Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига
НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «СОЮЗ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ И ПСИХОЛОГОВ»
ПЕРВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФЕССОРА В.В. МАКАРОВА
КАФЕДРА ПСИХОТЕРАППИИ И КЛИНИЧЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
РМАНПО
Составитель: Берёзкина Анна Витальевна
Под редакцией: д.м.н., проф. Макарова В.В.,
Москва 2024
Термин |
Определение |
Источник |
Аккредитация |
(От лат. accredo, «доверять») — Процедура официального подтверждения соответствия объекта установленным критериям и показателям (стандарту). Наиболее распространена в сфере оказания профессиональных услуг, для оценки качества которых потребитель, как правило, не обладает достаточными компетенциями. Аккредитуются: организации (вузы, СМИ и др.) услуги, для оценки качества которых потребитель не обладает достаточной компетенцией. К аккредитуемым услугам относят: услуги по образованию, услуги по проведению испытаний (испытательные лаборатории), услуги по клинической диагностике (медицинские лаборатории), услуги по калибровке (калибровочные лаборатории), услуги по сертификации (органы по сертификации) и т. п. |
|
В российском законодательстве аккредитация определяется как подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации. |
Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» | |
В общем смысле аккредитация представляет собой процедуру признания (подтверждения) государственными органами особых полномочий различного рода субъектов (образовательных учреждений, научных организаций, медицинских учреждений, коммерческих банков и т.д.). |
http://fsa.gov.ru/index/staticview/id/27/ Федеральная служба по аккредитации | |
Государственная аккредитация образовательной организации |
Подтверждение уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных организаций федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, за исключением организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и дополнительного школьного образования детей. |
Федеральное государственное бюджетное учреждение Росаккредагентство |
Государственная аккредитация образовательной деятельности |
проводится по результатам аккредитационной экспертизы. Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам. |
Федеральное государственное бюджетное учреждение Росаккредагентство |
Государственная аккредитация по дополнительным профессиональным программам |
Федеральным законом N 273-ФЗ не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с частью 8 статьи 108 Закона, со дня вступления его в силу свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признается недействующими для всех образовательных организаций. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Дистанционные образовательные технологии (дистанционное обучение) |
Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Дополнительное образование |
Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Зачетная единица |
Унифицированная единица измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
ЗУН |
Знания, умения навыки. |
|
Индивидуальный учебный план |
Учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Качество образования |
Комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Квалификационные требования |
Требования к уровню и специальности (направлению подготовки) и при необходимости специализации профессионального образования, стажу или опыту работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным и личностным качествам, а также знаниям, навыкам и умениям, необходимым для выполнения конкретной деятельности. |
|
Квалификация |
Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Квалификация |
Требования, которым должен удовлетворять работник для работы по определенной специальности или профессии; опыт, полученный в результате образования и обучения. В российском образовании: уровень обученности, подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной специальности. Ключевая составляющая стандарта профессионального образования. Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоении работнику соответствующего тарифного разряда/класса). Уровень квалификации (разряд, класс, категория и т.п.) характеризует профессиональное мастерство в рамках данной ступени. Существенными характеристиками уровня являются объем и диапазон знаний и умений, их качество, способность рационально организовать и планировать работу, быстро адаптироваться к изменениям техники, технологии, организации и условий труда. Квалификационный разряд — показатель, определяющий степень квалификации; устанавливается с учетом сложности, ответственности, условий работы на основании тарифно — квалификационного справочника. |
Национальный офис программы Tempus |
Компетенция |
Мера соответствия знаний, умений и опыта реальному уровню сложности выполняемых задач и решаемых проблем. В отличие от квалификации включает в себя, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности и умения, умение учиться, оценивать, логически мыслить и т.д. Это демонстрируемая человеком способность применять знания, умения и квалификации в повседневных и изменяющихся рабочих ситуациях. Различаются технические К., относящиеся к сфере профессиональной деятельности, и сквозные, или «переносимые», К. относящиеся к социальным, коммуникативным, методическим и иным К., требуемым в рамках различных профессий и сфер деятельности. Уровень К. может оцениваться по способности человека использовать имеющиеся у него умения. |
