ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Поиск путей преодоления феноменологической ограниченности. Экологический и эволюционный аспекты гомеопатии.

Для выявления подобия на человеческом уровне необходим сущностный алгоритм, позволяющий интегральный метод сбора анамнеза. Гомеопатия постепенно раскрывает свои возможности. Отказавшись изначально использовать принцип подавления болезней, она обращается к жизнеспособной, творческой основе пациента, адресуется к потенциальным возможностям ключевой саморегуляции. Ее рабочие алгоритмы описывают существо и смысл развертывающегося явления. Динамические средства способны действовать не только на уровне физического тела, психического образа и аффекта, но и на уровне сознания, природных адаптивных программ человека, вызывая эффект просветления, очищения, самоосознания. Сознательное воздействие на бессознательный механизм центральной регуляции способно разумно направить жизненную силу, влияя тем на природу человека. Недостаточно убрать симптом.. Более важно воздействовать на развитие сознания. Теория гомеопатии опирается на современное естественно — научное знание и философские объяснительные системы. Гомеопат не слепо и механистически подбирает средство. Чтобы оно действовало, необходимо решить ряд непростых задачек. Готов ли человек, его энергетика, его сознание принять эту помощь? Актуально и возможно ли для него это решение? Каков уровень самопостижения ему доступен? Каковы энергетические ресурсы для самопостроения? Почему он создает эту ситуацию или не может выйти из нее? Врач выбирает уровень подобия, опосредуя их своим знанием и своей душой. Как и в психотерапии, “клиницисту редко доводится наблюдать исходную форму первичных конфликтов. Пациент предъявляет невероятно сложную картину симптомов, в то время как первичные проблемы глубоко погребены под многослойной коркой, созданной вытеснением, отрицанием, смещением, символизацией” (И. Ялом). Требуется использование дополнительных источников информации.

