ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Краткий трактат о гомеопатическом психоанализе

Состояние и степень нарушения здоровья современного человека таковы, что классический психоанализ, рассматривающий взаимоотношения духа и плоти и прегрешение человека перед общественной моралью, недостаточен перед требованием времени. Искажение коснулось самой природы человека. Конфликт начинается с прегрешения человека перед собой и заканчивается прегрешением перед создавшими его силами. Надличностный конфликт с первичными данностями существования — это отражение борьбы принципов хаоса и гармонии как в природе, так и в сознании человека. В человеке она выражается не просто в вытеснении неподдающейся цензуре определенных форм сознания, а в нарушении динамического взаимодействия разных уровней сознания и представляющих их энергий. Человек приобрел унитарность, свет сознания, прошел этап его целесообразной дифференциации и страдает в настоящее время от болезней искажения сознания, имеющих динамическую природу. При нарушении регуляции и формировании блоков он задерживается в одной из 7 сфер сознания, что создает перекос в самоидентификации и нарушение гармонических принципов саморегуляции. Обвальное искажение сознания особенно заметно в период глобальных перемен, перестроек. После происшедших мировых войн во всем мире наблюдаются явления, связанные с отказом человека от дара сознания: пьянство, наркомания, бессмысленная суетность неразумного одурманивающего труда. В жизни многих людей нет места не только любви, но и вере и надежде. В условиях экологической опасности для вида человека гуманистические, духовно близкие дисциплины должны объединить свои позиции. Созданию междисциплинарных систематик должно предшествовать: 1. Философское осмысление проблемы и языка, который используют дисциплины-единомышленники; 2. Естественно-научное представление о феномене человека, ключе к эволюции и адаптации, путях контроля равновесных и неравновесных систем.

Гомеопатия имеет ряд особенных, отличающих ее понятий: центральная регулирующая жизненная сила, динамическая природа болезни и динамический принцип действия лекарств, активно действующая комплиментарная субстанция, информационный динамический стимул как суть воздействия. Критерии изуча6емого подобия включают многие позиции. Подобие может быть структурное, функциональное, системное, энергетическое, динамическое, психологическое, социальное, биологическое, духовное. Знание о нем может добываться рациональным, чувственным, эйдетическим (языком образов), интуитивным знанием. Но мы должны брать во внимание также философскую и религиозную суть этого понятия. Подобие выражает сущностное начало человека.

Описание феномена — это описание совокупности, специфичности, характерности, интенционности явления (направленности на объект). Природа явления стоит иерархически высоко, потому что объясняет его изначальность и направленность. Однако выше этого стоят формирующие явление силы, связующие все явления на смысловой основе. Это — силы формирования живого начала во Вселенной. Врач на человеческом, философском уровне формирует свое отношение к природе человека, опосредуя через его собственный опыт и выбор собственной позиции по отношению к судьбе.

Классическая психотерапия и гомеопатия развивались как 2 самостоятельных медицинских направления.

Их совокупный анализ вернет нас к истокам знания и позволит переосмыслить некоторые важные положения на новой основе. Психотерапия — признанная наука о человеке одухотворенном. Но роль гомеопатии не является прикладной. Это удивительно богатая наука по философии, методологии, гуманистический и экологической направленности. Гомеопатия предоставляет психотерапии лечебные средства, объяснительную систему анализа, смысловой алгоритм исследования, унифицированный алгоритм подобия. Гомеопатия в мире медицины занимает совершенно особое положение. Будучи по рождению наукой эмпирической и эвристической, она имеет большую смысловую емкость и не вписывается в рамки понятий ни одной из научно — клинических медицинских дисциплин. Она шире практической медицины, потому что объясняет отношения человека с миром природы, тонким духовным миром. Ответственность врача велика, потому что лекарства гомеопатии информационного характера и действуют на самые интимные механизмы, связующие человека с вековым прошлым, природной средой, энергетикой Универсума. Несмотря на давно и тщательно разрабатываемые алгоритмы, язык гомеопатии не до конца познан. Школьной назвал медицину подавления болезненных симптомов Ганеман. С горечью писал он, что хронические болезни возникают при неразумном использовании лечебных средств, загоняющих болезнь внутрь. Мы пожинаем последствия этого. В настоящее время много средств подавления психических симптомов, которые являются выражением фрустрационного напряжения, характерного для современной цивилизации. Вопрос об этике медицинского воздействия не может быть решен без гомеопатического поиска подобных средств, несущих родственную энергию и информацию. Гомеопатия — ведущая дисциплина комплиментарной информационной медицины. Понятие подобия не является абстрактно-отвлеченным. Гомеопатия рассматривает единый корень и единый код человека, естественную антиномию между индивидуальным и универсальным. Психотерапия и гомеопатия развивались под влиянием единой философии. Классический психоанализ — учение о принципах функционирования психики, структурном строении психического аппарата, способах распределения и трансформации психической энергии. В его поле — объяснение природы и локализации бессознательного. Гомеопатический психоанализ — психоанализ, оперирующий одновременно понятиями Подобие и Жизненный процесс. Производным по отношению к ним является понятие о внутренних конфликтующих силах. Это требует своего рассмотрения. Гомеопатия лечит человека энергетически открытого, стремясь помочь ему выйти из искусственной оболочки (маски), уйти от глухой защиты. Это сродни гуманистической философии, которая изучает человека “не как зоологический экземпляр, а как носителя разумных основ и выразителя идей”. Вопрос о этике медицинского воздействия не может быть решен без гомеопатического поиска подобных средств, несущих комплиментарную энергию и информацию. Главным тезисом при представлении гомеопатического психоанализа является мысль, что сознание, душа наиболее выделяют человека из мира природы.

