КОМИТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ И НАГРАД ОППЛ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ АВТОРСКИХ МЕТОДИК
(ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ)
На соискание авторского свидетельства Профессиональной психотерапевтической лиги.
Название методики: Образно-эмоциональная литотерапия (ОЭЛТ).
Автор методики: Лафицкая Наталия Владимировна, кандидат социологических наук, клинический психолог, профессор РАЕ, почетный доктор наук РАЕ, заслуженный деятель науки и образования, научный сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова, основатель и руководитель кризисно семейного центра «КоВоКа», художник, член международного художественного фонда (МХФ).
1. Определение.
Образно-эмоциональная литотерапия (ОЭЛТ) — полимодальная методика для индивидуальной системной терапии посредством активизации, анализа и проработки образов и эмоций, проявляемых клиентом при работе с камнями.
2. Сущность методики.
— анализ ситуации вначале в режиме «здесь и сейчас — ad hoc», затем в режиме построения позитивного, оптимально приемлемого будущего;
— интеграция и координация когнитивного, эмоционально-образного, метафорического и сенсорного аспектов переживания и анализа ситуации путем осознанного проживания и восприятия себя в режиме «здесь и сейчас — ad hoc»;
— развитие и формирование трансгрессивного мышления и, как следствие, трансгрессивного поведения личности;
Рабочее пространство оборудуется предметами, необходимыми для работы в рамках ОЭЛТ: удобного стола со свободной светлой поверхностью, чаш из поделочного или полудрагоценного камня разных диаметров (не менее 23 см) и цветов. Можно также использовать шары, сферы, полусферы, вазы, овальной или круглой формы блюда. Потребуется также вода, красители воды (красный, синий, зеленый, желтый, черный, коричневый), мелкие камни и поделки из них различных геометрических форм, карточки с названиями предметов и эмоциональных состояний, песок, крупы. Дополнительно используются свечи, ароматы (в аромолампах) и приятная негромкая музыка (мы используем произведения Шопена, Шуберта, Вивальди, иногда Штрауса).
Структура сессии в формате психотерапии/консультирования:
1. Интервью
2. Диагностическая фаза (при длительной психотерапии эта фаза может исключаться)
3. Коррекционная фаза
4. Обратная связь
Предварительно клиент заполняет батарею тестов, состоящую из ряда стандартных психологических опросников, а также авторского рисуночного теста, определяющего психоэмоциональное состояние, ряд других рисуночных тестов. Результаты проведенной психодиагностики обсуждаются с клиентом в ходе работы и учитываются при выборе тактики.
3. Теоретические и методологические аспекты
Теоретические основы методики:
— учение об образах и эмоциях, этими образами вызываемых; о влиянии эмоций на поведение, память и соматику человека — К.Э. Изард , У. Джеймс, П. Миллер, П. Фресс, А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин и др.;
— лечебное, эстетическое использование камней в различных культурных традициях;
— основы клинической психологии.
Во время диагностической фазы работы выявляются и затем прорабатываются нарушения эмоционально — волевого и/или образно-метафорического функционирования личности:
— снижение «доступа» к образным, метафорическим, эмоциональным, интеллектуальным, волевым ресурсам, отсутствие четких представлений о собственных границах и возможностях личности, необходимых для решения как жизненных задач в формате «здесь и сейчас — ad hoc», так и направленных на перспективу.
— смещение как представлений о самом себе, так и о внутренних и внешних границах собственной личности, нахождение их «не на своем месте», не в своём, чужом, другом пространстве.
— отсутствие коммуникаций между собой и другими, между разными частями собственной личности, потеря ощущения «правильного» времени, нахождение «вне времени».
— вовлечение в мотивы мести и наказания или самонаказания, как мести самому себе.
— искажение собственного «я», утрата чувства самоидентичности.
— угнетение — потеря чувства перспективы, возможности преодоления, свободной воли.
— уход (пассивный или активный) от собственной цельности, излишнее преобладание одной из черт личности (не обязательно патологической), негармоничное состояние, искажение собственных перспектив.
4. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии)
— глубинная психология;
— клиническая психотерапия, психотерапия творческим самовыражением и характерологическая креатология (положение о природной основе поведения человека в целом и креативных стратегий в частности);
— логотерапия (теория смыслов, терапия смыслами и ценностями);
— экзистенциальная психотерапия (И. Ялом).
5. Основные отличия от родственных методов
— в работе используется непосредственное символическое, эстетическое, культурально-обусловленное восприятие камней.
— специальное оформление рабочего пространства, которое способствует формированию ощущения зоны психологической безопасности, включает в себя как пространственные, так и предметные артефакты.
6. Показания, противопоказания и границы применения методики:
6.1. Показания:
В медицинской модели психотерапии:
По МКБ-10: F 00-F -09
F 20-F29 — в период ремиссии
F 30-F 39 — не острый период
F 40 — F 48
F 60-F 69 — исключением является глубокая деменция
F 80-F89
F 90-F98, F 99
А так же состояния после тяжелой утраты (в составе комплексного подхода), сексуального деликта, внутрисемейного насилия, суицидального поведения и состояния предсуицида и постсуицида, выраженного чувства одиночества, внутриличностного конфликта любой природы.
Психологические трудности в пределах клинической нормы (консультирование):
1. Для тренировки конфликтной компетентности: трудные отношения с собой и другими — с родителями, детьми, руководителями и подчиненными, учителями и государственными служащими.
2. Для улучшения адаптивных стратегий: проблемы с усвоением новых знаний, языков, волнение при собеседованиях и экзаменах, приспособление к новой должности.
3. Для преодоления личностных кризисов, коррекции профессиональной деформации личности.
6.2. Противопоказания:
Абсолютные:
— психотические расстройства с продуктивной симптоматикой;
— глубокая умственная отсталость;
— психосоматические заболевания в стадии обострения, требующие немедленной медикаментозной коррекции.
— ситуации, требующие других видов помощи (социальной, юридической и др.) по жизненным показаниям
6.3. Границы применения методики:
Образно-эмоциональная литотерапия (ОЭЛТ) применяется самостоятельно или в комплексном подходе, когда в проблематике клиента выступают ценностно-смысловые противоречия, особенности личности клиента, мешающих продуктивной духовно-душевной деятельности, или особенности средовых воздействий на него, при которых у клиента нет возможности отыгрывать самостоятельно те чувства и эмоциональные состояния, при которых он испытывает страдания или социально-психологические затруднения различного генезиса, а также состояния когнитивного диссонанса.. Методика зарекомендовала себя в работе с психологическими последствиями сексуального деликта над детьми, а также с жертвами семейного насилия.
7. Основные используемые труды:
Собственные работы автора:
Контакты: Лафицкая Наталия Владимировна, e-mail: , тел. 8 (910) 436-32-95
Заключение регистрационной комиссии ОППЛ от 19 .11. 2012 г.:
Представленная Лафицкой Н.В. заявка с описанием методики, а также:
— статьи Лафицкая Н.В. «Образно-эмоциональная литотерапия (ОЭЛТ). История вопроса», Лафицкая Н.В. «Образно-эмоциональная литотерапия (ОЭЛТ). Методология и практика.
— непосредственное наблюдение работы автора экспертами: кандидатом медицинских наук, вице-президентом ОППЛ, доцентом Чегловой И.А., доктором психологических наук, профессором Печерской С.А., профессором военной академии, кандидатом психологических наук Гаах Н.А., доктором философских наук, профессором Семеновой В.Г., позволяют сделать вывод о соответствии методики «образно-эмоциональной литотерапии (ОЭЛТ) требованиям, предъявляемым Профессиональной психотерапевтической лигой к авторским программам.
По итогам обсуждения представленных документов и наблюдения работы с применением методики «Образно-эмоциональная литотерапия (ОЭЛТ)» принято решение выдать Лафицкой Наталии Владимировне Авторское свидетельство Профессиональной психотерапевтической лиги (доказательная регистрация).