омеопатический патогенез отличается об общепринятого. Гомеопатов интересуют не типичные признаки состоявшейся болезни, а характерные для системы способ реагирования и путь развития болезни. Процесс работы гомеопата заключается в мудрой диагностике. Гомеопатия вводит в медицину и возводит в специальный ранг Симптоматологию, как ювелирно разработанную ею науку о способах работы с симптомом в целях раскрытия истинного состояния. Гомеопатический алгоритм изучения подобия включает выявление и выбор в совокупности симптомов, дающих характеристику состоянию, имеющему прошедшее и будущее, но заключенному в настоящем феномене, явлении и действующем процессе. Методом ассоциативного анализа, идентичным таковому в психотерапии, собирается анамнез. Изучаются все виды проявленных и предъявляемых симптомов: общие, локальные, этиологические, соматические, психологические, эмоциональные, ментальные, характерные, элиминационные, этиологические, симптомы ощущений. Тщательно изучается окраска каждого симптома, их характерные особенности и специфичность общей реакции организма, объясняемая совокупностью симптомов. Для постановки гомеопатического диагноза в первом приближении необходимо обеспечить себе в познании 4 опоры. Врач изучает специфичность этиологии (причины, инициирующей или подготавливающей процесс); локализацию процесса (уязвимость и тропность для тканей, органов, систем), модальность — обусловленность состояния (физическую, физиологическую, психическую). Модальность связана с местом, временем, другими обстоятельствами проявления или изменения симптома. Четвертый обязательно изучаемый признак — специфичность ощущений, отражающих внутренний образ состояния. Характерное ощущение часто более значимо, чем предъявляемое чувство, потому что свидетельствует о специфике бессознательного. Гомеопатия обращается к человеку, как к эволюционирующей совокупности: просматривая все симптомы сверху вниз, по-системно, повременно, по конституциональным и индивидуальным реакциям, по биологической и человеческий индивидуальности, стереотипам и доминантам, генетически детерминированной реакцией на отдельные факторы и уровню развития сознания. С. Ганеман предложил рассматривать индивидуальный Случай во всей полноте, как самостоятельное явление. Каждый симптом скрывает картину обусловленностей: зависит от прошлого и отражает настоящее. За симптомами скрываются разные категории явлений и уровни нарушения центральной регуляции. Поэтому врач тщательно записывает ощущения, силу, интенсивность, качественную окраску, время и условия проявления. Симптомы могут быть проявлениями здоровой и больной адаптации. Симптомы отражают развитие процессов, явлений, определенных программ организма. Они отражают сознательную и бессознательную регуляцию и отражают проявление взаимодействия разных энергий. Умело собранный комплекс симптомов С. Ганеман назвал Полноценным Симптомом, тщательно индивидуализированной жалобой, с учетом ее причины, локализации, характера ощущений, модальности. При анализе бесчисленного множества симптомов нужна система. Симптом рассматривается как результат проявленного действия, которому предшествует качественная преподготовка и количественный скачок. Каждая система организма имеет набор внешнего проявления своих реакций в виде симптомов, но однозначные проявления возникают на разном уровне здоровья и имеют качественно разную основу под собой. Набор симптомов отражает уровень существования и жизнеобеспечения в этот момент. Не менее важным этапом, чем сбор симптомов, является их толкование. Гомеопатией выявлен интересный феномен: психо-эмоциональные реакции соответствуют физическим по силе и интенсивности. Это выявляется по окраске симптома. Из всех предъявленных симптомов надо выбрать иерархически наиболее значимые в оценке состояния, расположив их по ценности, рангу, качеству. Важно оценить симптомы давние и новые, первичные и вторичные, симптомы результата болезни и самой болезни, симптомы адаптации и патологической компенсации, симптомы истинные, преувеличенные, умалчиваемые, симптомы, характеризующие суть состояния, острохарактерные, ключевые для данного средства. В шкале иерархической значимости расположены сверху духовные, ментальные, психо-эмоциональные, а затем физические симптомы. В совокупности симптомы должны дать важнейшую информацию о жизненном принципе организма, изначальных особенностях и свойствах данной модели. Методической особенностью