ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Психокатализ

Ермошин А.Ф.

Психокатализ — это метод, предназначенный для решения всего спектра психотерапевтических задач: от быстрой проработки травм и напряжений, психосоматических расстройств, зависимостей до повышения успешности человека в учебе и самореализации, отличающийся тем, что работа в этом методе ведется по выработанному алгоритму с опорой на внутренние и пространственные ощущения человека на трех уровнях: нео-, палео — и протопсихики (голова, тело, иммунная система и память тканей), что позволяет регулировать не только умственные процессы, но и работу вегетативной нервной системы, а также идти глубже и выше, включая как уровень психосоматических расстройств, так и уровни, которые относят к духовной жизни человека. Психокатализ показал себя особенно эффективным в проработке фобий, последствий психических травм, панических атак и других расстройств, сопровождающихся вегетативными дисфункциями. Пациенты особенно ценят психокатализ за максимальную простоту, естественность, быстроту достижения терапевтического эффекта. Психокатализ может также использоваться как метод саморегуляции человека.

Расширенное определение модальности

Психокатализ — это метод регуляции психических процессов и восстановления эффективной саморегуляции организма через погружение внимания человека в телесные и пространственные ощущения, позволяющий регулировать процессы не только на уровне интеллекта, но и на уровне вегетативной нервной системы и иммунитета.

Историческая справка. Автором метода является А.Ф. Ермошин. Метод активно формировался с 1986 года по 1991 год. С 1991 года используется в своем теперешнем виде. Первая публикация о методе относится к 1996 году. В 1999 году вышла первым изданием книга «Вещи в теле: психотерапевтический метод с ощущениями», где подробно изложена методология работы с многочисленными примерами ее применения. В последующем книга неоднократно переиздавалась. С 2001 года психокатализ признан Комитетом по модальностям Профессиональной психотерапевтической лиги как оригинальный метод психотерапии.

С 2001 года ведется постоянная подготовка специалистов по методу на курсах по соматопсихологии и психокатализу в России и за рубежом.

Автором осуществлена серия публикаций о методе в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе серия больших статей на английском языке в Журнале Европейской ассоциации психотерапии.

В 2008 году вышла книга «Геометрия переживаний: конструктивный рисунок человека в психотерапевтической практике». В 2010 году вышло первое издание книги «Фобии, разочарования, утраты: саморегуляция после травм». В 2015 году — «Иностранный язык с легкостью и удовольствием: приемы саморегуляции для быстрого усвоения знаний». В 2017 году — «Загадочный синдром: панические атаки и как их лечить». Создана компьютерная программа «Психосканер», позволяющая анализировать данные Конструктивного рисунка человека, теста, активно используемого в работе по методу психокатализа.

Функционируют сайты www.psychocatalysis.ruwww.psychoscanner.com, где доступна разносторонняя информация о методе.

Теоретические основы психокатализа:

а) эволюционный взгляд на человека;
б) теория саморегуляции;
в) наблюдения соматопсихологии.

Метод отвечает на проблему «несовершенства» человеческой натуры. Она многослойна и, в сочетании с эволюционно новыми, хранит в себе эволюционно древние элементы (уровень вегетативной нервной системы, уровень иммунитета). Они включаются в экстремальных ситуациях. К таким, биологическим по своей сути, реакциям относятся на психическом уровне — гнев, страх и другие; на психосоматическом уровне — аллергия и др. Их включение приводит к разрушительным последствиям и для социальной жизни, и для здоровья человека, поскольку им свойственно фиксироваться в нейро-соматическом контуре и стереотипно повторяться, самопроизвольно они не проходят.

Свойство и приспособительных напряжений, и травм — накапливаться. Однажды возникнув, чтобы спасти человека в трудной ситуации, они не проходят самостоятельно, как не убирается самостоятельно сработавшая подушка безопасности в автомобиле. Именно это требует осознанного регулирования состояния.

