Теперь об особенностях нашего рыночного пространства.
— незначительные барьеры входа на рынок (например, диплом, ИП + помещение для приема) и выхода с рынка,
— небольшая (в некоторых регионах вообще отрицательная) экономическая прибыль,
— высокое влияние опинион-лидеров. Как правило, ими являются руководители крупных общественных и образовательных организаций,
— относительно низкая цена услуги,
— раскрученные и очень живучие «услуги — заменители» виде эзотериков, парапсихологов и экстрасенсов,
— растущее быстрее, чем спрос предложение услуг, и, соответственно, довольно острая конкуренция.
— мотивация молодых специалиста на оказание услуги скорее внутренняя, чем внешняя. Другими словами не так важно заработать, как работать.
— среди психологов — большое количество специалистов с недостаточным опытом и образованием, которые делают ошибки и дискредитируют услугу как таковую.
Обращаю внимание, что эта проблема исходит не столько из самонадеянности юных психологов, сколько из-за сложности получения ими опыта практической работы. Нет опыта — не берут на работу — не нарабатывается опыт.
В некоторых городах в рамках волонтерского движения Профессиональная психотерапевтическая лига ведет работу по обучению начинающих психологов и обеспечению их работой в качестве волонтеров, причем под строгим супервизионным контролем опытных коллег.
В Новосибирском региональном отделении ОППЛ такой проект называется «Основа». Многие его «выпускники» успешно трудоустроились, работают с клиентами качественно, а также регулярно проходят супервизию уже самостоятельной практики.
Рынок растет. Хотя, в сегодняшних условия кризиса, клиенты, которые обращались ради «самопознания» и развлечения, почти все отсеялись. В структуре обращаемости выросла доля тяжелых неврозов, депрессий, тревожных расстройств. Про обращаемость — следующих наших материалах.
Структура рынка пси — услуг только все ещё формируется, выстраивается вокруг профессиональных сообществ, которые понимают всю важность общих правил игры, внятных требований к образованию, аттестации специалистов.
Мы все ещё боремся за нашего потребителя. Боремся и в общем информационном поле, и сети Интернет.
Ольга Приходченко,
ответственный секретарь ЦС ОППЛ