности иррациональных убеждений;
- привлечение внимания клиента к его иррациональным убеждениям и выведение их на уровень осознания;
- демонстрация клиенту, что именно эти убеждения удерживали его в проблеме;
- оказывается помощь клиенту в умении думать иначе, а затем идет закрепление новых рациональных убеждений;
- инсайты возникают спонтанно и редко.
Другими словами вопросы задаются таким образом, чтобы клиент с помощью разъяснений понял суть своей проблемы и причину своего иррационального убеждения, а вместе с ним поведения.
Отличие от позитивной психотерапии
- в предлагаемом методе позитивное толкование заменено на трансформацию негативных реакций в позитивный опыт;
- признание отрицательного опыта как составной части развития личности;
- метафоры более короткие, но емкие, и содержат в себе ключевой запрос клиента, либо ответ на заявленную проблему.
Отличие от нейролингвистического программирования
- Основным техническим приемом кристаллизации мышления являются структурированные вопросы;
- Отличия от модели постановки целей — при формировании целей в модели SCORE, есть четкая структура вопросов, работа идет на уровне сознания. Работа начинается с вопроса: Какова твоя цель? Чего ты хочешь достичь? И т.д. Вторая группа вопросов: Что поможет тебе достичь этого? Каковы твои ресурсы? И т.д. Третья группа вопросов: Шаги по достижению цели. Все это прописывается и уточняется. В методе Кристаллизация мышления (КМ) структура вопросов отличается последовательностью (см. выше), есть ключевой вопрос, исходящий от запроса клиента в поиске реальной проблемы (кристаллизации проблемы) и оптимального решения (кристаллизации решения).
Отличие суггестии в состоянии концентрации внимания по Гребневу
- в КМ нет суггестии;
- в КМ есть этапы — кристаллизация проблемы, кристаллизация решения, постановка цели, развитие необходимых навыков;
- в опыте клиента не всегда имеются оптимальные способы решения той или иной проблемы, поэтому в методе КМ используется прием «подсказки», которая выстраивается таким образом, что воспринимается как личное открытие;
- воспринимается работа клиентом как «обычная» беседа;
- метод КМ оптимально использовать в консультировании и коучинге;
- метод «Суггестии …» можно использовать в психотерапии, консультировании, коучинге.
6. Показания, противопоказания и границы применения методики:
6.1. Показания.
В консультировании:
- Провести анализ личных убеждений клиента, удерживающих в проблеме, а затем изменить эти ложные убеждения на новые взгляды.
- Научиться стабильному видению перспективы создаваемых клиентом проблем.
- Предоставляется возможность взглянуть на текущую ситуацию с разных точек зрения: на отношения со своей проблемой; отношения с окружающим миром и окружающими значимыми людьми; на возможность развития личных перспектив; поиск ресурсов в прошлом опыте.
- Для постановки целей и повышения мотивации на их достижения.
- Для улучшения адаптивных стратегий: проблемы с усвоением новых знаний, языков, волнение при собеседованиях и экзаменах, приспособление к новой должности.
- Развитие личных качеств: трудолюбия, настойчивости, ответственности и другие.
- Для преодоления личностных кризисов, коррекции профессиональной деформации личности.
В коучинге:
- Метод используется в поиске оптимального решения (кристаллизация решения);
- Используется для постановки личных целей и повышения мотивации на их достижения;
- Способствует развитию личных навыков: трудолюбия, настойчивости, умения отвечать за свои слова и другие;
- Способствует поиску ресурсов для достижения более высоких результатов.
В других сферах:
- В семейном консультировании;
- В конфликтологии;
- В продажах, переговорах;
- В дипломатической практике, медиации;
- В научной деятельности для поиска оптимального решения;
- В менеджменте.
6.2. Противопоказания:
Абсолютные:
- психотические расстройства с продуктивной симптоматикой;
- умственная отсталость и деменция любого генеза;
- психосоматические заболевания в стадии обострения, требующие немедленной медикаментозной коррекции;
- ситуации, требующие других видов помощи (социальной, юридической и др.) по жизненным показаниям.
Относительным противопоказанием является:
- отсутствие у клиента мотивации к решению каких-либо личных проблем.
- возраст моложе 15 лет в связи с отсутствием у автора опыта работы с этой категорией клиентов данным методом и специализации по детской психотерапии.
6.3. Границы применения методики:
Кристаллизация мышления используется:
- При затруднении понимания происходящих процессов как внутри личности, так и во взаимодействии между личностями, только при отсутствии явных патологических изменений в психике, либо наркотическом (алкогольном) опьянении. При отсутствии выраженного конфликта на национальной или религиозной розни.
- Для преодоления личностных ограничений в поиске какого-либо решения, включая научное, дипломатическое или семейное. Но затруднено при отсутствии подобного минимального опыта, либо знаний по этому вопросу. Например, в отсутствие опыта ведения переговоров.
- В преодолении вредных привычек метод используется после устранения явлений абстинентного синдрома, либо острой интоксикации. Может использоваться только при желании клиента и как способ изменения убеждений, удерживающих в проблеме.
7. Основные используемые труды.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: — Прогресс, 1980. — 528 с.
