Экзистенциальный психотип — это феноменологический тип, способ существования которого обусловлен врожденной предрасположенностью к нарушению динамического взаимодействия разных уровней сознания (термин автора).С изменением информативной структуры модели меняется адаптивный тип пациента: способность к контакту с тонким миром, окружающей социальной и биологической средой, собственный способ самообеспечения и энергетической трансформации. При нарушении разных уровней сознания в эволюции складывались определенные феноменологические типы, несущие разные адаптивные программы.
Экзистенциальный психотип арсеникум альбум
Экзистенциальный невроз арсеника (мышьяк) — невроз современного делового человека. Интересно рассмотрение внутренней реальности, в которой живет психотип арсеникум. Описано, что люди этого типа — часто казначеи, финансисты по профессии. По характеру они — вежливые, беспокойные, педантичные, честолюбивые, с развитым чувством долга, целеустремленностью, аналитической последовательностью, предусмо-трительностью, работоспособностью, но вместе с тем — с внутренним напряжением, возможным высокомерием, жадностью и тревожностью. Они хотят иметь контроль над окружающими и ситуацией, доверяют только себе, стремятся доминировать, имеют твердость духа, ищут прочности положения. Придерживаются высокой самооценки, выражают желание принадлежать к элите. Элегантны и часто имеют хороший вкус. Бывают часто суетливы или обидно бесцеремонны. Могут иметь жесткую, пригвождающую манеру общаться, буравящий взгляд. Неистовы в работе и часто перерабатывают (“то, что надо выполнить, надо перевыполнить”).Они в эпицентре любой ситуации. Умеют использовать людей. Имеют стиль общения догматичный и авторитарный. Охотно играют роль “пчелиной матки”. Арсеник хорошо действует в 2 информационных полях: социального, родительского и связанного, обусловленного земного сознания. Имеют порою хорошую интуицию практического человека. Арсеник — по духу своему одиночка, продукт современного общества. Хочет “обладать”, а не “быть”. Суть желания заменяется на объект обладания. Они не ориентированы на использование духовной силы. Действуют по внутреннему, часто профессиональному побуждению, стремясь к совершенству. Следят за соблюдением своих интересов. Боятся потерять контроль над собой. Имеют механизм психологической защиты типа “проекции”: мерят всех своей меркой. Борются в других со своими недостатками. Они не видят себя глазами другого. Их бессознательное, скрытое и подавленное ими, иногда болезненно всплывает в сознании. Сознание и бессознательное в их душе взаимно не интегрированы. Имеют волю к проведению импульса, но нет подлинной живой теплоты желания.
Арсеникум имеет много структуры (воли), но мало функции (теплоты и энергии желания). Он всегда занят. Эта занятость помогает ему встроиться в определенную структуру и избежать чувства изоляции. Это — одно из самых тревожных средств гомеопатии. Постепенно развившаяся тревога порождает конфронтацию индивида с конечными данностями: смертью, изоляцией, отсутствием почвы под ногами. Может быть акцент на одной из этих данностей. Стремятся к принадлежности к прочной структуре.. На глубинном уровне Арсеник боится принять ответственность за Бытие. Пра — тревога (отсутствия почвы) — самая фундаментальная. Человек может выбирать из богатой палитры красок материал для самозащиты и самообмана: демонстрацию беспомощности (страдалец), веру в собственную исключительность (зазнайство), веру в конечного спасителя (значимого другого). Одна из защит — умение использовать другого человека, обладающего силой желания, его энергию и теплоту. Одна из самозащит — подмена желания “быть” желанием “иметь” (Э. Фромм). Занимая эту позицию, он испытывает неосознанное чувство ущербности и страх психо — энергетической дефицитарности. Деловитость и внешнее совершенствование (стремление к эрудированности) позволяют сублимировать подсознательный страх потери роста, самосознания. Особенностью их энергетического цикла является внезапное и сильное истощение энергии. В этот период они сверхчувствительны и беззащитны. Или устраивают скандалы, ведут себя очень взыскательно. Могут испытывать неописуемую, безотчетную, смертельную тревогу за свое здоровье. Страх потери денег. Боятся воров. Чувствуют себя оскорбленными мучениками. Могут метаться от врача к врачу. Люди, несущие сознание и энергетику арсеникум альбум, страдают следующими заболеваниями: бронхиальной ночной астмой, гастроэнтеритом, хронически гепатитом, поллинозами, хроническим фарингитом, неврозом страха, хронической тревожностью. У них — аллергия к перьям, плесени, перхоти, пыли.
