ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Расширение объяснительной системы гомеопатии

Алгоритм гомеопатии — это изучение системы специфичностей. Гомеопатия не просто изучает структуру внутриличностных проблем, но и предрасположенности к формированию устойчивой специфики базовой регуляции, имеющей индивидуальные, популяционные, видовые, природные корни. Тип патологии зависит от природы состояния. “Теорией гомеопатии выяснено, что “заболеванию предшествует “состояние”, а наиболее глубокая идентификация — идентификация духа, сознания, энергии. Каждое состояние выбирает определенный тип патологии как излюбленный” (33) Гомеопатия изучает генетическую предрасположенность, уровень жизнеспособности, интенсивность патологии и интенсивность состояния. Гомеопатия утверждает себя и развивается преимущественно феноменологически. Ее большим преимуществом является индивидуальный подход и возможность непосредственно выйти на индивидуальную каротину болезни. Она значительно расширяет, дополняет существующую в психотерапии классификацию психотипов. Подобие в структурном гомеопатическом анализе означает сущность явления, принципа и механизмов действия. Уровней искажения и уровней подобия существует множество. Гомеопатию, ориентированную на непосредственное наблюдение и чувственное, феноменологическое восприятие мира, иногда упрекают в схоластическом, не научном способе познания. Она стремится к изучению специфики Бытия во всех его проявлениях. Гомеопатический анализ, многофакторальный по смыслу и содержанию, владеет специальным алгоритмом ранжирования и рациональной классификацией симптомов. Он дополняется и интуитивным знанием. Гомеопатический психоанализ расширяет смысловую задачу и объяснительную систему феноменологического анализа. Врач — гомеопат руководствуется принципами природного самоисцеления. Также четко он должен понимать, что подлежит излечению в болезнях и по каким каналам можно наблюдать и вести развивающийся динамический процесс.

В гомеопатическом психоанализе, при изучении единой адаптивной сущности пациента, проводится специфическими методами качественное изучение душевной организации, путей искажения и количественное определение жизненных резервов и структурного уровня нарушения жизненного принципа. В соответствии с принципом подобия строится проекция страдания духовной личности на уровень клинических проявлений психогений, с переживанием сенсорного и структурного опыта пациента в их феноменологической специфичности. Недостаточен только личностный или только нозологический и даже соматический прогностический анализ. Для анализа нужна эволюционная основа болезненных проявлений. Гомеопатический психоанализ исходит из предположения о ведущей эволюционной роли организующих механизмов бессознательной регуляции.

Психоанализом используется инсайт, “умственный взор” — психическая проработка наслоившихся раздражений, изменение привычной модели разрядки, фактически отмена содержания патологической памяти. Для реконструкции адаптивной программы нужна последовательная проработка состояния, работа с паттернами защиты. Инсайт, эффект просветления и самоосознания, в гомеопатии достигается путем проведения структурно — динамических упражнений, в процессе направляемых перестроек. В определенной последовательности предъявляется та или иная подобная тонкая субстанция, которая вызывает эффект очищения, просветления и побуждает человека к работе над собой (актуализирует собственную жизненную силу). Структурно-динамические упражнения гомеопатии способствуют выработке навыков специфичности в системных изменениях. Потенцированные средства гомеопатии действуют динамическим, функциональным образом, перестраивая параметры системы. Надо лишь помнить, что система обладает собственной активностью и перестраивается при действии комплиментарного стимулирующего фактора в соответствии со своим информационным кодом.

