Гомеопатия и психотерапия разделились на множество направлений. В гомеопатии различают уницистское, классическое, клиническое, антропософское направление, гомотоксикологию, систематическую, биорезонансную гомеопатию, гомеопсихологию. Осмысливается направление гомеопатического психоанализа. В психотерапии существует когнитивно — поведенческое, экзистенциальное, психодинамическое, гуманистическое, клиническое, психоаналитическое, гипосуггестивное направление психотерапии и много специфических уникальных практик, представляющих интересные объяснительные теории. Вопросы душевных взаимоотношений, энергетическая обусловленность психических процессов, пространственная динамическая структура сознания, течение жизненного процесса, изучение феноменов, реальное отношение бессознательного к вопросам жизни и смерти — не могут быть разрешены на уровне психоанализа или даже всей психотерапии. Они преобразуются в вопросы теории здоровья и болезни, самоорганизации и центральной ключевой регуляции, экологии и эволюции человека в целом.
Философская и научная трактовка метода гомеопатии и самого предмета исследования до настоящего времени затруднена, ввиду многообразия решаемых вопросов. Очевидно, что упрощение проблемы не подвинет нас к выяснению истины. Вероятно, скоро вместо спора о позиции уницистов и клиницистов придет понятие о важности систематических интердисциплинарных, философских исследований в гомеопатии. Одни школы гомеопатии прославляют искусство и алгоритм реперторизации, другие основываются на клинико — природно-научном, философско-психологическом или систематическом направлении гомеопатии. Сотрудничество на основе выяснения позиций предпочтительнее раскола в рядах гомеопатов. Обсуждая механизм действия гомеопатических средств, гомеопаты не могут обойти вопрос о границе между живым и неживым. Ранее эти вопросы обсуждала теология, эзотерика. Позднее эта тема стала достоянием конструктивистской философии, физики. Затем в качестве фундаментальной науки созрела экология. Ноосферное, экологическое мышление опирается на реальный жизненный опыт и блестящие догадки исследователей. Что такое бессознательное, одно из ведущих понятий психотерапии — подвал сознания? “Бессознательное (БСЗ) можно идентифицировать с автоматическим поведением, забытым опытом, воспоминанием, недостатком внимания, тем, что не было объективизировано в словах, или как субстрат универсального или личного опыта. В то же время БСЗ мыслится как сила, первоисточник, творческое, жизненное начало, первопричина, конечная цель, защита. Все существенное приходит к нам из БСЗ и к нему возвращается: страстные устремления, озарения, импульсы, идеи, все виды творческого воображения. Психическая реальность — ряд постепенно уходящих вглубь слоев БСЗ. Коллективное БСЗ — субстрат универсального опыта человечества, действующий в каждой личности” Термин БСЗ подобен терминам Бытие, Ничто, Субстанция. Эти символы помогают сделать непознаваемое хотя бы отчасти доступным. Стремление к истине и саморазвитию предполагает озарение бессознательных глубин личности” (Энциклопедия сознания, 2001г).
Психоанализ проложил научный подход к субъективности человека. Учение о бессознательной жизни души может становится неотъемлемой частью многих наук. Психоанализ имеет множество определений. За последние десятилетия на место чистой интерпретации и герменевтического понимания пришел герменевтический конструктивизм. Более, чем конфликт, стал рассматриваться дефицит функций в психической структуре Эго, примитивные и регрессивные аспекты психических механизмов. Появилась задача ускорять процессы созревания психики, создавать более интегрированные и дифференцированные схемы психической деятельности, влиять на комплексные процессы, уходить от инфантильного к зрелому восприятию. Психоанализ “индивидуализирует то, чем пренебрегает природа, не заботящаяся о слабых индивидах”. Ганеман пишет о “ слепой жизненной силе”. А что есть духовный динамический двигатель, руководящий жизненный принцип — ключевые понятия гомеопатии?
Станет ли гомеопатия элитарной дисциплиной, строго выделив свой участок и ограничив язык? Сумеет ли она объяснить сущность принципа подобия, состыковав многие понятия в исследовательском поле многих дисциплин? Сумеет ли объяснить принцип действия, точку приложения препаратов, функциональный путь средства? Станет ли она стремиться к подавлению соматических и эмоциональных симптомов, напрягая генетическую систему? Иными словами, может ли гомеопатия вполне осознать себя и развиваться без знания эволюционной иммунологии, психогенетики, психологии, биоэкологии, физики, математики, интегративной, системной психотерапии, без знакомства с философией? Ясно, что она не может ограничиться школьным, первичным знанием. Как первопроходец, поднимает она все болевые точки медицины, вскрывает всю недосказанность, принимает на себя непомерные требования.