Миссия метода: успокоение и расформирование стихийных, эволюционно-древних, недозированных, шаблонных психических реакций, которые «всколыхнулись» в стрессовых ситуациях и стали порождать проблемы в поведении человека, в его психосоматическом состоянии; выработка цивилизованных, мудрых, «взрослых», зрелых, эволюционно-новых, культурных, тонких, дифференцированных, осознанных реакций человека на события. Выращивание культурного, зрелого человека на основе расформирования стихийного и формирования осознанного поведения.

Диапазон применения психокатализа: весь спектр невротических расстройств, зависимости, психосоматические расстройства, включая аллергии, проблемы в обучении, содействие успешной самореализации. Особенно эффективно, уникальным образом решаются проблемы проработки психических травм и фобий, настройки на быстрое усвоение знаний. Психокатализ применим для решения проблем пациента, независимо от его возраста, пола, социального статуса, национальности, религиозной принадлежности, мировоззрения.

Задачи, решаемые психокатализом:

1. «Медицинская» часть работы: проработка последствий психического травмирования (детравматизация), уменьшение общего уровня напряженности (деневротизация), — работа с натурой.

2. «Педагогическая» часть работы: помощь человеку в усвоении культуры, знаний, опыта, важных для формирования зрелого поведения, — работа с культурой.

3. «Духовная», «экзистенциальная» часть работы: помощь в самореализации человека как существа, наделенного уникальной идентичностью и реализующего собственный проект жизни в согласии с велениями «внутреннего Я» и проектами жизни других существ.

В работе два главных компонента: отработка, расформирование старого, стихийно сформировавшегося контура с поражением вегетативной нервной системы и формирование нового, основанного на опыте и спокойствии.

Наряду с работой в пользу здоровья и самореализации разработаны компоненты работы с целью преодоления зависимостей и других форм разрушительного поведения.

Основные формы осуществления метода: индивидуальная психотерапия, психотерапия в группе, обучающие семинары, работа в режиме самопомощи.

Наблюдения, на которых построен метод

Для каждого переживания, для каждого психического процесса есть своя конфигурация характерных ощущений.

Еще Карл Ясперс (1883-1969) отмечал: «Интенсивная концентрация на собственных соматических ощущениях — наподобие той, которая описана Шульцем в связи с аутогенной тренировкой, — приводит к «открытию органических переживаний», не зависящих от внушения и являющихся не плодом иллюзорного развития нормальных ощущений, а доступным тестированию расширением действительного соматического восприятия» (Ясперс К., 1997, с. 283). Он называл область знания, исследующую ощущения в теле, соматопсихологией. Более раннее название психокатализа — «соматопсихотерапия».

1) Каждое переживание имеет свой телесный эквивалент. При этом локализация ощущений в теле обладает специфичностью. Беспокойство ощущается во лбу, раздражение — в висках, «контроль» — в затылке, чувство ответственности — на плечах, тревога, злость — в груди, страх, гнев — в животе и т.д. Во многих случаях переживания состоят из «пар»: фактор, вызывающий реакцию организма, и собственно реакция организма. В ответ на ощущение недостаточной компетентности — неуверенность; на нерешенную проблему — беспокойство; на неопределенность будущего — тревога; на испуг — страх. На докучливые нравоучения — раздражение; на разочарование, обман ожиданий — обида; на агрессию, оскорбление — злость, гнев; на предательство, измену, — жажда мести, ревность и т.д.

Рисунок 1. Голова: во лбу беспокойство, в висках раздражение, в затылке контроль; на плечах нагрузки: ответственность; горло — обида, жалость к себе в ответ на разочарование, обман; грудь — тревога, злость; живот — страх, гнев.

Рисунок 2. Направления ударов, получаемых при психическом травмировании.

2) В ряде случаев пациенты спонтанно описывают ощущения при переживаниях как объемные образования в составе ощущаемого внутреннего пространства. Застарелое беспокойство может ощущаться во лбу как камень, раздражение в висках — как металлические блестящие шары, привычное напряжение в затылке — как стальная пластина, последствия разочарования — в груди как осколки стекла и т.п., страх в животе — как просто комок или как медуза, осьминог, еж. Груз проблем может ощущаться на плечах как тяжелый мешок.

