Психолингвистика изучает речевые действия, психические процессы и сложные действия саморегуляции, когда мы порождаем и воспринимаем речь. Язык изучается как знаковая по устройству и коммуникативная по назначению, семиотическая и семантическая система. Психолингвистическая терапия, как направление, опирается на многие практики. Формы и аспекты применения их разнообразны. В их числе -психопоэтика, лингвопедагогика, интегративный лингво — психологический тренинг как методическая основа в овладении языком, при обучении иноязычной речи (И.М. Румянцева). Изучение политического сознания методами психосемантики (В.Ф. Петренко). Психоэкология изучает влияние на психику человека и популяцию в целом техногенных, социо — культурных, несанкционированных информационных воздействий (исключающих волевой контроль сознания), а также способы снижения их патогенного влияния (И.В.Смирнов). Суггестивная лингвистика в условиях транса, метод вербальной мифологизации личности (И. Черепанова). Инженерная психолингвистика (изучает процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств). Развитая модальность, наука о нейролингвистическом программировании (НЛП), предложила язык описания структуры и функции человеческого опыта и способы программирования многомерных поведенческих моделей. «Любые сложные психологические явления, происходящие в психике человека, можно свести к системе элементарных процессов и кодов его мозга, изменение которых в свою очередь изменяет и эти самые психологические явления»(С.В.Ковалев). (СОЭВУС) — метод словесно-образного, эмоционально — волевого управления состоянием (ГН Сытин, 90гг). Патопсихолингвистика работает в психиатрии. Психометрический метод изучения символического значения звуков речи русского языка (АП Журавлев). Психолингвистическая основа у фольклорной арттерапии (Л.Д. Назарова). Среди множества направлений психолингвистики (этнолингвистики, лингвокультурологии, психопоэтики, др) фоносемантика стала предметом научного интереса лишь на стыке 20 и 21 веков. Объектом внимания стали звукоизобразительные средства, звукосимволизм, акустические свойства звуков. Отмечены как универсальный эмоционально — оценочный потенциал фоносемантики, так и объяснение ее с позиции синестологии и кинетики.
Автором, наряду с объяснением философии и методологии психолингвистической психотерапии, в эксперименте найдено несколько рабочих форм метода Целебной творческой психолингвистики.
1. Звуковая дыхательно — энергетическая гимнастика саморегуляции (ЗДЭГС) для детей с 4 лет жизни (в работе с часто болеющими детьми, при психо-эмоциональных, поведенческих проблемах).
2. Психотехника комплиментарного, созвучного, резонирующего дыхания (в системе восстановительного лечения).
3. Языковые интерактивные игры на основе звукообразов (метод психотерапии).
4. Способ «обучения азбуке через психо — физиологическое восприятие звуков»(метод наставничества, логопедии).