Гомеопатический психоанализ выдвигает тезис, что коррекция центрального нарушения невозможна без посредничества родственной информационной субстанции, играющей роль естественного динамического стимула и способной восстановить эволюционную основу модели, способность к самоизменению и развитию. Гомеопатические реакции -это реакции самоосознания и восстановления аутентичности Гомеопатия — глубокий и незаметный, специфичный метод воздействия (великий немой), в силу того, что информация адресуется к бессознательным механизмам центральной регуляции, к посредничающей информационной субстанции. Гомеопатический психоанализ обращает внимание врача на важный феномен: любое целебное и лекарственное воздействие несет энергетику. Подавление в медицине должно быть строго дозировано. Естественный, орошающий путь действия на систему — использование родственного сигнала. Слово, душевное движение эквивалентно действию подобранной гомеопатическим психоаналитиком тонкой субстанции (опосредованное действие). Гомеопатическое воздействие — комплиментарное, оживляющее, направляющее воздействие факторами малой интенсивности информационной, энергетической природы. Это — воздействие на уровне тонкого мира при знании мира биологического. Ни одно из лекарственных средств, кроме гомеопатических, не претендует на “просветление” как ожидаемый эффект от его действия. Гомеопатия, использующая психоанализ, позволяет лечить психические искажения (неврозы и депрессивные состояния), психо — энергетические дефицитарности, психо-соматические блоки. При хронических заболеваниях он помогает увидеть первопричину состояния, интенсивность, адаптивную обусловленность, прогноз, перспективы изменения. Для системного ранжирования гомеопатических средств требуются дополнительные исследования.

Принцип психотерапевтического действия — исцеление осознанием. Гомеопат в результате анализа предоставляет жизненному принципу организма ту информацию, которая может быть принята им и осознанно использована для самопостроения Гомеопаты часто используют набор средств, покрывающих многие симптомы, для одновременного воздействия на ряд сопряженных структур и механизмов. Но особенной, ювелирной работой считается одного средства высокой потенции, что не всегда и не сразу возможно в реальности. Глубинным является конституциональное, миазматическое или острохарактерное, выбранное с соблюдением всех правил специфичности, средство высокой потенции, направленное на проработку сознания. Гомеопатия изучает специфику действия средства на самых разных уровнях. Это позволяет направленно проводить структурированные упражнения, действующие на адаптивные программы организма, что очень напоминает процедуру психотренинга. В таком случае психотерапия получает уникальный метод тренинга и воспитания ресурсной метапозиции пациентов посредством использования необычных, информационных, лекарственных средств. Уровень воздействия на физическое тело признается гомеопатией недостаточным, так как считается, что соматическая патология развивается организмом компенсаторно, при недостаточной активности и обеспеченности регулирующих психо-энергетических реакций.

Гомеопатией обсуждаются стратегические и тактические пути в исследовании явления подобия и способы влияния на организм информационной субстанции. Обсуждение этих вопросов не является привилегией исключительно гомеопатии. По глубине тематики оно равнозначно рассмотрению феномена человека. Над составлением систематического представления по данному вопросу интенсивно работают представители многих школ. Теологические и естественно — научные понятия не противопоставлены друг другу, а направлены в русло единого поиска. Наиболее используемый наукой язык — структурно — типологический. Он не вполне соответствует живой динамической, тонкой природе человека.

Лечебная гомеопатия может существовать и быть успешной на базе феноменологии. Но логика ментальной экологии, которая рождает духовные практики в психотерапии, призывает к жизни мировоззренческую гомеопатию, основные понятия которой строятся на более широких систематиках. Гомеопатический психоанализ развивается на основе представления о надличностной основе существования, на изучении динамической структуры и полей сознания, на научном освоении тезиса о одухотворенности биологического существования. Гомеопатией изучается индивидуальная и универсальная основа здоровья. Она способна воздействовать не только на физическое тело и эмоции, но и на психический образ мира, адаптивную программу и динамическую структуру сознания человека, вызывая не только лечебный, но и эффект просветления, очищения, самоосознания (самоидентификации). Сознательное воздействие на бессознательный механизм центральной регуляции способно разумно направить жизненную силу, влияя тем на природу человека. Недостаточно убрать симптом. Более важно воздействовать на развитие сознания.

