Сборник материалов II Съезда психотерапевтов, психологов и консультантов Новосибирской области 2012
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЛИГА»
ЭКСПЕРТНЫЕ ЗНАНИЯ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ,
ПСИХОЛОГИИ, ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХИАТРИИ:
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Сборник материалов
II Съезда психотерапевтов, психологов
и консультантов Новосибирской области
(28 марта — 2 апреля 2012 г.)
под редакцией д-ра мед. наук, проф. В. В. Макарова
Новосибирск
2013
УДК [159.9+615.851+616.89](082)
ББК 88.4я431+5357я431+56.14я431
Э41
Печатается по решению II Съезда психотерапевтов, психологов и консультантов Новосибирской области (28 марта — 2 апреля 2012 г.)
Рецензенты:
А. Л. Катков, доктор мед. наук, профессор
М. М. Решетников, доктор психол. наук, профессор
Экспертные знания в консультировании, психологии, психотерапии и психиатрии: перспективы развития: Материалы II Съезда психотерапевтов, психологов и консультантов Новосибирской области (28 марта — 2 апреля 2012 г.) / Под ред. В. В. Макарова. Новосибирск, 2013. 216 с.
ISBN 978-5-4437-0133-2
В сборнике представлены материалы II Съезда психотерапевтов, психологов и консультантов Новосибирской области, посвященного проблемам экспертных знаний в консультировании, психологии, психотерапии и психиатрии.
Рассмотрены теоретические и практические аспекты экспертной деятельности в контексте формирования гражданского общества. Особое внимание уделяется проблеме определения социально значимых задач для профессионального сообщества, а также вопросам взаимодействия профессионалов разных областей знаний и определения границ их компетенции.
Сборник адресуется специалистам-практикам, научным и социальным работникам, организаторам сферы здравоохранения, преподавателям и студентам вузов.
ISBN 978-5-4437-0133-2 ©
Общероссийская общественная организация
«Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига», 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Приветствия II Съезду психотерапевтов, психологов и консультантов Новосибирской области
1. ДОКЛАДЫ ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ
- Макаров В. В. Горизонты психотерапии.
- Короленко Ц. П., Шпикс Т. А. Психическое здоровье женщины в постсовременной культуре
- Завьялов В. Ю. Дианализ: отказ от экспертных знаний в пользу креативных решений и персонализации знаний.
- Дмитриева Н. В. Техники работы с прошлым.
- Зинина А. И. Современные тенденции при оказании различных видов помощи: возможности сотрудничества, границы профессиональной компетентности.
- Чепель Т. Л. Психотерапевты и школьные психологи: возможности профессионального партнерства и разделения ответственности.
- Ласовская Т. Ю. Оценка структуры и уровня эмоционального выгорания у лиц помогающих профессий.
- Осьмук Л. А. Психологические компетенции специалистов, работающих в системе социального сиротства.
- Лях И. В. Полимодальная супервизия.
- Рубан О. И. Развитие медиации в России. Истоки. Настоящее. Перспективы развития.
- Морозова Н. Б. Исследование подвижного в подвижном — системный экспертный подход в консультировании.
- Пермякова И. С., Вайнер И. Н., Трухачева Н. С. Абилитация как необходимая составляющая инклюзивного образования.
- Чаплыгина В. Ю. Дианализ: границы профессиональной компетенции дианалитика.
II. ПСИХИАТРИЯ, КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ
- Граховский С. Н. Актуальность повышения компетентности врача-психиатра в области судебной психиатрии.
- Климова И. Ю., Старичков Д. А. Нейрокогнитивный дефицит у лиц, страдающих шизофренией коморбидной с синдромом зависимости от каннабиоидов.
- Мухаметкулов С. Ю. Роль клинического психолога в оценке риска внутрибольничной агрессии у больных шизофренией.
- Пушкина Т. П., Аблязова Д. В. Специфика структуры идентичности у женщин с расстройствами пищевого поведения.
- Ефанова Т. С. Особенности психоэмоционального состояния, психосоматические заболевания и психические расстройства
- у женщин с угрозой прерывания беременности. Психотерапия и профилактика.
- Пустовая Е. Н. Невротическое состояние как фактор риска школьной дезадаптации.
- Гронский А. В. Метод фокусирования Ю. Джендлина и факторы эффективности психотерапии.
- Павловская И. В. Созависимость как ресурс личности.
- Субботина Ю. А., Ковалевская Е. В. Значение методов телесно ориентированной психотерапии в коррекции психологического
- и физического состояния женщины в послеродовой период.
- Александров Е. О., Александрова Н. Л. Психотерапия в травматолого-хирургическом стационаре.