Эмоциональные травмы ощущаются нередко как стрелы, копья, пронзившие сердце.

3) С другой стороны, клинические наблюдения показывают, что на сеансах неспецифического расслабления вроде аутотренинга, некоторые пациенты описывают спонтанно возникающие у них ощущения растворения «камней», выхода из состава их ощущаемого тела инородных предметов. При этом наблюдается характерное распределение ощущений тепла и тяжести в теле с заполнением периферии и ощущением освобождения зоны переживания.

4) Когда человек закрывает глаза и осознанно подключает внимание к внутренним ощущениям, он получает возможность осознанно регулировать свое состояние. В психокатализе целительные эффекты организуются по разработанному алгоритму и становятся закономерным результатом осознанно проходимых шагов внутренней работы человека, а не делом случая или чуда.

Психологические механизмы психокатализа, лежащие в основе личностных изменений пациента

Ощущения обладают свойством достоверности, работа на их уровне дает человеку чувство реальности происходящих изменений.

На каждом этапе работы принимая осознанные решения по поводу того, что встречает внутри себя, вокруг себя в процессе исследования пространства собственного сознания, пациент сам управляет процессом, он является соавтором изменений. При этом он непосредственно ощущает, как симптом подвергается обратному развитию, а новое наполнение питает тело.

Когда сигналы, которые держали напряжение уходят, новое знание ощутимо наполняет организм, человек получает в свое распоряжение освободившиеся ресурсы и, будучи более компетентным, но-новому, более эффективно решает свои жизненные задачи.

Осознанное внимание человека помогает глубинной мудрости организма, и исцеление даже многолетних страхов и других неприятных состояний происходит в кратчайшие сроки.

Слои, уровни сознания, которые при этом задействуются, вовлекаются в работу:

1) неопсихика: мозговое, головное, логическое и образное сознание — ум, интеллект;
2) палеопсихика: ганглионарное, телесное, «вегетативное», до-образное сознание, оперирующее ощущениями света или темноты — интуиция;
3) протопсихика: уровень иммунной системы, память тканей и клеток.

Если разум («новая психика») оперирует идеями и образами, то вегетативный уровень нашего существа («древняя психика») оперирует ощущениями: здесь потоки, субстанции, предметы, «вещи в теле». Если для головного мозга это просто «ассоциации», то для древней части нашей психики это реальность, переживаемая буквально, и с этим можно работать.

Используемые модальности психотерапии: технически метод близок к аутотренингу и гипнотическим практикам, идеологически близок к клинической психотерапии. Однако стилистически отличается от других известных методов.

Смещение внимания на телесные и пространственные ощущения сопровождается полным контактом пациента с терапевтом и сохранением нормальной ориентировки пациента в окружающей обстановке, человеку предлагается расширить, а не сузить бодрствование сознания.

В работе сочетаются аналитические и медитативные практики в очень компактном виде. Решающим моментом в терапии является фаза принятия решений человеком в отношении того, что он обнаруживает в процессе исследования своего состояния.

Сущность метода

Человек находит в поле своего сознания факторы, которые травмируют его или держат в напряжении, и решает их судьбу.

Если неприятные сигналы, при испуге, например, «добили» до уровня солнечного сплетения, следует дойти вниманием до крайней точки, где они «осели», сказать про себя: «Стоп, назад!» — и наблюдать как субстанция, напоминающая черный дым или что-то в этом роде, выходит вон из организма по обратной траектории: через что вошло, через то и уходит туда, откуда пришло.

А новое знание найти и дать ему «сходить в тело».

Пример из практики

Татьяна, успешный предприниматель, чувствует большое напряжение в животе вплоть до боли. По мере того, как она успокаивается, напряжение спадает, она ощущает, что черная субстанция уходит через ноги. Живот отпускает и вскоре наполняются силой ноги, они как будто оживают, она с удовольствием растирает их руками. Тут она вспоминает, она — внучка репрессированных, «раскулаченных» и по отцовской, и по материнской линии. А ведь она тоже стала «кулаком». Осознание того, что сейчас риск раскулачивания не столь велик, пропитывает ее, приходит комфортное самочувствие. А на следующий день занятий на семинаре остаточная тревога в груди — в виде скопища красных червей — рассосалась, спокойствие Татьяны укрепилось.

