Основные положения классического психоанализа
1.Психодинамическая модель психики. Новое описание феномена психики и конфликтующих сил на разных уровнях осознания. 2. Объяснение значимости феномена бессознательного в регуляции и управлении мыслями, эмоциями, поведением людей Изучение природы, локализации, энергетической обусловленности бессознательного. 3.Психоанализ как способ исследования структуры и проработки внутриличностных проблем. 4. Исцеление осознанием. Пути достижения инсайта и катарсиса. Интеграция содержание бессознательного в сферу сознания. 5. Диагностический алгоритм: ассоциативный психоанализ, интерпретация феномена защиты, негативного сопротивления, выяснение содержания бессознательного. 6.Использование дополнительных источников информации (символов, образов) при оценке симптомов.
Глубинный психоанализ К. Юнга включает: изучение образов состояния; с их специфическими паттернами; множественной структуры персонифицированной парциальной личности; индивидуального и коллективного бессознательного; мифов, символов, архитипов. Изучение рациональных и иррациональных функций, базовых установочных типов с разной динамической ориентацией, базовых энергий человека (экстраверсии и интраверсии). Метод организации контекста для выявления максимально насыщенного значения (амплификация).Рабочий процесс заключается в процессе последовательного объединения разнообразных соперничающих психических субстанций. Лечебный процесс включает этапы метафорического понимания содержания образов; разделение частей множественной личности; внимание на особенном, своеобразном, эксцентричном; выход от чрезмерной личной связанности на архетипическое, обезличенное; коррекция бессознательного с помощью средств, пробуждающих активное воображение; расширение внутреннего пространства личности. Желаемый результат: расширение структуры сознания, выход за пределы доминирующей одностороннности, организация более свободной связи внутренних частей. (“объединяющее разъединение и разъединяющее объединение”).
Психоанализ в гештальтпсихотерапии включает: изучение структуры личности, патологических механизмов психологической защиты; циклического течения жизненного процесса. Описан универсальный принцип функционирования живых систем: принцип создания гештальтов, структурной организации, и стремление к завершению ее формирования, с плавным переходом напряженного состояния объекта в спокойный фон. Биологический организм устанавливает границы и степень информационного контакта, близкие или далекие к его территории. Избирательность в сфере контактов влечет за собой определенные внутренние перестройки. Целостность восстанавливается путем обращения к забытым образам, активно переживаемым “здесь и сейчас”.
Трансакционный психоанализ включает изучение внутриличностных ролей (взрослого, ребенка, родителя), способы формирования и психотерапевтической коррекции жизненного сценария.
Экзистенциальный психоанализ изучает: первичные и конечные данности человека, бытия в себе, себя в бытии, воспринимая себя во времени и пространстве. Он включает исследование конфликта человека с конечными данностями существования и влияния этого конфликта на развитие психопатологических ситуаций.
Онтопсихология изучает: предсуществующий энергетический квантум разума (ин-сё, человеческий фактор), несущий изначально причинно-целевую программу и образ взаимодействия с миром. Изучается степень генетической и энергетической чужеродности и способы формирования инфантильной психологии, негативных и компенсаторных энергетических программ.
Клиническая психотерапия основана на типологическом изучении природы человека. В ее основе — клиническое мироощущение. Как и гомеопатия, она считает, что жизненная сила не всегда действует совершенно. Объяснение человеку “дефектов” его природы и одновременно творческих основ и возможностей действует исцеляюще.
Итак, психоанализ изучает психодинамическую модель, феномен психики, конфликт бессознательного со сверх — сознанием, разыгрывающийся на уровне сознания, способы переструктурирования жизненной энергии. Основная работа производится внутри личности. Внимание уделяется жизненному опыту, негативным программам, индивидуальным психо — энергетическим особенностям. Изучаются ньюансы связи прошлого, настоящего и будущего времени, степень духовного и реактивного напряжения, пути разрыва и искажения целостного образа, состояние сознания, смысловые универсалии. Все школы дополняют друг друга в объяснении структуры и течения жизненного процесса, внося последовательно необходимые штрихи и дополнения. Каждая школа психоанализа использует язык символов, образов, явлений, разные методы интерпретации симптомов. Многие направления психотерапии не относятся строго к психоанализу, но включают неизменно изучение влияния бессознательного на саморегуляцию, понятия: инсайт, катарсис, активное воображение.
Систематизированные положения гомеопатического психоанализа; основные этапы рабочего пути.
1.Духовная динамическая концепция сущности болезни.
2. Динамическая концепция в объяснении действия лекарств с истинно исцеляющим свойством (несущих живую энергию разного качества).
3. Описание экологической, гелиоцентрической модели самоорганизации человека, принципов эволюции человека, дискретной, подвижной конструкции 7 сфер сознания.
4. Качественно новая методология работы с пациентом на основе принципа и качественного алгоритма подобия. Описание многих психо — морфо — функциональных типов с широким спектром изменчивости. Применение уникальной Симптоматологии, методов ранжирования и реперторизации, при построении иерархии симптомов. Феноменологический способ изучения специфичности состояния и смысла явления. Двойная система специфичности, состояния и средства. Использование методов герменевтики для интерпретации симптомов, смысла явления и содержания сознания. Изучение адаптивного и эволюционного типа организма.
5. Использование лекарственных информационных средств для достижения инсайта и катарсиса. Тренировка гибкости специфических адаптивных программ. Дозированное воздействие информационными средствами и контроль состояния на основе обратной связи. Достижение ресурсной мета-позиции пациента.
6. Системное и типологическое описание миазмов (болезненной почвы) на основе эволюционной теории миазмов. Предложение диагностического алгоритма для оценки миазмов.
7. Предложение нового научного архетипа, расширяющего границы понимания реальности. Предложение сущностной модели саморегуляции на основе эволюционно-адаптационной теории иммунитета.
8. Систематизация языка и понятий эволюционной иммунологии, психотерапии, гомеопатии. Использование принципа дискретно-динамического анализа клинической иммунологии в гомеопатическом психоанализе. Дифференциальная диагностика состояния адаптивных систем.
9. Расширение объяснительной системы философии и путей интерпретации симптома, состояния, феномена живого.
10. Феноменологическое описание рисунка при психологическом тестировании.
11. Описание экзистенциальных психотипов на феноменологической основе гомеопатии. Описание апокалипсических социальных неврозов, духовного ряда.
12. Предложение метода и средств гомеопатического психоанализа для лечения болезней сознания и болезненной почвы человечества (смысловой аналог евгеники).
Представляя метод гомеопатического психоанализа, я представляю тем профессиональный опыт и клиническое мироощущение врача и жизненный опыт и духовное мироощущение человека. Есть дисциплины, которые затрагивают все сущее в человеке. Они неотделимы от личности и мироощущения исследователя. Врачи России вошли в новую реальность, освоили новые аспекты бытия. Поэтому естественно стремление к систематике понятий, тем более в таких, изначально предрасполагающих к ней дисциплинах, как гомеопатия, психотерапия, иммунология. При составлении систематик врач осваивает, наряду с привычным, структурно-типологическим, экологический способ мышления.