Национальный офис программы Tempus |
Кредитная единица (кредит) |
Термин используется для обозначения единиц, учитываемых при «накопительной системе» учета освоения квалификаций. В рамках «накопительной системы» человек имеет возможность проходить обучение постепенно, в удобное для себя время и в учебных заведениях по своему выбору, осваивая отдельные элементы или составные части квалификации, каждый из которых отвечает определенному количеству баллов. При накоплении необходимого количества баллов человеку присваивается квалификация соответствующего уровня. |
Национальный офис программы Tempus |
Медицинский (клинический) психолог |
Специалист с высшим психологическим образованием по специальности клиническая психология, либо специалист с другим высшим психологическим образованием, прошедший профессиональную переподготовку по специальности «клинической психолог» в объеме не менее 1080 часов. |
Приложение № 2 к приказу МЗ РФ № 438 от 16.09.2003 г. |
Модальность |
Метод психотерапии. |
|
Модульное обучение |
Предполагает структурирование изучаемого материала/курса в виде отдельных взаимосвязанных блоков (модулей), которые можно изучать в удобной для обучаемого последовательности и дополнять и комбинировать, не нарушая единого содержания. Модули построены на основе функционального принципа — каждый модуль предполагает освоение элемента профессиональной деятельности, выраженного компетенцией. |
Национальный офис программы Tempus |
Направленность (профиль) образования |
Ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Непрерывное профессиональное образование |
Профессиональное образование и обучение, которое следует за получением определенного базового/начального профессионального образования и обучения, необходимого для работы по какой-либо профессии. Это образование и обучение дает возможность совершенствования знаний, умений и компетенций, приобретения новых компетенций и дальнейшего карьерного роста. В концепции непрерывного образования особый акцент делается на устранении барьеров между формальным и неформальным образованием/обучением и между образованием и реальной жизнью. В российском образовании термин частично совпадает с терминами «образование в течение всей жизни» и «образование взрослых» и предусматривает образование, сопровождающее человека на всем протяжении жизни. |
Национальный офис программы Tempus |
Образовательная деятельность |
Деятельность по реализации образовательных программ. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Образовательная организация |
Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Образовательная программа |
Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных ФЗ об образовании, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Образовательный стандарт (ОС) |
Совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными ФЗ об образовании или указом Президента Российской Федерации. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Обучающийся |
Физическое лицо, осваивающее образовательную программу. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность |
Признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Организации, осуществляющие образовательную деятельность |
Образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях ФЗ об образовании к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено законом. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Организация, осуществляющая обучение |
Юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Практика |
Вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Преподаватель |
Лицо, осуществляющее передачу обучаемому знаний, умений и опыта и имеющее соответствующую квалификацию. Содержание труда: Проводит обучение учащихся и студентов на высоком научном и методическом уровне, используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения; формирует у них профессиональные умения и навыки, подготавливает учащихся и студентов к практической деятельности. Должен знать: Содержание и принципы организации обучения преподаваемому предмету, основные технологические процессы и приемы работы по профилю специальности, педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения, законодательные и нормативные документы по вопросам образования. Профессионально важные качества: коммуникативные и организаторские способности; оперативная и долговременная память; аналитическое мышление; эрудиция; внимание. |
http://www.conventions.ru/dictionary.php?letter=15&word=2459 |
Примерная основная образовательная программа |
Учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Программа повышения квалификации |
направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Программа профессиональной переподготовки |
направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Профессиональное образование |
Вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Профессиональное образование и обучение (ПОО) |