гомеопатии являются уникальные процессы ранжирования и реперторизации. Симптомы тщательно классифицируются по иерархической значимости. Важны качество, точность, ценность, спонтанность, характерность симптома. Оказывает помощь выделение ключевых симптомов. Высшими по категории считаются психо-эмоциональные и ментальные симптомы. Реперторизация — это построение рядов симптомов путем сопоставления выявленных при сборе анамнеза и найденных в реперториуме (сборнике 40 тыс симптомов). Ряды симптомов слагаются и сопоставляются так, чтобы в результате была видна системная, первичная и компенсаторная, модель адаптации. Все симптомы должны дать указание на одно, центральное нарушение. “Центр бывает захвачен в самом начале. Центральное нарушение должно быть вылечено в заболевании, а не патология. Центральное нарушение будет воздействовать на те органы, что более чувствительны, и производить местное нарушение, но с видом действия, характерным для центрального нарушения”(33).“Семилиум — гомеопатическое средство, проявление действия которого максимально подобно всем индивидуальным проявлениям пациента. Подобие — абсолютное полное сходство симптомов пациента и симптомов отравления определенным веществом. Патогенез средства — подробное описание отравляющего действия естественного природного вещества на здоровый организм” ( 30)
Гомеопатия — метод информационной регулирующей терапии, где путем подбора ключа подобия изучается специфика центральной регуляции организма, для активации жизненного принципа и сознательного направления жизненной силы, определяющей здоровье и природу человека. Кроме специфики центральной регуляции, гомеопатия изучает специфику индивидуально выбираемых природных субстанций, способных оказать динамическое и активно — структурирующее воздействие на центральную регуляцию и организующий жизненный принцип. В гомеопатической типологии резюмируется спектр всех возможных форм изменчивости. Гомеопатические реакции — это реакции внутреннего осознания организмом действующих сил и направления действия защитных систем на восстановление его здоровой первоосновы.
Для изучения специфичности центральной регуляции гомеопатия обращается ко всему опыту пациента. Ее цель — гармонизация природы человека, путем предоставления средств для внутреннего осознания жизненным принципом его задач и наиболее эффективных способов коррекции. Изучение сознания и подсознания всегда было привилегией философии и психологии. В психотерапии инструментом воздействия на пациента является душа психотерапевта, его энергетика, его экзистенциальные данные. Врач выступает носителем более высокой организации, предоставляя информацию, коррегирующую искаженные реакции пациента. Это включает и научение, и раскрытие активных динамик и взгляд вовнутрь. Однако, психотерапия не имеет средств тонкого специфического и при этом последовательного воздействия на структуру всей адаптивной программы пациента, как и методик многоуровневого изучения комплексных индивидуальных психо-биологических реакций и системных эволюционных моделей, влияющих на развитие сознания. При введении гомеопатических информационных средств в организм фундаментальная жизненная основа его претерпевает изменения. Динамическое влияние на организующий жизненный принцип приводит к новому структурированию систем равновесия и иному формированию осей напряжения. Цель гомеопатического психоанализа — используя калейдоскоп природных явлений для сопоставления с искомой моделью, выйти на представление о динамической сущности данного явления (извлечь код, интеграл искомого подобия). В поиске собственного, адекватного задаче изучения языка феномена, гомеопатия обращается к формализованному и машинному языкам для логического и математического исчисления. Такой язык помогает записать программы алгоритмов и содержание информации в огромных объемах. Это возможно, потому что психологическая и предметная деятельность человека имеют логико — математический характер. Но очевидно, что формализованный язык мало пригоден для выражения чувственно — эмоциональной и эйдетической сторон духовного мира человека. Главная сложность — не в компьютерной даже сложности запоминания предъявленных симптомов и даже не в способе поиска острохарактерных специфических симптомов, а в выявлении глубинных, скрытых, умалчиваемых симптомов, в ранжировании по их истинному адаптивному весу, эволюционной значимости; в оценке подлинности предъявляемого состояния.
