ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Материалы III Санкт-Петербургского конгресса психотерапевтов и психологов. В.В. Макаров. Потенциал психотерапии СЗФО+

МАТЕРИАЛЫ III САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО КОНГРЕССА ПСИХОТЕРАПЕВТОВ, ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ «ДОСТИЖЕНИЯ И ПОТЕНЦИАЛ ПСИХОТЕРАПИИ, ПРАКТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ РФ».


На пленарном заседании Конгресса

 ПАРАДИГМЫ И МОДЕЛИ РОССИЙСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.

СЕВЕРО-ЗАПАД — ДОСТИЖЕНИЯ И ПОТЕНЦИАЛ.

Макаров В.В. — президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, вице — президент Всемирного совета по психотерапии и Общероссийского совета по психотерапии и консультированию, заведующий кафедрой психотерапии и сексологии ГБОУ ДПО РМАПО, д.м.н., профессор.
( Москва, Россия).

Из многих определений психотерапии мы чаще используем два следующих. Психотерапия — самостоятельная научно-практическая дисциплина, врачебно-психологическая специальность, разрабатывающая и реализующая специфические методы взаимодействия психотерапевта с пациентом или группой, направленного на: эффективное совладание с проблемной или кризисной ситуацией; мобилизацию ресурсов психики и всего организма на преодоление последствий влияния болезнетворных факторов; форсированное развитие высоких уровней здоровья и устойчивости к агрессивному влиянию среды ( А.Л. Катков, 2012).

Или наше более общее определение. Психотерапия — интерактивный процесс психологического упорядочения прошлого, настоящего и будущего человека, семьи, группы, общества в целом ради достижения поставленной цели (В.В.Макаров, 2011). Цели могут быть очень многообразными, главные из них: излечение, профилактика расстройств, развитие. В психотерапевтическом процессе обязательно участие профессионального психотерапевта. В настоящее время профессиональные психотерапевты готовятся из специалистов с базовым медицинским и психологическим образованием

Потребность в психотерапии в мире постоянно растёт. Сегодня психотерапия, первоначально сложившись и организационно оформившись в Западной Европе, распространилась на весь мир. Постоянно растущая потребность в психотерапии в нашей стране связана с рядом факторов. Мы переживаем беспрецедентные изменения в жизни общества, государства, семьи и каждого человека, адаптация к которым становится все более и более сложной. Это обусловливает возникновение социальных эпидемий как формы дезадаптивного копинга. Возникают всё новые и новые формы аддиктивного поведения и иные нарушения характера и личности. С каждым годом обостряется конкуренция в сфере трудовой деятельности, где важны всё новые навыки и умения, и одновременно обесцениваются носители этих навыков и умений, возникает новая форма дискриминации, связанная с возрастом. С каждый годом растёт тревога людей за их будущее, будущее семей, государства и общества в целом. Можно уверенно назвать и многие другие факторы, повышающие потребность в профессиональной психотерапии в нашей стране.

Расчёт необходимого числа профессионалов нашей области произвести достаточно сложно. По оценке Сержа Гингера Франции в период максимальной стабильности общества требовалось по одному психотерапевту на 5000 тысяч жителей. Если мы применим такое соотношение к России, то получится 268 000 психотерапевтов (И это — повторюсь, по норме для стабильной и благополучной страны! ). А какова реальность? Согласно экспертным данным, в нашей стране всего около трёх тысяч психотерапевтов — психиатров, двух тысяч врачей психотерапевтов с другими базовыми специальностями и тридцати четырёх тысяч психотерапевтов психологов.

Идеология психотерапии, базовые основы понимания человека, семьи, группы, общества в целом, находятся в развитии. Еще не так давно в нашей работе мы традиционно придерживались двоичной парадигмы понимания человека. Вслед за многими учёными, в их числе нашими великими соотечественниками И.М. Сеченовым (1829-1905) и И.П. Павловым (1849-1936) в человеке мы выделяли тело и нервную систему, порождающую психику. До конца семидесятых годов прошлого века такой взгляд нас вполне устраивал. Затем была введена третья составляющая — социальная. Концепция биопсихосоциального подхода впервые была обстоятельно изложена G. L. Engel (1977), который, синтезировав достижения психосоматической медицины, обосновал тезис о мультифакторном характере заболеваний. Находясь под влиянием психосоциальных факторов, собственно клинические явления сами становятся причиной вторичных поведенческих и психосоциальных проблем. Биопсихосоциальный подход как более универсальный и системный, оформившись в троичную парадигму медицины, внес значительный вклад в развитие различных направлений психотерапии. Для психотерапии он в частности подробно разработан в Санкт-Петербурге А.В. Васильевой (2012).

