ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Макаров В.В. Новая психотерапия каждого дня и всей жизни

Макаров Виктор Викторович — президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов», избранный президент Азиатской Федерации психотерапии, вице-президент Всемирного Совета по психотерапии, заведующий кафедрой психотерапии и сексологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, д.м.н., профессор. Москва, Россия.

Традиционно психотерапия рассматривается как краткое событие в жизни человека, зачастую нездорового и малоуспешного. И только биографии многих высокоэффективных и результативных, широко известных деятелей, повествуют о десятилетиях пребывания в психотерапии. Это и понятно, ведь только психотерапевт видит человека целиком, во всём многообразии и единстве био-психо-социо-духовной его организации. Только психотерапия располагает широким инструментарием: от ежедневной саморегуляции и сопровождении человека в его жизни, до построения персонального будущего человека, его семьи и даже грядущих поколений. А ещё — пониманием, что для развития и даже просто для выживания всего человечества нам важен тренд движения от человека разумного к человеку духовному. Именно так формулируется девиз нашей Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги — «Аb homine sapientis ad hominem spiritualium».

Психотерапию мы относим к помогающим профессиям. В области психического здоровья и психологического благополучия есть несколько помогающих профессий. Из них три начинаются на «Пси» и очень хорошо дополняют друг друга. Это — психология, психиатрия и психотерапия. Главная цель психологии — понимание человека. Главная цель психиатрии — диагностика и лечение психических нарушений. Главная цель новой психотерапии — преобразование человека и достижение им гармонии с собой и с миром и состояния счастья. У психотерапии четыре объекта приложения наших усилий: человек, семья, группа, общество в целом. Мы работаем с человеком на всех этапах его жизненного пути. Наши усилия направлены на лечение человека и на его развитие. Ведь наша основная цель — достижение состояния счастья и пребывания в его пространстве. Семейная психотерапия сегодня столь актуальна, семья переживает такой масштабный, не ведомый ранее кризис, что семейной психотерапией занимаются уже не только специализирующиеся на ней методы терапии — семейная психотерапия, семейная системная психотерапия, — но так же и другие методы психотерапии. Я не ошибусь, если скажу — большинство методов психотерапии предлагает работу с семьей. И основная цель нашей работы — достижение счастья всеми членами семьи. Работая с группами, мы используем технологии групповой психотерапии. Конечно, есть отдельные методы, специализирующиеся на групповой психотерапии — групповая психотерапия, групп -анализ, психодрама, системно-феноменологическая психотерапия (консультирование) и клиентцентрированные расстановки®; только и другие методы работают с группами. И глобальной целью этой работы является достижение переживания гармонии и счастья всеми членами группы. Работа со всем обществом для нас — достаточно новая область. Мы работаем через средства массовой информации, привносим в общество гуманистические ценности. Наша глобальная цель — прогресс и переживание состояния счастья всем обществом.

Наша ежедневная практическая деятельность привела к осознаванию, что двоичная (психофизическая) и троичная (биопсихосоциальная) парадигмы понимания человека уже не могут удовлетворить запросы нашей практики. Необходима, по крайней мере, ещё одна составляющая. Сегодня понятно, что эта составляющая — духовность. В нашей работе мы применяем четырёхчастную био-психо-социо-духовную парадигму понимания человека, группы, семьи, общества в целом. Понятно, что у каждого человека, каждого нашего клиента и пациента может преобладать одна из четырёх составляющих. Первая часть в этой системе — физиологическая, или биологическая. В человеке она представлена телом. Тело требует внимания. За ним нужно ухаживать. Оно растёт, развивается, болеет, стареет. Окружающие люди видят контуры нашего тела и то, что мы готовы показать: голову и лицо, шею и руки. Тело является нашей визитной карточкой. Именно по внешности судят о человеке. Тело болеет, и далеко не все болезни тела ограничиваются самим телом. Есть и психосоматические расстройства, есть и сомато-социальные заболевания. Да и сами заболевания тела протекают в зависимости от состояния других составляющих четырёхчастной парадигмы. Они очень зависят от психологического благополучия и психического состояния. Социальное самочувствие человека так же влияет на его тело. И, конечно, во многом определяет наше биологическое благополучие наше духовное состояние. Так, у многих профессиональных спортсменов и танцовщиков, людей физического труда преобладает биологическая составляющая. Впрочем, она особенно важна для всех людей. Ведь, по сути дела, именно биологическая составляющая является основной преградой для дальнейшего увеличения продолжительности жизни и даже реализации мечты человечества — бессмертия человека. Смертность нашего тела воспринимается в качестве единственного препятствия на пути к нашему бессмертию.

