Катков Александр Лазаревич,
д.м.н., д.н.п., профессор, вице-президент ОППЛ, председатель комитета по законодательным
инициативам ОППЛ, г. Санкт-Петербург
Идея создания профессиональной группы, действующей в сфере нормативного регулирования психотерапевтической деятельности, циркулировала в психотерапевтическом сообществе еще до официальной регистрации Общероссийской Профессиональной психотерапевтической Лиги. Так, например, первый Проект Закона «О психотерапевтической помощи» был разработан автором статьи в 1997 году. А в последующие годы, уже после создания ОППЛ, было подготовлено еще пять законопроектов в сфере регулирования психотерапевтической деятельности.
И первое, что здесь важно сказать, такого рода законотворческая деятельность как, собственно, и вся профильная деятельность Комитета по законодательным инициативам (КЗИ), была изначально ориентирована на обеспечение доступности и повышение качества оказываемой психотерапевтической помощи. Так, например, во всех разрабатываемых законопроектах фигурировал важный раздел Принципов государственной политике в сфере оказания психотерапевтической помощи населению, где прописывались и утверждались именно такие приоритеты. И далее, структура и содержание разрабатываемых документов выстраивались с учетом данных приоритетов.
Таким образом, основными целями и задачами Комитета по законодательным инициативам ОППЛ было обеспечение доступности и повышение качества оказываемой психотерапевтической помощи за счет подготовки соответствующих нормативных документов.
При этом понятно, что для полноценной реализации данной цели, как минимум, необходимо было разработать удовлетворительную концепцию качества психотерапевтической деятельности, и далее — технологии и инструменты управления качеством профильной деятельности. Что, собственно, и было сделано в первые годы деятельности КЗИ.
Как уже было сказано, в первые годы КЗИ в основном занимался разработкой законопроектов в сфере регулирования профессиональной психотерапевтической деятельности. Всего таких законопроектов в охватываемый период времени было разработано пять (последний в 2016 году). Содержание всех этих законопроектов оперативно размещалось на информационных ресурсах ОППЛ. А затем — интенсивно обсуждалось на общих и специальных мероприятиях (конференциях, круглых столах и проч.), проводимых Лигой. То есть, мы действовали максимально открыто и были в постоянном диалоге с профессиональным сообществом, в том числе и с группами, настроенными радикально-критически.
Содержание предлагаемых законопроектов прогрессивно улучшалось по качеству, выстраивалось с учетом правовых тенденций, имеющиеся в Российской Федерации (например, принятиемФедерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 N 315-ФЗ»), а также — с учетом альтернативных вариантов эффективного нормативного регулирования профессиональной психотерапевтической деятельности. Так, например, последняя версия разработанного КЗИ законопроекта была выстроена с акцентом на выведение стандартов и правил психотерапевтической деятельности, приоритетов эффективной самоорганизации, как это и предусмотрено Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».
Для иллюстрации данного важного тезиса приведем полную структуру последней версии законопроекта КЗИ, где основной блок (Глава 3) содержит регламентацию стандартов и правил психотерапевтической деятельности.
Проект Федерального Закона «О психотерапевтической помощи в Российской Федерации»(версия от 2016 г)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3. Основные принципы государственной политики в сфере развития профессиональной психотерапии и совершенствования психотерапевтической помощи
Статья 4. Цели и задачи законодательства о психотерапии
Статья 5. Законодательство о психотерапии
Глава 2. Права граждан в сфере оказания психотерапевтической помощи
Статья 6. Права граждан на объективную информацию в сфере профессиональной психотерапии
Статья 7. Права граждан при оказании психотерапевтической помощи
Статья 8. Добровольность при оказании психотерапевтической помощи
Статья 9. Права граждан на возмещение ущерба
Статья 10. Государственные гарантии обеспечения прав граждан в сфере психотерапевтической помощи
Глава 3. Стандарты и правила профессиональной психотерапевтической деятельности
Статья 11. Стандарты профессиональной психотерапевтической деятельности
Статья 12. Порядок разработки и утверждения стандартов профессиональной психотерапевтической деятельности
Статья 13. Порядок формирования единого национального реестра психотерапевтических методов, признаваемых в Российской Федерации
Статья 14. Правила профессиональной психотерапевтической деятельности
Статья 15. Правила организации психотерапевтической помощи
Статья 16. Правила профессиональной подготовки и допуска к профессиональной деятельности специалистов-психотерапевтов
Статья 17. Правила профессиональной деятельности специалистов — психотерапевтов
Статья 18. Правила профессиональной этики специалистов-психотерапевтов
Статья 19. Правила деятельности практических организаций, учреждений и центров, занятых в сфере профессиональной психотерапии
Статья 20. Правила деятельности образовательных организаций и лиц, принимающих участие в профессиональной подготовке специалистов-психотерапевтов, подготовке научно-педагогических кадров, действующих в сфере профессиональной психотерапии
Статья 21. Правила деятельности организаций и лиц, принимающих участие в проведении научных исследований в сфере профессиональной психотерапии
Статья 22. Правила деятельности профессиональных психотерапевтических ассоциаций и саморегулируемых организаций, действующих в сфере профессиональной психотерапии
Статья 23. Правила контроля качества профессиональной психотерапевтической деятельности
Статья 24. Правила финансирования профессиональной психотерапевтической деятельности
Глава 4. Переходные и заключительные положения
Статья 25. Переходные положения
Статья 26. Вступление в силу настоящего федерального закона
Относительно дальнейшего продвижения всех, разработанных КЗИ законопроектов, можно сказать только то, что ни один из них не прошел стадию предварительной экспертной оценки в Комитете ГД по охране здоровья — по причине отрицательных отзывов от экспертов-психиатров (научные сотрудники профильных психиатрических НИИ). Все контраргументы относительно дальнейшего прохождения законопроектов КЗИ в итоге сводились к тому, что психотерапия входит с систему психиатрической помощи и должна регулироватьсяЗаконом РФ от 02.07.92 N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании». Наши аргументированные возражения на такого рода поверхностный подход в расчет не принимались.