К. Култер описывает подтипы арсеника: от элегантного педанта до спортсмена со взрывом скорости на хорошей дистанции и до старого одра, рабочей лошади, тянущей воз из последних сил. Арсеникум — это суровый учитель, гордящийся детьми родитель. Душевные особенности: беспокойный, подвижный, безразличный, боязливый, меланхоличный, чувствительный, слезливый, депрессивный, отчаявшийся. Некоторые типичные особенности: приступы беспокойства ночью, со сменой места, желанием менять кровать. Принудительная педантичность, мания опрятности. Впрочем, по принципу противоположности, развивает “синдром Плюшкина” Автору довелось наблюдать полное захламление женщиной — Арсеником своей комнаты массой собираемых, старых, ненужных вещей (настолько, что негде пройти и едва находится место для сна). Приступы беспокойства ночью, смена места, желание менять кровати. Принудительная педантичность, мания опрятности. Впрочем, по принципу противоположности, развивает “синдром Плюшкина” Автору довелось наблюдать полное захламление женщиной — Арсеником своей комнаты массой собираемых, старых, ненужных вещей (настолько, что негде пройти и едва находится место для сна). Чрезвычайно жаден. Невероятно любит кошек. Пьет холодную воду маленькими глоточками. Может испытывать жгучие боли (будто приложили угли).
Р. Шанкаран описывает делюзии арсеника: видит воров, доверять никому нельзя, но слаб, не обойтись без помощи, и высказать, оскорбить никого нельзя. Тогда чувствует себя подавленным, нелюбимым, незащищенным. Желает общения при боязни людей.
Итак, мы видим возможные для арсеника проблемы с социальной адаптацией. Но более актуальна проблема первичной, экзистенциальной тревоги, как следствие одностороннего и механистического подхода к бытию. В сознании, свойственном арсенику, вместо идеи бытия, идея обладания, фетиш собственности. У Гете есть стихотворение “собственность”. “Я знаю, не дано ничем мне обладать. Моя лишь мысль — ее не удержать, когда в душе ей суждено родиться. И миг счастливый тоже мой. Он благосклонною судьбой мне послан, чтоб сполна им насладиться” Психолог Э. Фромм образно описал процесс бытия и обладания. “В обладании — ориентация на вещи, в ориентации на бытие — осуществление человеческих данностей, полнота жизни. Процессами или действиями владеть нельзя. Бытие есть становление. При существовании по типу обладания стремление к миру выражается в желании сделать его объектом владения, превратить вся и всех, в том числе самого себя, в предмет собственности. Это сказывается и в речи. Вместо “я обеспокоен” говорят “у меня есть проблема” Глагол быть — это самостоятельный глагол и глагол — связка для обозначения тождества. Быть — всем своим существом реагировать на другого человека и его мысли. Вера — внутренняя ориентация человека. Если человек испытывает любовь по способу обладания, он стремится лишить объект своей любви свободы и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает. Формула потребителя: “Я есть то, чем я обладаю и что я потребляю”. Одна из основных тем Ветхого завета: оставь то, что имеешь, освободись от всех пут: будь! Стремление “ быть” связано со спецификой человеческого существования, его трансцендентными особенностями. Есть только один способ преодолеть страх смерти — не цепляться мыслью за жизнь, не относиться к ней как к собственности; уменьшить начало обладания и увеличить начало бытия. Экзистенциальная сущность партнеров играет роль в браке: любовь — обладание и эксплуатация или любовь — личностный рост. Бытие — способ существования. Его формы: жизнелюбие и подлинная причастность к миру, истинная реальность личности в отличие от обманчивой видимости. Потребление инфор-мации накопление её — это обладание ею (пассивное вместилище), Понимание пробуждает интерес (продуктивная реакция). Рыночная ориентация доминирует в структуре характера в современном обществе” (37). Эволюционный психотип Арсеника, распространенный среди людей, показывает нам особенности развития сознания у людей современной цивилизации. Вместе с тем, мы имеем возможность благотворно действовать средствами гомеопатии, в высокой потенции, на адаптивную программу данного типа, изменяя его базовые эволюционные особенности, во имя человеколюбия и помощи пациенту. Думаю, что выяснение корней, образа существования и экзистенциальной ситуации средства (психотипа) полезно и позволит большую его узнаваемость при анализе и описании.
