ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Религиозно-ориентированная психотерапия

Битехтина Л.Д., Белорусов С.А.

РОП-терапия основывается на принципе актуализации духовного измерения личности, которое позволяет терапевту обеспечить безопасный путь коррекции для клиента. В богословском понимании духовный означает относящийся к иному миру, в смысле мира трансцендентного Божественного, которым человек трижды одарен: бытием, жизнью и Вечной жизнью, последнее есть Богоподобие, «образ Божий» — некий центр, способный улавливать животворящую силу духа. Феноменом такого подхода является синергия, позволяющая дать качественную оценку изменениям в духовной позицииличности, ее самоопределения (жизненно-церковная, личностная, научно-предметная), а также измерить ее направленность в зоне размыкания границ антропологических формаций (онтологической, онтической, виртуальной).

В размыкании границы предельного существования (в которой лежат все возможности времени будущего и нашего совершенства, где человек по возвращению в свою реальность наполнен смыслом жизни, жаждой быть, их иметь) и заключена цель РОП-терапии. В этой ситуации происходит непроизвольное погружение в трансцендентные рамки бытия, что РОП терапия использует как метод «слышания» духа Божия, признания сакральности жизни, как высшего способа бытия души — личности. «Терапия изменения трансцендентных границ» это способ «соработничества Бога и человека» -обустраивания современного интерфейса, место встречи человеческой воли с волей Божественной на религиозно-ориентированной платформе психотерапии.

Расширенное определение модальности

Религиозно-ориентированная психотерапия (далее — РОП-терапия) является особой модальностью, направлением психотерапии, оказания помощи людям, находящимся в кризисных ситуациях и испытывающим потребность в более глубоком понимании значимости событий, происходящих с ними в процессе жизненного пути. Такой отличительной чертой является наличие и рассмотрение мистического опыта и его переживания, которому всегда и прочно приписывается его невыразимость и непередаваемость.

Подобное заявление выстраивает приоритеты психотерапевтического процесса, указывая прежде всего на особый вид духовного или мистического познания как интуитивного угадывания Высшего горизонта бытия, закрытого от обычного эмпирического восприятия.

В богословском понимании духовный означает относящийся к иному миру в смысле мира трансцендентного Божественного. Подобный подход требует концептуального полагания, не размывающего границы реальности, а строго им определяемого. Рассмотри этот концепт как антропологический и как онтологический. Святитель, врач 20 столетия Лука (Войно-Ясенецкий) в своей книге «Дух, душа, тело» (1994) пишет, что все в мире имеет дары Духа Божия: вся природа имеет Дар бытия, все живое — еще и Дар жизни, а человек имеет еще и Дар Богоподобия. Таким образом, человек трижды одарен: бытием, жизнью и Вечной жизнью, последнее есть в нем как «образ Божий» — некий центр, способный улавливать животворящую силу духа.

Именно этот центр внутри человека — энергетически данный, а не заданный, способен эту силу духа как Благодатную энергию сообщать миру материальному, формируя тем самым «подобие» себе. Именно «подобие» как механизм уподобления во взаимосвязи с «образом» осуществляет духовное бытие и жизнь в сочетании с Божественными энергиями в деятельном Богообщении. По мысли священника Алексея Лихачева это положение представляет чрезвычайный интерес для психологии, «оно содержит в себе идею, что внутренний мир человека в потенции характеризуется разомкнутостью по отношению к бесконечности, вечному Смыслу, Истине. Может быть, психология вдохновения и высших психических состояний должна строиться с учетом подобной онтологии?» (ст. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии, МПЖ №3,2005).

Следует заметить, что данный тезис подчеркивает концептуальное различие существования «тварного» мира, сотворенного из «ничего», и мира вне пределов его досягаемости, несотворенного, Божественного, являющегося источником Благодатных энергий для творения. Это базовое положение определяет духовные практики, их развитие и религиозно — ориентированные терапии.