Тем не менее, нельзя сказать, что законотворческая деятельности КЗИ оказалась бесполезной и непродуктивной. Напротив, все заслуживающие внимание наработки, так или иначе, «перекочевали» в иные нормативные документы, обеспечивающие рост качества психотерапевтической деятельности.
Далее, необходимо отметить активность КЗИ в ходе обсуждения законопроекта «О психологической помощи в РФ», которое с разной степень интенсивности проводилось с 2010 года (в то время, как первая версия законопроекта появилась на информационных ресурсах в 2012 году). В частности, в изданиях ОППЛ, Психологическом журнале, Психологической газете — нами были опубликованы тематические статьи, где подвергались обоснованной критике некоторые положения публикуемых законопроектов «О психологической помощи в РФ» (всего было опубликовано три версии данного законопроекта, исключая версию от 2024 года). В частности, нами обосновывалась позиция того, что включение сюда понятия «немедикаментозная психотерапия» явно неадекватно — такого официального термина в мировой практике вообще нет, а что касается «психологической психотерапии» — то вся психотерапия, от начала и до конца, психологическая, так как это все же не психофармакотерапия. И уж совершенно неприемлемо лишать права на профессию специалистов-психологов с дополнительным психологическим или психотерапевтическим образованием, как это следовало из содержания соответствующих статей анализируемых законопроектов.
С тем, чтобы составить более полное представление о позиции КЗИ по законопроекту «О психологической помощи в Российской федерации» приведем ответ, направленный в ГД, с нашей оценкой имеющихся на тот момент законопроектов и предложениями по их совершенствованию.
Государственная Дума Российской Федерации
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей
Председателю Комитета Н. А. Останиной
Ответ на письмо от 22.06,2023 за № 3.6-12/682
О предложениях по совершенствованию законодательства
в сфере психологической помощи гражданам Российской Федерации
Уважаемая Нина Александровна!
Нами — Комитетом по науке и Комитетом по законодательным инициативам Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Общественным Ученом Советом по Психотерапии (действует при Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов) — сформулированы следующие предложения по совершенствованию законодательства в сфере психологической помощи гражданам Российской Федерации.
1.Функциональное целеполагание соответствующих законодательных норм должно быть четко установлено и прописано; такое целеполагание должно являться абсолютным приоритетом для всех последующих норм, представленных в законодательных и иных нормативных актах.
1.1.Например, если функциональной целью разрабатываемого законопроекта является: «обеспечение социальной защищенности и психологического благополучия населения Российской Федерации, создания гарантий реализации права граждан на получение квалифицированной профессиональной психологической помощи» — как это сформулировано в опубликованном в 2022 г. проекте Федерального закона «О психологической помощи в Российской Федерации» — то все прочие статьи и разделы законопроекта должны быть ориентированы на улучшение качества и повышении объемов оказываемой психологической помощи.
2. Соответствие разрабатываемого законопроекта декларируемым целям должно устанавливаться еще на этапе предварительного контроля, в том числе за счет проработанной процедуры анализа социальных и экономических последствий принятия данного законопроекта.
2.1.Так, в ходе проведения такого рода анализа в отношении законопроекта Федерального закона «О психологической помощи в Российской Федерации» от 2022 г. выявилось явное противоречие нормативного содержания некоторых статей (требования к подготовке специалистов-психологов исключительно в формате высшего образования на уровне специалитета; включение немедицинской психотерапии в перечень видов психологической помощи) декларируемым приоритетным целям законопроекта.
