ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Некоторые вопросы внушения в опосредованной психотерапии

Мельников Ю.В.
Москва, Российская медицинская академия последипломного образования

На заре человечества уже использовали силу внушений в различных целях (религия, лечение, межличностные отношения и т.д.). Это нашло своё отражение в буддийской «Типитаке», в исламском Коране, в библии и т.д. Эту тему задевали в своих произведениях Б.Прус, Э.Золя, Л.Фейхтвангер и др. Секрет внушений, кроме жрецов, священников разного рода и т.д., был также знаком и лицам из простого народа, в среде, которых он передавался устно друг другу в течение веков под видом «чудесных» исцелений, знахарства, колдовства, сглаза, порчи и т.д. В дальнейшем в интеллигентную среду различные виды внушений проникали в виде окультных наук, различного рода знаний (белая, черная магия, месмеризм и т.д.).

Рассмотрению феноменов внушений, особенно психотерапевтического воздействия опосредованных внушений наяву представляет, по нашему мнению, научный интерес остановиться на некоторых местах в библии.

В Деяниях святых Апостолов в 3 Деянии читаем: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказал: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени. И, вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача и хваля Бога. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; И узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним. И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.»

Анализируя с некоторых точек зрения /психологическая, психотерапевтическая/ приведенный выше пример из Нового Завета, можно заключить следующее: совершению «чуда» над хромым предшествует со стороны Апо­стола Петра обращение к калеке: «взгляни на нас». Это означает во-пер­вых начало установления психотерапевтического контакта Апостолов с калекой. Во-вторых — жаждущий должен быть готов собран психологически, обратить внимание на пришедших Апостолов, чтобы получить помощь для себя. Естественно помощь может быть в данном случае материальная на что охотно сознательно рассчитывал калека, собирающий милостыню, кото­рую он обычно и получал, а не сознательно скорее подсознательно — иную помощь (среди народа ходила молва о «чудесных» исцелениях не только Иисусом Христом недавно распятым, но и его многочисленными учениками). Всмотревшись в калеку Петр с Иоанном (они были по нашему мнению в какой-то степени психологи), сказали: «взгляни на нас». И определив, как калека смотрел, надеясь получить от них что-нибудь, они сделали для себя вывод. Калека ждет от них помощи, являясь одновремен­но очень внушаемым ("он пристально смотрел на них"). И он (калека), как мы говорили выше пристально смотрел на них, надеясь получить соз­нательно материальную помощь, а бессознательно возможно иную, такую помощь, когда он сможет быть здоровым. Тем более Петр подчеркнул и укрепил догадку страждущего, что видимого материального он дать не может ("серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе"), а Апос­тол мог дать только «чудесное» исцеление, как и неоднократно давал его Учитель Христос, да и он сам. Страждущий был психологически для себя как-то подготовлен уже получить иную помощь, т.е. у него появилась вера в Петра. И применяя опосредованное внушение наяву («во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи). Петр исцели больного. Мы считаем, что психотерапевтическое внушение Петр произнес с уверенностью в голосе и душе, опираясь внутренне на учения своего Учителя. И кроме всего, свое словесное косвенное приказное внушение Петр подкрепил физически ("взяв больного за правую руку, поднял"), тем более ещё сильнее укрепил веру больного в свое выздоровление"), и вдруг укрепились его ступни и ко­лени"). Калека же почувствовал в себе уверенность от исходившей искренней уверенности Апостола, тем более как бы это внушение исходило от самого Бога.

Вера Апостолов, и других учеников в своего учителя Иисуса давала уверенность им не только распространять учения Иисуса (за которое из них многие в последствии жестоко поплатились), но и делать «чудесные» исцеления. Вера же в нашем примере калеки в Апостола Иисуса Христа и механизмы внушения и самовнушения появившиеся в результате этой веры привели к тому, что сработали резервы человеческой психики, резервы организма собирающего милостыни к саногенному эффекту, с последующем эмоциональ­ным выражением (" И вскочив, стал, и начал ходить, и вошел сними в храм, ходя и скача и хваля Бога") «И ходил исцеленный не отходя от Петра и Иоанна и весь народ в изумлении сбежался к ним», чем еще сильнее укре­пили первые молодые ростки исцеления больного (окружающие знали, что данный калека свыше 40 лет болел) и вдруг стал ходячим. Поэтому реакции на исцеления окружающих вначале были разные: те, кто в Иисуса не верил — «исполнились ужаса», а те кто к этому относился обычно индифферентно — изумились. В дальнейшем, когда у многих прошел испуг , все уже изумлялись. В результате этого чудесного исцеления несмотря на противодействия священников около 5 тысяч уверовали в учение Христа. Так как «весь народ видел его (исцеленного) ходящим и хвалящим Бога». Вот пример использование силы внушений, самовнушений. Желание исцелиться — исцеляло, жажда чуда-творила чудеса.