- Ахмедов, Т. И. Психотерапия в особых состояниях сознания: история, теория, практика / Т. И. Ахмедов, М. Е. Жидко. — М.: «Издательство АСТ»; Харьков: ....Гроф. — М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2001. — 476 с.
- Бэндлер Р., Гриндер Дж. Наведение транса (использование методик гипноза в НЛП). М.: — Прозерпина, 1995. — 302 с.
- Бэндлер Р., Гриндер Д. Трансформация. Нейролингвистическое программирование и структура гипноза. Пер. с англ. СПб.: Лань, СПб. 1995 — 208 с.
- Бэндлер P., Гриндер Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий. Перев. с англ. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 256 с.
- Зинченко Т. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб. 2002.
- Кандыба В.М. Техника гипноза наяву. В 2 Т. СПб. 2004.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная терапия. Семья как терапевт. Пер. с англ. Под ред. М. Дымшица, И. Леонтьева — М.: Смысл, 1993. — 332 с.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья, как психотерапевт. М. — 1993.
- Солсо Р. Л. Когнитивная психология М.: Тривола — 1996 , с 28-36,41-47.
- Эриксон М. Мой голос останется с вами. Обучающие истории Милтона Эриксона. Пер. с англ. — СПб., изд. Петербург — ХХI век. 1995. — 256 с.
Личные статьи.
- Гребнев С. А., Решения в нашей жизни. // Журнал «Психотерапия» 2006г. № 6,23-28 стр.
- Гребнев С.А., Вопросы, как инструмент принятия решения. // Журнал «Психотерапия» 2006г. № 7, стр. 20-26.
- Гребнев С.А., Работа с убеждениями партнера. // Журнал «Психотерапия» 2006г. № 8,19-27 стр.
- Гребнев С.А., Работа с возражениями. Концентрация внимания. // Журнал «Психотерапия» 2006г. № 9,11-20 стр.
- Гребнев С.А., Решения в нашей жизни. // Журнал «Психотерапия» 2006г. № 10,21-28 стр.
- Гребнев С.А., Первый и второй этапы кристаллизации решений. // Журнал «Психотерапия» 2006г. № 11,36-41 стр.
- Гребнев С.А., Реализация решения. // Журнал «Психотерапия» 2006г. № 12,28-34 стр.
- Гребнев С.А., Работа с наркотической и алкогольной зависимостями. // Журнал «Психотерапия» 2011г. № 8,37-49 стр.
- Гребнев С.А., Мультимодальный подход в работе с наркотической зависимостью. // Журнал «Психотерапия» 2011г. № 9,46-49 стр.
Реквизиты для взаимодействия:
Гребнев Сергей Андреевич, e-mail: , тел. 8 (912) 242-41-42
Заключение регистрационной комиссии ОППЛ от 13 февраля 2013 г.:
Представленная С.А. Гребневым заявка с описанием методики, а также:
— рецензенты — заведующий кафедрой психиатрии ГБОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России, главный внештатный психиатр, доктор медицинских наук, профессор К.Ю. Ретюнский; кандидат филос. наук, доцент кафедры Социальной психологии Гуманитарного Университета г. Екатеринбурга, психотерапевт Единого Европейского реестра, руководитель модальности «Психодрама» ОППЛ, И.Е. Романова; профессор кафедра психиатрии Факультета ПВ и ДПО ГБОУ ВПО, Челябинская государственная медицинская Академия Минздравсоцразвития России, доктор медицинских наук Кривулин Е.Н; заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии, доктор медицинских наук, психотерапевт Европейского реестра, действительный член МАПН Б.Ю. Приленский.
— публикации в журнале «Психотерапия» (Гребнев С. А., Решения в нашей жизни. // Журнал «Психотерапия» 2006г. № 6,23-28 стр.; Гребнев С.А., Вопросы, как инструмент принятия решения. // Журнал «Психотерапия» 2006г. № 7, стр. 20-26; Гребнев С.А., Работа с убеждениями партнера. // Журнал «Психотерапия» 2006г. № 8,19-27 стр; Гребнев С.А., Работа с возражениями. Концентрация внимания. // Журнал «Психотерапия» 2006г. № 9,11 — 20 стр.; Гребнев С.А., Первый и второй этапы кристаллизации решений. // Журнал «Психотерапия» 2006г. № 11,36-41 стр.; Гребнев С.А., Мультимодальный подход в работе с наркотической зависимостью. // Журнал «Психотерапия» 2011г. № 9,46-49 стр);
— публикация в сборнике статей «Актуальные проблемы возрастной наркологии» (Гребнев С. А., Метод «Суггестия в состоянии концентрации внимания» в работе с наркотической зависимостью. // Сборник статей «Актуальные проблемы возрастной наркологии» под редакцией проф. Е.Н. Кривулина и член корр. РАМН Н.А. Бохана 2012 г., 134-135 стр.).
позволяют сделать вывод о соответствии методики «Кристаллизация мышления» требованиям, предъявляемым Профессиональной психотерапевтической лигой к авторским программам.
По итогам обсуждения представленных документов и наблюдения работы с применением методики «Кристаллизация мышления» принято решение выдать Гребневу Сергею Андреевичу Авторское свидетельство Профессиональной психотерапевтической лиги (доказательная регистрация).