Гомеопатия привлекает к анализу, оказывающему помощь в типологии, системную и эволюционную идею. С. Ганеман, в конце своего творческого жизненного пути предложил мысль о естественной хронической болезни, вызванной не враждебным агентом, а исконными внутренними причинами — миазматической болезненной почвой, возникновение которой связано с неправильным мышлением человека и служением ложным ценностям на протяжении веков (нечто вроде искажения коллективного бессознательного) “Загрязнение сознания и мышления в длинном ряду поколений привело к характерным способам реагирования и типичным клиническим проявлениям болезни. Миазм, как системное эволюционное нарушение, определяет в дальнейшем глубокую предрасположенность и порядок развития патологии.. Миазм имеет ансамбль возможностей проявить нарушение. Случаи заболевания разные, но человек всю жизнь находится в круге одного миазма и болеет одной болезнью, принимающей разные формы.. Ганеман долго наблюдал больных с чесоткой, гонореей и сифилисом и в конце жизни, связал картины этих состояний с постепенным загрязнением внутренней среды, введя понятие о трех базовых миазмах (качественных картинах, характеризующих внешние симптомы и внутреннюю суть искажения). Болезненная почва наследуется и является корневой системой при произрастании и развитии естественных хронических болезней. Типичным формам искажения Ганеман дал необычные названия: псора, сикоз, сифилиний. На уровне тела при псоре наблюдается истощающий зуд и интоксикация; при сикозе — доброкачественные разрастания тканей и слизистое воспаление. При сифилинии — проявления полярные: острая (в том числе воспалительная и аллергическая) деструкция или параличи, шанкр, органические нарушения. Миазмы могут быть потенциальными и активированными. Они имеют разную степень проявления. Трактовка понятия миазмов не менее интересна, чем трактовка бессознательно. Чаще их связывают с характеристикой типа системного реагирования. На физиологическом уровне миазм проявляется как дефицитарность, избыточность или деструкция. На уровне клетки отмечен врожденный тип реагирования и присущие индивидууму пути энергетического обеспечения: аэробный, анаэробный, пентозофосфатный (И.Э. Острейковский). Патология проявляется в виде типов психо — морфо — функциональных нарушений. Человек рождается и живет в круге определенного миазма, имея потенциальную возможность выйти из него при высокой самоорганизации, развитии сознания, повышении духовного уровня, что практически трудно достижимо. Накапливающиеся в ряду поколений изменения в образе мышления и сознания подготавливают регуляторные перестройки жизненного принципа. Человек, как существо развивающееся, мечется между страхом и страстями. Информационная и энергетическая реальность человека такова, что он способен сделать выбор и сохранить энергетическую автономию лишь в качестве открытой, духовной, а не закрытой системы. Главный внутренний конфликт человека был и есть — в недостаточном развитии и структурировании сознания, в непонимании природы своего существования и способа регуляторного управления. Обособленный Дух конфликтует к Духом Универсума. Блок на уровне сознания дает тематическую окраску психическому способу адаптации и соматическому способу самопроявления через характер болезни. Модели миазмов отражают в определенной степени процесс старения человечества. Автором предложена эволюционная теория миазмов. При описании болезненной почвы рассматриваются эволюционные, опытные модели саморегуляции, последовательно развивающихся при изменении уровня существования и искажении информационного кода био-экологической системы вида Номо sapiens. Я взяла за основу главный сущностный элемент человека, свидетельствующий о его одушевленной природе: духовность, свободу, ответственность. Первичные данности существования рассматриваются как основные способы специфического самопроявления живой системы. Они определяют регуляторную первооснову и бытие человека. Экзистенциальные искажения приводят к психопатологическим нарушениям. При провокационном перенапряжении духовной сферы развивается псора. При чрезмерной суетной ответственности — сикоз. При сосредоточенном внимании к ложно понятой свободе — сифилиний. В пределах каждого миазма, в вертикальном дискретном ряду, дано описание взаимообусловленных свойств, определяющих качества системы. Эти свойства объединены кодом соответствия и способом последовательной трансформации. В таком ряду расположены: смысловые универсалии, полярные ментальные и психо-эмоциональные характеристики, способ развития физиологических и иммунопатологических реакций, системный энерготип и генетический энерготип клетки. По горизонтали в таблице расположены 3 типичных миазма. переход от миазма к миазму подготавливается постепенно, но происходит в виде квантового скачка, смены орбиты (при планетарном строении информационной модели живой системы). При переходе от одного миазма к другому меняется и вся система реакций человека. Это — уже иной уровень энергетического и биологического существования. Теория миазмов дает ключ для толкования при наблюдении эволюционно — обусловленных системных изменений, с характерным нарушением ключевой регуляции. На разных этапах последовательно, в соответствии с определенной заданной закономерностью, формируются компенсационные модели саморегуляции. Миазм, как системное эволюционное нарушение, определяет в дальнейшем психо-генетическую предрасположенность и порядок развития патологии. Человек подсознательно выбирает уровень и сферу ее реализации. Духовные и психические симптомы постепенно спускаются на уровень физического тела, предохраняя сознание от глубокого изменения. Тело принимает на себя болезни духа.

