ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Сущность метода

Язык стал предметом анализа психотерапевта. Психолингвистическая терапия основана на изучении присущего человеку речевого феномена: не просто коммуникативной способности, но связанного с речью тонкого проникновения человека в мир бессознательного в качестве утонченного, информационного существа, способного взаимодействовать с энергиями и информациями и изменять структуру и содержание бессознательного.

Целебная творческая психолингвистика формируется как лечебно-консультативный, наставнический метод психотерапии, экологически и философски ориентированный. Сущность метода заключается в проведении, по определенным правилам, языковой интерактивной игры, с организацией сценического, творческого действа, наблюдении за процессом каждого участника, в психологическом обсуждении смысла каждого, душевного и физического, действия и движения во время и по окончании игры. Правилом игры является организации и структурирование общего психологического поля по принципам психосемантики. Для анализа психических категорий и моделирования системы восприятия, представлений и значений строится субъективное семантическое пространство. Живой моделью его стали дыхательно — энергетические звукообразы, построенные на основе психофоносемантической азбуки русского языка.

Структурная модель при проработке звукообразов включает следующие функциональные элементы: смысловая сущность звука; природный и игровой образ звука (мыслеформа); способ формирования звука; цветовое восприятие ситуации; ощущение состояния в атмосфере данного звука; тип движения и действия; особенности дыхательного процесса; психо-эмоциональное чувство; энергетическое действие; ожидаемый оздоровительный эффект.

Участник игры получает задание мысленно и чувственно войти в атмосферу звукообраза и провести ряд действий, каждое из которых выражает опыт человека в восприятии ситуации, эмоций, привычный способ осознания и проявления себя, способность к целостному мировосприятию, проявлению эмпатии. Образы, созданные на основе звуков алфавита языка родной речи, универсальны, так как люди одного этноса связаны общими культурными и психотехническими навыками. Но действия и возможности модельного представления у всех участников разные. Правила игры носят не жесткий характер. Языковая игра подразумевает плюрализм смыслов. При наблюдении за индивидуальными способами самовыражения терапевт получает богатую почву для анализа личностной структуры и функции. Психологический портрет участников создается при анализе в первую очередь невербальной коммуникации. Вариативность игровых форм позволяет выражать тонкие оттенки мысли, эмоций, состояний, ощущений. При создании образа необходимы спонтанность, фантазия, включенность, энергия внимания — осознания, радость творчества. Многофункциональная психолингвистическая основа метода позволяет делать разные акценты: на использовании ритмических элементов в слове, звуке, движении, дыхании, на психологическом, сенсорно-кинетическом восприятии звуков, на свободе, разнообразии движений; на эмоциональном выполнении упражнений, в хорошем, быстром ритме и темпе. Меняя предлагаемые звукообразы, типы дыхания, виды движения, мы представляем чувственно образ, форму, цвет, аромат явления. Ускоряем и замедляем общий ритм действия по единому сценарию. Усиливаем телесные ощущения в определенной части тела, концентрируем внимание на артикуляции, движении губ, языка, образовании дыхательной струи в полости рта и носа, формировании дыхательного потока в груди, усилении сигнала по визуальному, слуховому, кинестетическому, сенсорному, энергетическому каналам. Важной составляющей метода творческой психолингвистики является работа с дыханием. Дыхательный процесс формируют под влиянием ментальных и эмоциональных состояний, переживаемых при воспроизведении природных и игровых звукообразов. Процесс инициируется произнесением звуков алфавита родной речи. Звуки алфавита — естественный фактор для инициации и направления дыхательного процесса, без привлечения искусственных задержек и затруднений. На практике освоен, осознан и типирован способ дыхания каждого звука. Звуковая мозаика алфавита позволяет использовать практически все возможные формы дыхательного действия. Осваивается психотехника комплиментарного, резонирующего, звукового, процессуального дыхания. Каждый человек имеет свой тип дыхания, что зависит от мироощущения, психического состояния, эмоциональной устойчивости, степени чистоты организма. Овладение дыханием является кратчайшим путем к освоению техники саморегуляции. Система дыхания функционирует как инструмент тонкой регуляции и способствует жизнеобеспечению по принципам максимальной энергетической эффективности. Для смыслового выражения звукообразов используется богатый арсенал разнообразных движений и жестов. Чувственно-энергетическому моделированию придается смысл, равный ментальному. Звукообразы позволяют увидеть, понять, прочувствовать аффективно наиболее зрелые состояния, видимые, слышимые, осязаемые, мыслимые, проникнутые эмоционально-волевым тоном целостной значимости. Важной особенностью метода является сознательное использование целительных свойств творческого состояния сознания и средств его пробуждения при воплощении звукообразов.