- Михайловский М. В., Александрова Н. Л., Черезова Е. Б. Некоторые психологические особенности подростков, больных сколиозом,
- поступивших на хирургическое лечение в Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии.
- Александров Е. О., Курапова К. В. Опыт экспресс-консультирования в общественном месте. Программа работы волонтеров-психологов в Новосибирске.
- Васютин А. М. Психосоматическая медицина — «золушка» психотерапии.
- Авдонина О. Г. Опыт психологической коррекции эндокринных заболеваний.
- Доцук Л. И. Способы и методы повышения стрессоустойчивости.
- Хасина А. И. Применение психотерапии в лечении кардиологических больных.
III. (РЕ)-АБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ
- Дегтярева В. В. Генезис проблем отношения к человеку с ограниченными возможностями здоровья в социуме.
- Константинова Н. Н. Применение танцевально-двигательной терапии в реабилитации инвалидов.
- Воротникова Е. Ю. Психологическая помощь онкологическим больным.
- Трухачева Н. С., Пермякова И. С., Вайнер И. Н. Роль ребенка в инновационном преобразовании абилитационного процесса.
- Вайнер И. Н. Психологическая поддержка семьи через призму абилитации.
IV. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- Неженцева В. В. Мифы перинатальной психологии. Актуальность создания экспертного сообщества специалистов перинатальной психологии.
- Магденко О. В. Деструктивные репродуктивные мотивации у беременных женщин на этапе становления материнской ролевой идентичности.
- Магденко О. В. Подготовка и переподготовка специалистов по перинатальной психологии.
- Лоскутова О. А. Формирование у беременных женщин мотивации на профилактику речевых нарушений у будущего ребенка в перинатальном периоде.
V. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
- Бердникова А. Г. Прагматическая оценка словаря детско-родительского общения.
- Петрова Н. П. Психосоциальное благополучие ребенка в условиях интенсивного обучения. Старшие классы.
- Ильина Т. А. Психосоциальное благополучие ребенка в условиях интенсивного обучения. Начальная школа.
- Япринцева Е. В. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ.
- Карпушкина Н. М. Влияние типов воспитания на психическое развитие детей дошкольного возраста.
- Краснощёкова Т. Н. Самоповреждающее поведение подростков: работа с семьей.
- Мерченко С. В. Тайна усыновления. История «без купюр».
- Иеромонах Платон (Флах) Развитие личности человека в свете православной антропологии.
- Цветкова Н. И. Там — в раннем детстве надо менять наше будущее.
- Цветкова Н. И. Любовная зависимость как сверхценность другого вследствие самообесценивания.
- Булычева А. Е. Супервизия как потребность профессионального сообщества в сфере образования.
VI. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- Акишин М. О., Собольников В. В. Взаимосвязь особых психических состояний и адекватности поведения сотрудников силовых структур.
- Беззубова Н. С. Психология виктимного поведения.
- Зыбина Л. Н. Психологические условия формирования профессиональной направленности психолога.
- Кизурова Е. С. Одиночество личности как фактор риска формирования девиантного поведения в подростковом возрасте.
- Нестерова С. Б. Посттравматический синдром у военнослужащих.
- Архипова Т. С., Шамшикова Е. О. Особенности временной перспективы личности с нарушенными и сохранными временными границами.
- Белашина Т. В. К вопросу об алекситимических проявлениях в подростковом возрасте.
- Волохова В. И., Шамшикова Е. О. Психологические границы в норме и патологии.
- Шамшикова Е. О. Психологическая дистанция как механизм установления межличностных границ.
- Шамшикова О. А., Шамшикова Е. О. Об аффективной и нарциссической регуляции.
- Дубровская Т. В. Организация профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исправительной системы.
- Петровская Т. Ю. Когнитивные схемы личности асоциального типа.
- Рубцова М. О. Особенности мотивации общения у несовершеннолетних правонарушителей.
- Ганпанцурова О. Б., Дмитриева Н. В., Перевозкина Ю. М. Взаимосвязь агрессивности и психической неустойчивости военнослужащих срочной службы.
- Сигаева А. В. Особенности мотивационно-личностной сферы и социальной адаптации личности с алкогольной зависимостью.
VII. МЕДИАЦИЯ
- Масько О. А. Правосудие и мифотворчество. Новые возможности.
- Зыков С. В. Судебная медиация: плюсы и минусы.
- Чанина А. С. Профессиональные искажения. Личное и универсальное.
- Стерлягова Ю. С. Целью войны является мир.
- Кибирев А. Ф. Применение медиации в спорте.
