ПОСТ-РЕЛИЗ по результатам VI международной Юнгианско-философской конференции модальности «Юнгианский анализ» и кластера «Философская психология и психотерапия» ОППЛ и Философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова на Межконтинентальном экстерриториальном конгрессе «Психотерапия без границ»
31 октября — 4 ноября 2024 года
VI международная юнгианско-философская конференция была организована модальностью «Юнгианский анализ» ОППЛ икластером «Философская психология и психотерапия» ОППЛ и успешно проведена 2 ноября 2024 года под руководством руководителя модальности «Юнгианский анализ» ОППЛ, доктора научной психотерапи МАНП, кандидата химических наук Лидии Алексеевны Суриной совместно с доктором философских наук, сопредседателем кластера«Философская психология и психотерапия» ОППЛВладимиром Васильевичем Винокуровым и психотерапевтом, сопредседателем кластера«Философская психология и психотерапия» ОППЛ Ольгой Павловной Яковлевой. Это была шестая юнгианско-философская конференция глубинных психологов и психотерапевтов юнгианского направления, проведённой под эгидой Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, в творческом и профессиональном содружестве с Философским факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова.
Эта конференция достойно продолжила традиции междисциплинарных конференций Эранос, неизменным участником которых был К.Г. Юнг, и далавозможность представителям различных направлений психологии и психотерапии, а также видным академическим учёным — философам и филологам, историкам и культурологам, искусствоведам и естествоиспытателям — вместе с исследователями бессознательного человеческой психики и мастерами творческих профессий открывать тайны древних символических систем и перекидывать мосты к современным знаниям, дающим нам ключи постижения законов реальности, глубины души и высоты духа. Участники конференции стали свидетелями парадоксального соединения, казалось бы, несоединимых идей в творческом междисциплинарном поле — синтеза, ведущего нас к пониманию собственного пути, целостному восприятию жизни и человеческой природы.
Открывая конференцию, Л.А. Сурина передала участникам приветствие президента ОППЛ, ПерсональногоЧленаЕвропейскойАссоциацииПсихотерапии, докторамедицинскихнаук Макарова Виктора Викторовича. В своём приветствии Виктор Викторович Макаров отметил большое значение юнгианского направления в развитии психотерапии и высоко оценил роль юнгианских конференций ОППЛ, ежегодно организуемых Л.А. Суриной. Он подчеркнул уникальную особенность данных конференций — их междисциплинарный характер, который позволяет психологам и психотерапевтам самых разных модальностей, а также представителям других отраслей знания, науки и искусства поделиться своими новыми мыслями, результатами исследований и размышлениями на важные и актуальные для человека темы. В.В. Макаров пожелал успеха нынешней конференции и выразил уверенность в том, что с каждым годом будет расти её уровень и масштаб.
Конференция стала уже традиционной для её участников и слушателей, но на этот раз общий теоретический уровень выступлений, докладов и мастер-классов стал ещё выше — более половины всех выступающих имели учёные степени доктора или кандидата наук. В течение полного дня — с 10 до 19 часов продолжалосьинтеллектуальноетворчество, читалисьвеликолепныедоклады, велисьоживлённые дискуссии.
В работе конференции приняли участие:
Тематическое поле конференции предложило участникам следующие вопросы для обсуждения:
Содержательную программу конференции открыл Владимир Васильевич Винокуров — доктор философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В своём докладе «Мужчина, женщина и Философский Камень» уважаемый автор поднял вопросы, связанные с определением различия природ, социальной оценки, самооценки, прав и притязаний на уважение мужчины и женщины. Эти вопросы относятся к проблемам, которые всегда находились в фокусе внимания медиков, психологов, юристов, филологов, философов и теологов в истории мысли. Современная эпоха, релятивизируя социально-гендерные и половые отношения между мужчиной и женщиной, приводит к смешению, смещению и в радикальном пределе к устранению самого различия между ними, формируя странные идеалы человека со стертыми социальными, гендерными и половыми признаками. Возникает своеобразная «социальная и хирургическая алхимия», построенная на традиционном принципе, сформировавшемся в технологии этой дисциплины, «смешения разнородного». В докладе рассматривается история проблемы и дискуссий о достоинстве мужчины и женщины в точке бифуркации культуры Средних веков и Возрождения. Объектом исследования выбираются дневники и отчеты «бесед с ангелами» ученого, дипломата и алхимика Джона Ди. Предметом рассмотрения является содержание беседы о достоинстве женщины. Трудность анализа заключается в отделении культурных образов от рационального, научного и философского содержания. Осуществляется реконструкция дискурса о достоинстве женщины на языке логики и математики, показана релевантность эксплицируемых положений. Эксплицируется различие Камня философов и Философского камня, под первым понимают химическую составляющую труда алхимика, а под вторым само искусство приводить несовершенное к совершенному, увеличивая достоинство исходного материала. «Философский камень» философии это способность устанавливать отношение между трудом, целью и ценностью.
