ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Имагогика в гомеопатическом психоанализе. Феноменологическая основа рисунка.

Имагогика предлагает нам правила и техники в работе с рисунком. Рисуночное тестирование используется для проникновения в глубину бессознательного. Известны многие психотерапевты — корифеи работы с рисунком. Назову несколько имен тех, в работе которых рисунок — очень действенная часть анализа. Это — К. Юнг, З.Фрейд, А. Менегетти, МЕ Бурно, Х. Лейнер, ЯЛ Обухов, Б.Е.Егоров, другие. Рисунок позволяет множественную трактовку, в зависимости от мировоззрения испытателя. Так, можно определить универсальные структуры психического мира субъекта, дать архетипическую трактовку (герой, мудрец, плут, божественное дитя), воспринять семантику и энергетику рисунка. Рисунок широко используется в психотерапии: при толковании символов, при выявлении психо-биологических типов (для оценки состояния души и способа восприятия мира). Любит ли человек приглушенную, нежную живопись импрессионистов или увлечен более чувственными земными красками? Научить можно только технической трактовке образов. Необходимо особое состояние, настрой души, чтобы уметь проникнуть в образ. “Нельзя научить, но можно понять”. Многие психотерапевты и гомеопаты имеют развитую душу. Однако, гомеопату — психоаналитику нужна феноменологическая основа рисунка. Феномен здесь — это явление, описанное многосторонне, внутренний смысл которого нам достаточно ясен, в котором отражено состояние сознания. В гомеопатии наиболее часто при трактовке бессознательного используется толкование сна человека, с символическим раскрытием образов, смещением, конденсацией символов, прочими интересными вещами (Р. Шанкаран, ИВ Тираспольский). Не меньшее, и, быть может, большее значение имеет расшифровка симптомов, закодированных в рисунке человека. Психический образ среды — центральная инстанция психо-эмоциональной регуляции человека. Рисунок дает концентрированную информацию о жизненном процессе или его искажении. Какова целесообразность использования рисунка в гомеопатии? Какое место отведено ему в определении специфичности изучаемого феномена? Вносит ли он что-то новое в алгоритм ранжирования и рациональной классификации симптомов? Помогает ли он изучению внутренней иерархии (внутреннего устройства)? Как читать рисунок? Является ли рисуночное тестирование техническим подспорьем или может играть самостоятельную роль в понимании и трактовке симптомов.? Какими источниками и аналогами мы можем пользоваться при изучении рисунка? Мы могли бы просто остановиться на технической стороне и рассмотреть рисунок как символ, каждая деталь которого имеет определенную трактовку. Но энергетика символа не имеет динамики, а наша задача — понять динамическую суть состояния. Рисунок рассматривается как явление, феномен, имеющий множественную качественную прорисовку. Он помогает нам открыть специфику бессознательных процессов, не поддающихся контролю сознания. В гомеопатии мы ищем жизненную иерархию. Для нас еще более важны симптомы умалчиваемые, чем сообщаемые, так как именно они составляют содержание ядра саморегуляции, скрытого в бессознательном.

Цель естественных наук — объяснение. Цель гуманитарных наук — понимание. Чтобы понять, надо обладать базисной установкой на осмысленность. Каждый новый язык расширяет смысловой горизонт. В качестве объекта исследования человек может быть объяснен с помощью причинных схем. В качестве субъекта — он может быть понят как создатель собственного окружения. Человек — творец, он управляет своими действиями. Феноменология описывает явление и его специфичность. Имагогика (наука о образе и работе с ним) помогает понять и увидеть образ явления. Образы являются той основой, которая обеспечивает возможность психодинамики. Источник образов — спонтанная деятельность души. В образе соединяются реальное выражение личности и мифические доминанты, содержание бессознательного. “Не существует знака, который сам по себе позитивен” ( ). Рисунок мы всегда сопоставляем с конкретной ситуацией, конкретной личностью, имеющей свой опыт самовыражения и ошибок. Используются рациональные и интуитивные способы анализа рисунка. Психотерапевт приобретает рациональное знание, изучая теорию личности, путь развития неврозов, учение о механизмах психологической защиты, пр. Гомеопат, работая с феноменом, постигает понятие о специфике, характерности и внутренней динамической сущности явления. Путем рассуждения он составляет умозаключение о его жизненной силе и болезненной почве. Эти знания являются близкими по сути. Специалистам важно понять и почувствовать скрытые, не видимые симптомы. Рисунок отражает живую жизнь, содержание бессознательного. “Анамнез — фактичен и отражает часто лишь часть информации, от Эго-личности. Как правило, мы замечаем те аспекты переживаний, которые близки к нашей собственной идентификации, и не обращаем внимание на иные сигналы, упуская многие аспекты бытия. Образы являются единственной реальностью, которую мы постигаем непосредственно”(34). Если мы принимаем положение о множественной личности или положение о подвижной динамической конструкции сознания, то, разумеется, мы хотим понять глубинное содержание динамики личности, состояние жизненной силы, понять внутренние конфликты. Рисунок дает указание на тонкую феноменологическую специфику. С его помощью можно проследить жизненный сценарий пациента, подсознательные запреты, фиксированные эмоциональные установки, жизненную позицию, значимые отношения в семье и ближайшем окружении, личностную самооценку, выявить источник фрустрации. Рисунок помогает кристаллизации проблем пациента. В нем всегда заметны фигура и фон (актуальный и завершенный процесс). Видны основной механизм психологической защиты: проекция, интроекция, рационализация, отрицание, смещение и ее степень. Видна также духовная сила и ситуационная энергетика пациента. Можно установить ведущий конституциональный психо-биотип: увидеть тенденцию человека жить в земной притяженности, в мире грез и фантазий, в опасном мире, мире абстракций или эмоциональной душевной наполненности. По рисунку мы можем видеть сложившийся фундаментальный и ситуационный образ мира в душе пациента, степень доверия к себе, приемлемый способ самовыражения и методы познания мира.

