Науки, о которых шла речь в этой книге: гомеопатия, психотерапия, эволюционная иммунология, экология, — есть науки о выживании человечества. Психотерапия изучает скрытые и очевидные свойства человеческой души. Эволюционная иммунология выясняет закономерности живого, принципы автономного существования малой эко-системы во Вселенной и тайну их взаимной эволюции. Гомеопатия изучает все многообразие и единые закономерности мира. Между аллопатией и гомеопатией нет разделительной границы. Это — не 2 разных науки. Не способом “лечения от противного” или “в соответствии с подобием, а уровнем знания и методической оснащенностью различаются они. Экологическое знание дает новый научный архетип, новое представление о реальности. Гомеопатия активно разрабатывает понятие о специфических данностях природы человека. Обсуждается понятие о духовно-биологической связности; изучении динамического состояния человека; специфике и алгоритмах анализа; природе информационных средств, пр. Гомеопатия должна избежать ряд ловушек: не раствориться в мелочах; разобщенности; методической неопределенности; догматизме. Важно всегда представлять себе человека не объектом, а субъектом исследования. Для этого надо помнить о его живой сути, изучать закономерности психического и биологического развития; информатику живого. Гомеопатия и психотерапия тяготеют к эклектическим и интердисциплинарным исследованиям.
Гомеопатический психоанализ — не простое словосочетание (“почему не гомеопатическая психология?”). В психоанализе есть экологическое ядро, изначальность, дикая жизненная сила живой природы. В нем нет рафинированности, научной сглаженности острых углов, удобного безразличия. Как и гомеопатия, психоанализ — всегда новое учение. Психоанализ предоставил психотерапии научный статус. Современное экологическое знание о человеке позволяет строить сложные объяснительные системы при обсуждении закономерностей живых систем.. Ключ гомеопатического и психотерапевтического поиска — в восприятии движущих сил и тайн ключевой регуляции, в объяснении природы болезненных состояний. Ранг психических симптомов считается в гомеопатии более высоким по иерархии. Психоанализ помогает определить истинные чувства пациента, корни его принуждения и навязчивостей. Алгоритм подобия гомеопатии направлен на поиск сущности страдания на самом высоком духовном уровне, определяемом и по языку тела. Быть “подобным” в жизни — значит, быть интегрированным, цельным, связным, востребованным.
Гомеопатический психоанализ предлагает новый подход: клинико — аналитический способ исследования. Клиническое восприятие пациента, во всех его взаимосвязях, определение динамического состояния, наконец, постановка диагноза и клиническое мироощущение врача — обязательны. Но специалист теоретически и методологически опирается на новое представление о реальности. Он проводит глубокий, многосторонний, подробный анализ разных сторон сущности “подобия”, сопоставляя истинную и искаженную природу человека. Гомеопатия имеет уникальную систему трактовки симптомов и ищет ключ к качественному феноменологическому анализу. Гомеопатический психоанализ предоставляет новые возможности в качественной интерпретации состояния и симптомов. Гомеопатическое “обострение”, например, может расцениваться как “негативное сопротивление”. Гомеопатия при изучении психики может избрать путь структурно-типологического психологического анализа. Психоанализ не имеет таких ограничений. Он обращен к изучению активной динамики в природе человека, к его индивидуальным свойствам. Терапевт-психоаналитик исповедует экологическое мышление и обладает развитым чувством эмпатии. Все специалисты определяют для себя разный уровень проработки проблем. Не всем свойственно стремление к анализу многих переменных величин. Не всем доступно искусство принятия истины. Психоанализ требует определенных задатков личности врача и настроенности души на осмысленное кропотливое исследование. Специфический феномен и процесс; структура адаптации и конструкция сознания; первичные данности и жизненный принцип; уровень развития и активность болезненной почвы, — эти понятия либо имеют глубинный смысл, либо не раскрывают терапевту своего содержания. Постепенно раскрывается понятие о центральной инстанции человеческого организма, его динамической сущности. По мнению автора, одним из опорных пунктов исследования является дискретно-динамический анализ клинической иммунологии.
Психоанализ З.Фрейда изучил индивидуальное-, К.Юнга — коллективное-, А. Адлера — социальное-, В. Франкла — духовное бессознательное. Опираясь на учение, созданное С. Ганеманом, мы можем предложить изучение сущностного бессознательного — истинной и искаженной в веках природы человека. Интересующая автора цель -методологическое продуцирование новых систематизированных знаний. В психоанализе воскрешается и используется новейшая философия — как объяснительная система. Экологическое знание используется для раскрытия понятия естественных хронических болезней. Найти специфический диагностический алгоритм для контроля естественной хронической болезни, равный алгоритму при определении острой болезни, — задача современного поколения гомеопатов.
Автор анализирует картину неврозов сегодняшнего дня; их связь с врожденной тенденцией искажения сознания и конфликтом с первичными данностями существования. Болезни сознания — не чисто психического свойства. Параллельно искажается биологическая и экологическая основа бытия. Конфликт, искажение сочетаются с энергетический и структурно — функциональной дефицитарностью. Наряду с духовными и другими практиками психотерапии, достойное место в организации лечебного процесса могут занять активные инфор-мационные субстанции гомеопатии. Субстанция “подобного” средства может стать информационным динамическим стимулом и активно струк-турирующим фактором, подвигая человека к самосознанию, инсайту.
Гомеопатический психоанализ диктуется прямыми жизненными потребностями человечества в лечении болезней современной цивилизации. Логос, смысл, борется с Хаосом в экологическом пространстве Вселенной. Врач — активный участник событий. Живую динамику нельзя заменить статикой бытия. Невозможно игнорировать принципы живого; обойти экологические и эволюционные законы. В аллопатии различают науку и практику медицины, фундаментальное и упрощенное представление. Для гомеопатии это невозможно: велика цена ошибки. Психотерапия и гомеопатия помогают человеку приблизиться к Богу, “быть подобным”, жить в соответствии с принципами Вселенной.
В настоящее время качественно преобладают болезни сознания. Гомеопатия еще не вполне осознала глубину воздействия информационных средств, возможность их влияния на развитие сознания. Еще не приобщилась широко психотерапия к освоению на практике принципов гомеопатического знания. Важно осознать, что знание гомеопатии и принципа подобия дано человечеству как шанс взять под контроль свою эволюцию. Гомеопатический психоанализ объединяет экологические позиции многих наук. Моей задачей было представить свой взгляд систематика и опыт врача. Буду рада отзывам единомышленников.