Этой мыслью утверждается, что дух есть не просто высшая форма психического (как хотела бы психология) но сверхпсихическая категория, имеющая особый онтологический статус, лежащий вне психологии, но ее конституирующий и животворящий. При таком методологическом подходе мы обязаны признать наличие взаимосвязи духовной и психической жизни, которая наполнена человеческим или духовным содержанием как разомкнутое навстречу качественно иному, онтологически высшему способу бытия, порождающему новую жизнь души — личность. И если духовная сфера есть качественно иной горизонт бытия, особый онтологический статус, особая ступень человеческого многоуровневого существования, то тогда и способы существования по психике и по духу будут различны. Ибо дух есть сила самоопределения к лучшему, обладающий личностными характеристиками своего онтологического бытия, проявляемого как способность самотрансценденции, открытости, уникальности, динамического, энергийного способа проживания. И это есть способ собственно человеческого образа бытия, носитель интенций личностного духа, центр энергийной активности. Это новая психодинамическая модель развития в русле святоотеческой традиции и христианской антропологии.

Соотносительно с другими модальностями, РОП-терапия предусматривает раздвижение смыслообразующих рамок контента психотерапевтического процесса, под которым мы подразумеваем условное «расширение терапевтического поля» как по горизонтали, так и по вертикали. «Горизонтальная» динамика простирается до рассмотрения возможностей взаимодействия нашего клиента с «миром невидимого». Это значит, что мы учитываем, как благотворные, так и вредоносные последствия влияния таких персонифицированных факторов, находящихся за пределами терминологического аппарата академической психологии, которые известны традиционному богословию как «ангелы и бесы» (Белорусов С.А. «Бесоодержимость» в «ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» — Т.4. — М., 2002).

Вертикальная перспектива РОП-терапии включает в себя не только «проработку» наследственно деструктивных детерминаций, но и принятие во внимание базовой богословской предпосылки относительно продолжения существования «Я» клиента за пределами земной жизни. Это определяет выбор доминирующих ценностных мотиваций в терапевтическом процессе, осуществляемом «sub specie aeternitas» — «с точки зрения вечности». Подобная терапевтическая парадигма преодолевает границы конвенциональной «научной» психологии, позволяя автору современного богословского труда «Православная Психотерапия» утверждать, что «лечение человека заключается фактически в очищении ума, сердца, образа Божия, в возвращении ума к первородной и первозданной красоте» (митрополит Иерофей (Влахос) «ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ», Троице-Сергиева Лавра, 2004).

Исторически РОП-терапевтический подход продолжает и расширяет традицию экзистенциальной психотерапии. Сутью последней является «приглашение к прочувствованию», помощь в преодолении тревоги, горя, вины и боли, их принятие и через это — восстановление поколебленных ресурсов ответственности, радости, отваги, вдохновения, творческого целеполагания и благоговения перед жизнью. Делая шаг вперед, РОП-терапия основывается на принципе актуализации духовного измерения личности, в ее способности к самотрансценденции, когда клиент в сопровождении терапевта проходит путь ре-интеграции тех составляющих его личности, которые доселе были незнакомы, репрессированы или искажены. (Белорусов С. «Седьмая сила» психологии — актуализация духовных ресурсов личности в парадигме вероучительных традиций. Постановка проблемы и примеры практической реализации" // Психотерапия. — 2007. — №8).

Таким образом, в психологическое консультирование и психотерапию вводится понятие «духовности». Являясь в первом приближении совокупностью свойств, выделяющих человеческое бытие из остального мира, в традиционном богословии оно выводится из Откровения о Богоподобии человека и выражает его несводимую к нижележащим пластам бытия сущность. Христианский подвижник Макарий Египетский (4 век) пишет: «Высоко достоинство человека. Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна: и не в них благоволил успокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому человек драгоценнее из всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых тварей, ибо не сказал (о них) Бог: «сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему», но сказал об умной человеческой сущности, разумея бессмертную душу». (Макарий Великий «Наставления о христианской жизни» М. 1998)

Предлагаемые этапы (блоки) рассмотрения «духовности» применительно к практике РОП-терапии (мнемоническая формула АКМЭ) мы не будем рассматривать и сошлемся на уставные документы, содержание которых подробно изложено со-руководителем модальности РОП Белорусовым С.А. в статье «Религиозно-ориентированная психотерапия» и доступна для читателя.