VIII. СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ. НОВОЕ ПОНИМАНИЕ ГЛУБИНЫ КЛАССИЧЕСКОГО ПОДХОДА.
- Янченко Е. Н. Феномен женственности.
- Зубахин К. А. Психоанализ и наркология.
- Цейтлин А. А. Метаморфоза телесного и психического симптома.
- Шадрин В. Н. Групповая психоаналитическая психотерапия при химических формах аддикции.
IX. СИМВОЛДРАМА (КАТАТИМНО-ИМАГИНАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ) В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
- Быкова И. В. Синдром эмоционального выгорания. Профилактика и терапия с помощью метода символдрамы.
- Пустовая Е. Н. Психотерапия детских неврозов методом символдрамы.
- Вихорева О. А. Символдрама при лечении навязчиво-невротичнского расстройства (представление случая).
- Токарева Е. Г. Символдрама в группах коррекции детско-родительских отношений.
- Грешнова Н. В. Символдрама в профконсультировании с целью коррекции личного профессионального плана оптанта.
- Чирцова А. В. Символдрама в работе школьного психолога с педагогами, учащимися и их родителями.
- Мельников М. Е., Токарева Е.Г., Шубина О. С. Особенности представления кататимных образов и проективного рисунка по мотивам образа в группе наркозависимых.
- Тырышкина Е. И. Использование мотива «цветок» для установления контакта с ребенком.
- Натарова К. А. Символдрама в группе детей и подростков.
X. АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ
- Андронникова О. О. Арт-терапия как метод психологической помощи в ситуации психотравмы.
- Милашина О. Г. Арт-терапия в работе с созависимыми.
- Лабецкая С. А. Использование методов арт-терапии в работе с зависимым поведением молодежи.
- Стукачева Т. А. Методы тестопластики в работе с агрессией.
- Танакова А. Г. Арт-терапия как метод реабилитации подростков, имеющих психологическую травму.
- Кутырева О. В. Возможности арт-терапии в работе психолога с детьми в детском саду.
- Приходкин И. В. Работа с «родовым наследством» методами комплексной сказкотерапии.
XI. ЭКСПЕРТНОЕ ЗНАНИЕ НАЧИНАЮЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА. СПОСОБЫ ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ. СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА.
- Ананич М. И. Психологические аспекты продвижения инновационных продуктов.
- Думченко О. Е. Психолингвистический анализ при подборе и оценке персонала.
- Новиков О. В. Адаптация молодых специалистов при поступлении на работу.
- Кокорина Н. В. Ценностно-ориентированная деловая культура — фактор развития успешного бизнеса.
- Воронин А. Ю. Деловая борьба (офисные джунгли).
- Осколкова М. С., Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Архетипы в рекламе.
- Прохорова М. В. Значение объединения начинающих специалистов-психологов в едином профессиональном пространстве.
- Синявская Т. В. Почему я пошел в психологию (мотивация начинающих психологов).
- Дубук О. А. Мифы и страхи молодого специалиста-психолога.
- Коваленко Е. В. Волнение начинающего психолога в условиях публичного выступления и проведения тренинга.
- Козлова А. Е. Путешествие по системе образования, или откровение молодого психолога.
- Левина Ю. И. Домашняя психология.
- Новиков В. В. Способы самопродвижения на рынке психологических услуг: личная терапия и супервизия как необходимые способы продвижения специалиста помогающей профессии.
- Карболина Е. В. Сайт психолога как способ продвижения психологических услуг.
Все секции научно-практической конференции «Экспертные знания в консультировании, психологии, психотерапии и психиатрии: перспективы развития.
Об авторах.
Предисловие
Тема, заявленная в названии съезда и сборника материалов, публикуемых по его итогам, является чрезвычайно важной и актуальной как для профессионального сообщества консультантов, психологов, психотерапевтов и психиатров, так и для всего общества.
Понятие экспертных знаний непосредственно связано с уровнем профессионального мастерства специалистов. В наиболее общем плане под экспертным знанием можно понимать совокупность характерных качеств, умений и знаний, которые отличают профессионалов высокого уровня от менее опытных специалистов, — экспертное знание напрямую связано с опытом ведущих представителей профессионального сообщества. Систематизация этого опыта, возможность изучения и обмена опытом — одно из важнейших условий эффективности практики и повышения профессионального уровня рядовых специалистов.
