ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Описание природы конфликта в разных способах психоанализа

Классический психоанализ ввел понятие вертикального детерминизма, имея ввиду принцип углубленного изучения разных категорий сознания. Вниманию предлагалось представление о конфликтующих силах внутри личности и их отражение в социальных конфликтах “массовой души”. “Психодинамика индивидуума включает различные действующие в нем осознаваемые и неосознаваемые силы, мотивы и страхи. К динамической психотерапии относятся ее формы, основанные на динамической модели функционирования психики. Какие силы находятся в конфликте? Каково содержание этой осознаваемой и неосознаваемой борьбы? Психоанализ З. Фрейда — это всегда раскопки. С аккуратностью и точностью археолога он соскабливал слой за слоем психический материал, пока не достигал скальной породы фундаментальных конфликтов, являющихся психическим осадком самых ранних событий жизни”, -пишет И. Ялом, — “экзистенциальная терапия базируется на радикально ином представлении о том, каковы конкретные силы, мотивы и страхи, взаимодействующие в индивидууме”. Неопсихоанализ был ориентирован на изучение мотивов поведения человека и оказание помощи в социальной интеграции. Экзистенциальная психотерапия также является формой динамической психотерапии, но имеет значительные отличия от классического психоанализа. “Экзистенциальная динамика не порождается развитием. Ее корни — в онтологическом фундаменте, в глубочайших структурах человеческого существования, в объяснении феноменов поведения человека с учетом его четырех конечных данностей: смерти, свободы, изоляции и бессмысленности”. Фрейд всю мощь своего интеллекта вложил в изучение дуалистических конфликтов в природе человека. Быстро меняющееся время показало значение дефицитарности, изначальной неразвитости, неструктурированности сознания. При этом проблема не только в формировании ментальных и эмоциональных блоков внутри психики человека, но и в изначальном конфликте человека с собственной конституцией и природой, основными данностями существования. Экзистенциальный психоанализ сосредоточен на изучении конечных и смысловых данностей индивидуума. Гомеопатический психоанализ базируется на изучении первичных данностей, духовных, экологических, эволюционных основ существования не только индивидуума, но человечества: естественных болезней и болезней сознания (классических, смысловых, социальных неврозов).

Рассмотрим природу конфликта в указанных способах психоанализа. Динамическая структура конфликта на уровне сознания по Фрейду выражается так: влечение — тревога — защитный механизм”.

В экзистенциальной психотерапии она заменена следующей: сознавание конечной данности — тревога-защитный механизм. Прошлое — лишь часть нашего существования. Главное время для экзистенциальной терапии — “будущее — становящееся — настоящим” ( 34)

Главное время для гомеопатического психоанализа — вечность и ее остановленное мгновение. Структура динамического конфликта развивается на основе искаженного самосознания: нарушение осознавания подобия (самоощущения родства, самоидентификации) — тревога — защитный механизм.

Воспоминание о прошлом — активная сила терапевтического изменения”. Классический психоанализ утвердил способ свободных ассоциаций, открытую манеру интервью, широкое использование символики при толковании симптомов, описал психическую структуру. Но “смысл существования превосходит все структурные компоненты личности”, -И. Ялом предлагает “отодвинуть все заботы и глубоко поразмышлять о экзистенциальной ситуации, о том, что вне времени, об отношениях своего сознания и пространства вокруг своих ног и почвы под ними”.Он предлагает размышление о природе человека, о том, “что мы есть”. Феноменологический метод позволяет прямое, непосредственное, не предвзятое описание опыта.

Вернемся к природе саморегуляции и экологических основах человека. Человек — саморегулируемая и саморазвивающаяся система. Слабым местом его является дуализм существования. Подлинное равновесие может быть достигнут только при развитом, структурированным сознании, при гармоничном динамическим взаимодействии всех его уровней. Человек с неразвитым сознанием ощущает свою двойственность болезненно, считает свой изначальный проект неудачным и на уровне бессознательного не принимает первичные данности своего существования. По порядку решаемых вопросов гомеопатия близка к онтологической позиции психотерапии. Путь к болезням начинается, когда человек теряет ощущение подобия себе подлинному и нарушение на уровне сознания отрабатывает на уровне тела. При врожденном и недостаточном прижизненном структурировании психической энергии появляются динамические искажения в поле сознания. Благополучный образ самоидентификации не формируется. Центральная информационная система организма дает сигнал о дисгармонии. Развивается невротическая тревога. В функциональной основе этого процесса — дизритмика и искажение принципа “максимальной энергетической эффективности функционирования”. Формируется дезинтегративный, односторонний способ существования, сужающий поле видения мира и качество используемых для самопостроения энергий. Последовательно или одновременно развивается нарушение сознания на одном из главных структурных уровней подобия.

