ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Экологические представления З. Фрейда и С. Ганемана

“..При расширении понятия либидо, сексуальный первичный позыв превратился в Эрос, стремящийся столкнуть и соединить частицы живой субстанции. Зародышевые клетки сохраняют первоначальную структуру живой субстанции, продолжая генетический род. Одна из важных функций психического аппарата — связать инстинктивные импульсы и превратить свободно подвижную энергию зарядки в преимущественно латентную, тоническую, освободив от ненужного возбуждения или поддерживая раздражение на возможно низком уровне”. “Эротику можно рассматривать как жизненный центр. Счастье-проблема индивидуальной экономии либидо. Первичные позывы — представители воздействия всех сил, рожденных в организме и перенесенных в психический аппарат. Деление на Я, ОНО, Сверх-Я нужно для описания динамических процессов психической, душевной жизни. Чтобы сделать бессознательное представителем сознания, надо сначала создать соединительные звенья (словесное представление — образ — мыслительный процесс — восприятие). Конфликт побуждений внешнего и внутреннего мира отражен в отношениях Я и Сверх-Я. В трактовке инстинктов все бродят наугад. Первичные инстинкты служат самосохранению индивида. Они делятся внутри на первичные позывы Я и сексуальные позывы. Или это — первичные позывы жизни и смерти. Сама Любовь показывает нам такую полярность, от нежности до ненависти” (З.Фрейд) “Бессознательное мыслится как сила, первоисточник, творческое, жизненное начало, первопричина, конечная цель, защита. Все существенное приходит к нам из бессознательного и к нему возвращается. Психическая реальность — ряд постепенно уходящих вглубь слоев бессознательного. Коллективное бессознательное — субстрат универсального опыта человечества, действующий в каждой личности” Термин бессознательного подобен терминам Бытие, Субстанция. Эти символы помогают сделать непознаваемое хотя бы отчасти доступным”.

Основатель гомеопатии, С. Ганеман, писал: “Когда человек заболевает, духовная самодействующая жизненная сила, повсеместно присутствующая в организме, первоначально поражается динамическим влиянием враждебного агента. Жизненный принцип, доведенный до ненормального состояния, может привести к нарушению процессов жизнедеятельности...Духовная жизненная сила одушевляет материальное тело, управляет им и сохраняет гармонию в ощущениях и отправлениях так, чтобы дух мог свободно распоряжаться этим живым, здоровым инструментам для высших целей существования” С Ганеман связал развитие болезненной почвы человечества с состоянием его сознания и мышления. Он нашел природные средства динамического действия.

Нам интересна экологическая, систематическая, человеческая позиция двух великих исследователей. Оба они протестуют против лжи, ханжества и легкомыслия, свойственного природе человека. Оба слишком серьезны и сосредоточены на кажущихся мелочах и множестве деталей, важных лишь для заинтересованного, захваченного темой наблюдателя. Оба основывают учение на клинических наблюдениях, что идет вразрез с доказательной системой академической науки. Их клинический метод, разделенный столетием, использует единую объяснительную философ-скую систему. В теории и практике они изучают феномен живого человека; интерпретируют симптомы; рассматривают развитие болезненной почвы человечества и динамику сознания. Оба учения обрели жизнь в веках, вызывают восхищение, споры, желание разгадать все предложенные ими теоремы.