В ситуации стабильных изменений законодательства, предполагающих усиление роли общества в целом и общественных организаций, в частности, в осуществлении социального контроля в сфере услуг, проведение съезда во многом способствовало определению социально значимых задач для профессиональных сообществ и перспективы их развития. В контексте построения гражданского общества объединение профессионалов разных областей знаний и усиление их социального влияния приобретает особую актуальность. В этой связи, проведение съезда, нацеленного на решение указанных задач, имеет высокую значимость для всего региона, что нашло отражение в составе организаторов: Съезд проводился при поддержке Общероссийского совета по психотерапии и консультированию, Профессиональной психотерапевтической лиги, Министерства здравоохранения Новосибирской области, Главного управления здравоохранения и Комитета по делам молодежи Мэрии г. Новосибирска. В числе соорганизаторов Съезда — ряд факультетов и кафедр вузов Новосибирска, государственные и частные организации города.
В содержании сборника отражена структура Съезда. Раздел «Доклады пленарного заседания» содержит тексты и тезисы выступлений лидеров профессионального сообщества, которые обозначили наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы — необходимость объединения профессиональных и экспертных сил для повышения качества работы в психологическом и бизнес консультировании, психотерапии, психиатрии; более четкое определение экспертных ролей профессионалов разных областей; обеспечение коммуникации между ними для консолидации профессионального сообщества и повышения его эффективности; совершенствование системы супервизии практики с целью повышения качества работы специалистов. Среди авторов данного раздела — Ц. П. Короленко, В. Ю. Завьялов, Н. В. Дмитриева, А. И. Зинина, Т. Л. Чепель, Т. Ю. Ласовская, Л. А. Осьмук, О. И. Рубан, И. В. Лях и др.
В последующих разделах сборника представлены тезисы выступлений участников научно-практической конференции — практикующих специалистов (психотерапевтов, психологов, врачей, юристов), руководителей, преподавателей и студентов психологических факультетов и кафедр педагогики и психологии высших учебных заведений Новосибирска. Рассматривается широкий круг проблем: современные тенденции психиатрии, клинической психотерапии и судебной психиатрии, перинатальной психологии, психологии развития и образования; проблемы начинающих специалистов-психологов; взаимодействие психологии и бизнеса; вопросы реабилитации инвалидов, психокоррекции и реабилитации зависимых; актуальные проблемы медиации и др.
Хочется отметить большой практический опыт, накопленный специалистами г. Новосибирска и Новосибирской области, наличие интереса к современным тенденциям практики, высокий уровень анализа существующих проблем и нацеленность на поиск путей для их решения. Всё это находит отражение в публикуемых материалах конференции. Авторы отмечают актуальность вопросов организации взаимодействия между специалистами смежных сфер деятельности (здравоохранения, образования, социальной защиты, сферы оказания психологических услуг и т.п.). Обозначены такие важные проблемы, как качество подготовки специалистов, необходимость обеспечения возможности для повышения квалификации, проблема контроля качества психологических услуг, проблема изыскания ресурсов для содействия перспективным практическим инициативам.
Особую ценность представляют предлагаемые участниками конференции варианты решения указанных проблем. Так, предлагается направить усилия профессионального сообщества на организацию продуктивного профессионального партнерства и сотрудничества между специалистами смежных областей (совместные мероприятия, круглые столы, обучающие программы, мастер-классы и т.д.); способствовать организации мероприятий с целью обсуждения профессиональных стандартов в сфере психологического консультирования; способствовать организации совместных общественно-профессиональных объединений для экспертизы качества предоставляемых психотерапевтических, психологических и психолого-педагогических услуг с целью повышения уровня социального контроля в данной сфере услуг; создавать информационное пространство для общения специалистов (печатные издания, интернет-сайты); фиксировать перспективные практические инициативы и искать возможности для оказания им поддержки. Важными представляются идеи создания единого реестра психологов и психотерапевтов г. Новосибирска и Новосибирской области, а также специализированных реестров; внедрения системы супервизии практики в сфере помогающих профессий; организации сотрудничества психологических факультетов вузов с практикующими организациями, оказывающими первичную и специализированную психологическую помощь.
Мероприятия подобного масштаба, предполагающие обсуждение целого комплекса проблем, помогают составить адекватное представление о профессиональном сообществе. Мнения специалистов особенно ценны в свете необходимости принятия нового закона о психотерапии и психологическом консультировании.
Главным итогом Съезда можно считать определение социально значимых задач для профессиональных сообществ и обозначение перспектив их развития. В качестве значимых ориентиров Съезд обозначил качественное понимание границ компетенции и взаимообогащающий диалог профессионалов разных областей знаний для усиления их социального влияния в процессе построения гражданского общества.
Президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги,
Вице-президент Всемирного Совета по Психотерапии,
Зав. кафедрой психотерапии и сексологии ГУДПО РМАПО,
д-р мед. наук, профессор В. В. Макаров