В это же время к нам начали обращаться люди, у которых тело было здорово, психических проблем и расстройств не выявлялось, в социальном отношении они были весьма и весьма благополучны и, вместе с тем, эти люди страдали. И их страдания были связаны с духовными аспектами бытия. В их числе: понимание смысла жизни, осознание своего предназначения, трагическая любовь, поиск веры, поиск счастья и другие. Эти люди, по разным причинам не были готовы обращаться к религии. И искали выход за пределами любых конфессий. Работа с этими клиентами привела нас к пониманию необходимости введения четвёртой составляющей в парадигму понимания современного человека. Эта составляющая — духовность. И в первом десятилетии нового века начала формироваться новая, четырёхчастная биопсихосоциодуховная парадигма понимания человека в психотерапии.

И это особенно важно, ведь в нашей стране психотерапия длительное время развивалась только в рамках медицины. Сегодня еще активно работает самое первое в нашей стране поколение врачей-психотерапевтов. Медицинская модель психотерапии, несомненно, является самой развитой и во многом питающей своими ресурсами другие, нарождающиеся и становящиеся на путь развития модели психотерапии. На ее основе сегодня строятся другие российские школы психотерапии. В медицинской модели психотерапия предназначена для лечения и предупреждения заболеваний. Она может использоваться и для диагностики. Это наиболее традиционная и распространенная модель психотерапии. Большое место в ней занимает раздел, получивший название «клиническая психотерапия». Это такая врачебная психотерапия, которая использует парадигмы психотерапии, психиатрии и той клинической дисциплины, где она применяется. В последнее время в клинической психотерапии начали работать и специально подготовленные медицинские или клинические психологи. Клиническая психотерапия является нашим национальным достоянием. Она получила наибольшее развитие в психиатрии для лечения пограничных состояний и в наркологии для лечения зависимостей. Кроме того клиническая психотерапия развивается в психосоматической медицине, онкологии, гинекологии. Самостоятельными разделами клинической психотерапии являются психотерапия детей и подростков и семейная психотерапия.

Наиболее широко психотерапия используется для лечения неврозов, последствий реактивных состояний, расстройств личности. Здесь она выступает в качестве основного или даже единственного метода лечения. Применима психотерапия и при лечении расстройств психотического уровня. Отдельные профессионалы успешно работают с острыми психотическими состояниями. Тогда как большинство психотерапевтов прилагают усилия для продления ремиссий и поддержания их качества. В наркологии после проведения дезинтоксикации и нормализации физического состояния пациентов психотерапия часто является основным способом закрепления и поддержания отказа от употребления средств, вызывающих зависимость Психотерапевты в психосоматической медицине предпочитают работать вместе с врачами-интернистами. Здесь широко поле приложения наших усилий, — как в острых состояниях заболеваний, так и в периоды улучшений и ремиссий

В медицинской модели психотерапии чаще используются эклектические, синтетические или интегративные подходы. Наиболее успешны в этой модели психотерапии специалисты, подготовленные из профессионалов с базовым врачебным образованием или медицинских психологов.

Необходимо отметить, что и сама медицина на протяжении десяти с небольшим лет переживает очень глубокие изменения. Ранее в нашей стране признавалась единственно правильной только европейская, или так называемая аллопатическая научная модель медицины. Именно на ней строилась система здравоохранения, по определению призванная отвечать за здоровье граждан. Впрочем, реально она выполняла только часть этой работы, а именно лечила заболевания. В настоящее время ортодоксальную медицину значительно теснят другие медицинские школы — от древних до новейших. При этом основные успехи многих из них лежат в сфере сохранения и развития здоровья, причем основное значение в этом придается здоровью психическому и ментальному. И это тоже отличает их от господствующей модели медицины, которая по возможности игнорировала психическое и ментальное в человеке. И,  конечно же, ни одна из альтернативных господствующей научной школе не располагает столь развитыми технологиями диагностики и лечения болезней.

А вот психотерапия исконно с интересом относится к различным школам и направлениям медицины. Поэтому психотерапия может представлять собой мост между европейской научной медициной и другими школами и подходами в медицинской практике. Пациенты сегодня сами определяют, к какому специалисту в области здоровья им обратиться, и психотерапевты могут часто выступать в качестве квалифицированных экспертов.