В гомеопатическом психоанализе нас интересует аутентичность человека, глубина его конфликта со своей подлинной природой, поиск искусственных форм адаптации, степень внутреннего напряжения и искажение динамического взаимодействия разных уровней сознания.

Опыт работы в гомеопатии позволяет наблюдать специфические динамические формы нарушения разных полей сознания. Естественный дуализм человеческого существования обостряется и приводит к развитию экзистенциальных неврозов — манифестной формы проявления конфликта человека с основами, первичными данностями существования. Формированию их могут предшествовать экзистенциальные психотипы- типы врожденной предрасположенности к нарушению взаимодействия разных уровней сознания, проявляющихся при формировании индивидуального феномена существования.

В классических неврозах за конфликтами скрывался механизм вытеснения потребностей. Негативные программы формировались в подсознании ввиду неискушенности, неразвитости сознания человека. Можно сказать, что это были болезни идентификации, непослушания земному отцу. Смысловые формы неврозов основаны на сомнениях человека в целесообразном строении основ бытия и своей способности к самоподдержанию в нем, развитию и выполнению своего предназначения. Идентификация — это полезное, необходимое подражание. Самоидентификация — это запечатление своего духовного и энергетическо-го образа в образ мира. Смысловые неврозы неврозы характерны для людей более зрелых, сомневающихся в своей сопричастности творческому духу (подобию Божьему). Эти неврозы развиваются для противодействия путем страдания процессу зомбирования, забвению человеком собственной природы в искусственных условиях техно — цивилизации. Они относятся к болезным самоидентификации, предъявления, осознания и поддержания своей природы. Лечение методами подавления страдания здесь недопустимо. Изначально отказываясь от страдания, которое несет осознание, люди дробят очищающее страдание на бесчисленное множество мелких страданий, природа которых от них скрыта. Описаны экзистенциальные психотипы гомеопатии на феноменологической основе. На их примере рассматриваются: отчужденность и потеря аутентичности (сульфур), страх смерти и защита доминированием (нукс вомика), экзистенциальное напряжение, симбиотическое слияние, ориентация на конечного спасителя (фосфор), духовная нереализованность и верность традициям (силицеа), страдание как защитный механизм от дезинтеграции (игнациа), кризис смысла и вина за нереализованное предназначение (натриум муриатикум), эдипов комплекс, витально-обусловленное недоверие, спутанность сознания (гиасциамус), гиперадаптация, недостаточное самоуважение, гибкая совесть, (пульсатилла), рационализация, недоверие к себе (йодум), разрыв значимых родственных отношений, конфликт с Богом и своей природой, раздвоенность (анакардиум), межличностная изоляция, депрессивная манипулятивность, безлюбовность (сепия), страх жизни, предпочтение любви — обладания, душевная бесчувственность, онемение (арсеникум альбум), др. Каждое из конституциональных средств гомеопатии имеет широкий диапазон изменчивости: от почти полной видимости здоровья, ввиду значительной компенсации процессов, до развитой психопатологической картины и проявившего свою силу активного феномена.

Человек здоров, выполняя свое высшее предназначение. Слабым местом его является двойственная природа существования, которая приобретает силу при неразвитом, не способном ее преодолеть сознании. Двойственность — предпосылка к внутреннему расщеплению и искажению развития. С изменением информативной структуры модели меняется адаптивный тип пациента: способность к контакту с тонким миром, окружающей социальной и биологической средой, собственный способ самообеспечения и энергетической трансформации. Гомеопатический психоанализ интересует аутентичность человека, глубина его конфликта со своей подлинной природой, поиск им искусственных форм адаптации, степень внутреннего напряжения и искажение динамического взаимодействия разных уровней сознания. Автор считает, что оперирующая тонкими энергиями гомеопатия способна влиять на природу человека и развитие сознания. Врач, формируя свое отношение к феномену человека на философском уровне и опосредуя его через собственный опыт, может работать на уровне подобия, доступном его пониманию: соматическом, психо — эмоциональном, духовном. Потенциал целебного осознания подобия несут гомеопатические информационные средства, подобранные путем специального алгоритма. Гомеопатия изменяет мышление врача, трактуя болезни как следствие нарушения жизненного принципа. Жизненный принцип организма — реализация наследуемых адаптивных программ, развертывающихся через механизм избирательности, специфичности, связанный с несущими программами сознания. Болезни духа лечится через проявление страдания тела. Посредством ключа подобия гомеопат находит вход в систему, но далее средства гомеопатии последовательно направляют необходимые целительные действия самого организма, в соответствии с закономерностями живой системы. Эффект достигается в том случае, если организм признает представляемую ему информацию полезной и необходимой. Адаптацию предопределяет состояние сознания. Методы гомеопатии ориентированы на многоуровневое познание уникального процесса, природы и истоков явления Человек. Средства гомеопатии актуальны в лечении и коррекции природных программ человека. Опыт использования этих средств позволяет предложить их для лечения и профилактики смысловых и духовных неврозов, когда конфликт человека с его природными данностями связан с неблагоприятными условиями и не менее — с изначальной неразвитостью, дефицитарностью сознания, дефектом его динамической конструкции. Гомеопатия лечит болезни отчужденного ума и болезни спутанности сознания, болезни нарушения аутентичности. Она обращена к многоуровневой структуре опыта человека, включающей опыт человечества, представленными адаптивными программами на шкале аутентичности. Поскольку в основе болезни динамическое нарушение, то для излечения их используются особые средства, со свойствами информационного динамического стимула, в виде динамизированной природной субстанции. Ее подбирают посредством специального алгоритма, исходя из принципа подобия. К динамической концепции сущности болезни в гомеопатии необходима еще сформированная концепция о путях изучения динамических свойств модели.