Гомеопатия, как отдельная наука, не может предложить понимания смысла и специфичности централизованных динамических процессов. К обсуждению привлекается язык физики и биоинформатики. Д. Витулкас, руководитель Академии гомеопатии, лауреат альтернативной Нобелевской премии, предложил новую квантовую модель здоровья и болезни, с идеей иерархии и защиты, голографически изображаемую в форме 3 одетых друг на друга конусов. По его мнению, это оптимальная модель для отображения взаимодействия организующих энергетических полей организма: духовно-ментального, психо-эмоционального, физического, связанных кодом соответствия. При энтропии, изменении степени информационной связности, происходит квантовый скачок и изменение уровня существования. Д. Витулкас остановился перед вопросом о существовании “хитрого механизма”, поддерживающего иерархию уровней. Рассмотрение этого вопроса возможно с позиций эволюционной иммунологии и экологии. Развитие естествознания приносит все более реалистическое объяснение жизненных процессов. Экология, наиболее приблизившаяся к изучению взаимодействия биосферных и биологических факторов, стала фундаментальной наукой. Мною разгадан код соответствия, тот самый “хитрый механизм”, поддерживающий иерархию информационных уровней и организующих энергетических полей. Предложено понятие о том, что явление иммунитета — не абсолютно биологическое, а в большей степени и в основном — экологическое явление. Оно контролирует развитие и защиту биологической индивидуальности. И главной задачей его является поддержание космической иерархии, подчинение биологического организма гармоническому принципу “экологической целесообразности”, для поддержания гармонии взаимодействия между тонкими и материальными, высшими и низшими энергиями. Жесткие эмпирики рассматривают иммунную систему с чисто биологических, физических позиций, не учитывая ее ведущей информативной, регуляторной, смысловой функции. Благодаря иммунной системе формируется избирательный жизненный принцип работы организма, самостоятельная психо — иммуно — энергетическая ветвь иерархии. Благодаря иммунологической памяти формируется многослойность конституции, поддерживаются в соответствии многие планы Бытия. Наконец, благодаря ей стала возможной энерго — информационная, экологическая модель самоорганизации человека. Человек функционирует как квантовая, энергетическая, многоуровневая модель. Сознание и тонкие энергии руководят биологическим телом. Сами они подчиняются энергетическим принципам Вселенной и закону “экологической целесообразности”, как и любая сущность, находящаяся в поле Биосферы. Специфика биологических феноменов жизненного процесса определяется под влиянием принципов тонкого мира. Непосредственной задачей центрального информационного механизма является сохранение принципов живого, предохранение человеческой особи от мутации, генетического перепрограммирования (от потери связи с Богом, Универсумом). В структурировании жизненной энергии человека ведущую и направляющую роль играет “самая тонконастраивающаяся, подсознательная, иммунная система”(Р.М.Хаитов).Кровь и ее иммунная система — метафизический аналог Души. Душа — открытый канал связи со Вселенной, посредник в трансформации разного вида энергий.

С учетом центральной информативной функции иммунной системы крови автором предложено понятие о направляющем динамику жизненного процесса Надсознании, определяющем и стабилизирующем состояние организма. Иммунная система формирует типы адаптации и патологической компенсации. Ее популяционные изменения, связанные с формированием моделей ключевой регуляции, в качестве манифеста свидетельствуют о этапах изменения здоровья. Формирование системных моделей миазмов можно связать с иммуно — опосредованными реакциями.

Вопрос о экологии человека и этике медицинского воздействия, беспокоящий С. Ганемана, стал еще более актуален при нынешнем развитом рынке фармацевтических услуг. Тем более, мы должны многосторонне решать вопрос о уровне и существе гомеопатического воздействия. Человек воспринимает любое воздействие как живая, комплексная, многоплановая система. “Подобная” субстанция является ключом для вхождения в систему по естественному комплиментарному принципу. Как известно из иммунологии, введение в живую систему чужеродного, искусственного агента возможно только вместе с родственным, своим. Даже частичное подобие может быть тем ключом, который откроет систему и активизирует защитные реакции. При введении гомеопатических информационных средств в организм фундаментальная жизненная основа его претерпевает изменения. При динамическом влиянии средства на организующий жизненный принцип дальнейшее структурирование гомеопатических реакций проходит по иммунологическим, психологическим, энергетическим каналам, которые определяют их направление в соответствии с присущими данной системе особенностями. Интересен сложный функциональный путь развития средства в живой системе. Специфичность этого пути и пытается проследить врач во всех подробностях. Появились работы, типологически определяющие действие субстанций гомеопатии по месту, занимаемому ими в таблице Менделеева (исходя из электронной модели и реактивности элемента).

Гомеопатией мало использованы знания иммунологии о принципах организации живого и формируемых иммунной системой биофеноменах. Она частично приблизилась к этому в гомотоксикологии, которая рассматривает одновременно фазы гомотоксикоза и уровень поражения тканей гомотоксинами. Однако, в гомотоксикологии не прогнозируется развитие индивидуальных адаптивных программ. Обсуждение конкретных проблем гомеопатии, психо и иммуно — анализа — это одновременно обсуждение вопросов о информатике живого. Биоинформатика, эндоэкология, антропоэкология человека — науки будущего. Экологическая позиция гомеопатии отличается от общемедицинской. Ее средства влияют на жизненную энергию и жизненный принцип; на динамическую основу организма и “освобождают связанный дух человека для выполнения своего предназначения”. Важно глубокое понимание экологической и эволюционная основы болезненных проявлений, как для индивидуума, так и для человечества в целом.