Экзистенциальный психотип Фосфора
Человек должен уметь любить, выживать и страдать. Люди типа фосфора испытывают фантастическую потребность в любви и наибольшие проблемы при измене в любви, а иногда даже при их субъективном внутреннем ощущении недостатка ее. Это — любимцы судьбы, которым страдания не под силу. Эти люди несут яркий свет, но такой, что боится тьмы. Человек такого типа артистичен, восторжен, интеллектуал. Любят быть любимы и любят дарить любовь. Охотно думают о других в благоприятных обстоятельствах. У них хороший характер, вызывающий симпатию. Это — их главное достояние. Общаясь с другими, разделяют их радости и горести, чувствуют обстановку , умеют выразить чувство эмпатии. Привлекают теплом и манерой говорить. Охотно резонируют и даже готовы добровольно подчиниться воле другого человека. Ситуация фосфора — ситуация молодости, первого, еще не заслуженного успеха. АВ Высочанский считает, что люди фосфорного типа в ситуации сложной адаптации свое подлинное Я — заменяют свободой самовыражения, с их склонностью к смене удовольствий и впечатлений. Для них характерно богатое воображение, чередование безудержного веселья и безутешного горя, влюбчивость и сладострастие. Они артистичны и способны играть много ролей. “Нередко представитель типа Фосфор оказывается очарован сам собой и своими сверхнормаль-ными способностями, переоценивает значение собственной личности, но в то же время испытывает сильнейшую потребность в том, чтобы владеть вниманием других людей. Всегда заботиться о том, какое впечатление производит. Может быть склонен к демонстративному поведению и умело перестраивается в соответствии с ожиданиями окружающих. Такой субъект привлекает внимание пленительным взором, веселым, умным, полным жизни лицом, внушает к себе симпатию и вызывает у окружающих желание заботиться о нем. Нередко он действительно рассчитывает на то, что кто-нибудь другой возьмет на себя бремя его забот или выручит из неприятной ситуации. Возможно, поэтому представитель типа Фосфор в ряде случает утрачивает ощущение своего подлинного Я и не знает, какая из множества играемых им ролей в большей степени соответствует его собственной личности”. В неблагоприятных обстоятельствах знак фосфора проявляет 2 типа нарушения адаптации: а) утрата этузиазма и интереса при проявлении идеи собственного величия, либо б) зависимость от воздействия внешнего мира, привередливость и добровольное подчинение воле другого человека. Д. Гранжорж обозначает знак фосфора как “пламенный” и считает, что они воспламеняются и сгорают, как фосфорная спичка. Они очень обаятельны, но страдания им не под силу. Их искренние чувства подвергаются суровому испытанию. В тягости — “фосфор” может стать человеконенавистником, безразличным и со слабеющей памятью.
Все это напоминает нам, что спасение человека — в любви. Знаком фосфора отмечены солнечные натуры, у которых в детстве врожденный импульс любви не был подавлен, но не доставало умного руководства, за занятостью родителей. Поэтому при умении любить, желать, отдавать — сознательная воля такого человека не вполне сформировалась. Может быть, это люди из неполной семьи, когда родители искупали любовью невозможность уделить достаточно внимания формированию их характера. Рассматривая психотипы, мы видим адаптивные крайности. Если есть воля, сформировано и направлено на самосовершенствование сознание, но нет жизненного тепла и иерархии желаний — вы сухой, приземленный человек (арсеник). Если есть желания и нет структурированной воли (сознания), вы — инфантильный, несвободный человек, одержимый какими-то идеями или находящийся в подчинении, подчас сам того не замечая. Фосфор из механизмов психологической защиты избирает слияние. Этим путем он уходит от межличностной изоляции. Интересно рассмотреть экзистенциальные, предсущест-вующие проблемы фосфора, его потенциальные возможности в рассмот-рении вопросов Бытия. Он избегает экзистенциального одиночества, боясь его подсознательно изначально. Лавирует между обстоятельствами, ускользает от ответственности, не имеет подлинной земной глубины натуры (необходимой приземленности). В вопросах жизни и смерти ориентируются на конечного спасителя. В ситуации ограничения свободы подменяют внутренние бессознательные импульсы протеста удовольствием от внешних впечатлений (витают в облаках). В дальнейшем это может привести их к кризису или они должны будут впервые серьезно задуматься о неповторимости своей жизни и интересах других. В моменты кризиса им нужна помощь психотерапевта или средство фосфор в высокой потенции. Они — хорошие любовницы и жены мужей — собственников (дающих структуру их богатой функции).