В психологической модели психотерапия предназначена для разрешения проблем, , не достигающих уровня патологии, однако влияющих на развитие психологических функций, личностный рост, качество жизни человека. Одним словом, для коррекции психологической неуспешности. Если в медицинской модели часто используют синдромологический и нозологический подходы к пониманию расстройств и их диагностике, то в психологической модели чаще работает проблемный подход и психологическое тестирование. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. В целом психологическая модель сегодня является самой растущей в ряду моделей отечественной психотерапии. Специалисты заняты с одной стороны проблемами клиентов, из семей, групп и коллективов, с другой — развитием личности или как принято его называть — личностным ростом.

В психологической модели психотерапии обычно используется так называемый школьный подход. Успешными в психологической модели психотерапии могут оказаться специалисты с базовым психологическим или медицинским образованием. В этой модели самый большой ресурс кадрового потенциала. Здесь даже избыток кадров.

Педагогическая модель психотерапии предполагает ее направленность на процесс обучения, воспитания и перевоспитания. В педагогической модели психотерапевт работает с обучающимися, с педагогами, с семьями. Формирование в нашей стране гражданского общества требует ряда изменений в менталитете. Такие изменения могут осуществляться медленно, из поколения в поколение, а могут протекать и более быстро, путем включения психотерапевтических подходов в процессы воспитания и социализации. Нашему менталитету свойственны такие качества и характеристики как стремление к страданиям, низкая самооценка, склонность доверяться случаю и воле авторитарных фигур. А индивидуализм и здоровая конкуренция, возможность радоваться собственным достижениям, переживание счастья, стремление к ежедневному кропотливому труду — развиты, на наш взгляд, недостаточно. В нашем мышлении, мировосприятии много магического и мало технологического. Мы недостаточно хорошо умеем взаимодействовать с деньгами, ценить право собственности и результаты раздела результата труда. Кроме того, многие профессии накладывают неизгладимый отпечаток на самих профессионалов. К ним относится и профессия педагога, впрочем, как и психотерапевта. Уметь восстанавливать свое психическое состояние, свой тонус, оптимизм, работоспособность, развивать и сохранять ментальную экологию — важнейшие и необходимые навыки для каждого педагога. И эти навыки дают занятия психотерапией.

Вот как представляется возможная модель психотерапии в школе. Психотерапия в рамках педагогической модели помогает устранять проблемы обучения, нарушения поведения, исправлять искаженное развитие личности; ребенок учится творчески подходить к решению возникающих перед ним задач; обращаться к собственным ресурсам, быть удачливым и конкурентоспособным в условиях современной жизни. В рамках психологической модели ребенок учится налаживать и поддерживать межличностные отношения; повышает уверенность к себе; учится адекватно оценивать свои возможности и результаты своих действий; принимать ответственность за себя и свои поступки. В рамках философской модели у мальчиков и девочек формируется адекватное мировоззрение; ребенок имеет возможность построения системы ценностей, которые для него действительно значимы и не являются навязанными родителями, педагогами или товарищами.

Психотерапия важна и для педагогов. В рамках психологической модели она помогает разрешать проблемы психологической неуспешности; проводить профилактику психологических и соматических расстройств; обучаться управлению стрессом, установлению адекватного контакта с учебной группой, в рамках социальной модели — развивать эффективное поведение в коллективе.

Для администраторов образования психотерапия в рамках психологической модели позволяет проводить психотерапевтический подход к организации работы подчиненных. В рамках социальной модели — эффективное управление педагогическим коллективом.

Психотерапия в школе — это комплекс психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по психолого-педагогическиму сопровождению развивающейся личности ребенка, по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов.

Таким образом, психотерапевтическая работа в школе может эффективно вестись только в рамках нескольких моделей — педагогической, психологической, социальной и философской. То есть можно говорить об интегративной модели психотерапии в школе.

В данной модели смогут успешно работать как профессионалы с эклектической, синтетической, интегративной ориентацией в психотерапии, так и сторонники использования подхода одной школы или направления психотерапии. Успешно работать в педагогической модели могут профессионалы с базовым психологическим или педагогическим образованием, получившие специальную профессиональную переподготовку в области психотерапии.