Терапевтическая стратегия метода — в инициации творческого состояния сознания, в соединении логического, лингвистического, семантического, семиотического, сверхчувственного, энерго-сенсорного анализа, рассмотрения жизни в ее многоплановости. Структурно-семантический анализ — это изучение субъективной психической реальности, акцент на бессознательных аспектах функционирования, изучение системы предпочтений. Главное действующее звено, душа метода-философская, творческая, эмоционально-насыщенная, сверхчувственная атмосфера. С позиции практической философии, мы идем «от проникновения в первоначала мира к индивидуальному самовыражению». В этой атмосфере веришь, что звук речи — это смысловой сигнал, имеющий сродство к живой системе, что звук может быть разъят на элементы и развернут в систему, позволяющую изучать принципы природной натуры, принципы бытия. Многообразие форм самовыражения, форм анализа, интерпретации возможно только в творческой атмосфере. При инициации такого состояния открывается доступ к подсознанию и его образному содержанию, возможность наблюдения за скрытыми ранее психоэмоциональными реакциями. Проявляется доверие к тонким, трудно уловимым сигналам, бессознательно производимым действиям. Мы входим в информационное, психо-семантическое пространство субъекта, насыщенное смыслом и начинаем жить в мире знаков, звуков, символов, интонаций. В пространстве, постигаемом наукой и искусством, рациональное объяснение соседствует с иррациональным, ментальное со сверхчувственным, вербальный канал коммуникации с невербальным. Терапевт выступает в роли режиссера, активного участника действия и диалога, инициатора атмосферы, мудреца — наставника. Атмосфера дарения (личностного отношения) позволяет войти в эмоционально — ценностное, смысловое пространство личности. Идея целебного процесса в психосемантике связана с постижением общечеловеческих и бытийных ценностей через осознание и оценку личностного к ним отношения.

Психолингвистика даёт возможность посредством выявления смысловой, психической, физической характеристик звука; построения субъективного семантического пространства на основе звукообразов — исследовать категории и структуру индивидуального сознания, моделировать систему восприятия, представления и значения, овладеть способами организации эмоциональной сферы. Для выполнения такого действия нужно умение работать не только с логическим разумом, но со всеми уровнями сознания. Живая сущность всех звуков алфавита русского языка раскрывается при выполнении функционально и структурно связанных с ними психофизических упражнений. Звук и знак воспринимается разными сферами сознания. Внимание к смысловой и физической характеристикам звуков; включение активного воображения при создании звукообразов; использование инструментов инициации творческого состояния сознания позволяют организовать рабочий процесс. Звукообразы в психо-семантическом пространстве несут эмоционально и художественно — ценностную, информационно — смысловую и интонационную нагрузку. Они помогают созданию психического образа мира.

Игра со звукообразами адресована к сознанию и бессознательному. Функциональная природа знака изучается в контексте его отношения к человеку. Работа с пациентом ведется на основе семантической, процессуальной, эмоционально — чувственной и телесной проработки дыхательно-энергетических звукообразов. Раскрывая смысл и содержание звукообразов, мы познаем себя в живом, конкретно переживаемом действии. Звукообразы, соответствующие всем звукам алфавита, помогают рассмотреть широкий спектр эмоций в чувственном, телесном, сенсорном, психологическом, нравственном восприятии, освоить в игровой форме разнообразные способы поведения и мышления. Они помогают раскрыть наиболее жизненно важные, глубинные состояния, с их архетипической, мифологической, сказочной природой. Звукообразы — визитная карточка состояний. Звукообразы помогают структурировать психологическое пространство при психотренинге. Появляется новый опыт общения с бытием. Лечебный принцип метода заключается в познании своей природы и расширении творческого самосознания в процессе специально организованной, направленной на самоосмысление психологической языковой интерактивной игры. Языковая интерактивная игра — основная модель в психолингвистической терапии. Сущность ее — в многообразии переживания значимых сторон действительности. Работа с внутренней реальностью проводится они на основе углубленного внимания к себе, своим действиям и реакциям на разнообразные сигналы. Используются разные способы усиления выразительности действия, мультимедийные технологии, ролевые игры, психологические разминки, упражнения. Организуются и поощряются дискуссии, философские беседы. Они имеют ценностно-смысловую ориентацию, повышают степень осознанности в мире, тренируют работу с разными уровнями сознания, способствуют формированию толерантного сознания, доверительного отношения к себе и миру, вырабатывают коммуникативные способности. Игры включают обучение психотехникам, оздоровительным навыкам.