Поскольку фосфор — знак света и энергии и любви, представляется интересным обсудить на примере данного адаптивного типа 2 философских и психологических проблемы: о существе энергии любви и о взаимодополнении разных адаптивных типов. У людей фосфора — самые ясные светящиеся глаза. Фосфор — деятелен, активен, реактивен, эмоционален, заботлив, полон сочувствия, усерден, интеллектуален. Но свет — это еще не вся одушевленность. Необходимо поддержание живого начала, ровного света. А фосфору все мало любви, единственно в которой он черпает уверенность в своей безопасности. В этом он напоминает арсена, который в своем сознании переживает хаотичность мира и должен постоянно защищаться поддержанием порядка , занятостью и совершенствованием от чувства изолированности и безопасности. Фосфор имеет предназначение быть проводником света, нести и отдавать энергию, одушевлять другие типы. В сравнении, энергия сульфура, например, — энергия захвата.. Фосфор при грозе (физической или моральной) дает сбой. Страх грозы — один из симптомов средства. Он боится, что его энергия будет захвачена или подавлена более сильной энергией, не замечая, однако, опасности энергий вампирических, манипулятивных, входящих под маской любви.
А. Менегетти пишет о постоянно действующем процессе энергетической борьбы среди людей, с вампирическим захватом человеком, не способным к самодостаточности во внешнем взаимо-действии, с искаженной энергетикой, других людей, имеющих энергети-ческий ключ к открытому внешнему взаимодействию. Для этого они используют психологические каналы. Но интересно и другое. Часто избыточная энергия почти добровольно (?) снабжает недостаточную. Навстречу вампиру (садистический механизм) притягивается донор (механизм мазохизма). Так восстанавливается природный энергетический баланс. Человек — носитель разумного начала. Философы считают, что он выбран богом в творческие посредники, поддерживающего живое, одушевленное начало Земли. Организующий принцип света — одушевлять материальное тело. Свет, огонь также сжигает нежизнеспособное. В человеческом сообществе должно быть здоровое генетическое начало, способное к эволюции, дальнейшему творческому развитию. Механизм садизма — мазохизма ведет в типик, хотя и имеет свое объяснение (взаимодействие структуры и функции, восполнение общего природного энергобаланса). Но этот механизм — скорее из области взаимодействия более низких, примитивных форм природных энергий, объясняющих симбиоз. Рост одного ограничивается за счет поддержания систем жизнеобеспечения другого.
Человечество оперирует другими категориями. Велик и разнообразен мир его экзистенциальных и адаптивных психотипов. Но медленно развивается сознание и понимание своей данности, осмысление задач. Содействовать эволюции — оправдание и смысл жизни человека. Тип фосфора — экстравертный. Опасность его, как носителя света в растворении в других личностях, происходящей для него незаметно. Он очень подвержен влиянию внешних событий, что принимает форму самогипноза (симптом “желание быть загипнотизированным”). Человек — динамически заряженная система. В отработку адаптивного типа человека всегда вовлекается энергия его детей (как продолжение). Требуется развитое сознание и большое великодушие, критичность и чувство юмора, чтобы отречься от авторитарности. Мы обсуждали ранее опасность власти над душой человека в первой, ранней поре жизни. Но наш Фосфор — не авторитарен. Он от широты души — небрежен и не склонен вдаваться в бессознательное другого. Невольно компенсируя свое длительное пребывание в поле подсознания, эксплуатирует импульсивную, естественную способность ребенка любить и властно привязывает его к себе, своим любвеобилием подавляя волю. Впрочем, захватывающее влияние интуитивного, чувствующего Фосфора обычно ограничено. У его ребенка остается возможность для защитного маневра. Хуже, если фосфор захвачен сам партнером и находится под его влиянием. Тогда властны, непререкаемы и несостоятельные в доктрине воспитания оба родителя. Тема врожденного способа энергетического самообеспечения активно обсуждается психологами, наблюдающими феномен энерго-взаимодействия разных типов в практике.. “Есть предположение, в настоящее время не поддающееся проверке путем исследования. Организм снабжен запасом энергии и должен прежде всего стремится к тому, чтобы оградить особенные, оперирующие в нем формы трансформации энергии от влияния огромных энергий внешнего мира.” (З.Фрейд). Человек — существо энергетическое. Он рождается со своей душой, имеющей информационно — энергетическую программу, способ страдать, любить, выживать, быть вовлеченным в жизнь. Сохранить интимного способа бытия — наибольший и наиредчайший дар, который может быть сделан человеку в период его формирования. При всем их солнечном обаянии люди фосфора, не склонные к диктату и вопреки своему устремлению, могут быть виноваты в подавления личности своих детей Их любовь не может восполнить ребенку его собственный мир, как нельзя заменить собой другого человека.
