Системная семейная психотерапия: восточная версия (далее ССТВВ) — метод психотерапевтической помощи членам семьи в гармонизации семейных отношений, в выполнении родительских функций, в улучшении экологичных условий жизни, а также в решении личных проблем при поддержке семьи. Мобилизация интеллекта членов семьи с осознанным переходом от разрушительных мотиваций к созидательным облегчает принятие ответственных решений в условиях неопределенных и противоречивых жизненных обстоятельств.
Системная семейная психотерапия: восточная версия (далее ССТВВ) — метод психотерапевтической помощи членам семьи в гармонизации семейных отношений, в выполнении родительских функций, в улучшении экологичных условий жизни, а также в решении личных проблем при поддержке семьи. Мобилизация интеллекта членов семьи с осознанным переходом от разрушительных мотиваций к созидательным облегчает принятие ответственных решений в условиях неопределенных и противоречивых жизненных обстоятельств.
Отличительная особенность ССТВ: структурно-функциональная организация семьи и динамика ее состояний объясняется на основе современной теории систем и нейроинформатики, изучающей принципы коммуникации и принятия решений в условиях неопределенности и противоречивости обстоятельств. ССТВВ помогает членам семьи осознанно разделять разрушительные и созидательные поведенческие мотивации при выборе своей роли в семье. В отличие от иных модальностей, концентрирующих внимание на холизме и стабильности семьи (на «здоровье» семьи и «симптомах» нарушений), ССТВВ анализирует динамику семейного состояния, рассматривая констелляцию фамилионов, то есть, отдельных актов взаимодействия членов семьи. Другая особенность ССТВВ заключается в интерпретации принципов внутрисемейного взаимопонимания. Общность контекстного поля, формируется информационно-эмоциональными связями. Имеется в виду, что коммуникация членов семьи обеспечивается обменом вербальных и невербальных посылок, обладающих эмоциональной насыщенностью. Еще одна особенность, отличающая ССТВВ от других модальностей — это учет целесообразности семейной организации. Все системы, включая семью, формируются под влиянием системоорганизующего фактора [1], вовлекающего взаимосвязанные элементы в деятельность по достижению общей цели. Поэтому ССТВВ занимается исследованием семейного целеполагания с учетом стадии развития. Степень консолидации и способность разрешения возникающих проблем определяется функциональным ресурсом системы. Поэтому в выборе путей, ведущих к гармонизации семейных отношений, главное внимание уделяется функциональному ресурсу семьи — разработан способ его измерения и обозначены возможности его повышения.
Структура ССТВВ. Комплексная психотерапевтическая программа ССТВВ включает в себя диагностику состояния семьи с определением угрозы ее целостности; оценку функционального ресурса, обеспечивающего преодоление угрозы; выявление проблемных зон в поведении членов семьи; анализ мотиваций и стратегий достижения членами семьи личных целей; оценку родительской мотивации, степени толерантности и личной ответственности членов семьи за происходящие события, а также предусматривает коррекцию семейных отношений в процессе индивидуальной и групповой психотерапии с использованием метода визуализации. Метод способствует мобилизации интеллекта и помогает выяснить сущность проблемной жизненной ситуации, построить гипотетические варианты изменения, а затем выбрать оптимальный вариант решения проблемы.
Миссия ССТВВ: гармонизация внутрисемейных отношений с осознанием членами семьи преимуществ созидательных мотиваций над разрушительными, мобилизация семьи на поддержку членов семьи с расстройством здоровья и острыми личными проблемами, а также коррекция родительской мотивации супругов с вовлечением семьи в сопротивление демографической угрозе.