Технология психокатализа

Большое значение в психокатализе придается диагностике исходного состояния человека. В контексте работы с ощущениями находят интересное применение и новую интерпретацию данные теста «Конструктивный рисунок человека» [2; 5]. Тест, как проекция самоощущения человека, подтверждает наличие феноменов самоощущения человека и дисбалансных, и деформационных контуров, как универсальных феноменов сознания человека, существующих «независимо от психокатализа».

Вот как выглядит сводный алгоритм работы по методу психокатализа. По нему можно судить, как большая задача обновления состояния решается через маленькие действия, каждое из которых осуществить нетрудно.

Фазы и этапы психокатализа Направленность фаз и этапов психокатализа Осуществляемые действия на различных этапах психокатализа
1.1. Диагностическая фаза Определяем мотив для работы с помощью теста «Конструктивный рисунок человека». Диагностируем ощущения, связанные с переживаниями, уточняем их локализацию в организме. 1.Нарисуйте человека из элементов прямоугольной, треугольной и округлой формы, общее количество элементов в фигурке — 10. Подпишите возраст персонажа. 2. Происходило ли что-то особенное в вашей жизни в возрасте, который указан рядом с персонажем рисунка? Слишком много подробностей не требуется.
3. Какие ощущения оставило это событие или этот период жизни? Ощущения могут быть приятными или неприятными. Если они исключительно позитивные, то прочувствуйте их во всей полноте. После этого вы можете нарисовать новый рисунок или просто задаться вопросом: «Что было после?» Если ощущения связаны с негативным опытом, перейдите к следующему пункту. Нередко бывает, что возраст персонажа — это граница между благополучным и неблагополучным периодами жизни.
4. Где обнаруживаются эти ощущения: — вне организма, на расстоянии от вас? — на уровне головы? — на уровне груди, живота или еще где-либо? Если это жизненное затруднение, которому вам удается противостоять, то, ощущения, связанные с ним, будут выявляться на отдалении от вас или в голове. Если это более серьезная проблема, давления которой вы не выдержали, то связанные с ней ощущения могут оказаться внутри тела. Может обнаружиться сразу несколько мест в организме или пространстве, которые «сигналят» в связи с исследуемым переживанием.
«Опредмечиваем» ощущения — уточняем их форму, размер, консистенцию и т.д. 5. Что представляют собой ощущения? Это что-то… — большое или маленькое? — тяжелое или легкое? — свет, газ, жидкость, масса? — острое или тупое? Спокойно выявите эти и другие характеристики всех компонентов переживания. В составе ощущений могут быть компоненты, связанные с действием фактора, провоцирующего напряжение или травму, и компоненты, связанные с реакциями вашего организма на эти воздействия. В первую очередь нужно работать с фактором, причиняющим расстройство, «инородной субстанцией», где бы он ни находился.
Различаем травму и реакцию организма на неё 6. Что собой представляет фактор, который вызывает напряжение? Этот предмет «висит в виде темного облака» перед вами, «торчит» в теле как что-то инородное, попал туда в виде «пыли» или ощущается еще как-то? Могут быть разные варианты ощущений.
7. Как ощущается реакция на это вторжение? Здесь вы более детально различаете то, что попало в поле вашего сознания извне как инородная субстанция или предмет и то, что образовалось внутри организма как его реакция на внешнее воздействие.
  Определяем, какому переживанию соответствуют эти ощущения 8. Какому состоянию или переживанию соответствует это сочетание ощущений: — жизненному затруднению и беспокойству по поводу него? — неопределенности будущего и тревоге в связи с этим? — испугу и страху, который он спровоцировал? — агрессии и раздражению в ответ? — разочарованию и обиде? — злости/гневу в ответ на предательство или измену? — утрате и горю? — чувству вины из-за совершенной оплошности — ощущению перегруженности из-за давления обстоятельств — еще чему-либо? Теперь вы лучше понимаете природу переживания, с которым работаете. При этом важно иметь в виду, что ощущения бывают разной природы, в том числе вызванные состоянием позвоночника, внутренних органов или нервной системы. В данном алгоритме эти ощущения мы не рассматриваем.
1.2. Фаза оценки и решения Оцениваем сложившееся состояние, решаем, требует ли оно переработки 9. Сколько процентов энергии это переживание держит на себе? Бывает, что оно поглощает почти все силы человека.