Лекарственное средство фосфор помогает поддержать энергию после болезни, используется для лечения неврастеников, легко поддающихся влиянию, имеющих приступы апатии, с вынужденной праздностью. Помогает легкомысленным, но обаятельным людям исправить характер, обрести более крепкую волю, уверенность в безопасности. Люди Фосфор — часто стройные высокие люди сангвинического темперамента. Быстро растут и ходят иногда, ссутулившись. Повышенная чувствительность к внешним раздражителям. Может быть ощущение слабости, пустоты (будто все исчезло). Может стать апатичным, усталым, с нервной слабостью и дрожью в теле.. Полон печальных ожиданий. Иногда беспокоен, в постоянном движении. На физическом уровне этот тип страдает: невралгиями, гастритами, заболеваниями с паренхиматозным поражением органов, гепатитом, нефритом (с альбуминурией и гематурией), панкреатитом, пневмонией, ацетоновыми кризами. Геморрагический диатез. Частые и обильные кровотечения (маточные, из желудка, носа, ануса. Сухость, болезненность гортани. Жжение вдоль позвоночника, внизу лопаток. Выпадают волосы. Глаза окружены синими кругами. Возбуждение от сквозняка, и проч.
В связи с описанием этого типа хочется напомнить обсуждение вопросов разной ориентации характеров (типов адаптации) Э. Фроммом и их отношение к любви, как жизнеобеспечивающему процессу. Любовь дает творческий рост или позволяет восполнить энергетическую и психологическую дефицитарность. Любовь — это процесс самообновления, самообогащения, побуждения любимого к истинному, личностному росту. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Фальшивая любовь-взаимное удовлетворение эгоистических устремлений. Истинная — развивает способность отдавать себя другим. “Кто любит по-настоящему одного человека — любит весь мир”. Любящий человек не способен к оскорблению и ущемлению человеческого достоинства кого-бы то ни было. В симбиотическом семейном любовном союзе — происходит -процесс поглощения одного другим. Как и в социальной жизни, обладатель манипулятивного характера стремится контролировать окружающих, вовлекая в решение своих проблем, запутывая в них самих себя и окружающих. Процветает ханжеская мораль: “следует быть приятным, не раздражаться”. Э.Фромм говорит, что основное глубинное различие характеров — в занимаемой позиции: “иметь или быть”. Обладание и бытие — 2 способа существования. Даже в любви из любящего человека (личности) можно превратиться в объекта или раба любви . Способность любить — заменяется поклонением “богине любви”, связанной с отчуждением от собственной личности, идолопоклонством. Любовь — обладание стремится лишить объект любви свободы и держать его под контролем. В семье, построенной по принципу сембиотического слияния, экономические интересы и взаимная зависимость часто осознаются как любовь. Эгоизм одного соединяется с эгоизмом другого и образуется нечто целое — семья. Это продолжается, пока что — то не повлияет решающим образом и не придет прозрение. Плодотворная ориентация — это реализация своих сил и возможностей. В том числе, и в любви. Ввиду огромной жажды любви и незаполненности, незавершенности структуры сознания, люди психотипа фосфор могут стать заложниками своего стремления любить и быть любимыми. Их доверие может быть использовано манипулятивными, эксплуататорскими типами, коррегирующими с их помощью свои адаптивные программы. Патологические симптомы этого типа включают фобии и навязчивости.
На примере эволюционного адаптивного типа фосфора мы можем рассмотреть его социально — ориентированную установку: хорошую интегрированность, полноту восприятия мира, формирование отчетливого образа окружающей среды, делегирование желаний. Мы вправе говорить о расстройстве сферы желаний. К теплоте, содержанию, воображению, детской игре, свежести нужны еще самонаправленность и зрелость, ответственность за полноту самопроявления. Могут быть разные клинические манифестации: заниженная самооценка, делегирование желания, трудность принятия альтернативы. “Человек должен принять тот факт, что решения сопровождают его на каждом жизненном шагу”. Человек рождается с адаптивной программой, подтверждает и формирует компоненты личной избирательности , передает по наследству в порядке эволюции. Стратегия терапевта по отношению к данному психотипу — не творить волю, а освободить ее. Для этого мы даем в гомеопатическом варианте энергию и информацию определенного качества.
Вопрос адаптивного взаимодействия адаптивных программ людей разной экзистенциальной и энергетической ориентации — это специальный вопрос, требующий внимательнейшего изучения и наблюдения со стороны медиков, психологов, философов, экологов, антропологов.