ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Поведенческая психотерапия

Хорошутин П.П.

При оказании услуг клиентам используются методы и способы поведенческой психотерапии зарегистрированные в Модальности поведенческой психотерапии Общероссийской психотерапевтической лиги и общепринятые в Ассоциациях бихевиоральной терапии ЕС и США.

Модификацией поведения называется способ обучения новым типам поведения с помощью изменения поведенческой среды.

Модификация поведения включает в себя систематическое применение принципов и методов обучения для оценки и улучшения скрытого и явного поведения людей с целью улучшения их повседневного функционирования. Модификация поведения имеет семь основных характеристик.

1. Ориентация на определении проблем человека с точки зрения поведения, которые можно каким-то образом измерить, и использовании оценки изменений поведения в качестве наилучшего показателя степени психотерапевтической помощи. Процедурами и методами изменения поведения являются способы изменения поведенческой среды в окружение человека, чтобы помочь этому человеку функционировать полноценно. Физические переменные, которые составляют среду человека, называются стимулами. (паттерн стимулов). Более конкретно, стимулы — это люди, физические объекты, аудиальные и визуальные речевые сигналы, события и т.д., которые в настоящее время присутствуют в непосредственном окружении человека и которые воздействуют на рецепторы чувств и могут влиять на поведение. Например, учитель, другие ученики, мебель в классе — все это потенциальные стимулы в поведенческой среде ученика в классе. Речевые аудиальные и визуальные сигналы поступающие в виде информации, становятся условными стимулами и изменяют поведение. Собственное поведение индивида тоже может быть частью окружающей среды, влияющей на его последующее поведение. Беседы которые терапевт проводит с клиентом, также являются частью его среды. Но изменение поведения — это гораздо больше, чем устная психотерапия Хотя и когнитивные и поведенческие психотерапевты разговаривают со своими клиентами, их подходы к терапии различаются по нескольким важным аспектам.

Одно из важных отличий состоит в том, что модификатор поведения нацелен на реструктуризации повседневной поведенческой среды клиента для усиления соответствующего поведения и не тратит много времени на обсуждение прошлого опыта клиента. Знание прошлого опыта клиента может предоставить некоторую полезную информацию для разработки программы изменения поведения, но знание текущих переменных среды, которые контролируют поведение клиента, необходимо для разработки эффективного поведенческого обучения. Еще одно различие между модификаторами поведения и «разговорными» терапевтами заключается в том, что модификатор поведения часто дает клиентам домашние задания в виде тренингов и с помощью тренингов меняет поведенческую среду в терапевтических целях.

3. Методы и обоснования поведенческой психотерапии могут быть точно описаны. Это позволяет модификаторам поведения читать описания процедур, используемых их коллегами, воспроизводить их и получать по существу те же результаты. Это делает обучение новым типам поведения клиента более легким, чем в других формах психологического воздействия.

4. Техники модификации поведения часто применяются людьми в повседневной жизни. Специалисты разрабатывают программу модификацию поведения для клиентов, и в дальнейшем точное описание методов модификации поведения позволяет созависимым лицам, таким как родители, учителя, тренеры и другие, применять модификацию поведения самостоятельно .

5. Способы модификации поведения в значительной степени проистекают из фундаментальных и прикладных исследований в науке об обучении в целом и принципах оперантной и классической обусловленности Павлова в частности.

6. Модификация поведения использует научную демонстрацию результатов — чтобы было видно , что конкретная терапия привела к конкретному изменение поведения.

7. Модификация поведения настаивает на подотчетности для тех, кто участвует в программах изменения поведения

Оценка поведения

Наиболее важной характеристикой изменения поведения является использование способа диагностики поведения, для оценки того, чтобы потом показать, было ли поведение человека улучшено с помощью обучающей программы изменения поведения. Поведение, которое должно быть улучшено в программе изменения поведения, часто называют целевым поведением. Например при изменении поведения алкоголика целевым поведением является алкоголизм. Поведенческая оценка включает сбор и анализ информации и данных для того, чтобы:

1. Идентифицировать и описать целевое поведение;

2. Выявить в поведенческой среде возможные причины поведения;

3. Руководить выбором подходящего поведенческого изменения;

4. Оценить результат обучения.

Авторский метод:

При работе по технологии 7С пси поведенческий терапевт использует следующие способы обучения клиента новым типам поведения:

  1. Способ когнитивного изменения поведения — Диалог Сократа
  2. Способ оперантного обусловливания поведения положительным и отрицательным подкреплением.
  3. Набор инструментов для классического обусловливания .
  4. Набор диагностических тестов с сайта 7С пси
  5. Поведенческую инструкцию с сайта 7С пси.
  6. Кабинет звукозаписи с сайта 7С пси
  7. Обучающие фильмы с сайта 7С пси

Порядок работы:

  1. Оценка результатов теста.
  2. Подбор поведенческой инструкции.
  3. Терапевтическая беседа по согласованию целей обучения с клиентом.
  4. Фиксация проблемного поведения с целью доказательства изменения поведения в результате обучения.
  5. Отправка посылки с набором инструментов для классического обусловливания.
  6. Обучение клиента самостоятельному тренингу который клиент делает два раза в день.
  7. Ежедневная психотерапевтическая беседа направленная на закрепление новой модели поведения.
  8. Финальная фиксация нового тапа поведения с целью доказательства произошедших изменений.

Этика в поведенческой терапии

Этические принципы которые обязаны соблюдать, специалисты поведенческой терапии:

1. Поведенческие психотерапевты должны иметь высшее образование в области психологии или медицины и соответствующую специальную практическую поведенческую подготовку для обеспечения компетентности в оценке поведения, разработке и реализации программ изменения поведения и оценке их результатов.

2. Целевым поведением, выбранным для модификации, должно быть поведение наиболее важное для человека и общества. В идеале клиент является участником в выявлении целевого поведения. Там, где это невозможно, должны быть определены компетентные беспристрастные третьи стороны, которые будут действовать от имени клиента

3. Поведенческие терапевты должны использовать наиболее эффективные, эмпирически подтвержденные методы обучения с наименьшим дискомфортом и наименьшим количеством негативных побочных эффектов.

4. Поведенческие психотерапевты должны выполнить тщательную поведенческую оценку перед началом терапии. Терапия должна включать постоянный мониторинг целевого поведения, а также мониторинг возможных побочных эффектов и соответствующую последующую оценку после завершения модификации поведения. Именно мониторинг оценки поведения до терапии, во время терапии и после терапии является краеугольным камнем обеспечения этических норм поведенческими психотерапевтами.