В философской модели психотерапия предназначена для достижения понимания собственной личности, мира, своего места в мире, общей модели мира. Она оказывает влияние на формирование и изменение мировоззрения. Наше прошлое мировоззрение «строителей коммунизма» сегодня разрушено. Человеку трудно жить без мировоззрения, практической философии жизни. Многие обращаются к традиционным или новым, порою экзотическим религиям. И вместе с тем ряд психотерапевтических концепций содержит достаточно стройное мировоззрение и общую модель понимания мира. Почти все психоаналитические и экзистенциально-гуманистические направления психотерапии дают своим последователям мировоззрение, которое, с нашей точки зрения, представляется более стройным и оптимистичным, нежели некоторые религиозные учения.

В наше время формирование общественного мнения по мировоззренческие вопросам передано журналистам, телеведущим, кинозвездам, шоуменам и политикам, обслуживающим интересы власти. Медиократия — с одной стороны, это власть глобальных финансово-информационных конгломератов, владельцев масс-медиа; с другой стороны — власть усредненных стандартов культуры, унифицированных вкусов, чувств и мыслей, того, что составляет массовую культуру. И сказанное имеет прямое отношение к философской модели психотерапии. Профессионалы, работающие в данной модели, чаще принадлежат к какой-либо одной школе психотерапии. Это, в частности, религиозно ориентированные и экзистенционально-гуманистические направления психотерапии. В философской модели психотерапии успешнее других могут работать профессионалы с базовым философским или психологическим образованием.

В социальной модели психотерапия применяется для взаимодействия с большими группами людей или всем обществом в целом. При социальной или политической модели технологии психотерапии используются и для манипулирования человеком или группой. Такую группу может составлять и все общество. Феномен «советского человека» сам по себе во многом представляет продукт социальной психотерапии. Социальная модель психотерапии тесно связана с влиянием на менталитет человека и общества. События, происходящие в обществе, влияют на менталитет граждан. Это влияние в постсоветский период носят во многом, стихийный характер.

Разочарование в вождях, наступившее в течение последних десятилетий, разрушило образ нашего Социального Родителя. В социальном отношении все мы стали сиротами. И мы всё ещё ищем Родительские фигуры для заполнения образовавшихся пустот в социальном Родительском состоянии и готовы поверить многим. Волна компромата на политических деятелей вызывает разочарование и страх, исходящий из Детского состояния. Наш мозг устроен так, что он ничего не забывает. Нужно ли заполнять нашу психику потоком такой информации, таких чувств, тревоги, страхов? Всего этого, зачастую попадающего в психику, во многом минуя каналы Взрослого мышления и критической оценки поступающей информации. Это может происходить за счет суггестивного воздействия в трансовых состояниях.

В социальной модели могут одновременно использоваться подходы самых разных школ и направлений психотерапии. Успешно в социальной модели психотерапии могут работать специально подготовленные специалисты с базовым психологическим образованием и получившие подготовку в качестве специалистов по социальной работе.

Эзотерическая модель психотерапии исследует скрытый, тайный смысл событий, явлений и жизни человека в целом. Она испытывает влияние эзотерических конфессиональных практик: исихазма внутри православия, дзен внутри буддизма, суфизма внутри ислама, восьмичастной йоги из индуизма, каббалы из иудаизма и других. Исходя из семантического значения слова, эзотерикой можно обозначить любую скрытую практику. Самое большое распространение в нашей стране получила холотропная психотерапия. Эзотерическая психотерапия основана на всё возрастающем интересе ко всему оккультному, на магическом мышлении наших граждан.

Недифференцированная, или эклектическая, модель психотерапии объединяет в себе элементы вышеописанных шести моделей. Так уж сложилось, что в нашей стране значительное большинство психотерапевтов являются эклектиками. То есть в своей практической деятельности объединяют, а иногда и синтезируют, концепции, техники и технологии из различных теорий и школ психотерапии. Преимуществом их является широта образования и возможность работать в различных моделях психотерапии.

Причины расстройств и неуспешности психотерапевты традиционно видят в прошлом человека. В его раннем детстве. Лечение основано на анализе прошлого. Это важное открытие классического психоанализа. Следующий шаг сделали перинатальные психологи и психотерапевты, обнаруживающие причины расстройств во внутриутробном развитии человека. Ещё дальше в прошлое отправились сторонники семейной психотерапии. Причины расстройств и их психотерапию они связывают с жизнью предыдущих поколений. Иной точки зрения придерживаются психотерапевты третьей волны, представители гуманистической психотерапии. Причины расстройств и их лечение они выводят из сегодняшней жизни клиентов, активно и успешно используют предложенный ими принцип «здесь и теперь».