Перейдем к пониманию духовных практик и особенностью их применения в современной религиозно-ориентированной психотерапии христианской направленности. В данной области мы рассмотрим универсальные установки психотерапевта, помимо обозначенных выше концептов, которые обеспечивают вхождение в психотерапевтический процесс, его понимание, воспроизведение, развитие. Это прежде всего установка на творческий и поэтический настрой, на создание особых условий для самовыражения. Терапевт здесь, как пишет Белорусов, является спутником, а клиент — странником, и эти позиции уже задают особую атмосферу независимости, добровольности и соучастия. Поэтический процесс определяется не только установкой на «присутствие» бытия или dasein c экзистенциалами проявления конечного существования, его дазайнанализом и толкованием, но и обращенностью к Иной реальности, которая может быть высшего порядка с другим способом жизни, неподвластной и неподотчетной человеческому разуму, а только открывающемуся ему по своим законам и желанию имманентного бытия. Это процесс и путь онтологической идентичности человека в антропологической формации, которая имеет свою топику, границу, идентичность, личностные структуры, способ жизни, поведения, установки, т.е. все то, что характеризует антропоформации, которые на данный момент представлены еще двумя топиками: онтичной и виртуальной. Эта топика определяется границами сознания, личности, соответствующими способу взаимодействия с антропологической границей и способу ее размыкания, открытости к иному бытию, которые и определяют структуру личности и ее идентичность. С другой стороны, зная характеристики личности, мы определяем и топику ее границы — откуда идут проблемы и как мы будем их разрешать, создавая навигацию смыслов и психическое движение чувств.

Необходимая антропологическая диагностика определяется способом размыкания границы человека (я, сознания, сущего) к способности выступать за собственные пределы, как в восприятии, так и всей целостности существования. С.С. Хорунжий описывает три способа или типа размыкания границы: онтологический тип -трансцендентный способ открытости к Божественному, вертикальному горизонту бытия; онтический тип — способ размыкания к бессознательному горизонту собственного сознания и бытия; «виртуальный тип — способ размыкания себя к виртуальному миру и его горизонту путем конструированного мира знаков независимых от вещей (симулякров) и их умножение в симулятивном процессе» (Л. Битехтина).

Это — основные базовые топики размыкания границ, существующие и в смешанном (гибридном) виде, с которыми работает современный РОП-терапевт, осуществляя диагностику, аналитику размыкания границы, навигацию на выход к границе трансцендентного бытия для восстановления «образа Божьего», совершенствования личности в синергийной встрече с «Внеположным Бытием».

Именно в этом процессе лежит весь смысл духовных практик, как и всей духовной и религиозной жизни. Терапия адаптирует к ним человека, включая новые инструменты различения, которые идут от религиозной, философской и научной картины мира, представленные в концепте трех даров данных человеку для его жизни, осуществляемые через дух, душу и тело для становления его личности в Богоподобии.

Исторически духовные практики выделились из практик философских и все психотерапевтические практики имеют те или иные образцы. Это различные практики себя, основанные на: совершенствовании себя, познании себя, преодолении себя в соответствии с тем идеалом, которому следует, а также заботой о себе. Христианские практики добавили к этому внимание к себе, т.е. не просто познание, а вникание, чуткость, чувствительность к внутреннему миру, который отслеживается не столько через чувства, а через мысли (помыслы), имеющие также свою типологию онтологическую, виртуальную, онтическую, но уже в духовной транскрипции: мысли от Бога, мысли от самого себя, мысли от мира, мысли от падших духов. Такое различение помыслов, исповедальная форма, механизм обнаружения, понимание, анализ, рефлексия — все является средством становления внутреннего мира и вызреванием мышления для встречи с Благодатными энергиями в различении размыкания границ своего сознания.