Всех слушателей без исключения покорило блестящее выступление Александра Лазаревича Каткова — доктора медицинских наук, профессора, вице-президент ОППЛ из Казахстана. Его потрясающий по глубине, интеллектуальной силе и эмоциональной выразительности доклад «Эпистемологическое обоснование концепции ассоциированного, сверх-адаптивного интеллекта (АСИ)» никого не оставил равнодушным. В своём докладе профессор Катков рассмотрел понятие ассоциированного сверх-адаптивного интеллекта, обосновал актуальность разработки модели АСИ. Раскрыл эпистемологический смысл термина «ассоциированный» (адресация к одноименной эпистемологической платформе), Уточнил содержание термина «сверх-адаптивный», а также обсудил возможные варианты использования модели АСИ для обеспечения индивидуальной и социальной устойчивости к вызовам Новейшего времени.
Продолжила конференцию доктор научной психотерапии МАНП, кандидат химических наук, аналитический психолог и психотерапевт Лидия Алексеевна Сурина. Она выступила с концептуальным докладом «Развитие сознания в аналитической психологии и современной юнгианской психотерапии». Автор отметила, что в настоящее время, отмеченное сложными переходными процессами, каждому человеку важно быть ответственным за свои выборы. Это возможно лишь при его развитом сознании и понимании связей между сознанием и бессознательным. Данные задачи успешно решает аналитическая психология К.Г. Юнга и современная юнгианская психотерапия. Осознание психических процессов и развитие сознания, а также философское осмысление этих важных составляющих человеческой культуры чрезвычайно важны для психического здоровья каждого человека и общества в целом.
Известный филолог, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Государственного университета просвещения Татьяна Александровна Алпатова представила свой доклад «Юнгианский анализ «детского репертуара» в круге чтения современных взрослых (на примере книг В.П. Крапивина)». В докладе автор рассмотрела специфику реализации «детского Я» в прозе В.Крапивина и проблемы интеграции личности благодаря практикам чтения. Татьяна Александровна дала понимание субъектной структуры прозы писателя в соотношении с моделью личности, предложенной К.-Г.Юнгом, проанализировала особенности обращения к глубинным мифопоэтическим моделям и их трансформация в прозе писателя. Привела и интерпретировала данные о месте и роли произведений В.П. Крапивина в сознании современных читателей-взрослых.
Великолепный доклад «Нейропсихологические аспекты философии психотерапии здоровых» представил доктор медицинских наук, профессор МАНП, врач-психотерапевт Андрей БорисовичСтрельченко. В докладе автор обсудил современные исследования в нейропсихологии применительно к философским аспектам здоровья, лежащих в основе принципов Психотерапии здоровых.
Клинический психолог, гипнолог, сопредседатель кластера «Философская психология и психотерапия» ОППЛ Ольга Павловна Яковлева выступила с докладом «Применение метода эннеаграммы для выявления глубинной базовой мотивации в критических точках терапии». Автор рассматривает эннеаграмму в качестве глубинного и точного психологического инструмента, дающего более ясное видение и осознание себя и клиента в критических точках терапии. Понимание глубинных истоков внутри — и межличностных конфликтов (психологических и психосоматических проблемных состояний) позволяет эффективно концентрироваться на ключевых проблемах и целях и применять наиболее релевантные методики терапии, существенно сокращая время диагностики и поиска решений. Метод позволяет отслеживать и гибко реагировать на возникшее сопротивление, явления переноса и контрпереноса. Метод эннеаграммы обладает колоссальным трансформационным потенциалом, опираясь на который мы, как и наши клиенты, можем наилучшим образом проявляться и реализовывать себя в мире. Автор представляет практико ориентированный курс «Эннеаграмма в психотерапии и коучинге» (в формате тренинга-лаборатории), созданный на основании многолетнего опыта применения и преподавания метода эннеаграммы.