В международной практике часто используется принятый в ЮНЕСКО термин Technical & VocationalEducation (TVE) — техническое и профессиональное образование. |
Национальный офис программы Tempus |
Профессиональное образование и обучение, основанное на компетенциях |
Термин, распространенный в международном образовании для описания образования и обучения, предназначенного для освоения, повышения качества и совершенствования способности людей к выполнению конкретной профессиональной деятельности в рамках предъявляемых требований. В системах ПОО стран западной Европы и Северной Америки компетенции лежат в основе формирования образовательных и учебных программ ПОО. Цель ПОО, основанного на компетенциях, состоит в установлении четкого взаимодействия между содержанием обучения и трудовой деятельности. |
Национальный офис программы Tempus |
Профессиональное обучение |
Вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий). |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Профессиональное обучение |
Обучение, направленное на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Профессиональное обучение по программам переподготовки рабочих и служащих |
Профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Профессиональное обучение по программам повышения квалификации рабочих и служащих |
Профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ |
Признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. На основе результатов профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Профессиональные стандарты |
Система показателей, позволяющих установить степень соответствия выполняемой работником деятельности существующим требованиям. Представляют собой набор характеристик в виде знаний и умений, соответствующих тому, что человек должен уметь делать, как это нужно делать и что для этого нужно знать, описанный конкретным набором типовых профессиональных характеристик, свойственных той деятельности, которую человек осуществляет в рамках конкретной профессии. Эти характеристики, в свою очередь, разбиваются на компетенции. П. С. и компетенция определяются сферой труда. Сущность П.С. в том, что его содержание не привносится извне и не возникает в результате обсуждения. Оно заложено в самой профессиональной деятельности. Национальные П.С. устанавливаются для всех работающих в данной конкретной области в рамках профессионального сектора. |
Национальный офис программы Tempus |
Сертификат соответствия |
Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. |
|
Сертификация |
Процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. |
|
Сертификация |
Подтверждение соответствия качественных характеристик уровню, требуемому стандартом качества. В контексте международного образования — аттестация или сертификация — процесс официального признания полученных знаний или компетенций/ квалификаций обучаемых. |
Национальный офис программы Tempus |
Сетевая форма реализации образовательных программ (сетевая форма) |
Обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Спонтанноеобучение, образование (informal learning, self-managed learning) |
Образование, получаемое человеком в ходе его обычной жизни: на работе, в семье или на работе. Под спонтанным обучением (informallearning) часто понимается также самообразование (self-managedlearning). |
Национальный офис программы Tempus |
Стандарт |
Нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объектам стандартизации и обязательный для исполнения в определенных областях деятельности. Стандарт в образовании — это эталон, с которым можно сравнивать измеряемые параметры, или норма, регулирующая образовательный процесс, унифицированная совокупность минимальных требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам выпускников образовательного учреждения определенного уровня и профиля. Выражается в стандартных показателях качества и поддается стандартным методам контроля. Государственный образовательный С. в российском образовании: образовательный ценз или уровень, который должен быть достигнут личностью для получения соответствующих документов об образовании. Состоит из обязательного минимума содержания основных образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучаемых и требований к уровню подготовки выпускников. |
Национальный офис программы Tempus |
Стандартизация в образовании |
Установление единых требований к результатам образовательной деятельности в однотипных образовательных учреждениях, не исключающее многообразия способов их достижения. |
Национальный офис программы Tempus |
Тренинг |
(от англ. train — обучать, воспитывать) — 1. Специальный тренировочный режим, тренировка. 2. Процесс получения навыков и умений в к.-л. области. |
Социологический словарь Социологический словарь |
Интенсивное обучение с практической направленностью. В отличие от обучения в рамках образовательных программ, ориентированного на формирование системы знаний, обучение-Т. направлено на развитие навыков, освоение участниками нового опыта. |
Педагогический энциклопедический словарь http://www.вокабула.рф/словари/педагогический-энциклопедический-словарь/тренинг | |
Система, режим тренировок. |
Словарь Ожегова | |
Метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм: — тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные; — тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков; — тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков; — тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем. |
Википедия Тренинг | |
Тренинг групповой |
Процесс приобретения знаний, умений или поведенческих навыков, в котором участвуют более двух человек. Т-группы (тренинговые группы) берут свое начало в занятиях лабораторным тренингом под руководством Курта Левина и его коллег (1945047гг). |
|
Тренинг коммуникативный (поведенческий) |
Основная задача — постановка поведенческих навыков, обучение эффективному поведению в различных ситуациях общения. Для этого используются специальные упражнения, моделирующие различные жизненные ситуации. Выполняя их, участники тренинга учатся налаживать отношения с другими людьми и лучше их узнавать, проявлять внимание ко всему, что происходит на невербальном уровне и вступать в контакт с помощью иных средств, нежели слово (взгляд, поза, прикосновение, жесты и т.п.). Предполагается, что умения и навыки, сформированные в искусственно созданных и «безопасных» условиях тренинга, помогут участникам преодолеть трудности в реальной жизни. |
|
Тренинг личностного роста |
Психологические тренинги, направленные на качественные позитивные изменения. Они помогают человеку проходить этапы личностного роста, позволяют выйти за рамки стандартного мышления и стать свободнее, получить доступ к внутренним ресурсам, стать ближе к себе, а значит — стать счастливее. Тренинги личностного роста формируют умение принимать себя и свою природу, ставить перед собой цели и достигать их, управлять собой и своим образом жизни. |
ОППЛ http://www.oppl.ru/treningi/chto-takoe-treningi-lichnostnogo-rosta.html |
Тренинг личностного роста (ТЛР) представляет собой разновидность коммуникативных тренингов, в которых с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои комплексы. ТЛР актуализирует переживания участников, которые ощущаются, как препятствия жизненного успеха и профессионального продвижения. Это позволяет участникам выявить и в дальнейшем более эффективно применять свои положительные качества, сформировать более адекватную оценку своих способностей, увидеть собственные ошибки и недостатки в общении. Основной акцент делается на эмоциональных переживаниях людей в группе, на возникающих у них чувствах и на социальных масках, к которым прибегают участники группы. |
||
Тренинг психологический/ психотерапевтический |
В психотерапии тренинг — это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. В настоящее время термин Т. используется для обозначения широкого круга методик, базирующихся на различных теоретических принципах. Выделяют тренинги, направленные на развитие навыков саморегуляции, коммуникативные тренинги, тренинговые подходы, стимулирующие личностный рост, обучающие тренинги. |
Психотерапевтическая энциклопедия http://www.вокабула.рф/энциклопедии/психотерапевтическая-энциклопедия/тренинг |
Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменение способа, которым человек воспринимает что реально, а что нет, изменение стереотипного способа поведения в сторону поддержки. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы телесно-ориентированной, танце-двигательной терапии и др. |
Википедия | |
Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении, формирования навыков конструктивного поведения. Базовыми методами Т.П. являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Общая цель Т.П. конкретизируется в следующих задачах: 1) овладение психологическими знаниями; 2) формирование умений и навыков в сфере общения; 3) коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения; 4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей; 5) коррекция и развитие системы отношений личности. Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методической модификации приводит к многообразию частных форм Т.П. |
Педагогический энциклопедический словарь http://www.вокабула.рф/словари/педагогический-энциклопедический-словарь/тренинг-психологический | |
Тренинг социально-психологический |
Активный групповой метод, направленный на усовершенствование и развитие установок, навыков и знаний межличностного общения. |
Википедия |
Бизнес-тренинг |
Разновидность тренинга, цель которой развитие трудовых знаний, умений и навыков команды или отдельного сотрудника в организации. Способствуют научению техникам эффективных переговоров, формированию сплоченной и работоспособной команды, повышению уровня продаж, разработке оптимальной стратегии формирования и развития организации, эффективному и рациональному распоряжению собственными рабочими ресурсами и т.д. |
|
Уровень образования |
Завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Учебный план |
Документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено законом, формы промежуточной аттестации обучающихся. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Федеральные государственные требования |
Обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с ФЗ об образовании уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) |
Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Электронное обучение |
Организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. |
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» |