2.2.Наиболее вероятными социальными и экономическими последствиями принятия данного законопроекта в его последней редакции по заключению квалифицированных экспертов будут следующие: 1) обвал рынка более или менее качественной психотерапевтической помощи — до 70% такой помощи оказывают специалисты с дополнительным психотерапевтическим образованием; 2) уход этих специалистов в пара-профессиональный андеграунд и, соответственно, из зоны легального налогообложения: 3) неизбежное в этом случае общее и весьма существенное снижение качества реализуемых психотехнологий — а это более 90% общего рынка психотехнологий — без шансов на обратный процесс; 4) неизбежное снижение качества психотерапевтической (а в транскрипции цитируемого законопроекта — психологической) помощи, оказываемой населению РФ в самой ближайшей, а не только в отдаленной перспективе; 5) дискредитация и развал проработанного и действующего процесса профессиональной самоорганизации, эффективного саморегулирования и системной работы над повышением качества психотерапевтической помощи в РФ.
То есть, в итоге мы получаем существенное снижение качества психологической помощи и неизбежное сокращение объемов такой помощи, снижение уровня социальной защищенности населения как раз в тот период времени, когда психологическая устойчивость населения к агрессивному воздействию среды наиболее востребована. Обратное тому, что прописывается в целях цитируемого законопроекта.
3. В связи со всем сказанным предлагаем вывести профессиональную психотерапию за рамки любых законопроектов о психологической помощи и принять ответственное и аргументированное решение об ОТДЕЛЬНОМ НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ сферы профессиональной психотерапии (в ближайшие годы на основе норм, прописанных в Федеральном Законе № 315 ФЗ от 1 декабря 2007 года «О саморегулируемых организациях»; в последующем — на основании непротиворечивых законопроектов, разработанных на основе углубленных и масштабных исследований в сфере психотехнологий).
А. Л. Катков, д.м.н., профессор,
Вице-президент, Председатель комитетов
по законодательным инициативам и науке
Профессиональной Психотерапевтической Лиги
Российской Федерации
И далее, работа по совершенствованию рассматриваемого законопроекта продолжалась. В частности, нами была сформулирована позиция КЗИ в отношении последней версии Проект Федерального закона «Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации» от 2024 года, полный текст которого был опубликован в «Психологической газете» 12 июля 2024.
В частности, мы обращаем внимание на то, что термин «немедикаментозная психотерапия» в данном документе остался на своем месте.
Статья 5. Формы и виды психологической деятельности
3. немедикаментозная психотерапия — комплекс мероприятий, направленных на содействии в решении психологических проблем, которые лежат в основе жизненных трудностей и межличностных конфликтов получателя психологической помощи или платных психологических услуг;
Однако, в законопроекте прописывается возможность оказания психологической и, следовательно, «немедикаментозной» психотерапевтической помощи специалистами с дополнительным психологическим образованием.
Статья 8. Требования, предъявляемые к психологам
1. Осуществлять психологическую деятельность на территории Российской Федерации вправе лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, имеющее высшее психологическое образование (в том числе психолого-педагогическое образование),
Право на занятие психологической деятельностью также имеет лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, получившее высшее (непрофильное) образование и дополнительное профессиональное психологическое образование (в том числе психолого-педагогичсское образование) по программам профессиональной переподготовки, подтвердившее профессиональную квалификацию в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 238-Ф.З «О независимой оценке квалификации».
И далее, такого рода новация подкреплена содержанием следующей статьи о переходных положениях.
Статья 12. Переходные положения
Психологи, осуществляющие психологическую деятельность (но предоставлению платных психологических услуг) на территории Российской Федерации, на момент вступления в силу настоящего Федерального закона, получившее высшее (непрофильное) образование и дополнительное профессиональное психологическое образование (в том числе психолого-педагогическое образование) по программам профессиональной переподготовки, могут пройти подтверждение профессиональной квалификации в установленном порядке в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» в течение З лет после вступления данного Федерального закона в силу.
Во всех вышеприведенных статьях, опять таки, отсутствует ясное изложение такого содержания, которое обеспечивает непрерывный рост качества психотерапевтической помощи. Ибо хорошо известно, что только лишь высшее или дополнительное психологическое образование именно в отношении психотерапевтической помощи искомого роста качества оказываемой помощи не обеспечивают. И следовательно, все будет зависеть от подзаконных актов относительно содержания квалификационных требований, предъявляемых непосредственно к носителям технологий «немедикаментозной» психотерапии — т. е. ко всем без исключения профессиональным психотерапевтам. В соответствующем Федеральном законе, данные позиции представлены следующими общими формулами.
Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ О независимой оценки квалификации»
Статья 7. Совет по профессиональным квалификациям
4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:
2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
Таким образом, вышеприведенные квалификационные требования для специалистов психотерапевтического профиля еще только должны быть разработаны и утверждены на уровне Совета по профессиональным квалификациям.
К очевидным достижения КЗИ, утвержденным и реализованным в пространстве общественного развития психотерапии, следует отнести работу по созданию главного стратегического документа — Стратегии общественного развития социальной психотерапии в Российской Федерации 2021-2030 (утверждена специальным решениемXXIIIСъезда ОППЛ от 4 ноября 2021). Чтобы был понятен масштаб проблематики, охватываемой данным нормативным документом, приведем лишь приоритетные цели, обозначенные в преамбуле Стратегии.
