ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Эволюционная иммунология. Типологизм и эволюционизм как способы мышления.

ГН Хон, 1991г., описал способы мышления в биологическом познании. “Типологизм ориентирует на выявление структурных законов организации материи целевых моделей, сформированных с позиции принципов симметрии. Акцент — на поиск идеальных типов, которые резюмируют спектр возможных форм изменчивости как в индивидуальном, так и в историческом развитии движущие силы органического мира, онтологические механизмы развития живого. Типологизм возник, когда разные научные дисциплины приступили к исследованию сложноорганизованных систем. Типологизм — это логика исследования. Трудноразрешимая задача — какой признак считать наиболее адаптивным. Тип можно истолковать как план строения, прообраз, гештальт (облик). В морфологическом направлении типологизма большую роль могут играть признаки, не имеющие очевидного адаптивного значения. В эволюционизме — акцент делается на постулирование и обсуждение движущих сил органического мира: изменчивости, наследственности, естественного отбора, онтологических механизмов развития живого. Человек изучается не просто методологически, включением его в картину исследуемой реальности, но онтологически. Изучается уникальная неповторимость его природы, явившаяся результатом развития мира, и вследствие его непосредственной причастности единству живого. Типологизм и эволюционизм — это способы мышления в биологическом познании, которые с разных точек зрения направлены на изучение одного и того же феномена — единства и разнообразия живого”.

Н.В.Тимофеев-Ресовский предлагал 4 уровня изучения биологического материала: молекулярно-генетический, клеточно-онтогенетический, популяционно-эволюционный и биосферный. Он предложил по возможности точно и строго рассмотреть всякую величину, которая может происходить с популяциями, просистематизировать и посмотреть, какой останется минимум элементарных эволюционных факторов (элементарные структура и явление). По его мнению, “нужно монографическое, всестороннее, морфологическое, физиологическое, экологическое, математическое, иное изучение количественных и качественных признаков внутри вида”.

“Методология — отражение уровня развития науки как способа мышления, способа отражения мира. Для современной науки осознаны принципы: 1.Системный всесторонний целостный подход.2.Важность учета системообразующих взаимосвязей реальных объектов. 3.Учет процесса эволюционного обучения. 3. Иерархия структуры. Живое отличается наличием особых закономерностей более высокого иерархи-ческого уровня”. “Профилактика старения, продление жизни и биоактива-ция: методические подходы” (ВИ Донцов, ВН Крутько, АА Подколзин) “Сущность любого явления раскрывается через законы, определяющие его появление, функционирование и эволюцию в иерархии взаимосвязей целого. Сущность нельзя раскрыть как результат эксперимента, но можно сформулировать как результат анализа и синтеза многих эксперимен-тальных и теоретических работ, рассматривающих явление с разных сторон. Сущность трактуется как принцип структуры”. (А.Ф. Лосев).

Ортодоксальная иммунология широко использует методы типологизма. Эволюционная иммунология — это клиническая дисциплина, рассматривающая явление иммунитета с эволюционных позиций. Она изучает специфические и типируемые особенности и закономерности функционирования живодействующей человеческой био-эко-системы, руководствуясь понятиями антропоэкологии. Иммунная система изучается как автономная в регуляции, высоко дифференцированная, тонкоспециализированная, многофункциональная система саморегуляции. Благодаря ей биологическая система обретает свойства эко-системы и тонкая энергетическая регуляция превалирует над материальной, биологической. Иммунная система обеспечивает самобытность человека во временной и средовой динамике и опосредует его способность к эволюционному развитию. Эволюционная иммунология изучает закономерности существования живой экосистемы, защиту от биологической и энергетической чужеродности, специфику адаптации и принципы эволюционной видовой устойчивости высокоорганизованного вида Ноmоsapiens. Человек разумный — это, в первую очередь, человек тонко, гибко, специфически, избирательно реагирующий. Благодаря целесообразно, иерархически построенной системе саморегуляции, человек обретает способность биологического изменения при сохранении смыслового, сущностного, духовного ядра. Знание о системе, контролирующей самоизменение, позволяет прогностически изучать динамическое состояние, оценивать индивидуальное качество самодействующей жизненной силы. При дискретно-динамическом исследовании параллельно изучаются: феномен, процесс и жизненный принцип организма.