Гомеопатия имеет собственный опыт психоанализа, преломленный определенным образом. Описаны 40 тыс симптомов, характеризующих психо-морфо-функциональные реакции организма на действие более четырех тысяч природных гомеопатических средств. Создан банк, заповедник, разнообразных специфических препаратов для всех этапов здоровья. Это — природные субстанции с широким спектром изменчивости. Врач обращает внимание на разницу между вторичными, компенсаторными симптомами, результатами болезни и первичными, истинными симптомами самой болезни. Обсуждаются стратегические и тактические пути в исследовании явления подобия. Предложены разные варианты в описании ключа, ядра, сущности случая. Описаны: конституциональный, психо-физический, психо-функциональный типы, основная тема препарата, базовая делюзия, вызывающая развитие состояния. Дань символизму отдана в развитом гомеопатией представлении о иерархическом мироустройстве Вселенной, имеющей пирамиду Бытия в виде минерального, растительного, животного и человеческого природных царств, персонажи которых имеют характерный способ выживания и реагирования. “В каком символическом царстве произошла поломка личности и почему человека убежден, что только одним способом можно выжить? Задача врача — нащупать характерную ошибку стереотипного и несвободного реагирования на динамичный мир”(30). Можно увидеть жесткую структурированность кониум, высокое самосознание и чувствительность игнациа, оральную озабоченность калькареа, адаптивную гибкость пульсатиллы, социальную гиперактивность лахезис. Заслужила всеобщее внимание ситуационная гомеопатия, оперирующая символическими образами. Человек в силу внутренних установок реагирует всю жизнь испытанным ранее, не адекватным ситуации способом. Бессознательно, в целях психологической самозащиты, он сам создает ситуации, позволяющие ему так реагировать (этот принцип подтвержден и психологией). Врач должен распознать корни развития иллюзии. Русалки, генералы, старцы, колдуны, — вся мифическая плеяда психотипов найдет место в гомеопатии (ИВ Тимошенко). “Феноменологический подход — это открытость переживаниям субъекта, непредвзятое описание опыта, открытость качественному разнообразию, дисциплинированная наивность при встрече с новым опытом и смыслом, без давления стандартных методов и предпосылок, поиск сущности феноменов и жизненно важных смыслов”(13).Этим путем можно выявить многие существенные связи и выбрать категории анализа. Гомеопатия изучает индивидуальный случай и феномен как способ самопроявления человека. “Согласно феноменологическому подходу, каждый человек обладает уникальной способностью по-своему воспринимать и интерпретировать мир. На языке философии психическое переживание называется феноменом, а изучение того, как человек переживает реальность — феноменологией. Поведение человека детерминирует личностное восприятие реальности в каждый данный момент. Выбор продиктован уникальным восприятием мира человеком” (А.А. Александров). Рассмотрим ряд феноменологических понятий гомеопатии. Изучение человека по 4 основам (этиологии, локализации, модальности и ощущению) уже являет пример феноменологического анализа. Гомеопат Р.Шанкаран предложил рассматривать эти основы совокупно, как компоненты при описании единого состояния. Он предложил также оригинальную трактовку состояния в виде иллюзии образа в сознании — делюзии. У человека типа или развитого состояния “Туя” есть ощущение, что он сделан из стекла. “Такие слова можно использовать для выражения преувеличенного состояния хрупкости”. Память человека побуждает его запоминать образы пережитых состояний и использовать их невольно в других ситуациях, если это выгодно. Так, человеку может быть выгодно казаться больным или эксплуатировать определенное чувство. Многие поступки человека бессознательны. Иногда они причиняют ему неприятности. Врач, открывший глаза на истинные мотивы пациента, оказывает ему тем помощь. Какой должна быть степень осознания? С какой целью, насколько грамотно врач открывает пациенту истинный взгляд на ситуацию? Иногда осознание истинного положения вызывает дополнительное страдание. В клинической психотерапии М.