Гомеопатия более известна как метод лечения болезней природными средствами в исключительно малых долях и использование алгоритма подобия при их выборе. Однако существо воздействия заключается в лечебном переструктурировании опыта пациента, проводимом в соответствии с принципом подобия, что отражает естественный природный закон целительства. Принцип подобия — ключевая философско-биологическая категория для гомеопатического анализа. Человек не осознает своего подобия при благополучии процессов самоидентификации; но бессознательно и болезненно ощущает их нарушение. Он стремится к восстановлению подлинности, соответствия истинной природе. Подобие — это сложно — организованный феномен, реализующий себя в разных регуляторных плоскостях. Гомеопатия расширяет понятие о центральной регуляторной инстанции и не просто вводит понятие о одушевляющей жизненной силе и жизненном принципе, но и переводит их в плоскость практического толкования. Центральное регуляторное искажение должно быть вылечено, а не местная патология. Фокус воздействия гомеопатии — жизненный процесс больного. Духовная основа разворачивает свое действие, проявляясь через специфичность реакций души и тела. Человек здоров, выполняя свое высшее предназначение. Психоанализ принес понятие о структурно-динамической природе строения психического аппарата, о конфликтующих внутренних силах, вызывающих адаптивные и психопатологические реакции, о разном уровне осознания этих сил, о способах толкования симптомов, о целительном эффекте просветления при осознании природы внутреннего конфликта. Гомеопатический психоанализ, по отношению к классическому, имеет свои принципиальные особенности, связанные с расшифровкой процессуальной, структурно-динамической и философской основы понятия Подобие. Чтобы понять соотношение гомеопатии и психотерапии, а также двух форм психоанализа, необходимо обратиться к используемому ими языку философии. Язык философии — это наиболее общий, метаязык, на основе которого производится изучение других, объектных языков. “Всякое определение упорядочивает мир явлений”. Ограниченность знания связана с ограничением в использовании языков. Философия — не только теоретическое мировоззрение, но и миропонимание. “Метафизика является наукой, потому что анализирует природу объективного познания мира, цепь познавательного процесса и взаимодействие разных форм сознания. “Категории философии создают предпосылки для диалога между людьми, так как составляют общность отдельных представлений в мире человека”(11). Получили развитие “онтология — учение о бытии; гносеология — изучение источников, форм и методов познания; методология — изучение способов познания; аксиология — учение о ценностях; гуманистика — учение о человеке; антропология — учение о целостной природе человека, эвристика — поиск и обоснование путей творчества” (11).Особое внимание в 20 веке привлекли феноменология, экзистенциализм и герменевтика. Современная медицина основана на рационализме. Она понимает и использует язык лабораторного опыта, философию индукции и дедукции (прямолинейный анализ от общего к частному и наоборот). Гомеопатия преимущественно опирается на феноменологию, давая развернутую характеристику сформированному явлению. Классический психоанализ отдает предпочтение языку имагогики и символизма, позволяющим толкование бессознательного для перевода его в сферу сознания. Гомеопатический психоанализ расширяет объяснительную смысловую систему, используя язык эмпирики, феноменологии, имагогики, герменевтики, экзистенциализма. Он позволяет объяснить не только феномен, но и организующий его процесс, определяющий жизненный принцип. Структурируя опыт пациента, врач изучает бессознательно определившийся феномен реагирования, подсознательный экзистенциальный выбор человека, ранжирует состояние жизненных сил и вычисляет, после сознательного толкования, комплиментарные средства коррекции.