Приоритетнымицеляминастоящей Национальной стратегии, с учетом всего вышесказанного, являются следующие:
Отметим, что по второй-третьей позиции в обозначенных здесь целях есть существенное продвижение, достигнутые в самые последние годы.
Далее, в полном соответствии с логикой последнего стратегического документа, в частности — с пониманием того важного обстоятельства, что рамочная концепция и мета-модель социальной психотерапии в обязательном порядке должна включать и существенную часть психотехнического пространства, основные акценты деятельности КЗИ в последние годы были перенесены в область нормативного регулирования психотехнологической деятельности.
В частности, по результатам инициированного нами, масштабного Международного конгресса по психотехнологиям, успешно проведенного в 2024 году, КЗИ был подготовлен документ итоговой Декларации, в котором, в том числе, прописывались принципы нормативного регулирования психотехнологической деятельности. В связи с важностью данного документа, приводим его целиком.
Астана, 8 июня, 2024
Настоящая Декларация является итоговым документом, принятым на Международном Конгрессе «МИР ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» (Астана, Республика Казахстан, 7-8 июня 2024 года).
Собравшиеся на Конгрессе специалисты считают, что происходящие в эпоху Новейшего времени грандиозные изменения включают и процессы, стремительно ухудшающие состоянии психического здоровья населения планеты.
Бурно развивающийся в самые последние десятилетия рынок психотехник и психотехнологий генерирует, в основном, негативный вектор воздействия на индивидуальное и социальное психическое здоровье. Особенно — на качественные характеристики психического здоровья, имеющие непосредственное отношение к обеспечению социальной стабильности и безопасности человека, группы, общества в агрессивной среде.
Сфера психотехнологий — в отличие, например, от основательно, юридически и нормативно проработанной практики использования лекарственных препаратов биологического действия — слабо или вообще не регулируется на уровне законодательных и иных нормативных актов. Что же касается имеющихся прецедентов законодательного регулирования психотерапевтической помощи населению, то такие законы приняты лишь в некоторых Европейских странах. Законы, регулирующие процессы оказания психологической помощи, на момент принятия настоящей Декларации действуют лишь в двух постсоветских республиках из пятнадцати. И далее, надо понимать, что психотерапия и консультативная психология представляют лишь узкий сектор в общем психотехнологическом пространстве.
В связи со всем сказанным, узконаправленные и разрозненные усилия профессиональных психотерапевтов и психологов не перекрывают деструктивного воздействия агрессивной информационно-психотехнологической среды. Более того, есть все основания считать, что устойчивость населения к такого рода вредоносному воздействию прогрессивно снижается. А наиболее опасное явление последних десятилетий, разгоняемое в том числе за счет массированного использования агрессивных, манипулятивных психотехнологий — феномен деструктивных социальных эпидемий (химическая зависимость; деструктивная психологическая зависимость: игромания, компьютерная зависимость, вовлечение в радикальные секты, этно-религиозные экстремистские организации и проч.), — только лишь набирает ход.
В данной связи назрела настоятельная необходимость в принятии общего стратегического документа (Декларации) в котором четко прописаны главные принципы безопасного и конструктивного развития сферы психотехник и психотехнологий на ближайшие десятилетия.
Стратегия развития рынка психотехнологийи психотехнологической сферы деятельности, утверждаемая на основе данного стратегического документа, должна быть основана на следующих, научно обоснованных и полностью соответствующих духу Новейшего времени тезисах:
-эпоха психонетики вступила в свои права (пришествие этой новой цивилизационной эпохи к 2025 году было предсказано главой электронной корпорации «Омрон» Кадзума Татеиси на основании проработанной математической модели). Фактически это означает, что приоритеты собственно категории информации и «чистых» информационных технологий неизбежно должны перерасти в приоритеты категории психического и психотехнологий, и что эмпирический этап развития психотехнологическойнауки и практики должен уступить место теоретическому этапу развития всесторонне проработанного научного направления «Психотехнологии». Что, собственно, и происходит в настоящее время: определена специфика и границы предметной сферы психотехнологической деятельности; направление «Психотехнологии» выведено в статус самостоятельной авангардной науки; разработаны паспорт соответствующей научной специальности и алгоритм трансляции научных достижений в психотехнологическую практику; реализуются масштабные проекты по масштабному внедрению инновационных психотехнологий;
-данная констатация предполагает широкую и эффективно действующую коллаборацию организованного профессионального психотехнологического сообщества с одной стороны, и заинтересованных «больших» (включая институты власти, науки, религии) и «малых» (организованные общественные движения, фонды и проч.) социальных институтов — с другой стороны;
-оформленная социальная инициатива такого рода должна обеспечивать конструктивный вектор воздействия общего психотехнологического пространства на человека, группу, общество с целю успешного преодоления перманентных кризисов Новейшего времени, формирования высоких уровней устойчивости к агрессивному воздействию среды;