В предлагаемом гомеопатическом психоанализе база тактического и стратегического анализа расширяется и углубляется за счет использования дополнительных языков в трактовке знания. “Почти все дебаты по поводу научности психотерапии сконцентрировались на одном методе, на психоанализе, ввиду его культурного значения и естественно — научных претензий. Психоанализ стал одним из важнейших открытий человечества на пути самопознания. Его теорией обсуждается происхождение бессознательного, его корни в опыте древности, подчиненность бессознательных процессов, энергетическая и мотивационная обусловленность. Процессы бессознательного — вне времени, логики реальности, цензуры сознания. Они регулируются собственной силой и принципом удовольствия. Динамическая модель психики — является наиболее значительным вкладом Фрейда в представление о человеке. Он связал инстинкты и уровень развития сознания, показав этапность и фазы его развития. “В индивидууме присутствуют конфликтующие силы, как адаптивные, так и психо-патологические. Они существуют на разных уровнях осознания их человеком. Мысли, эмоции, поведение — результат их взаимодействия”(34).Бессознательное, как не понятая, не структурированная механизмом сознания полезная информация, стремится пробиться к сознанию. Сознание — есть уяснение индивидом природы определенных явлений и процессов. Даже вытесненное бессознательное могущественнее сознаваемого. Оно может глубоко изменить идеи, эмоции, даже соматическое состояние. Оперируя бессознательным, мы влияем на процессы сознания, а не наоборот. Психоанализ включает способы исследования структуры и проработки внутриличностных проблем. Это — специфические человеческие проблемы. Известны этапы лечебного психоанализа: ассоциативный психоанализ, интерпретация феномена защиты, проработка сопротивления, инсайт — внутренний взор, катарсис, перераспределение систем напряжения, переструктурирование внутреннего опыта на основе понимания, доведения до уровня сознания. Суть психоанализа — в изучении бессознательных механизмов существования и формирования личности. В гомопатическом психоанализе в качестве бессознательного изучается психо — органическая сущность, жизненный принцип живого организма. Казалось бы, что общая привычка изучать мир только опытным, рассудочным путем ставит гомеопатию, ориентирующуюся на чувственное, эйдетическое, феноменологическое знание, вне рамок науки. Но гомеопатия по сути дела изучает специфику Бытия, во всех его проявлениях. Психотерапия изучает существование и формирование живой души в социальной среде, где “господствуют условности и жесткие рациональные правила”. 200 лет назад обращение к феноменам, как потокам сознания, с их интенциональностью, было наиболее прогрессивным. Философское представление человека о своей природе развивается постоянно. Экзистенциализм — дитя 20 века. Философия гомеопатии, использующей принцип Подобия, позволяет ей принять, наряду с феноменологией, язык экзистенциализма, рассматривающего первичные данности существования, предшествующие феномену. Первичные данности человека (отношение к жизни, смерти, проблемы свободы, ответственности, экзистенциального одиночества) — глубинный пласт нашего существования. При нарушении взаимодействия разных уровней сознания в эволюции складывались определенные феноменологические типы, несущие разные адаптивные программы. Глубоко изучив средство гомеопатии, можно понять как организующие феноменологические принципы, так и экзистенциальную почву, обусловившую возможность появления данного эволюционного психотипа. При структурировании опыта пациента в гомеопатии мы можем опираться на многоуровневую шкалу исследования явления и несущего его сознания. Гомеопатия изучает бессознательно приобретенные феномены реагирования и подсознательный экзистенциальный выбор пациента и переводит их в сферу сознательного толкования, в поиске подобия. Константа взаимодействия сознания и бессознательного находится в определенной точке опоры, точке связи с Бытием. Единственно гомеопатия дает возможность сопоставления искаженного состояния не с идеалом и не с единственным состоявшимся блоком (нозологической единицей), а с другой искаженной моделью, системные ошибки функционирования которой известны.

Гомеопатический патогенез отличается от общепринятого. Гомеопатию интересуют не типичные признаки состоявшейся болезни, а характерные для системы способ реагирования и путь развития болезни. Гомеопатия предъявляет для распознавания способа самоизменения целый ряд живых страдающих сущностей. В ее арсенале множество адаптивных психо-физиологических моделей, имеющих разную глубину искажения. Гомеопатия описывает 40 тыс. симптомов и имеет 4 тыс. природных субстанций с широким спектром изменчивости (патогенетических типов). Гомеопатия имеет собственный опыт психоанализа, преломленный определенным образом. Она обращает внимание на разницу между первичными симптомами истинной болезни и вторичными компенсаторными симптомами, ее результатами. Нельзя найти глубинного средства в гомеопатии. если не найти практического способа различения симптомов, относящихся к каждому из этих уровней. Клиницисту редко доводится наблюдать исходную форму первичных конфликтов. Психо — эмоциональные симптомы являются более высокими по рангу. Часто динамика их прослеживается в гомеопатическом контроле схоластически, требуя дополнительной системности, которую не восполняет психологическое тестирование.