Вторая часть нашей организации — психологическая. У человека есть психика. Мы традиционно воспринимаем её как продукт нашего мозга, хотя это не вполне доказано. В свою очередь, мозг является самым сложным из всех известных объектов во Вселенной. И если этот самый сложный объект нарушен, то вернуть его в состояние нормы представляется очень трудной задачей. В этих ситуациях экологичнее предложить способы регулции, чем лечебные вмешательства. Психологическая составляющая отвечает за наше психическое здоровье и психологическое благополучие. Мы располагаем интеллектом и эмоциональным интеллектом. Новейшее время — это время всё возрастающих психологических нагрузок. Именно они зачастую приводят к срывам адаптации и синдрому выгорания. Ряд нарушений психологической составляющей проявляется через самочувствие нашего тела и его заболевания. Эти нарушения являются психосоматическими. И лечить важно как телесную, так и психологическую составляющую. Другие нарушения проявляются через наше социальное функционирование. Может нарушаться гармония социального функционирования в семье, рабочем коллективе, государстве и обществе в целом. Духовные проблемы и кризисы так же отражаются на нашем психологическом состоянии и даже психическом здоровье.

Третья часть данной парадигмы — социальная. Мы живём в семье, группе, обществе. И очень зависим от социума. Ведь если в первые годы жизни человек лишён возможности постоянного общения с другими людьми, он не развивается как человек разумный. Общество постоянно стимулирует, контролирует нас, порою жестко навязывает свои правила. У каждого из нас складывается и развивается социальный интеллект. По нашим данным, каждый человек несёт в себе характеристики традиционной эпохи жизни человека в семье, группе и обществе; современной эпохи и новейшего времени. Как таковой, человек новейшего времени только складывается. Именно поэтому многие его характеристики изменяемы и даже управляемы. Человек традиционной и современной эпох — и есть человек разумный. А вот человек новейшего времени выходит за эти пределы. Именно человек сегодняшнего дня, вобрав в себя позитивные характеристиками традиционной эпохи, нового и новейшего времени положит основу нового человеческого вида — человека духовного (homо spiritualium). Наша социальная жизнь предъявляет к нам всё больше требований, и далеко не все люди справляются с всё возрастающими социальными нагрузками сегодняшнего дня. Рассматривая медицинскую сторону этой составляющей, важно отметить, что существуют социо—соматические расстройства и социо—психические нарушения функционирования и, конечно же, социо-духовные.

Четвертая часть — духовная. Как и каждая из частей, она может быть по-разному развита. Духовный интеллект мы называем мудростью. Важно осознавать, что двоичная (психофизическая) и троичная (биопсихосоциальная) парадигмы понимания человека больше не могут удовлетворить запросы нашей практики. Конечно, люди с духовными запросами чаще обращаются к священнослужителям, а в нашей стране — ещё и к целителям, колдунам, шаманам. Только и к нам, психотерапевтам и консультантам люди с такими запросами обращаются всё чаще! Конечно, духовность — понятие и очень сложное, и очень субъективное, однако в нашей специальности мы обречены иметь дело с непростыми объектами и явлениями, поскольку областью нашей непосредственной профессиональной деятельности является сложный и субъективный внутренний мир человека. Поэтому, желаем мы того или нет, мы призваны в работе с нашими клиентами и пациентами учитывать их духовные запросы и потребности, всё больше заниматься их, а значит и своей, духовностью.

В области представлений о духовности в течение многих тысячелетий накоплен огромный, необозримый объём информации. Это наследие многих тысяч мыслителей всех континентов, эпох и народов. Лучших умов планеты! И, отдавая дань глобальности этого наследия, мы изучаем в нем в первую очередь то, что лежит в сфере наших профессиональных интересов. Нас интересуют психотерапевтические аспекты духовности, и, соприкасаясь с духовными аспектами запросов наших клиентов и пациентов, мы остаемся в границах нашей профессии — психотерапии. И, вместе с тем, понимаем, что в этой области мы делаем только первые шаги и, по сути дела, являемся учениками учеников. Сменят друг друга ещё несколько поколений психотерапевтов, пока мы начнём уверенно чувствовать себя в этой области.