Глубокие темы равновесия в широком контексте данного понятия подняла в своём докладе «О принципе равновесия и его символах в жизни, искусстве и психотерапии» кандидат психологических наук, аналитический психолог Оксана Викторовна Кузнецова. Автор поведала слушателям о том, что равновесие — принцип существования любой системы, проявляющий себя в самых разных сферах: природе, социуме, экономике, культуре. Равновесие ещё с незапамятных времён стало рассматриваться как закон мироздания. Образы равновесия присутствуют во многих символических системах древности, и прежде всего, один из основных смыслов символических систем — помощь человеку в обретении равновесия и устойчивости. Равновесие может проявлять себя как объективное и субъективное, а устойчивость (как сохранение равновесного состояния системы) — раскрывать себя в своих статических и динамических характеристиках. Каким образом это знание может быть востребовано в психотерапии? Какие метафоры и мотивы, образы и символы смогут поддержать психотерапевта и помочь пациенту? В докладе представлены имагинативные практики для работы с темой равновесия.
С великолепным, содержательным докладом «Сегрегация алхимии от «науки» или натуральной философии: искусственно и правомерно ли?» выступила представительница естественных наук химик Елена АнатольевнаБаум — кандидат химических наук, старший научный сотрудник кафедры Физической химии Химического факультета МГУ им. Ломоносова. Автор — известный историк химии как науки и алхимии как герметического искусства — предлагает оригинальный взгляд на концепцию алхимии как символической системы, что чрезвычайно близко юнгианскому подходу. Автор указывает, что на протяжении длительного времени многими историками науки поддерживалась точка зрения, что психологические, экстатические или иррациональные элементы являются фундаментальными для алхимии. Эта модель алхимии была основана главным образом на работах М. Элиаде и разбавленной версии концепций К.Г. Юнга, поддержанной вниманием Э.Мецгер к витализму. Да, алхимическая мысль часто воплощала культурные и интеллектуальные предпосылки и намерения, сильно отличающиеся от тех, которые типичны для современной эпохи. Однако анализ работ известных химиков XIX века в сочетании с последними исследованиями историков и социологов науки таких, как У.Ньюман, Л. Принчипе, Б. Жоли и др., даёт основания утверждать неправомерность интерпретаций, которые искусственно, неоправданно и, прежде всего, антиисторически способствуют разрыву между «алхимией» и «химией». Важнейшим выходом для установления консесуса по указанной проблематике, как видится автору настоящего доклада, является обладание и работа с исправленными текстами, локализуемыми по времени и месту, в сочетании с информацией об интеллектуальной, временной, религиозной, социальной и политической ситуации их создателей. Именно подобный подход является важнейшей предпосылкой для основательного и контекстуального исторического исследования, способного привести к новому пониманию феномена алхимии.
Кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт Наталья Олеговна Карафа-Корбут выступила с докладом «Триплет. Гностический и логический архетип». Соавторами её доклада явились магистр психологии Татьяна Николаевна Виселина и психолог-психоаналитик Ольга Валерьевна Бухаркова.В докладе представлена структура культурного кода мифа, с точки зрения триплета. Сообщение посвящено триплетной организации онтогенеза. Триплетом объединены те уровни развития, которые функционально связаны и образуют уровни будущего развития, актуального развития и резервов компенсации. Как динамическая структура онтогенеза триплет объединяет прошлое развитие с будущим через хронологические особенности настоящего. Поскольку функциональной составляющей триплета является деятельность, то ей и принадлежит ведущая роль в сборке разрозненных элементов развития в единую функциональную систему. Это позволяет естественно трактовать и соотносить соматическую и психосоматическую постнатальную симптоматику с периодизацией развития. Патологические воздействия являются причиной сбоя генетически обусловленных ритмов онтогенеза счет нарушения нейрогуморальных, вегетативных и других путей регуляции. Было бы логичным учитывать онтогенетические программы в терапии психосоматических расстройств.
Глубокое и яркое выступление кандидата экономических наук, аналитического психолога Светланы Валерьевны Семёновой было посвящено анализу такого явления, как супружеская измена. Автор предлагает доклад «Психология измены: измена как предательство себя и другого» как размышление и исследование психологии измен и причин неверности в отношениях пары с трёх профессиональных позиций: психоаналитической позиции, через призму теории комплексов К.Г. Юнга и с позиции трансгенерационной передачи семейной травмы привязанности.