Напомним определение основных философских направлений. “Имагогика — наука об образном восприятии мира и символике образов, основанная на целостном способе познания мира человеком” “Феноменология — понимание смыслов в результате анализа феноменов. Человек описывается как феномен, имеющий определенную структуру сознания и многообразие форм бытия. Наиболее полно жизненный мир дан человеку не в понятиях, а в образах, внутренне организованных потоках сознания. Сознание изначально интенционно и направлено на объект. Эйдос человека, его душа, наиболее резко выделяет человека из мира природы. В отличие от пассивной материи, это динамическая причинно-целевая программа. В ней — полнота познавательного процесса, синтез чувственного и рационального”. “Экзистенциализм — изучение внутренней реальности человека, основ существования, предшествующих формированию феноменов. Это — объяснительная система, позволяющая осмыслить большой массив клинических данных и структурировать опыт пациента. Экзистенциализм, который вырос на основе феноменологической методологии, изучает уже не ситуативные эмоции, а устойчивые структуры бытия человека, где высказывается весь опыт жизни, смысл существования. Бытие открыто человеку и он непременно получает на него ответ, но не на языке понятий, а посредством простого естественного экзистенциального языка (ВА Конке). Экзистенциальное направление психотерапии — оказание помощи в осознании человеческой природы, собственной способности к самоопределению, выбору способа существования, способствующего раскрытию и проявлению своей сущности. Непосредственное существование постигается в экзистенции, переживании бытия сознанием. На основании экзистенциальной ситуации человек делает выбор и творит свою свободу. Экзистенциалистами рассматриваются такие категории, как смерть, смысл, ответственность, свобода. Это знание стимулировало проблематику герменевтики. Герменевтика более известна как способ толкования старых текстов. Менее известен герменевтический конструктивизм. Герменевтический круг философии гласит: для понимания целого необходимо изучить части. При изучении частей уже надо понимать смысл целого, сущего. Факты отбираются на основе теории, но и сама она интерпретируется на основе фактов. Выше этого — понимание. Человек — это понимающее бытие. В 20 веке заложены основы философской антропологии. Человек познает мир в ощущениях, восприятии, представлениях, рациональном мышлении, памяти, воображении, эйдетическом познании (единстве чувственного и рационального), интуиции (неосознанно получаемом знании). Рационалисты, сознание которых ограничено определенными рамками, признают материальным, существенным только видимый мир. По определению И. Канта, при упорядочении информации человек накладывает ее на присущие ему формы сознания. Кант предлагает гносеологический подход в философии, анализируя не бытие, а познавательную деятельность. Людвиг Витгенштейн предложил лингвистическую философию. Язык — форма жизненной игры. Предметом философского анализа является естественный язык, превосходящий совершенный язык логики и математики. На основе господствующих философских представлений разрабатываются теории и практические методы. В приближении к 19 веку созрела феноменологическая модель гомеопатического анализа, в основе которой лежит представление о духовно — динамической природе болезней, особенно хронических. Человек рождается с предрасположенностью к определенному способу реагирования и самовыражения и болеет всю жизнь одной болезнью, принимающей разные формы. На ее развитие влияет врожденная болезненная почва, имеющая корни в предыдущих поколениях. Формируется она вследствие искажения мышления и сознания. В 20 веке получила жизнь структурно — динамическая модель классического психоанализа, дающая представление о основных феноменах психики, взаимодействующих уровнях сознания.. Гомеопатия изначально заявила себя как наука эмпирическая, созданная для лечения болезней тела. Ее философия не вполне была воспринята. И только сейчас рождается мировоззренческая гомеопатия и представление о духовных практиках на ее основе.

Описание ее начинается с лекарственного типа болезни и способности человека специфически и индивидуально реагировать на информацию, заложенную в природном средстве, проявляя при этом неосознаваемые им регуляторные особенности, которые изучает и наблюдает врач, работающий с симптомом на основе феноменологии и герменевтики. Он наблюдает, понимает, истолковывает симптом и делает вывод о природе явления и подсознательном выборе человека. Действие осознанно выбранного гомеопатического средства опосредует врач, на основе своей душевной организации.

Современники С. Ганемана приняли практическую часть гомеопатии, но не востребовали ее духовную гуманистическую философию и эволюционное учение о болезненной почве. Гомеопатия оперирует феноменами, работает в мире образов и явлений. Рассматривая дуализм человеческого существования как естественный фактор, она (наряду с психотерапией) пытается понять, что такое центральная регуляция, действующая на уровне физического тела и инстинктивных энергий бессознательного. Как психический, так и соматический феномен проявляются как результат специфического нарушения регуляции, вследствие действия внутренних конфликтующих сил. Гомеопатия на основе опыта и наблюдений пытается понять происхождение, подчиненность, смысл бессознательного, которое в регуляции могущественнее осознаваемого. Симптомы тела специфически отражают психический феномен. Оперирующая тонкими энергиями, гомеопатия способна влиять на природу человека и развитие сознания. Сознание трактуется философией как уяснение индивидом природы определенных явлений и процессов. Вместе с тем, сознание — не абстрактная метафизическая категория. За понятием сознания скрываются информационные энергии, формирующие организационные принципы живого организма. Явление, феномен укрепляются ими. На уровне формирования первичных данностей новый феномен обретает полнокровную структуру и функцию, состыкуясь с изначальной экзистенциальной материей.