В нашей же практике, начиная с середины восьмидесятых годов прошлого века, всё больше клиентов обращается с проблемами неуверенности в завтрашнем дне. Причины их расстройств и психотерапия лежат в их будущей жизни. В последующие десятилетия будущее как причина беспокойства, неуверенности, расстройств здоровья приобретает всё большее значение. Более того, завершённый психотерапевтический процесс предполагает построение позитивной модели будущего клиента и даже его семьи.

Таким образом, в настоящее время мы ищем причины нарушений здоровья и неуспешности человека. Рассматривая человека, семью, группу, общество в целом во всём многообразии их функционирования.

Теперь перейдём к психотерапии Северо-Западного Федерального округа. Здесь в последние десятилетия психотерапия развивается в республиках Карелии и Коми, в Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областях и в Ямало-Ненецком Автономном Округе. Во всех субъектах Федерации есть психотерапевты, работающие в различных модальностях, преимущественно: интегративной психотерапии, семейной психотерапии, клиент-центрированной психотерапии, НЛП, телесно ориентированной психотерапии. В Архангельске благодаря влиянию Северного государственного медицинского университета число используемых методов психотерапии значительно шире. И в каждом из регионов, несомненно, чувствуется влияние Санкт-Петербурга.

Именно в Ленинграде наиболее последовательно развивалась павловская школа психотерапии, о которой мы теперь говорим совсем мало. Основателем же ленинградской школы психотерапии, которая по праву считается одной из ведущих в стране в течении не одного десятка лет, является В. Н. Мясищев (1893-1973), ученик А. Ф. Лазурского и В. М. Бехтерева. В 1935-39 гг. он сформулировал свою концепцию психологии отношений и патогенетической психотерапии.

Изолированная от мирового опыта, отечественная психотерапия, тем не менее, развиваясь в своем личностно-ориентированном варианте, приобрела содержание, сопоставимое с западными методами психотерапии. Поэтому, когда изменение общей политической обстановки в СССР сделало возможным развитие международных контактов, обмен опытом и специалистами, постсоветская психотерапия смогла интегрировать как в свои теоретические основы, так и в практическую деятельность многие достижения и идеи психотерапии Запада. В совместной работе с зарубежными коллегами отчетливее осознавался преимущественно суггестивный и директивный характер советской психотерапии в целом, вполне соответствовавший общественному сознанию страны. Дальнейшее развитие психотерапия В. Н. Мясищева получила в работах его учеников Е. Я. Яковлевой (1959), Р. А Зачепицкого (1966), А. Я. Страумита (1969), Б. Д. Карвасарского (1980), Ю. Я.Тупицына (1971), Т. А. Немчина (1983), С. С. Либиха 1974), Т. М. Мишиной (1973), Р. О. Серебряковой (1974), В. А. Мурзенко (1975), В. К. Мягер (1976), Г. Л. Исуриной (1982), В. А. Ташлыкова (1984), В. А. Абабкова (1994) и его последователей: И. Е. Вольперта (1972), А. Г. Панова (1980), В. А. Ананьева (1998), А.А. Александрова(2002) и др. И проделывая своё естественное развитие, в середине 1970-х годов начала оформляться в новую терапевтическую систему, получившую название личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии (Карвасарский Б. Д., 1985). В том же 1985 г. вышла монография Б. Д. Карвасарского «Психотерапия». В ней были систематизированы основные принципы личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, и впервые в СССР, изложены основные направления зарубежной психотерапии (поведенческая, разговорная, гештальт-терапия, клиент-центрированная, транзактный анализ и др.).

В 1986 г. открылся Научно-методический и организационный центр по психотерапии и медицинской психологии МЗ РФ на базе отделения неврозов и психотерапии Института им. В. М. Бехтерева. Центр сыграл большую роль в развитие медицинской модели психотерапии в стране.

Государственная форма образования врачей и. в последующем психологов, по психотерапии началась с курса на кафедре терапии №2 ленинградского ГИДУВа в 1975 году. Заведовал курсом профессор С.С.Либих. А в 1982 году открылась кафедра психотерапии, которой заведовали последовательно профессора: Б.Д. Карвасарский, В.А. Ташлыков, В.И. Курпатов. В настоящее время кафедрой заведует профессор С.М. Бабин. Кафедрой подростковой психотерапии бессменно руководит профессор Э.Г. Эйдемиллер.