Кандидат медицинских наук, психолог Елена Валентиновна Ковалева представила свой доклад «Поля соȥнания. Философия и психология в универсальных принципах мироздания». Поля Соȥнания философии (Ѳ-поле) и психологим (Ѱ-поле) соотносятся как внешнее и внутреннее в универсальном принципе «Изумрудной Скрижали» Гермеса Трисмегиста: «Что снаружи, то и внутри; что внутри, то и снаружи». «Всеначальная єнергия во всем проявленном мире одна, но свойства или качества её многоразличны» — говорит Е.И. Рерих в «Беседах с Учителем». Философия издревле подмечает и изучает эту многоразличность проявлений Единого в феноменах Природы, Человека и Общества. Недавно отпочковавшаяся от основного философского ствола в самостоятельную отрасль знания психология сосредоточила своё внимание на том, как проживает и реагирует Человек и Общество на многоразличность единой всеначальной єнергии. Действительность и взаимосвязь явлений познаётся Человеком через символы и образы. Данный доклад посвящен разбору глубинных символов, которыми пользовались мудрецы и философы разных эпох и культур для сохранения и передачи знаний о единой всеначальной єнергии, действующей как извне на сознание человека, так и через психику человека вовне на окружающий мир.
Многогранный специалист — кандидат технических наук, старший научный сотрудник, независимый исследователь древних философских и символических систем Валерий Николаевич Чурсин выступил с докладом «Трансперсональная психология М. Боуэна в зеркале философии русского космизма Н. Федорова». Философия русского космизма характеризуется уникальным сочетанием рационального и изотерического начала. Ее основоположник Н. Федоров (1829-1903) выступил с утопической идеей «братства» и «общего дела», в основе которой находилась христианская мечта о всеобщем воскресении предков, к практическому осуществлению которой в реальном мире он призвал «ученых и неученых». Его концепцию сыновнего долга воскресения можно интерпретировать в терминах современной трансперсональной психологии М. Боуэна. Выводы Н. Федорова также сопоставимы с работами А. Шутценбергер (межпоколенческий баланс, синдром предков), П. Вилговиц (эффект вампира).
Глубочайший, проникновенный и необычайно красивый доклад «Менопауза. Когда оживает миф» прозвучал из уст врача-психотерапевта, репродуктивного психолога Ирины Викторовны Агеевой. Автор напомнила слушателям, что ещё со школьных времен нам знакомы мифы Древней Греции. И один из них — миф о богине плодородия Деметре и её дочери богине подземного мира Персефоне. Этот миф, являясь архетипическим, вплетается не только в душу женщины, но и в её репродуктивное здоровье, порождая кризисы и формируя те или иные психосоматические симптомы. Наиболее драматично миф реализуется в период менопаузы, когда происходит расставание с фолликулами и завершение репродуктивной жизни. От того, станет ли женщина заложницей депрессивной Деметры, не пережившей потерю дочери, или найдёт для себя новые возможности для трансформации и развития, будет зависеть вся последующая жизнь.
Глубокий и интересный доклад «Психоаналитический подход к феномену переходных состояний в кризисный период» представила магистр психологии, клинический психолог Ольга Сергеевна Сурина. В докладе были представлены результаты исследования переходных состояний, которые переживает человек в периоды жизненных перемен. Изучены стадии перехода и их особенности. В ходе исследования был проведён психологический анализ переходных состояний (на примере пяти клиентских кейсов) и выявлены закономерности этих процессов. Предложен механизм функционирования самого переходного процесса в психоаналитическом и символическом контекстах, а также классификация социальных ритуалов, связанных с переходными состояниями.
Великолепным докладом «Ребёнок очень хороших родителей. (не) остаться в раю?» покорила аудиторию Евгения Николаевна Котелина —аналитический психолог, песочный терапевт, арома-психолог. Некоторые современные родители очень стараются быть для своего ребенка очень хорошими, на все 200 процентов. Для этого у них есть свои причины. В докладе автор рассмотрит, что вовлекает таких родителей в эту гонку за раем, и каково это — быть ребёнком таких родителей. Автор также размышляет о том, зачем всё же нужна яблоня в раю, и возможно ли перестать бояться Змия.
Аналитический психолог, арбитражный юрист, бизнес-аналитик в сфере Due Diligence Марина Владимировна Мороз выступила с докладом «Понятие судьбы через призму аналитической психологии К.Г. Юнга и западных символических систем».В докладе исследуются обусловленности и свободы человека в парадигме аналитической психологии К.Г. Юнга. Автор использует метод аналогии как основу вертикального мышления для познания законов Судьбы и интеграции личности на Пути индивидуации — одного из важнейших ключевых понятий аналитической психологии К.Г. Юнга. Западные символические системы — такие, как астрология, таро, каббала — в архетипическом поле аналитической психологии могут стать ориентирами Судьбы. Автор заглядывает за кулисы Со-Бытия и формулирует Непреложный Закон Резонанса.
Наталия Сергеевна Пташник — магистр психологии, психотерапевт, соавтор техники Психосамадхи — представила доклад «Психотехнологии — инфобиз или психотерапия современности?». В докладе был проведён методологический анализ явления в современных реалиях психотерапии на примере отдельных приёмов и инструментов, используемых в большинстве популярных авторских методик психотерапии, а также представлен краткий обзор результатов научных исследований эффективности таких технологий.