-усилия по обеспечению конструктивного вектора активности психотехнологического пространства должны опираться на приоритеты безопасности, эффективности и постоянного роста качества используемых психотехник и психотехнологий. Что, в свою очередь, предполагает наличие проработанной концепции качества, выверенного алгоритма проведения экспертизы качества в сфере психотехник и психотехнологий, а также — наличие соответствующих экспертных групп подготовленных специалистов;
-практика нормативного регулирования психотехнологической деятельности должна: выстраиваться с учетом обозначенных приоритетных целей и задач (т. е. в полной мере учитывать вышеприведенные тезисы); бережного отношения к достижениям сложившейся системы психотехнологической — в первую очередь психотерапевтической и консультативно-психологической — помощи; опираться на достижения науки, в том числе — нового научного направления «Психотехнологии», результаты долговременных прогнозов на основе корректного моделирования. При этом, должно быть понятно, что речь идет о долговременной стратегической программе по разработке кодекса законов и иных нормативных актов, касающихся психического здоровья, психологической безопасности, устойчивости и благополучия человека, группы, общества в условиях Новейшего времени. И только в рамках данной масштабной программы, задающей телеологию и общий контекст соответствующей нормотворческой активности, возможна адекватная разработка законопроектов в сфере регулирования отдельных видов психотехнологической деятельности — в первую очередь психологической, психотерапевтической и проч. Данная нормотворческая программа должна осуществляться высокопрофессиональными группами специалистов, имеющих многолетний опыт в соответствующих секторах психотехнологической деятельности и необходимую юридическую компетенцию;
-в качестве генеративного стержня стратегии безопасного и конструктивного развития психотехник и психотехнологий на ближайшие десятилетия должно выступать самоорганизованное профессиональное сообщество, в полной мере осознающее масштаб и глубину проблем, имеющихся в сфере психотехнологий, и принимающее ответственность за адекватное и своевременное решение данных проблем.
Принятие настоящей Декларации консолидированным профессиональным сообществом означает, что первые и самые важные шаги в направлении разработки и реализации данной важнейшей стратегии сделаны.
Утверждено 8 июля 2024 года
Далее, на проведенном Конгрессе был принят еще один важнейший документ от КЗИ, в существенной степени способствующий развороту психотехнологий в конструктивную сторону. Надо сказать, что содержание данного документа во многом повторяло принятую в 2021 году на Съезде ОППЛ Декларацию прав получателей психотерапевтической помощи. Однако последний документ не получил необходимой информационной поддержки и широкой известности в сообществах потребителей. Что же касается только что принятого документа, то надеемся, что его ожидает другая судьба.
Ниже приводится полный текст документа.
Декларации прав получателей психотехнологической помощи (модельный документ)
Общая часть
Определение прав получателей психотехнологическойй помощи является важной составной частью основополагающего концепта психоэтики, в русле которого выстраивается долговременная стратегия психотехнологичская деятельности и современная практика оказания профессиональной психотехнологической помощи.
Декларация прав получателей психотехнологическойй помощи консолидирует этические принципы, на основе которых выстраиваются правовые аспекты процесса оказания профильной помощи в части обеспечения прав получателей психотехнологической помощи.
Декларация прав получателей психотехнологической помощи может быть рассмотрена и утверждена:
-на уровне региональных и национальных ассоциаций психотехнологического профиля (декларируемые этические принципы распространяются на профессиональную деятельность специалистов-психотехнологов, являющихся членами данных ассоциаций);
-на уровне международных психотерапевтических ассоциаций психотехнологического профиля (декларируемые этические принципы распространяются на профессиональную деятельность специалистов, имеющих представительство в соответствующей международной ассоциации).
Декларация прав получателей психотерапевтической помощи содержит следующие основные разделы.
Право на получение психотехнологической помощи.
Право получателей психотехнологической помощи на объективную тематическую информацию.
Права получателей психотехнологической помощи, реализуемые при оказании профильной помощи.
Добровольность при оказании психотехнологической помощи.
Обеспечение конфиденциальности при оказании психотехнологической помощи.
Права получателей психотехнологической помощи на возмещение ущерба.
Контроль в сфере обеспечения прав получателей психотехнологической помощи.
Декларация прав получателей психотехнологической помощи — после ее утверждения на уровне национальных, международных или всемирных психотерапевтических ассоциаций или организаций — размещается на всех имеющихся в распоряжении соответствующего психотехнологического сообщества информационных ресурсах.
В тексте типового контракта на оказание психотехнологической помощи, принятого на уровне вовлеченных в настоящую этическую инициативу психотерапевтических ассоциаций, должна содержаться ссылка на документ Декларации прав получателей психотехнологической помощи и адрес соответствующего информационного ресурса.