Важнейшим моментом в диагностике топики размыкания онтологической границы является введение трех позиций самоопределения: жизненно-церковная (царский путь); духовно-нравственно личностная (путь риска и отваги, свободная диалогичная связь с Богом); предметно-духовного самоопределения (путь научного познания). Эти три позиции в жизни совмещены, могут развиваться постепенно и гармонично все сразу, либо односторонне, либо как складывается судьба человека и его служение, призвание. Но в любом случае задача терапевтического процесса в религиозно-ориентированной модальности — это «метод погружения в трансцендентные рамки бытия» (Соколова С.Д.), ощущения дыхания духа Божьего, Его зов и помощь на отклик страждущей души и его духа, который есть сознание, о котором мы писали выше, т.е. сознание, способное к изменению и внимательному, вдумчивому, совестливому, чувствительному восприятию присутствия Иной реальности и смиренной, отважной встречи с Ней. При этом будь то философское бытие Хайдеггера, в «просвете» определяющее человеческое существование к его бытию, или субъективное прозрение изменения жизни самого человека, или участие Божественного провидения, заботы о нем, — в любом случае «терапия изменения трансцендентных границ» (Битехтина Л.Д.) будет направленана соотношение человеческой воли с волей Божественной, т.е. на «соработничество Бога и человека.» И это есть путь от духовной практики к религиозно-ориентированной психотерапии, представленной святителем Феофаном Затворником в своем труде «Опыт Христианской Психологии» М.2008, который является образовательным, обязательным курсом для специалистов и любителей данного направления. Что же касается РОП-метода, то он определяется как расширение границ человеческого существования до границ его духовного бытия с включением его в трансцендентные рамки Божественной реальности, не забывая о том, что «Бог — это не то, что мы о не думаем, а То, что Ему угодно открыть нам, и дело человека —приготовить сердце свое к этой встрече.» (+ Инокиня Валентина Маликова, Врата Царства, М. 1994)И это есть метод трансцендентного размыкания — готовность в ответ открыть границу своего сознания для соединения с Зовущим.

В заключении следует сказать, что терапия «трансцендентного изменения границ размыканием» (ТИГР, прыжком) определяется «как конститутивное размыкание, т.е. такое в котором формируется конституция человека» (С.С. Хоружий «Аналитика размыкания человека как методология диагностики антропологических трендов» Человек.ру, ГА №6, Новосибирск 2010).

«Метод погружения в трансцендентные рамки, определяющий границы размыкания сознания, не возможен в духовной практике без признания того, что человек — это Храм Божий, в котором есть человек — внешний, внутренний и сокровенный», (старец Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, свщ. архимандрит Наум (+Н.А.Байбородин)).

По Макарию Великому, подвигать себя на добро это дело психологии, а противиться в себе в худом — есть брань духовная, которая идет и обнаруживается только на сокровенном уровне человека. Двоякий подход обязателен: во внешнем — удаляться, на сокровенном — бороться, выделяя механизм и проникновение помысла на разных уровнях мысли, которых по источнику происхождения четыре вида, а по уровню глубины проникновения пять. Это начальная фаза-поток мыслей, затем соглашение с выбранной, на следующем уровне сочетание с ней, затем идет пленение и окончательное состояние — это энергия страсти, которая поработив волю становится началом всего. Описанный механизм — это энергетическая психодинамическая модель как развития аддикции, так и путь ее излечения.

Понимание границ внешних и внутренних присуще работе разных направлений психотерапии, кроме границ сокровенного человека, которые открываются только в соединении духа человеческого с духом Божьим через личность Иисуса Христа в трансцендентные встречи с Ним. В размыкании этих границ предельного существования (в котором лежат все возможности времени будущего и нашего совершенства, где человек по возвращению в свою реальность наполнен смыслом жизни и жаждой совершенств) и заключена цель РОП-терапии.

В размыкании этих границ предельного существования и заключена цель РОП-терапии, где духовность понимается иначе, чем сфера узко — религиозных интересов, отношений и сознания. Здесь сфера духа, предстает в духовной психологии, как самостоятельная онтологическая ступень специфической данности, целостного и многоуровневого бытия человека. Установки синергийно-личностной парадигмы терапии РОП не препятствуют использование психотерапевтических техник разных направлений, которые применяет терапевт в соответствии со своим уровнем мастерства и подготовленностью клиента. Но цель одна: размыкание границ, чтобы в познании воли Божьей, получить возможность раскрытия своего бытия и клиента, как источник, силу и актуализацию потенций с воплощением духовно-нравственных ориентаций.

Христианская антропология представлена как историческими, так и современными понятиями, разработанными и введенными в научный контекст и дискурс Синергийной антропологией о «неклассической парадигме конституции человека», где «антропологическое размыкание, рассматриваемое как автономный принцип, открывает стратегию выхода за пределы классической метафизики и классической антропологии» (С.С. Хоружий), что является введением восточно-христианских неклассических представлений в мир западно-философского классического дискурса.