Из библии известно, что сам Иисус не только ходил со своими учениками в народ проповедовать Царствие Божие (он и сам считал себя «Я и Отец-одно» от Иоанна 10 стих), но и учил своих учеников делать «чудесные» исцеления. Так в Святом Писании подчеркивается: «Созвав же Двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами и враче­вать от болезней» (от Луки гл 9, стих I). «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место идти... И исцеляйте — находящихся в нем больных» (от Луки гл.10, стих 1,8, 9). Надо отметить, что навсегда исцелить могли некоторых больных и его ближайшие ученики (Апостолы). Когда в очеред­ной раз Иисус со своими учениками пришли к народу, то к Иисусу подо­шел человек приклоняя пред Ним колени, сказал: «Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду; Я приводил его у ученикам Твоим, и они не могли исцелить его...» (от Матвея гл 27, стих 15,16). И привели этого бесноватого к Иисусу. «И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. И тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его (беса, наше пояснение). Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: »перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; Сей же род изго­няется только молитвою и постом", (от Матфея гл 17, стих 18-21). Из библии известно, что сам Иисус творил многие чудеса: 5 хлебами, 2 рыбами накормил свыше пяти тысяч человеки превращал воду в вино, воскрешал «умерших», лечил от многих болезней, предсказал себе земную смерть и т.д. И когда Иисус выступал с проповедью перед собравшимися в своем городе Назарете, то «Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловье: »врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме, (где Он исцелил многих (от Луки гл.4 стих 23). В Назарете, где он рос и воспитывался большинство окружающих и близкие его (например, братья) считали его таким же простым челове­ком как и они сами, не принимали всерьез его за пророка, не ждали от него многих чудес. «Истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве (от Луки гл.4, стих 24) говорил Иисус. »Не бывает Тем более в библии о нем говориться" Пришел Сын Человеческий, ест и пьёт и говорят: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» — ни чем не отличается от обыкновенного человека. Находясь в отечестве своем, выступая перед собравшимися он заявляет с сожалением: « не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их (от Матфея гл.14, стих 57,58). Но тем более распространялась молитва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у него от болезней своих (от Луки гл. 5, стих 15). Иногда Иисус впереди себя посылал в ту местность, куда собирался идти своих учени­ков, чтобы они подготовили ему вместе со встречающим его народом, радостный прием. Не всегда Иисуса принимали должным образом» «Он восхотел идти в Иерусалим; И послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; Но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иеру­салим.... И пошли в другое селение», (от Луки гл.9, стих 51-53,56). Когда он пребывал в стране Гергесинской, где исцелил двух бесноватых близ одного города, то «весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их». (от Матфея гл 8, стих 34).

Нужно заметить, что успешно лечением занимались не только Иисус, его ученики, но и люди не будучи последователями Иисуса, но используя его имя. "При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами (oт Марка 9 стих 38). И до рождения Иисуса, как известно и из Старого Завета большинство священников, пророков занимались не только предсказаниями, но и лечением (пророки Моисей, Елисей, Илия и др.) В частности Моисей лечил народ с по­мощью медного змея. И во времена Иисуса Христа священники использовали внушения, силу опосредованных внушений наяву, особенно среди масс народа во время служения не только в лечебных целях, но и в своих корыстных целях, в своих так называемых политических амбициях, в частности чтобы погубить из зависти ненавистного им пророка Иисуса. Они так настроили народ против Иисуса перед Пилатом, что он вынужден был отпустить на волю убийцу Варавву. Толпа под предводительством священников неистовала, кричачтобы немедленно Иисус был предан распятию. «И тогда Пилат видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается взял воды и умыл руки перед народом и сказал: не виновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ скаеал: кровь Его на нас и детях наших (от Матфея 27, стих. 24,25). И Иисус был предан на распятие. Вот так исполь­зовали и используют массы народа нечистоплотные для достижении своих целей. Об этом упоминается в многочисленной художественной литературе ( Б.Прус «Фараон, Л. Файхтфангер «Братья Лаутензак», Э.Золя «Лурд» и др.) в кинофильмах, как например «День святого Иоргена» и др.

В следующем сообщении мы постараемся остановиться на некоторых вопросах по применению внушений врачами в лечебных целях при опосредованной психотерапии.