В числе негосударственных образовательных учреждений в области психотерапии прежде всего важно назвать институт психотерапии и консультирования «Гармония», функционирующий с 1988 года, Центр «Иматон», которому в феврале текущего 2013 года исполняется 23 года. Эти учреждения способствовали наполнению рынка образовательных услуг Санкт-Петербурга, качественными продуктами во всех семи моделях психотерапии. А учреждённая «Иматоном» «Психологическая газета» стала основным рупором психотерапии на Северо-Западе страны.

Большое влияние на дальнейшее развитие психотерапии в нашей стране , в особенности групповой и семейной, оказали психологи В. А. Мурзенко, Т. М. Мишина, Г. Л. Исурина и др. Именно в Ленинграде психологи раньше чем в других регионах страны было вовлечены в науку и практику психотерапии.

Важно отметить, что западные коллеги приезжали в Ленинград на длительные стажировки и работали вместе с отечественными специалистами. Начиная с конца 80-х гг. ХХ века в Ленинград начинают приезжать такие ведущие мировые специалисты в области психотерапии, как V. Frankl, K. Rogers, G. Leutz, V. Satir, A. L. Heigl-Evers, Th. Kächele, N. Peseschkian., G. Grinder, S. Grof и другие. Они нашли многих сторонников их методов в нашей стране.

Представителями ленинградской школы психотерапии в последние десятилетия были подготовлены к печати и изданы такие крупные коллективные работы как «Психотерапевтическая энциклопедия», базовые учебники для медицинских вузов «Психотерапия», «Клиническая психология» под редакцией Б. Д. Карвасарского, «Психология и психотерапия семьи» Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса, и др. А книжные издательства Санкт-Петербурга стали основным источником публикации фундаментальных западных и отечественных изданий. Санкт-Петербург является основным центром в стране, где выполняются и защищаются диссертационные работы по психотерапии. Соискателями Института им. В. М. Бехтерева из разных регионов страны было подготовлено и успешно защищено более 150 докторских и кандидатских диссертаций по нашей специальности. Многие из защитившихся впоследствии возглавили кафедры психотерапии, психотерапевтические службы в различных регионах. Квалифицированные психотерапевты из различных регионов страны в течение последних десятилетий особенно стремятся в Санкт-Петербург, заполняя все вакансии в области психотерапии.

В 1995 г. в г. Тюмени состоялся 1-й съезд Российской психотерапевтической ассоциации, которая была создана для объединения психотерапевтов страны, представления их интересов и защиты прав на государственном уровне, а также для включения российской психотерапии в международное сообщество психотерапевтов с целью обеспечения ее эффективного и планомерного развития. Ее президентом был избран главный психотерапевт Минздрава России, руководитель отделения неврозов и психотерапии Института им. В. М. Бехтерева Б. Д. Карвасарский, следующим руководителям ассоциации стал Р.К.Назыров. Создание общественной профессиональной организации подобного рода стала новой вехой в развитии отечественной психотерапии. РПА объединила в своих рядах врачей-психотерапевтов и медицинских психологов. В числе других профессиональных объединений психотерапевтов важно назвать Санкт-петербургское психологическое общество, Гильдию психотерапии и тренинга, в последующем разделившуюся; Гильдию психологов, психотерапевтов и тренеров им. профессора В.А. Ананьева, Российскую ассоциацию перинатальной психологии и медицины, Национальную федерацию психоанализа и в последующем на её базе созданную Европейскую конфедерацию психоаналитических психотерапий. Имеются и другие объединения психотерапевтов. На Северо-Западе страны работают и отделения и представительства Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, а Румянцева Инга Викторовна является официальным представителем Центрального Совета Лиги в Северо-Западном Федеральном Округе

В 1996 г. вышел Указ Президента Российской Федерации «О возрождении и развитии психоанализа в России», что само по себе открыло новые перспективы развития психотерапии как специальности в стране. В Санкт-Петербурге был открыт и успешно функционирует уже более двадцати лет Восточно-Европейский Институт Психоанализа.

Таким образом, на Северо-Западе Российской Федерации психотерапия развивается во всех своих моделях. Психотерапия сегодня уже не принадлежит только медицине или только психологии. Это междисциплинарная специальность. Сегодня психотерапия уже разработала собственную теорию и методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию. Каждый метод (модальность) психотерапии располагает сложившимися техниками и технологиями, позволяющими успешно вести практическую работу. Психотерапия постоянно и стремительно расширяется и обновляется содержательно. А вот организационная сторона нашей специальности сильно отстаёт от уровня развития содержательной стороны и потребности общества в психотерапии. Сегодня в нашей стране уже наступила время специального законодательного регулирования психотерапии.