Описанный метод определяется учением свт. Григория Паламы, отцом Православной церкви 14 века, как учение о «Нетварных энергиях и обожении человека в Них», а также «Христианской антропологией» св. Отцов Церкви, Христианской психологией свт. Феофана Затворника, Синергийной антропологией о «неклассической парадигме конституции человека» (С.С. Хоружий), Духовно-ориентированным направлением в психотерапии Ван Каам А, Белорусов С.А., опытом ведения духовного руководства свщ. архим. Наумом, старцем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, опытом проведения секции РОП Битехтиной Л.Д. на конгрессах по психотерапии ОППЛ.

Тема соработничества с Богом, позиции самоопределения в духовной жизни, охрана психического здоровья с учетом антропологических трендов и их управления, трансцендентное размыкание границ, антропологическая конституция и идентичность, жизненная траектория и жития святых, антропологические формации (онтологическая, онтическая, виртуальная), практики себя от философских к духовным и психотерапии, — все это привело к определению «Терапии трансцендентного изменения в размыкании границ» и «методу погружения в трансцендентные рамки личностного бытия» (Битехтина Л.Д., Викторов Е.А., Семенова С.М., Соколовская И.Э., Соколова С.Д., Кустова М.С., Кустов Ю.В., методологический семинар практического богословия, М., 15.02.018).

Также следует представить коллег и участников Итогового Международного Конгресса Год ОППЛ (2015-2017 М. 12-15 октября), статьи и тезисы которых представлены, как в программе секции РОП в профессиональной психотерапевтической газете этого месяца, так и журнале «Психотерапия» ОППЛ. Например, ППГ № 10(179) октябрь 2017 стр.68 секция заседания РОП, председатели Белорусов С.А., Битехтина Л.Д.ХоружийС.С. (почетный), общая тема обсуждения «Соработничество у Бога», как путь духовного развития личности был представлен методологическими докладами: Белорусов С.А, Битехтина Л.Д., Гаврилова Т.П., Соколова С.Д. Философскими докладами: Кравченко В.В., Колесниченко Ю.В., Соколовская И.Э., Чухрова М.Г.; Практически ориентированными докладами: Викторов Е.А., Кустов Ю.В., Предтеченская Ю.В., Семенова С.М., Тимошенко Т.В.; Информационно духовный доклад: Кругов С.Д.;, дискуссионное сообщение: Щукин Д.; Лекционное выступление: Битехтина Л.Д.прогностически «О новой психодинамической модели психотерапии и позициях духовного самоопределения». Среди участников было 6 докторов наук, 2 кандидата наук, 5 ведущих специалистов практиков и экспертов в психотерапии и рел. Ориент. Психотерапии, 2 — «богословие в красках» иконопись, фото, 2 — «инженеры человеческих душ» — психотехника и границы ее применения

Приложение на основании Религиозно-ориентированной трансаналитики, первые шаги полагания

Диагностика, определяем 1. где находится клиент (к), 2. Определяем его бытие в широком смысле и по отношению к проблеме, 3. Определяем границы проблемы в соотношении с возможностями К., 4. Определяем ресурс К. по отношению к границе бытия, жизни, личности, сознания 5. Определяем антропологическую формацию К. 6. Тестируем границы в соотношении с реальностью 7. Варианты тестирования К.готов, К.не может 8. Готовность К.-это переход в личностную позицию самоопределения 9. Неготовность К. — это сращение психологических защит и страстей, порабощение воли. Уровни порабощения: помыслы, соглашение, сочетание, пленение, страсть. 10. Самоопределение терапевта — из позиции предметной в личностную с переносом клиента, его личной связи. Усиление признака — заимствованная позиция для изменения границ К. трансцендентного размыкания по пределу, получает ответ — регулируя границу, используя подсказки 11. Психогогика — «пинок терапевта» блаженный прием, откровение, просвет бытия и мгновенное применение для освобождения мышления от проекции, что позволят далее перейти к пункту 10. Исповедальному, осмысленному с возможностью действовать К. и самоопределяться. 12. Психотерапия: а) система лечебного воздействия на психику и через нее на организм человека б) деятельность, направленная на избавление человека от проблем, психических в том числе в) РОП-терапия основывается на принципе актуализации духовного измерения личности, когда клиент в сопровождении терапевта проходит путь ре-интеграции тех составляющих его личности, которые доселе были незнакомы, репрессированы или искажены. Этой мыслью утверждается, что дух есть не просто высшая форма психического (как хотела бы психология) но сверхпсихическая категория, имеющая особый онтологический статус, лежащий вне психологии, но ее конституирующий и животворящий. При таком методологическом подходе мы обязаны признать о наличии взаимосвязи духовной и психической жизни, которая наполнена человеческим или духовным содержанием, как разомкнутое навстречу качественно иному, онтологически высшему способу бытия, порождающему новую жизнь души — личность.

