ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Характеристика апокалипсического невроза

Попытка игнорировать истинные первичные природные данности человеческого существования и заменить их магией собственной воли — основа конфликта для апокалипсического невроза. Для него характерны: конфликт с первичными природными данностями, тотальное представление о изначальной расщепленности и дезорганизации. Страх невозможности постижения тайны существования приводит к отказу от аутентичности. Появляется вина за несовершенство человеческой природой, бессознательный, всепоглощающий, блокирующий творческую энергию жизненной динамики и саморазвития (движения в “никуда”). Нигилизм, потеря веры в духовную и экологическую целесообразность, в получение ожидаемого личного смысла и прозрения, от Высших сил. Мысленное сосредоточение и подсознательное преувеличение духовного и биологического конфликта в природе человека. Страх безлюбовного существования, лишенного жизненных энергий, комплекс самоуничижения. Бессознательное ощущение неисполненного предназначения. Чувство вины перед собой и людьми, потеря светлого мироощущения безмятежности. Потеря веры, надежды, духовная капитуляция. Хроническое самоощущение безрадостности и энергетической несостоятельности. Тоскливое мучительное состояние душевной неопределенности и безысходности. Отказ от творческой активности, внутреннее принятие смысла бессмыслицы. Отказ от постижения своей природы, тревога самосознания, отказ от корней и истоков, от интеграции с прошлым, от осознавания себя. Недостаток самостоятельного заинтересованного мышления. Отсутствие личностной и эмоциональной смелости. Синдром дефицита внимания. Разобщение взаимодействующих сфер сознания. Потеря экологических данностей человеческой системы: избирательности и толерантности, способности к трансформации. Сочетание психического конфликта с энергетической дефицитарностью. Искажение связей внутри биологической системы. Страдает “биологический разум тела”. Нет доступа к внутренним ресурсам. Сознание поражает “комплекс рабства” — смирение с самоуничижением, бестолковая суетливость, неэффективный безрадостный труд, неверие в его результаты. Страх мутации, самоизменения и стремление к забвению человеческой сущности, отказу от сущностных свойств. Страх боли самосознания и испытание форм и способов отключения сознания (жестких дезорганизующих ритмов, убийства себе подобных, применения наркотиков, токсических веществ). Испытание ложных временных путей спасения от дефицита энергии, путем искажения жизненного поля близких и психологического манипулирования окружающими. Потеря надежды на познание своей природы, отказ от Универсального бессознательного и первозданной человеческой сущности. Отказ от человеческой мудрости и наблюдения за тонкими природными сигналами. *Страх “быть собой” — страх страдания, “заключенного в природе человека”. Апокалипсический невроз напоминает синдром хронической усталости и имеет постепенное многоступенчатое развитие. Появляется периодическая, затяжная и хроническая безрадостность, даже при наличии социального положения и материальных благ; тоска, потеря способности любить (интегративное качество личности), гнетущее ощущение несовершенства и безысходности. Алкоголь, наркотики ненадолго выключают сознательное Я из контакта с бессознательным, заглушая его голос и вытесняя его. Другой защитный механизм — конверсия. На сознательном, личностном (уровне самопостроения) человек пытается заменить сущностную сферу социальной магией, а постижение смысла — поклонением идолам. Он ищет личных амбиций, взамен сохранения души. Э. Фромм описал распространенную тенденцию подмены любви обладанием и подмену понимания — накоплением фактов. Скованное мышление, потеря спокойной уверенности в праве рассуждать — причина неэффективной учебы и невозможности творческого применения знания. Человек, отказавшийся от развития сознания, ведет себя как житель одного дня. Он пытается на рациональном уровне обмануть себя, к примеру, тезисом: “лишь немногие счастливчики смеют оставаться собой”. Это — конфликт не Духа и тела, а Духа и духа. В сфере сознания человека развертывается главный конфликт природы: между Духом — Логосом, одухотворяющим началом человеческого существа и всемерным хаосом. Энергетическая неэффективность вследствие дезинтеграции разных сфер сознания ощущаются как состояние дефицитарности, обойденности, неполноты, незаконченности. Распространенное манипулирование людьми с целью захвата большего количества жизненно важных тонких информационных энергий — одно из следствий апокалипсического невроза, дающее лишь паллиативный эффект. Невроз, поразивший в разной степени все человечество, имеет множество масок и сугубо индивидуальные симптомы проявления, ввиду разной био-генетической и динамической основы, разной степени развития сознания. По степени распространения, страх жить в контакте со своим бессознательным — воистину универсален. Человек боится своего сознания, боится голоса Господа наедине с собой. Он готов отказаться от дара сознания — главного свойства, создавшего его природу. Апокалипсический невроз имеет вкрадчиво — ползучую форму и подбирается к самым интимным механизмам человеческого существа. Экзистенциальный невроз — этап на пути развития невроза апокалипсического, когда развивается конфликт с первичной природой человека, страх осознать полноту Бытия.

Вслед за парализующим непониманием и непринятием конечных данностей человек отказывается понимать и с благодарностью принимать уникальность своей природы и дар сознания. Болезни сознания — катастрофический, ядерный недуг человечества. Они требуют внимания всего общества и внимания психотерапевтов. Они требуют разумного, естественно — научного объяснения. Здесь нужен синтез знания науки и религии. Н. Хоббс отмечал, что “современные неврозы характеризуются не вытеснением и конверсией, а отсутствием цели и смысла”. И. Ялом пишет о смысле, как ощущении целостности, связности, порядка. З. Фрейд, объясняя дуализм Я сознания и инстинктивного влечения, исходил из представления о противоположно действующих силах притяжения и отталкивания, присущих научному знанию его времени. Для лечения апокалипсического невроза, болезни сознания, нужна объединяющая теория, позволяющая объяснить патогенетический механизм развития состояния, соответствующего этому неврозу.

* У страха, как известно, глаза велики. Ужас прорывается ощутимо. С. Никитин в книге, названной почему-то “гомеопатическим психоанализом”, а фактически критикующим анализ, пишет, что “человечество немного потеряло бы”, если “прозванный клоуном Фрейд” не придумал психоанализа (?) “Осознание себя приводит к шизофрении и онкологии. Осознание морально непереносимо”. “Западный яньский человек не склонен к глубоким размышлениям”. Он действует незатейливо, просто и прямо (?).