Е. Бурно предлагает, оберегая пациента, рассказывать ему о свойствах его природы, обучая эффективной самозащите, пробуждая творческую сущность. Гомеопатический психоанализ имеет целью лечение болезненной почвы пациента. Здесь нужна вся правда. Гомеопат-психоаналитик высвечивает в беседе наиболее глубокие и иногда, увы, неприглядные стороны явления, будит забытые воспоминания. Как пройти между двумя опасностями: выяснить истину, представить ее себе в виде образа состояния, метафоры, реальной действительности (с одной стороны) и быть бережным, тонким, предлагая истину постепенно, дозированно, соразмеряя процесс с возможностями души и энергетики пациента. Здесь нужны концентрация внимания, эмпатическое сопереживание, чуткость, тонкость, ювелирная осторожность. Техника такой работы: вызвать человека на исповедь и принять исповедь — на грани искусства. Нужно грамотно построить разговор, в соответствии с техникой качественного исследовательского алгоритма. Нужно отчетливое понимание порядка своих действий. При исследовании психического феномена нужно владеть языком и категориями понятий психотерапии. Нужно знание вариаций сознания, структуры психики и массы других вещей. Особенность собственно гомеопатического метода в том, что за основу берется рассмотрение ряда специфичностей, позволяющих дать характеристику явлению. Специфичность учитывается при отборе и иерархическом построении симптомов, в дифференциальной диагностике при оценке сопоставляемых состояний. Еще более сложным является определение принадлежности индивидуального реактивного симптома к определенному типу миазма (сопоставление с болезненной почвой). При описании феномена и состояния рассматриваются специфичность корней уязвимости состояния (преморбидный фон, плотность наследственной патологии, перенесенные болезни, эмоциональные травмы, родительские установки, воспитание ментального и эмоционального интеллекта, семейные мифы); специфичность влияния на самочувствие обстоятельств места, времени, образа действия, физиологических реакций (индивидуальная реакция на физические условия, жизненный ритм и режим, определенную пищу и питье, работу и отдых, движение, естественные отправления и выделения тела, физиологические реакции и их подавление); специфичность фрустрирующего механизма (активный провоцирующий фактор, выраженная сенсибилизация к нему; изначальное нарушение в развитии личностной адаптивной программы, жизненного сценария; развитие психо-энергетических блоков, степень дезинтеграции Эго — личности); специфичность сформировавшегося базового чувства (звенящая тема горести, обиды, одиночества); специфичность ситуации (не может уклониться, изменить ее, она актуальна, длительна), специфичность общего ощущения (беспомощности, безысходности, потери смысла жизни, потери себя, внутреннего раскола); множественная специфичность этиологического фактора; специфичность конституциональная; базовый инстинкт и установочный тип личности; специфичность жизненного процесса.. Указано лишь малое из многого. Гомеопатия щедра на описание разнообразия. Что-то существенное может ускользать при интерпретации симптомов. Они могут быть вторичным проявлением компенсированного состояния. Предложены разные варианты в описании ключа, ядра, сущности случая. От многообразия гомеопатия двигается постепенно к разумным систематикам. Для психотерапии непривычно гомеопатическое описание психологического лекарственного типа, основной темы препарата. К. Култер в произведении “Портреты гомеопатических препаратов” впервые дает интересное и высокохудожественное описание психо-физического образа конституцио-нальных гомеопатических средств. Живые люди предстают во всем многообразии их реакций. Но в чем заключена сущность подобия? Ф. Луис пишет: “Центр человека — там, где Бог, который есть Свет, Любовь и Знание. Подобие Создателю — наше центральное подобие. Человек идентифицирует себя с телом, умом, чувствами, воображением. А надо бы — со своим внутренним содержанием”. Наука началась с религии. Но в настоящее время достижения науки позволяют гомеопатам опираться на фундаментальное знание антропоэкологии о особенностях живых систем. Феномен подобия все более получает реалистическое объяснение, как главный принцип существования экосистем. “Феноменология — изучение структуры, содержания, вариаций сознания, которому явлены любая вещь, событие, жизненный мир, переживаемые смыслы” (13). Врач работает на том уровне подобия, который доступен его пониманию. Практик старается получить знания об общих закономерностях, чтобы сопоставить с ними уникальность случая и ситуации. При понимании смысла явления помогает представление о структуре сознания и глубинных образах в душе пациента.