10. Служит ли это интересам жизни? Не настало ли время дать состоянию обновляться? От этой оценки зависит то, какие решения вы примете и в отношении фактора, вызвавшего расстройство и в отношении стихийно возникшей реакции.
1.3. Терапевтическая фаза Наблюдаем за восстановлением целостности и равновесия. Помогаем организму очиститься от чужеродных «вещей в теле» и успокоиться 11. Если речь идет о болезненной реакции организма — дайте энергии возвращаться в жизненный оборот. Если это попало извне, дайте этой «вещи» уходить из организма, туда, откуда пришла, через то, через что вошла. — при испуге черный дым уходит из солнечного сплетения через верх головы — при разочаровании обломки мечты «перевариваются в душе» — нож предательства выпадает из спины и т. п. Работает глубинная мудрость организма, осознанное внимание помогает ей. В это время происходит обратное развитие болезненных симптомов.
12.Наблюдайте процесс «очищения» организма до конца. Освободившиеся силы распределяются по организму в виде света, тепла или другой приятной субстанции. Уделите этому процессу столько времени, сколько необходимо. Обычно это занимает 5-10 минут.
2.1 Диагностика обновляющего ресурса Сопровождаем знание-опыт в телесность. Находим знания, необходимые для дальнейшей жизни и заботимся о том, чтобы они заняли оптимальное место в организме 13. Теперь, когда организм ближе к равновесию и наполнен освободившейся силой, подумайте, в чем состоит опыт той ситуации, которую вы пережили. Сформировалось ли у вас понимание, как можно эффективно действовать в обстоятельствах, которые когда-то представлялись трудными или даже тупиковыми? Если опыта в какой-то сфере у вас недостаточно, обратитесь за консультацией к профильным специалистам (педагогам, психологам, медикам, юристам и т.д.).
14. Где у вас знание, как можно «по-взрослому» вести себя в подобных случаях? Оно находится… — в пространстве около головы? — в голове? — ещё где-либо? Часто это знание, по ощущениям, находится в пространстве около головы («на подходе») или в самой голове, но не в теле.
15. Что напоминает эта субстанция знания? — свет, «солнышко»? — облачко? — еще что-либо? Иногда знания предстают в виде плотных субстанций (например, смолы). В данном случае такой их внешний вид не является негативным признаком, а говорит о высокой концентрации накопленных знаний. По мере продвижения в тело они будут становиться менее плотными и хорошо усвоятся организмом. Может сходить мед, может ссыпаться серебряный песок и др.
2.2 и 2.3 Оценка-решение и наблюдение за реализацией решений по поводу обновляющего знания (терапевтическая фаза 2) 16. Если знание уже в голове — в виде света, газа, жидкости, массы или даже кристалла — может быть, дать ему сходить в тело, туда, где больше места: в грудь и живот? Наблюдайте за процессом до конца. Голова становится легче, тело наполняется. Нередко знание в виде света, воды или более густой субстанции входит через верх головы и затем сливается в организм. Какая-то часть может впитываться всей поверхностью тела. Бывают и другие пути движения полезных знаний. Приоритетным «местом хранения» компетентности является область солнечного сплетения. Все тело может стать носителем знания.
3.1-3.3. Диагностика вторичных образований и решения по поводу них. Наблюдаем, как растворяются последние остатки напряжения 17. Проверьте, не осталось ли вокруг головы или другой, ранее переполненной, части тела что-то, причиняющее дискомфорт (например, повязка, обруч или каска)? Нужно поблагодарить этот «предмет» за службу и дать ему растворяться. Наблюдайте за ощущениями: куда они отходят, в виде чего. Это так называемое вторичное образование, которое оберегало переполненную часть тела от «разрыва». Теперь оно стало лишним.
3.3. Терапевтическая фаза 3. 18. Голова возвращается в свои естественные границы. Иногда этот процесс сопровождается легким головокружением. После чего голова становится ясной.
4. Моделируем новое поведение 19. Прочувствуйте итоговое состояние целостности, сбалансированности и наполненности опытом. Сохраняя это ощущение, представьте, как именно вы можете жить по-новому, и на что вы направите освободившуюся энергию. Теперь вы можете вести себя по-новому в тех ситуациях, которые ранее были трудными для вас.
5. Развиваем успех 20. Используйте этот алгоритм столько, сколько необходимо, чтобы полностью обновить свое состояние и поддерживать его в хорошем виде.

