Мельников Юрий Васильевич.
Москва, Российская медицинская академия последипломного образования
Человеческая личность по религиозным воззрениям состоит из сфер телесной (тело), душевной (психика), где находится дух (духовность человека). Духовность в человеке бывает здоровой и больной (демоническая духовность). Рождаются люди, несущие в душе как Божественное начало (добро), так и осколки Кайнового наследия ("первородный грех"). В человеке все время идет борьба между добром и злом. Что в данном человеке в конечном итоге будет преобладать, зависит от многих факторов (наследственность, рождение и воспитание, «школа жизни» и т.д.). Например, хирург Н.И. Пирогов в юношеские годы был «закоренелый эгоист, холоден и без сердца». Когда серьёзно заболел, то стал пересматривать свою юношескую жизнь, в 30 лет стал думать о смысле жизни, в 38 лет впервые начал читать Евангелие, в его душе вспыхнула Божеская искра, и он стал сознательно делать людям добро, и они увековечили его для потомков. Вот и лечебный эффект любой психотерапии зависит от того какая личность её проводит и какая личность это воздействие воспринимает. Не секрет, что одни очень благотворно помогают страждущим и таких целителей психотерапевтов помнят, ценят многие годы. А о некоторых целителях люди отзывается с большой любовью, заявляя, что их спасители от Бога. Такими были Иисус Христос со своими учениками, врачи В.Ф. Войно-Ясенецкий, Д.Е. Мелехов и др. Но были и такие «целители» в душе которых преобладала демоническая духовность (Сен-Жермен, Калиостро, Г. Распутин и др.) и о таких лицах если почему-то иногда вспоминают, то с иронией и сожалением. Что такое демоническая духовность, демоническая личность? Что такое демоническая духовность? Юрий Воробьевский в своей книге ("Шаг змеи", Москва, 2002 год, стр. 486-487) дает высказывания Архимандрита Сафрония (Сахаров). Он говорил: «...Гордость — начало греха; в ней заключены все виды зла: тщеславие, властолюбие, славолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность, у многих срыв в плотскую похоть; томительное внутреннее беспокойство, непослушание, боязнь смерти или наоборот — искание покончить жизнь, и, наконец, что нередко, полное сумасшествие. Вот признаки демонической духовности».
Такие люди бездушны, в них нет совести и чувства вины. Хотя у некоторых возможны иногда чувство неудобства от тех или иных проявлений их характера. На таких пациентах обратили внимания психоаналитики, как, например, М. Кляйн (1962). Иногда такие пациенты вводят в свой бред и врачей. Среди демонических личностей много душевнобольных и психопатических личностей.