 

Список литературы:

1.Священник Алексей (Лихачев А.Е.) статья «Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии», МПЖ №3,2005).

2. Белоруссов С.А. «Религиозно-ориентированная психотерапия» статья уставная модальности РОП ОППЛ, hpsy, ru интернет портал

3. Белоруссов С.А. «Два типа религиозно-ориентированной психотерапии» доклад, статья, тезисы «Итогового международного конгресса года ОППЛ 2017», изд. М., «Профессиональная Психотерапевтическая Газета» №10(179)10.2017

4. Белорусов С.А. «Бесоодержимость» в «ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» — Т.4. — М., 2002

5. Белорусов С. «Седьмая сила» психологии — актуализация духовных ресурсов личности в парадигме вероучительных традиций. Постановка проблемы и примеры практической реализации" // Психотерапия. — 2007. — №8).

6. Битехтина Л.Д. Восток —Запад, опыт старчества. Умозрение души. Изд. Пересвет М.2002

7. Битехтина Л.Д. «Психотерапевтическая практика святоотеческой традиции», пленарный доклад «Итоговый конгресс по психотерапии» ОППЛ 2015, статья журнал «Пихотерапия» ОППЛ.

8. Битехтина Л.Д. «ПОИСК ЦЕЛОСТНОСТИ: ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» Заключительный пленарный доклад (1-2) часть на «24 Рождественских чтениях 2016г.» РПУ св.ап. Иоанна Богослова ф-т религиоведения, 28 января., 3-4 часть пленарный доклад «Итоговый конгресс года по психотерапии» ОППЛ, октябрь 2016, публикация «ППГ», журнал «Психотерапия» 2016

9. Битехтина Л.Д. «Философия древних греков к духовным практикам и далее» статья в «Анталогия» материалы, пленарный доклад «Итоговый конгресс по психотерапии» ОППЛ 2017

10. Битехтина Л.Д. «Позиции онтологического самоопределения соработничества у Бога: жизненная, личностная, профессиональная» статья «Антология» материалы, секционный доклад «Итоговый конгресс по психотерапии» ОППЛ 2017

11. Битехтина Л.Д. «Основные базовые характеристики неклассической синергийной антропологии и позиции самоопределения в них» тезисы «Итогового международного конгресса года ОППЛ 2017», изд. М., «Профессиональная Психотерапевтическая Газета» №10(179)10.2017

12. Ван Каам А.Л. «Гнев и мягкость, Пробуждение сердца западный и восточный подход к психотерапии, Психология потери веры, Трансцендентная психотерапия, Формативное учение к психотерапии,» hpsy, ru интернет портал

13. митрополит Иерофей (Влахос) «ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ», Троице-Сергиева Лавра, 2004).

14. «Врата Царства», изд.» Пересвет Братства им. Радонежских святых», М. 1991

15. арх. Киприан (Керн) «Антропология свт. Григория Паламы» изд. «Паломник» 1996

16. Лосский В.Н. «Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие» М.1991

17.Макарий Великий «Наставления о христианской жизни» изд. «Ковчег», М. 1998

18. Свщ. архимандрит Наум (Н.А.Байбородин) «Благодатный огонь над гробом Господним» изд. Пересвет, М. 1991

19. Свт.Феофан Затворник «Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии» изд. «Правило Веры», М.2008

20. Хоружий С.С. «Аналитика размыкания человека как методология диагностики антропологических трендов» Человек.ру, ГА №6, Новосибирск 2010