Порою трудно разгадать, гомеопатом или психотерапевтам принадлежит определяющая мысль. “Мы далеко не исчерпали проблему идентификации и стоим перед процессом понимания чужеродности других людей... Момент периодического возмущения надо принять во внимание.. Важно раскрытие тайны органической жизни вообще.... Наше нынешнее чувство Я есть лишь жалкий остаток первоначального более широкого всеобъемлющего чувства, которое соответствовало внутреннему ощущению связанности Я с окружающим миром. Внешние принуждения постепенно внутренне осваиваются. Особая инстанция души принимает его в число своих заповедей. Я прежде всего телесное. Самое глубокое и самое весомое может быть бессознательным. Первичные позывы-представители воздействия всех сил, рожденных в организме и перенесенных в психический аппарат. Чем поможет тончайший психоанализ социального невроза, если никто не обладает авторитетом подчинить массу терапии? Можно надеяться, что кто-то отважится на изучение патологии культурных коллективов. Результатом всех усилий культуры стало состояние, которое ощущается как невыносимое. Вопрос судьбы рода человеческого в том, удастся ли культуре обуздать позыв к самоуничтожению? Будем надеяться, что вечный Эрос отстоит себя в борьбе со столь же бессмертным противником”. (З. Фрейд)
До сих пор в медицине господствует линейный этио — патогенетический анализ: сопоставление состояния с очерченным кругом болезни. Переходные и промежуточные состояния встречаются намного чаще, чем четкие противоположности. Нужно описать феномен, объяснить его динамическую и экономическую природу. “Казалось бы, нет ничего достовернее, чем чувство собственного Я, отграниченного от остального. Психоаналитическое исследование показало, что эта видимость обманчива. Я, не пересекая внутренне очерченных границ, переходит в бессознательную душевную сущность Оно, для которой Я служит фасадом. Из патологии мы узнаем о большом количестве состояний, при которых грань между Я и внешним миром становится неопределенной или неправильно проложенной. Разделение психики на сознание и бессознательное — основная предпосылка психоанализа, которая дает ему одному возможность понять патологические процессы психической жизни и причислить их к научным явлениям... Психоанализ — исчисление бесконечно малых величин” (Фрейд). “К сожалению. не существует возможности клинически подтвердить клеточную торию жизни и смерти. Фрейд закрыл в ящике стола биологически основанный проект научной психологии и перешел к психологическим обоснованиям. Через 20 лет он пришел к метапсихологии” (13). “Мысль, что человек постигает свою общность с окружающим миром через непосредственное чувство, плохо вяжется со структурой психики. Оправданной становится попытка психоаналитического, т.е. генетического объяснения этого чувства” (31).Настоящее время уже позволяет нам (благодаря иммунологи и экологии) рассматривать вопросы жизни, смерти, существования на клеточном и системном уровне, соотносить единые принципы живого, использовать их в гомеопатическом, психологическом анализе. Психотерапия осознала феномен бессознательного. Гомеопатия описала феномен и принцип подобия. Гомеопатический психоанализ расширяет понятие о подвижной структуре сознания и предлагает естественно — научное описание феномена подобия на экологической основе.
Мы живем на вулкане. Накоплена масса информации, а в виртуальном мире нет никакого, даже приблизительного порядка. Совершенно очевидна необходимость подготовки специалистов — интерпретаторов, систематиков, имеющих тяготение и призвание к хлопотливому делу ассоциативного анализа. Это — класс переводчиков с языка одного исследовательского поля на другой язык. Такая работа не может быть достоянием одиночек и способом самовыражения в диссертациях. И в первую очередь систематики нужны в психо — биологии, науке о человеке.
Д. Гранжоржем высказана мысль о том, что гомеопатия призвана стать мостом между “органической” медициной, лечащей материальные органы медикаментами и психоанализом, исследующим дух и мысли и использующим лечебное слово. У изучающих гомеопатию современных врачей есть 2 возможности. 1. Ограничение работы техническими методами поиска подобных симптомов, совершенствование компьютерных средств диагностики. 2. Более глубокая интеграция гомеопатии с другими дисциплинами — единомышленниками в системно — функциональном изучении живого человека, рассмотрение феномена, процесса и принципов существования. Психоанализ, как и гомеопатия, изучает философско-антропологические принципы. Другого способа решения внутренних задач, кроме предложения всем заинтересованным сторонам совместно представить интегральную модель человека, она не имеет. При рассмотрении частных вопросов гомеопатии и психотерапии важно дифференцировать субъективные и объективные сложности их развития, причины того знания или незнания, к восприятию которого мы готовы в силу душевного опыта. Гомеопатия на сегодняшний день — ведущая дисциплина информативной, комплиментарной, интегративной, систематической медицины. Но она нуждается в расширении объяснительной системы. Теория, универсальная парадигма, методология, рабочие алгоритмы, — все должно быть подвергнуто анализу и рассмотрено на языке других наук. Нельзя объять необъятного в представлении о феномене человека. Возможно лишь спокойно и ровно, без спешки стремиться к все большему постижению истины, поддерживая друг друга на этом пути.