Духовность, изучением и развитием которой мы занимаемся, относится к светскому гуманизму, включающему духовность русской и советской интеллигенции, представления великой русской философии, достижения великих мыслителей различных религиозных школ, конфессиональные представления великих религий, духовные традиции Востока, концепции психологии и психотерапии. Духовная личность понимает смысл своей жизни и смысл смерти, и принимает их без страха. Причём физическая, психологическая и социальная составляющие у такого человека развиты и находятся в гармонии как друг с другом, так и с высшей — духовной — составляющей личности. Духовность позволяет выйти за пределы ограничений, налагаемых параметрами других составляющих личности, например, физических — врождённых аномалий тела и физических увечий; даже самой принадлежности к определенному полу; психологических — неуверенности, страха, тревоги, социальных — стремления к власти любой ценой или автоматическому подчинению, неоправданной пассивности и других. Человек духовный руководствуется целостной системой представлений о нашем мире и своём месте в мире. Человек с выраженным преобладаем иных уровней функционирования постоянно занят борьбой с дискомфортом, который приносит переживание неудовлетворенных потребностей; всё время такого человека посвящено удовлетворению потребностей или повышению уровня комфорта в своей жизни. И каждое повышение уровня комфорта приносит ему лишь краткосрочную радость приобретения и обладания.

Когда же мы видим нашу жизнь в её большой части или всю целиком, мы получаем удовольствие и радость не только от переживания физиологического комфорта удовлетворённого или подавленного желания, а от выполнения своей миссии, продвижении к поставленной цели, просто от самой жизни. Физиологическое, психологическое и социальное удовлетворение гармонирует с духовным — это обеспечивает целостный подход к личности, семье, группе, обществу в целом.

Для каждой возрастной группы характерен свой ведущий духовный запрос. И, чем старше граждане нашей страны, тем больше представлены их запросы в области духовности. Часть этих запросов удовлетворяется, другие запросы не находят ответа и накапливаются. Или ответы могут носить суррогатный, маргинальный характер. В этих ситуациях духовное развитие может приостанавливаться, а духовные запросы — вытесняться. У такого человека ограниченно пространство духовной жизни и духовных запросов. В выраженных случаях человек функционирует в троичной парадигме — био-психо-социальной. И пробуждение его духовности представляется отдельной, порою сложной задачей. Более того, непростой задачей является и пробуждение его интереса к духовной составляющей жизни.

Говоря о психотерапевтических подходах и технологиях, прежде всего важно отметить их крайнее разнообразие и необходимость серьёзного обучения каждой из них. В этой области каждый автор опирается на свои компетенции, на свой профессиональный опыт. Так, говоря о психотерапии каждого дня, важно осознавать, что за нашим психологическим состоянием, нашим психическим здоровьем важно ухаживать ежедневно, как мы это привычно делаем, или, по крайней мере, знаем как делать в отношении нашего тела. Важно каждый день создавать и поддерживать оптимальный уровень настроения. Важно мониторить нашу самооценку и не давать ей опускаться в результате отрицательной рефлексии; важно избегать вытеснения эмоций и накопления их в бессознательном; важно постоянно оценивать наш уровень работоспособности и избегать выгорания. И это только часть того, с чем важно постоянно работать в психологической составляющей человека. Важно обратить внимание, что если совсем недавно для большинства людей главной и наиболее ранимой была физическая составляющая, то теперь можно уверенно констатировать, что главной и наиболее ранимой являются психологическая составляющая и уровень психического здоровья. Для ежедневного использования особенно хорошо подходят аутогенная тренировка и медитативные практики. В частности, разработанная нами «Практика переключения, сосредоточения и погружения «Океан»». Подводить итоги каждую неделю помогают договорные отношения. Терапевтический договор позволяет клиентам и пациентам каждую неделю подводить итоги. Здесь же применимо и психологическое сопровождение. Таким образом, они еженедельно находятся в пространстве терапии. И, наконец, создание сценариев персонального будущего для человека, семьи, организации позволяет простроить будущее на много лет вперед, вплоть завершения жизни, и даже для следующих поколений.

Подводя итоги, можно уверенно констатировать, что новая психотерапии предназначена и для того, чтобы с её помощью человек, группа, семья, общество в целом могли оптимизировать своё функционирование и достигать поставленные цели.