Историческая справка. Автором метода является Н.М. Лаврова. Метод активно формировался с 1991 года по 2006 год. Первая публикация о методе относится к 2003 году [5]. Затем после получения авторских свидетельств на метод [4,6] материалы с детальным освещением используемых приемов и теоретических подходов были опубликованы в журналах и тематических сборниках. В 2009 году было издано методическое руководство по ССТВВ [7]. Параллельно с разработкой методов оценки и коррекции семейного состояния проводились исследования факторов, влияющих на мобилизацию интеллекта членов семьи в проблемных ситуациях [8]. Внимание исследования концентрировалось на стратегиях принятия решений в условиях недостатка полезной информации и при наличии ложных сведений. Одновременно изучались мозговые механизмы восприятия поступающей информации с привлечением той, что содержится в памяти и отражает полученный жизненный опыт [3,8, 9].
Теоретические ориентиры ССТВВ: системология и раздел информатики, посвященный принципам межличностной коммуникации. Ключевой момент в понимании сущности семьи, как и любой другой системы — признание ее целесообразности. Имеется в виду, что формирование семейной системы, как и любой другой, происходит под влиянием системоорганизующего фактора [1,2], вовлекающего взаимосвязанные элементы в деятельность по достижению общей цели. Системная интерпретация с учетом закономерностей управления большими системами, состоящими из иерархически распределенных подсистем, облегчает рассмотрение особенностей организации семей, члены которых группируются в коалиции.
Вместе с системологией ориентиры в разработке методов ССТВВ предоставлены нейроинформатикой, изучающей принципы построения коммуникативной системы и создания цельных образов из отдельных информационных фрагментов. Формирование коммуникативной системы, предусматривающей сопряжение информационной и эмоциональной составляющих, является основным условием взаимопонимания в диалоге. Общность контекстов обеспечивается совпадением образов и эмоций, возникающих у собеседников при вербальном и невербальном общении.
Клиентом ССТВВ выступает семейная система, однако это не снижает внимания к личностным особенностям членов семьи. В настоящее время отсутствует общепризнанная теория личности, хотя накоплено много фактического материала относительно конструкции личности. В частности, сведения, характеризующие консолидацию мозговой деятельности, раскрывают принципы внутриличностной организации. При рассмотрении этих принципов обращается внимание на существование триады потребностей (самосохранения/самовыражения/продолжения рода), определяющих работу мозга и поведение. Можно полагать, что триада лежит в основе личности. Речь идет о триаде, а не об отдельно выделенных потребностях, поскольку они взаимосвязаны и могут переходить из одной категории в другую. Например, потребность самовыражения у творческой личности может достигать уровня категории самосохранения, поскольку прекращение творчества провоцирует гибель личности. Программа действий по удовлетворению потребности представляет собой мотивацию поведения [1]. Мотивации разделяются по категориям восстановительных и разрушительных. Последние выбираются чаще, потому что предполагают более быстрый способ решения жизненной проблемы.
Нервные и психические механизмы, опосредующие психотерапевтическое воздействие на членов семьи. При рассмотрении механизмов психотерапевтического воздействия ССТВВ обращается внимание на сочетание подходов (см. рис. 1). В первом подходе усилия ССТВВ направлены на повышение функционального ресурса, определяющего выход семьи из проблемных ситуаций. Уровень ресурса зависит от выраженности фактора, консолидирующего семью в достижении цели. Степень эффективности фактора и семейные обстоятельства, влияющие на его реализацию, анализируются в ходе тестирования [7]. Второй подход ССТВВ включает в себя комплекс воздействий на коммуникацию членов семьи. Коммуникация осуществляется посредством вербальных и невербальных посылок, в которых сопряжены смысловая и эмоциональная составляющие. Выяснение несовпадений и согласование разногласий позволяет исправить несоответствие контекстов и восстановить взаимопонимание. В третьем подходе ССТВВ сосредотачивает усилия на помощи членам семьи в принятии ответственных решений. Мобилизация интеллекта характеризуется способностью учесть максимум доступных сведений, распределить их по степени достоверности и значимости, а затем выстроить цельный образ проблемной ситуации. Поскольку достоверные сведения недостаточны и противоречивы, формулируются гипотезы. Чем выше мобилизация интеллекта, тем полнее гипотезы отражают ситуацию и тем ниже вероятность ошибки в принятии решения. Стратегии мобилизации интеллекта выбираются в соответствии с данными о трех стратегиях работы мозга в процессе принятия решений [3].