Психотерапия предлагает множество форм и методов изучения явления: первичных данностей, жизненного сценария, механизмов психологической защиты, тематических блоков, реактивных феноменов, ментальных схем, ограничивающих развитие сознания.

В свою очередь, психотерапии нужны лекарственные мета — средства, субстанции со свойствами информационного динамического стимула, работающего в мире тонких энергий, на уровне центральной регуляции человека, на уровне сферы сознания. Не менее ценным является освоение психотерапевтами философии, стратегии и алгоритмов подобия, предлагаемого гомеопатией в качестве основного закона целительства. Гомеопатия имеет огромный потенциал средств-аналогов, способных в лечебных целях соответствовать многим состояниям, на разных информационных уровнях. На рассмотрение жизненного принципа представляется широкий спектр адаптивных программ. При сопоставлении состояния с целым рядом страдающих сущностей становится ясно, что человек, как средоточие энергий, впитывает миазмы разных сущностей при строительстве собственной независимой самобытности. Гомеопатический психоанализ исходит из предположения о ведущей эволюционной роли организующих механизмов бессознательной регуляции.

Гомеопатия лечит тело и душу человека, но было бы неправильно отнести ее к психо — соматике. Она изучает проявленный феномен и жизненный процесс человека. Оперируя тонкими энергиями, гомеопатия способна влиять на природу человека и развитие сознания. Уровень воздействия определяет врач, который руководствуется собственным мировоззрением. Философия гомеопатии неизмеримо богаче аллопатической и близка к философии гуманистической, отрицающей упрощенческий взгляд на человека. Духовная основа разворачивает свое действие, проявляясь через специфичность реакций души и тела. Главное место при анализе симптомов в гомеопатии отводится симптомам психо — эмоционального, ментального, духовного плана, симптомам сознания. Но лекарство назначаются порою на основании “грубо упрощенной психической картины” (Ф. Бейли).

Классический психоанализ вырос из изучения инстинктивного уровня существования. От интерпретации понятия о Бессознательном, как подвале сознания и либидо как сексуальной энергии, З. Фрейд пришел к представлению о всемогущем Эросе, энергии любви, к обсуждению вопросов жизни, смерти, внутренней культуры человека. При описании феномена психики и путей формирования личности в социальном сообществе, он обсуждает процесс формирования массовой души и многие обусловленности и причины регресса сознания. Автор психо — динамической теории подчеркивал главное в своей теории: “многие заигрывали с бессознательным”, но он один “вступил с ним в законный брак”. Он также “настаивал на своей энергетической концепции постоянного количества энергии, проходящей через предопределенные, совершенно конкретные стадии развития на протяжении жизни. Она может быть связанной, свободной, блокироваться, смещаться, оседать, выходить за заключающие ее рамки, становиться источником мыслей, поведения, симптомов. Либидо — неизвестный ранее источник человеческой мотивации”(37). Один из наиболее обсуждаемых и сегодня — вопрос о энергетической индивидуаль-ности и путях трансформации энергии в живом организме. Не сразу бывает очевидна философия и позиция великих мыслителей. Гомеопат Ортега пишет, что после 20 лет работы, что Ганеман основал учение на (экзистенциальной, примеч.) философии Фомы Аквинского. “Наука чаще определяется не предметом исследования, а способом и качеством средств, которые на использует. Использование основателем психоанализа широких систематик и обобщений, языка феноменологии (изучение структуры и содержания сознания), языка символов и образов, герменевтического языка широких интерпретаций и толкований, естественно — научный экскурс, — позволяют сделать вывод о экологическом способе мышления З. Фрейда.