Аналитический психолог, психотерапевт в методе полимодальной, аналитической и психоаналитической психотерапии Светлана Борисовна Савкинавыступила с докладом «1+1=3, или разные подходы к пониманию любви». Древние пифагорейцы мыслили цель человеческой жизни как восстановление совершенной природы через достижение гармонии. Упражняться в гармонии привычнее через музыку (звук, ритм), математику (число, уравнение) и брачные отношения (он и она, священный брак Hieros Gamos). Вам предлагается странное математического тождество: 1+1=3. Посмотрим на него как на образ, отсылающий нас к гармонии. Это идеалистическая мистификация чисел, или философская антиномия, или логичное заключение, или культурно заданная форма? Попробуем отгадать данную загадку Сфинкса и понять, при каких условиях гармония, реализуемая через встречу двух (личностей), символизируется числом 1, когда числом 2, когда числом 3. Помогать нам в поиске будут Пифагор, К.Г. Юнг, А.Гугенбюль-Крейг и священник Павел Флоренский. Возможно, они подскажут ритуалы посвящения в члены гармонического ордена.
Анатолий СемёновичКинчаров, социальный психолог, представил доклад «Что такое человек иммануила канта? Антропология как целостное учение о человеке». В докладе автор рассматривал и анализировал следующие темы: 1. И. Кант, основоположник философской антропологии выделил три главных вопроса бытия человека: «Что я могу знать?», «Что я должен знать?», «На что я смею надеяться?». Позже он объединил в четвертый — «Что такое человек?» 2. Априорные формы психики Карла Юнга и Иммануила Канта, 3. Аюрведическая холистическая концепция «Человек», 4. Кантовская медитация
Магистр философии Анна АнатольевнаДмитриева выступила с докладом«Интенсивная психотерапия биполярно-аффективного расстройства личности: стратегия и тактика». Авторрассматривала стратегию и тактику психотерапии БАР, на примере случаев, разрешённых методом ЭОТ. В приводимых случаях выход в устойчивую ремиссию был достигнут за 6-8 терапевтических сессий. Особое внимание уделяется влиянию терапевтической позиции на ход и результат терапии и вопросу ответственности клиента и терапевта за терапевтический процесс в психотерапии психотических состояний. Освещаются особенности работы с видами сопротивления, типичными для клиентов с БАР, со структурой внутреннего взрослого, а также технология составления контракта, который обеспечит как безопасность терапевта, так и эффективность терапевтической процесса.
Завершило содержательную часть конференции выступление клинического психолога Оксаны Григорьевны Покатаевой с докладом «Золотой Век в Кали-Юге: чтобы быть счастливым, нужно жить по вселенским законам и духовно развиваться». В докладе автор анализирует современное новейшее время с точки зрения Вед. Проводит сравнения некоторых мудрецов по поводу нашего времени (с примерами из Бгахавадгиты, лекций Ошо, работ Рерихов, глубинных аналитиков прошлого столетия, в частности, Джеймса Холлиса). Интерпретирует с помощью юнгианского метода (сознательное и добровольное вовлечение в символическую игру) ведические тексты, а также приводит авторскую интерпретацию Вселенских Законов с примерами из философии, психологии, сказок и эзотерики. Также автор предлагает практическое решение: посмотреть на счастье человека как на «мышцу», которая тренируется. Данный доклад является введением в авторский метод «Счастье-терапию».
В результате работыVIЮнгианско-философской конференции в рамках Межконтинентального экстерриториального конгресса «Психотерапия без границ» участники отметили следующее:
На основании обсуждения докладов, анализа дискуссии и современного состояния в сфере развития глубинной психологии бессознательного и юнгианской психотерапии конференция предлагает следующие решения:
Решение VI международной Юнгианско-философской конференции модальности «Юнгианский анализ» и кластера «Философская психология и психотерапия» ОППЛ и Философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова на Межконтинентальном экстерриториальном конгрессе «Психотерапия без границ»
Главным итогом работы VI международной Юнгианско-философской конференции модальности «Юнгианский анализ» и кластера «Философская психология и психотерапия» ОППЛ и Философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова можно считать дальнейшее объединение глубинных психологов и психотерапевтов юнгианского направления в творческом научном взаимодействии с представителями других дисциплин под эгидой Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги и укрепление перспектив развития глубинной психотерапии в современном российском обществе.
Публикация: 13.11.2024