Работа с образом имеет, кроме диагностического, самостоятельное лечебное значение. Поэтому должна быть выработана техника рисуночного тестирования. Обязательным условием являются эмпатия в процессе работы и чуткое наблюдение за настроением пациента. Необходимо создать условия для самораскрытия личности. Дать свободу в выборе формата и средств для рисования. Надо помнить, что в этой работе вы входите в энергетическое жизненное поле пациента, находитесь с ним в одном процессе. Поэтому надо контролировать свое настроение, состояние, слово, жест. Необходимо обращать внимание на свои чувства при рассмотрении рисунка. Рабочее состояние сосредоточенности, концентрации и спокойного внимания, эмоциональной включенности, психологического комфорта — это процесс, протекающий в творческом состоянии сознания. Нужно освоить понятия “сновидящий процесс” и “сновидение наяву”, научиться понимать энергетику и семантику рисунка. Мы раскрываем специфику бессознательных процессов. Полезно нарабатывать свой опыт сопоставления специфичности феномена, проявленной в рисунке и выявленной вербально. Какие темы и мотивы можем мы предложить пациенту при тестировании? Возьмем за основу метод кататимного переживания образов (ката-зависящий, тимос-душа, эмоциональность) и производный от него метод символодрамы. Авторами этих методик, Х.Лейнером и ЯЛ Обуховым, отобраны мотивы образов, наиболее часто произвольно всплывающих у пациента при релаксации. Предлагаются рисунки ручья, луга, дерева, горы, опушки леса, дома. Дается подробная трактовка рисунков. Мотив луга отражает оральную тематику, актуальные конфликты. Мотив ручья символизирует жизненный путь, цветка — отражает эмоциональный фон личности, дерева — проецируется на развитие индивидуальности. Мотив горы расскажет о отношениях со значимым лицом. “Дом” скажет многое об отношении человека к себе, поведает о внутрипсихических конфликтах. Мною используются в диагностике также рисунок человека, известного и несуществующего животного и многое другое, в зависимости от качества выявленного состояния. Интересно, что пациенты иногда непосредственно рисуют свою проблему, болезнь. Например, больная с тромбофлебитом рисует дерево, похожее на разветвленную венозную сеть. Неизвестное “лосевидное” животное удивительно похоже на вены, с их напряжением и извитостью... Пациент, страдающий ностальгией, развивающий картину средства апис, рисует жалящую пчелу. Рисунок пациента станнум укажет на сниженную энергетику, игнациа — на горестность, хамомилла — на незрелость и юность. Страмониум выскажет свой страх, гиасциамус — бегство в мир напряженных фантазий. Белладонна раскинет цветок своей души широко и вольно, занимая большое пространство. Гелиборус будет искать несколько ускользающих образов. Анакардиум даст раздвоенный образ (и так далее). В настоящее время я настолько привыкла к рисуночной диагностике, что не представляю себе иного эквивалента для трактовки образов.

Имагогика расширяет объяснительную систему гомеопатии. Образ рисунка может быть сопоставлен с образом средства. Рисуночное тестирование помогает понять многое из того, что не дает словесное описание. Опыт работы с рисунком показывает следующее: Рисунки отражают не только символику классического психоанализа, но и ведущие мотивы при эмоциональном переживании, тематические специфические личностные блоки. На рисунке мы ранжируем символику и можем провести рациональную классификацию ее элементов. Детали рисунка — это отдельные симптомы и изучаться они должны вкупе с симптомами вербальными. Как и при сборе анамнеза, важны самопроизвольность, интенсивность, энергическое выражение, невольные ассоциации врача и пациента, фиксируемые детали. Наивысшими по рангу являются духовные, ментальные, психо-эмоциональные, общие, специфические и потом частные симптомы. Мы можем по рисунку судить о этиологии, ощущении, модальности, локализации и о уровне, на котором идет проработка проблем. Мы видим основные конфликты “разных царств”: выживания, приспособления, воспроизведения, выбора пути. Рисунки отражают глубинное содержание динамики личности, состояние жизненной силы, генетическую почву, внутренние конфликты, искажение жизненного принципа. Они раскрывают основные позиции личности. Следует оценивать как символические детали, так и семантическое поле рисунка. Играет роль ваше знание и интуитивное восприятие психо-эмоционального фона и настроения рисунка. Играет роль и сама личность терапевта, чистота и ясность восприятия им бытия. Бессознательное пациента сталкивается с бессознательным исследователя, доктора. Он открыт природе и уникальному процессу клиента. Важно осознание чувств, спонтанно возникающих в нас при этом. Наши чувства мы применяем на пользу клиенту, который может раскрыть свои латентные возможности. Применительно к гомеопатии, мы ориентируемся не только на модель страдания, но на то живое, что еще может развиваться. В картине или рисунке, кроме самой живописи, можно видеть уникальность живой души. В контексте гомеопатического психоанализа, работа с рисунком пациента — это изучение структуры личности, содержания опыта пациента, общего состояния и дискретных форм сознания, психо-энергетической специфики состояния, характерных особенностей феномена. Рисунок — это поток сигналов за короткий период времени, это — концентрированная информация о жизненном процессе и его искажении. Интересно и информативно параллельное сопоставление рисуночного тестирования и теста Люшера. Рисуночное тестирование полезно при проведении дифференциальной диагностики гомеопатических средств и динамическом наблюдении за пациентом. Феноменологическая оценка рисунка является составной частью гомеопатического психоанализа.