В тексте основного документа прописываются следующие права получателей психотехнологической помощи.
1. Право на получение психотехнологической помощи
1.1.Каждый гражданин или лицо без гражданства имеет право на психотехнологическую помощь, независимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, социально-экономического статуса и пр.
1.2.Оформление прав на получение психотехнологической помощи регламентируется национальным законодательством (при наличии), либо Правилами оказания психотехнологической помощи, принятыми профессиональными ассоциациями соответствующего профиля.
2.Право получателей психотехнолгической помощи на объективную тематическую информацию
2.1.Получатели психотехнологической помощи имеют право на полную и объективную информацию:
-о правах в сфере получения психотехнологической помощи по всем пунктам и позициям, поименованным в настоящей Декларации;
-о психологическом здоровье и опасностях, которые связаны с низким уровнем психологического здоровья-устойчивости к агрессивному влиянию среды;
-о целях, задачах, возможностях и технологиях профессиональной психотерапии;
-об альтернативных способах получения какой-либо психотехнологической и иной помощи по своему запросу;
-о специалистах, действующих в сфере проработанных психотехнологий и имеющих официально подтвержденный допуск к профессии, уровне их квалификации;
-об официально признаваемых на уровне национальных и международных психотехнологических ассоциаций методах психотехнологической помощи и иного конструктивного психотехнологического взаимодействия, внесенных в соответствующие национальные реестры;
-об авторских методах и технологиях психотехнолгической помощи, не внесенных в национальные реестры признаваемых методов;
-об апробируемых в рамках экспериментальных научно-исследовательских или инновационных проектов психотехнологических методах и психотехнологиях;
-о возможных негативных последствиях использования нелегализованных психотехнологических методов и психотехнологий;
-о возможных негативных последствиях при использовании легализованного психотерапевтического метода или психотехнологии;
-о сети государственных и частных профильных кабинетов, центров и иных учреждений, действующих в регионе проживания получателя психотехнологической помощи;
-об уполномоченных государственных и негосударственных органах (СРО) и специалистах, действующих в сфере психотехнологической помощи;
-о профессиональных психотехнологических ассоциациях, иных профильных организациях, действующих в регионе проживания получателя психотехнологической помощи, их структуре и функциях;
-о правилах и порядке оказания психотехнологической помощи;
-о механизмах контроля в сфере обеспечения прав получателей психотехнологической помощи, а также контроля качества в сфере оказания профильной помощи.
2.2.Информация по всем вышеперечисленным пунктам должна быть в открытом доступе и публиковаться на официальных сайтах государственных и частных психотехнологических организаций, сайтах профессиональных психотехнологических ассоциаций и объединений, иных психотехнологических организаций, и предоставляться специалистами, оказывающими психотехнологическую помощь, в инициативном порядке и по требованию клиентов или их законных представителей.
3.Права получателей психотехнолгической помощи, реализуемые при оказании профильной помощи
Получатели психотехнологической помощи, имеют право на:
-уважительное и гуманное отношение, независимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, гражданства, социально-экономического статуса и проч.;
-полную и конфиденциальную информацию о состоянии психологического здоровья, диагностируемого в ходе оказания им психотехнолгической помощи;
-полную и конфиденциальную информацию о состоянии психологического здоровья лиц, законными представителями которых они являются, диагностируемого в ходе оказания психотехнологической помощи этим лицам;
-свободный выбор специалистов, форм, методов и технологий оказания психотехнологической помощи;
-получение качественной психотехнологической помощи в объемах, устанавливаемых нормативными документами (стандартами) национального уровня или отдельных организаций (СРО);
-получение качественной психотехнологической помощи в частном секторе в объемах, предусмотренных утвержденными стандартами по отдельным психотехнологическим направлениям и методам;
-публикацию своего отзыва о профессиональной деятельности специалиста-психотехнолога на сайтах профильных учреждений, профессиональных ассоциаций, иных профессиональных психотехнологических организаций; иных информационных ресурсах по собственному выбору;
-инициацию этического или дисциплинарного расследования в случае нарушений этического кодекса специалиста-психотехнолога, либо недобросовестного исполнения специалистом своих профессиональных обязанностей;
-сохранение профессиональной тайны в отношении сведений, ставших доступными специалистам, действующим в сфере оказания психотерапевтической помощи;
-полностью анонимный характер оказываемой психотехнологической помощи;
-отказ от фото-, видео-, аудиозаписей при оказании психотехнологической помощи;
-получение выписок из документации, оформляемой при оказании психотехнологической помощи;
-иные права, предусмотренные национальным законодательством (при наличии) и этическими нормативами психотехнологических профессиональных ассоциаций и организаций (СРО).
4.Добровольность при оказании психотехнологической й помощи
4.1.Психотерапевтическая помощь оказывается на добровольной основе, принцип добровольности сохранятся на любой стадии процесса оказания психотехнологической помощи.