 

Позитивные личностные изменения, происходящие в результате воздействия посредством метода психокатализа.

1. Психокатализ сочетает краткосрочность с глубиной проработки в ситуации, когда временные рамки — узкие, проблемы — выраженные, а эффект нужен заметный. Метод способен работать в режиме «скорой помощи», в том числе при очень выраженных состояниях психической травмированности. Быстрота, компактность работы позволяет человеку получить опыт изменений, добиться восстановления своего энергетического потенциала без чрезмерных затрат времени.

2. Наряду с отработкой травм и адаптационных напряжений, метод позволяет прорабатывать фундаментальные проблемы личности, к которым относятся проблемы характера, стиля жизни, установления новых отношений с окружением. После проработки базового состояния формируется программа действий на будущее, вырабатывается новый стиль поведения в проблемной ситуации, встреча с которой вызывала сбой в состоянии пациента.

3. Психокатализ помогает человеку понять, что именно его позиция по отношению к своим «незакрытым переживаниям» решает исход его страдания. Психокатализ реализует возможность успокоения, обратного развития симптомов без усиления их, без ретравматизирования и, что очень важно, воздерживается от истеризирования пациента.

4. Психокатализ позволяет успешно работать с пациентами, которым трудно объяснить свои чувства словами. Он может осуществляться у алекситимичных пациентов столь же успешно, как и у способных хорошо идентифицировать свои эмоциональные состояния.

5. Психокатализ дает возможность работать с проблемой без раскрытия конкретного содержания фактов, с которыми связаны переживания пациента. Психокатализ прежде всего работает с состоянием человека, сам пациент о знает о фактах своей жизни — и этого достаточно. Метод позволяет получить помощь самому широкому кругу лиц без риска раскрытия сведений, являющихся тайной, не подлежащих распространению.

6. Психокатализ наполняет оптимизмом психотерапевта и пациента, благодаря улучшению состояния пациента уже после первого психотерапевтического сеанса. Дает возможность психотерапевту зримо участвовать в процессах восстановления энергетического потенциала пациента, ощущать себя причастным к процессам выздоровления.

Литература

1. Ермошин А.Ф. Вещи в теле: Психотерапевтический метод работы с ощущениями. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
2. Ермошин А.Ф.Геометрия переживаний: конструктивный рисунок человека в психотерапевтической практике. — М.: ФОРУМ, 2008.
3. Ермошин А.Ф. Фобии, разочарования, утраты: как исцелиться от психологических травм. — М.: ФОРУМ, 2010.
4. Ермошин А.Ф. Иностранные языки с легкостью и удовольствием: Приемы саморегуляции для быстрого усвоения знаний. — М.: ФОРУМ, 2015.
5. Ермошин А.Ф. Загадочный синдром: панические атаки и как их лечить. — М.: Институт консультирования и системных решений. 2017. — 352 с.
6. Ermoshin Andrey Phobias, Disappointments and Grief: A Fast Remedy. — Издательские решения Under lisence from Ridero, 2017.
7. Ermoshin Andrey Learn Languages Easily: Methods In Self-regulation For Successful Learning. — Издательские решения Under lisence from Ridero, 2018.
8. Либин А.В., Либин В.В. Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках (психографический тест предпочтений ТиГР). — М: Институт психологии РАН, 1994.