Рис. 1. Направления и механизмы воздействия системной семейной психотерапии: восточная версия с целью гармонизации внутрисемейных отношений. Цифрами обозначены номера подходов.
В четвертом подходе ССТВВ занимается сопротивлением негативным эмоциям, разрушающим отношения членов семьи. Возникновение эмоций обусловлено совокупностью мотиваций, определяющих поведений в сложившейся жизненной ситуации. Комплексы мотиваций составляют основу ролевых особенностей поведения. Имеются в виду многообразные ролевые категории, например, жертвы, преследователя, спасителя, матери или отца и т.д. В комплексе ролевых мотиваций выделяются генетически заданные и неизменные, а также те, которые возникли в результате обучения и могут перестраиваться. Если благодаря ССТВВ члену семьи удается войти в роль постороннего наблюдателя, то он производит селекцию выявленных мотиваций. Разрушительные мотивации обладают более четкой программой действий, чем восстановительные, и поэтому чаще актуализируются. В процессе ССТВВ приходит осознание, что разрушительные мотивации, провоцирующие негативные эмоции, препятствуют урегулированию разногласий в семье.
Структура используемых методов. ССТВВ проводится в форме сессий с привлечением взрослых членов семьи и детей. В процессе психотерапии допускаются индивидуальные сессии, а также детско-родительские сессии. Особо подчеркивается то обстоятельство, что используемые методы имеют двойное предназначение. С одной стороны, они обеспечивают диагностику состояния семьи и членов семьи с выявления проблемных моментов, а с другой — помогают мобилизовать семью на выход из проблемной зоны.
Методика оценки кризисного состояния основывается на предложенной классификации [5,10], выделяющей 9 типов кризисов. Использование физиологических данных относительно функционального состояния членов семьи вместе с измерением тревожности повышает объективность оценки. Выяснение степени выраженности кризисных явлений позволяет сформировать психотерапевтическую мишень ССТВВ.
Модификация метода генограммы [9] с обозначением степени и типа кризиса существенно увеличила наглядность генограммы.
Метод оценки функционального ресурса семьи [7] представляет собой инструмент для получения концентрированной информации о проблемах семьи и вероятности их решения. В основе метода лежит оригинальный тест, созданный в результате десятилетних наблюдений за способностью семьи решать возникающие проблемы. Применение компьютеризированного варианта сокращает время тестирования и обработки результатов, отражающих уровень ресурса. Благодаря тесту облегчается выяснение функциональных качеств членов семьи и детализируется мишень психотерапевтического воздействия. Использование теста снижает интеллектуальную и эмоциональную нагрузку специалистов ССТВВ, поскольку уменьшается напряжение творческой работы и сокращается число сессий, посвященных сбору информации и анализу состояния семейной системы.
Функциональный ресурс семьи определяет скорость ее возврата к равновесию, а также степень отклонения от равновесия при возникновении проблемных ситуаций. Положительная величина ресурса означает, что семья способна без посторонней помощи восстанавливать равновесие после негативных (деструктивных) событий. Чем выше положительный ресурс, тем быстрее семья решает проблемы и тем более гармонично ее равновесное состояние. Отрицательной величиной характеризуется ресурс семей, которые имеют тенденцию к разрушению, поскольку в недостаточной степени противостоят деструктивным факторам. Чем выше отрицательный ресурс семьи, тем больше вероятность, что она распадется, и тем больше она нуждается в коррекции своего состояния. Семейный консультант оказывает помощь в увеличении ресурса и его мобилизации в проблемной ситуации. Апробация теста в ходе ССТВВ показала его объективность при оценке способности семьи разрешать возникающие проблемы, а также при выявлении проблемных зон в поведении членов семьи. Осознание конструктивности и деструктивности психологических установок и поведенческих мотиваций открывает перспективу позитивных изменений.