Инициатива в отношении оказания психотехнологической помощи детям, несовершеннолетним подросткам и лицам, состояние которых препятствует проявлению такой инициативы, может исходить от их законных представителей, однако продолжение такого процесса после первых двух сеансов возможно лишь при согласии поименованных лиц на оказание им рекомендуемого объема психотехнологической помощи.
4.3.В случаях оказания первичной психотехнологической помощи в условиях природных или техногенных катастроф, либо других кризисных ситуациях, инициатива по оказанию профильной помощи может исходить от специалиста, имеющего соответствующий профессиональный допуск. Однако продолжение психотехнологического процесса после оказания экстренной психотехнологической помощи возможно лишь при согласии пациента.
5.Обеспечение конфиденциальности при оказании психотехнологической помощи
5.1.Информация, полученная при оказании психотехнологической помощи, а также факт обращения за психотехнологической помощью, является профессиональной тайной.
5.2.Предоставление сведений о состоянии здоровья лиц, которым оказывалась или оказываетсяпсихотехнологической помощь, допускается лишь по основаниям, предусмотренным национальным законодательством.
5.3.Специалисты-психотехнологи, иные специалисты с ограниченным доступом, оказывающие психотехнологической помощь детям и подросткам, а также недееспособным лицам, могут информировать родителей или иных законных представителей о состоянии психического и психологического здоровья детей, подростков, лиц с утраченной или ограниченной дееспособностью при наличии у них проблемных или кризисных ситуаций, при которых существует необходимость вмешательства близких родственников или законных представителей. Предоставление данной информации не является разглашением профессиональной тайны.
6.Права получателей психотехнологической помощи на возмещение ущерба
6.1.Получатели психотехнологической помощи, понесшие ущерб в результате профессиональных ошибок или иных обстоятельств, связанных с оказанием профильной помощи, имеют право на возмещение ущерба в объеме, устанавливаемом национальным законодательством.
6.2.Сам факт, объемы причиненного ущерба, а также их взаимосвязь с процессом оказания психотехнологической помощи должны быть доказаны в ходе соответствующего судебного разбирательства, решение которого является единственным законным основанием для возмещения причиненного ущерба.
6.3.Защита прав и интересов лиц, не достигших совершеннолетия, в отношении которых возникают вопросы о причинении им ущерба в результате оказания психотехнологической помощи, осуществляются их родителями или иными законными представителями.
7.Контроль в сфере обеспечения прав получателей психотехнологической помощи
7.1.Государственный контроль в сфере соблюдения законности и обеспечения реализации прав получателей психотехнологической помощи обеспечивается за счет:
-надзора за соблюдением законности в сфере оказания психотехнологической помощи;
-контроля полноты и качества психотехнологической помощи, оказываемой в государственном секторе;
-надзора за деятельностью организаций, действующих в сфере психотехнологической помощи.
7.2.Вышеприведенные механизмы государственного контроля осуществляются в порядке, установленном национальным законодательством.
7.3.Общественный контроль реализации прав получателей психотехнологической помощи обеспечивается за счет:
-общего контроля качества психотехнологической деятельности со стороны профессиональных ассоциаций и иных общественных организаций психотехнологического профиля, осуществляемого в соответствии с их уставными документами, подготовленными группами экспертов;
-супервизорского контроля процесса оказания психотехнологической помощи, в том числе и в части обеспечения прав получателей данного вида помощи;
-эффективной деятельности этических комитетов и комиссий, действующих при общественных организациях психотехнологической профиля.
Тут же, можно обратить внимание на изменение нормотворческой стратегии КЗИ — более конструктивным нам представляется разрабатывать модельные документы, которые могут быть ассимилированы в национальное законодательство заинтересованных регионов, а также — в любую нормативную базу следующего порядка Так, например, вышеприведенный модельный документ безусловно может и должен быть модифицирован и дополнен в соответствии с уставными требованиями той или иной психотехнологической ассоциации национального, или регионального уровня.
И последнее, о чем следует сказать в результативном подразделе, это проекты нормативных (модельных) документов, которые были разработаны КЗИ для обеспечения уставной деятельности созданной в 2014 году Национальной Саморегулируемой Организацией «Национальная Ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов» (согласноФедеральному Закону № 315 ФЗ от 1 декабря 2007 года «О саморегулируемых организациях», данные организации, в первую очередь, должны разрабатывать стандарты и правила профильной профессиональной деятельности). В нижеследующем документе, помимо собственного содержания, приводится и перечень модельных документов, переданных руководству Национального СРО для модификации и использования.
Положение «О национальном реестре нормативных документов по регулированию профессиональной психотерапевтической и психологической деятельности в Российской Федерации»
1. Национальный реестр нормативных документов по регулированию профессиональной психотерапевтической и психологической деятельности в Российской Федерации (далее — Национальный реестр) создается саморегулируемой организацией национального уровня Национальной ассоциацией развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов» (далее — Ассоциация) на основании утвержденного Устава данной организации.