Имеет значение природа научного знания, которым пользуется врач. Мировоззренческие гомеопаты изучают философские представления о природе человека и природе познания мира, существующий опыт психоанализа, новых школ онтопсихологии и экзистенциализма. А. Менегетти назвал основным критерием бессознательного — “природный проект человека, когда он еще не обременен нагромождением ошибок”. М.Е.Бурно предлагает сосредоточить внимание на изучении природы человека, выделяя врожденные мотивации, наследственные способы реагирования и чувственную (энергетическую?) обеспеченность. В настоящее время методологически актуален систематический эклектизм: использование общетеоретических положений одних наук и практических подходов других. В.В. Макаровым описаны “мировоззренческие принципы ментальной экологии: выбор — случайность, измерение — безмерность, свобода — зависимость, правдивость — лживость, следование природе — создание искусственной среды, завершенность — открытый конец, течение жизни — ее бесконечность, холизм — автономность, принятие — делегирование ответственности, оптимизм — пессимизм, каузальность (поиск причинной связи) — феноменологичность. Технология работы с проблемами: сведение их к внутриличностным, отделение их от личности, упрощение, расширение проблемы, доведение до абсурда или завершения, интерпретация, конфронтация обобщение, совет” ( 16)

Логика ментальной экологии направлена на сохранение природы человека путем направленного воздействия на его адаптацию и укрепления его конституирующих человеческих творческих свойств.Этой логике следует гомеопатия. В гомеопатическом психоанализе изучается информационное поле пациента: время развития, глубина и давность нарушений, способ изменения организующих принципов для данного эволюционного типа. Определяются конфликтующие силы и возможная трансформация их в данных условиях. По определенному алгоритму структурируется опыт пациента, позволяющий увидеть уровень, сформировавшиеся блоки, понять психологическую и сущностную окраску состояния, истинность симптома и его место в шкале адаптации. Изучаются базовые врожденные инстинкты, экзистенциальные данности, базальная система эмоциональной регуляции, механизмы психологической защиты, жизненный сценарий, сценарные блоки, психический Образ среды, смысловые универсалии. Осваивается язык как способ, используемый для познавания себя и мира. Только выявив изначальные данности и способ познания, которым пользовался пациент, можно понять сложившуюся модель и использовать ее в поиске подобного адаптивного типа и гомеопатического средства. Гомеопатия может существовать и быть успешной на базе феноменологии. Но логика ментальной экологии, которая в психотерапии порождает духовные практики, призывает к жизни мировоззренческую гомеопатию. Основные ее понятия могут быть построены на базе широких систематик. Общетеоретические и практические положения разных направлений психотерапии могут быть объединены с философией и практическими алгоритмами гомеопатии. При этом изучаются не только конфликтующие силы личности, и не только проявленный феномен человека, но и первооснова, природа его состояния. Задачей является выработка единого, сущностного алгоритма исследования и рассмотрение вопроса об объединении методов воздействия.

Гомеопатия — такой метод информационной, регулирующей терапии, где подбор ключа подобия к жизненным процессам позволяет влиять на специфику центральной регуляции организма и развитие сознания, определяя здоровье и природу человека. Гомеопатический психоанализ — отличает процессуальная ориентация и стремление к эффекту самоочищения и просветления, путем предоставления защиты в виде родственного сигнала. Это — процессуально — ориентированный метод психоанализа с использованием новой модели воздействия: стимулирующей силы родственного кода — природного фактора малой интенсивности, несущего информацию о адаптивном опыте и отражающего функциональный опыт человечества во взаимодействии с явлениями природы.