1. Методика оценки родительской мотивации (далее — РМ) позволяет оценивать качество детско-отцовско-материнских отношений в рамках семьи, а также анализировать готовность мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке, к деторождению и выполнению функций по уходу и воспитанию детей. С помощью методики прослеживается изменение РМ в процессе ССТВВ при отработке обозначившихся проблем.
Сочетание методов оценки толерантности и стратегий поведения обеспечивает градуальную оценку готовности членов семьи к достижению согласия при возникновении разногласий. Термин толерантность неодинаково истолковывается в литературе, рис. 2 содержит схему с истолкованием термина и обозначением соотношения обстоятельств, влияющих на функциональный ресурс личности. В табл. 1 приводится перечень градаций толерантного состояния. Тест оценки стратегий поведения позволяет выявить недостатки поведения для последующей коррекции (см. табл. 2). Установлена связь толерантности и функциональности поведенческих стратегий. Чем выше толерантность, тем больше предпочтение функциональным стратегиям поведения [8].
Рис. 2. Толерантность в аспекте функционального ресурса личности.
Метод оценки личной ответственности предусматривает определение ее категории в соответствии с разработанной шкалой [8]. В процессе ССТВВ метод применяется для анализа способности членов семьи решать проблемы, провоцируемые несогласованными действиями. Чем выше положительная ответственность, тем легче найти выход из проблемной ситуации и достичь согласия. В случае отрицательной ответственности кого-то из членов семьи ССТВВ помогает решить проблему за счет тех, кто обладает высокой ответственностью
Метод визуализации проблемной ситуации, заключается в построении композиции, состоящей из графических элементов, олицетворяющих членов семьи и представителей социума. Размер элемента в композиции определяется важностью человека для разрешения жизненной проблемы, а распределение элементов в композиции отражает отношения окружающих людей. Метод, с одной стороны, позволяет получить наглядное представление о сущности проблемной ситуации, а с другой стороны — выделить обстоятельства, влияющие на преодоление трудного положения. Метод принципиально отличается от метода генограммы [9], ограниченного иллюстрацией структуры семьи. Метод визуализации позволяет решать те же задачи, что и практика майндфулнесс, помогающая осознать сущность ситуации, сложившейся в настоящем времени, и принять эту ситуацию. Преимущество метода визуализации состоит в его широких возможностях, обусловленных нейроинформационными знаниями о принципах построения цельного образа объекта из набора отдельных сведений. Имеется в виду, что построение графической композиции, передающей цельный образ проблемной ситуации, обеспечивается интеллектуальными усилиями, связывающими воедино все известные обстоятельства. Метод учитывает недостаток достоверных сведений и предусматривает формулированием гипотетических вариантов. Наличие набора возможных выходов из проблемной ситуации помогает избавляться от беспочвенных сомнений. Проблемная ситуация разрешается после выбора приемлемого варианта.
Благодаря ССТВВ семья разрешает противоречия, неизбежно возникающие во внутрисемейных отношениях. Утверждение ценности семьи вместе с возрастанием функционального ресурса семьи способствуют гармонизации внутрисемейных отношений. Формирование благоприятной экологичной семейной обстановки содействует поддержанию соматического и психического здоровья, избавлению от вредных зависимостей, а также долгожительству членов семьи. Под влиянием ССТВВ члены семьи исправляют набор мотиваций и поведенческих стратегий, согласуя свою семейную роль с другими членами семьи. При появлении угрозы разрушения семьи ССТВВ облегчает поиск выхода из кризисной ситуации с минимальным ущербом для благополучия членов семьи. В рамках ССТВВ отрабатываются навыки избегания ситуаций, провоцирующих негативные эмоции страха, агрессии, огорчения, и обращается внимание на создание ситуаций, вызывающих позитивную эмоцию симпатии (любви, благодарности), снимающей коммуникативные препятствия. Повышение родительской мотивации супругов с мобилизацией семьи на воспроизведение, на заботу и воспитание детей вовлекает семью в решение острой демографической проблемы.
Литература