2. Национальный реестр создается в целях достижения уставных целей Ассоциации — обеспечения развития психотерапевтической и психологической науки и практики, повышения качества психотерапевтической и психологической помощи. А так же в целях выполнения п. 2.2. Устава Ассоциации, предписывающего разработку и унификацию стандартов, и правил профессиональной деятельности специалистов, действующих в сфере медицинской и немедицинской психотерапии, психологического консультирования, психотерапевтического и психологического образования, и науки.
3. Национальный реестр (по состоянию на 12 октября 2017 г.) состоит из следующего дополняемого перечня нормативных документов, разработанных и утвержденных на основании устава Ассоциации:
-Универсальные требований к оформлению структуры стандарта профессиональной психотерапевтической помощи
Кодекс правил профессиональной психотерапевтической деятельности в -Российской федерации
-Декларация прав получателей психотерапевтической помощи, оказываемой на территории Российской Федерации
-Декларация прав специалистов, оказывающих психотерапевтическую помощь
-Порядок формирования Единого национального реестра психотерапевтических методов, признаваемых в Российской Федерации
-Порядок формирования Единого национального реестра профессиональных психотерапевтов, действующих в Российской Федерации
-Этический кодекс профессионального психотерапевта
4. Каждый из приведенных в п. 3. настоящего Положения, нормативных документов Национального реестра, а так же дополняемые документы:
5. Какие-либо изменения и дополнения к уже утвержденным и действующим нормативным документам Национального реестра производятся в соответствие с п. 4 настоящего Положения.
6. Публикация всех принятых и утвержденных документов Национального реестра осуществляется на официальном сайте Ассоциации в сроки не позднее двух недель со дня утверждения соответствующего нормативного документа.
7. Со дня публикации на официальном сайте Ассоциации каждый утвержденный документ Национального реестра является обязательными для исполнения действительными членами Ассоциации.
8. Контроль за исполнением нормативных документов Национального реестра действительными членами Ассоциации осуществляется в соответствие с утвержденными правилами контроля за качеством профессиональной психотерапевтической и психологической деятельности.
Специального мониторинга в отношении процента реализованных положений из перечисленных модельных документов мы не проводили. Но то, что по крайней мере некоторые фрагменты из их содержания были востребованы — не вызывает сомнения.
В целом, следует констатировать, что созданный в самом начале 2000-х годов Комитет по законодательным инициатива ОППЛ свою главную миссию выполнил. Нормативная база — как основной инструмент обеспечения качества психотерапевтической помощи — в том объеме, в котором это представилось возможным, была создана.
Комитет работал активно, и оперативно откликался на все значимые, с точки зрения нормативного регулирования, изменения в правовой и профессиональной среде.
К деятельности КЗИ, особенно в самые последние годы, привлекались профессиональные психотерапевты, психологи и профессиональные юристы. Надо сказать, что основным принципом работы над созданием модельных документов было формирование инициативных рабочих групп с различным составом участников.
В данной связи, выражая благодарность нашим коллегам, так или иначе причастным к деятельности КЗИ, также сожалеем о невозможности привести здесь полный список наших многочисленных энтузиастов-помощников,
Но, огромная благодарность всем тем, с кем вместе мы делали очень важное и полезное дело!
В завершении нашего отчета еще одна важная констатация. Правовая ситуация в сфере нормативного регулирования психотехнологической деятельности на ближайшую и средне-срочную перспективу такова, что шансы на приятие Федерального закона, регламентирующего психотерапевтическую деятельность — минимальные. Но если, все же, продолжать работу в данном направлении, то придется создавать серьезные экспертные группы с основным профилем деятельности именно в плане разработки соответствующего законопроекта. Что, в свою очередь, требует решения вопросов финансирования такого рода деятельности. А эти вопросы уже выходят за пределы компетенции КЗИ.
С другой стороны, создание СРО «Национальная ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов» вполне закономерно привело к формированию в данной организации таких структурных подразделений как: «Группа стратегий развития» и «Группы профессиональных стандартов». Обе эти группы, по определению, занимаются разработкой стратегических и нормативных документов, т. е дублируют профиль деятельности КЗИ. Но поскольку основной «продукт» деятельности обозначенных структурных подразделений Национального СРО, можно сказать, легализованФедеральным Законом № 315 ФЗ от 1 декабря 2007 года «О саморегулируемых организациях» (чего нельзя сказать о нормативных «продуктах» КЗИ), то и здесь смысл дублирующей деятельности КЗИ пропадает.
Таким образом, настоящий Комитет ОППЛ должен быть расформирован, либо трансформирован в масштабный проект по разработке Кодекса законов РФ «О психическом здоровье и психологическом благополучии населения Российской Федерации». В рамках данного Кодекса необходимо разработать как минимум пять объемных законопроектов. И подобный объем работы, даже при благоприятном стечении обстоятельств, потребует многолетних усилий.