Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига

Объединение нового типа профессионалов психотерапии, практической и консультативной психологии

Сборник материалов II Съезда психотерапевтов, психологов и консультантов Новосибирской области 2012

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЛИГА»

ЭКСПЕРТНЫЕ ЗНАНИЯ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ,
ПСИХОЛОГИИ, ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХИАТРИИ:
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Сборник материалов
II Съезда психотерапевтов, психологов
и консультантов Новосибирской области
(28 марта — 2 апреля 2012 г.)
под редакцией д-ра мед. наук, проф. В. В. Макарова

Новосибирск
2013

УДК [159.9+615.851+616.89](082)
ББК 88.4я431+5357я431+56.14я431
Э41

Печатается по решению II Съезда психотерапевтов, психологов и консультантов Новосибирской области (28 марта — 2 апреля 2012 г.)

Рецензенты:
А. Л. Катков, доктор мед. наук, профессор
М. М. Решетников, доктор психол. наук, профессор

Экспертные знания в консультировании, психологии, психотерапии и психиатрии: перспективы развития: Материалы II Съезда психотера­певтов, психологов и консультантов Новосибирской области (28 марта — 2 апреля 2012 г.) / Под ред. В. В. Макарова. Новосибирск, 2013. 216 с.

ISBN 978-5-4437-0133-2

В сборнике представлены материалы II Съезда психотерапевтов, психо­логов и консультантов Новосибирской области, посвященного проблемам экспертных знаний в консультировании, психологии, психотерапии и пси­хиатрии.

Рассмотрены теоретические и практические аспекты экспертной дея­тельности в контексте формирования гражданского общества. Особое вни­мание уделяется проблеме определения социально значимых задач для про­фессионального сообщества, а также вопросам взаимодействия профессио­налов разных областей знаний и определения границ их компетенции.

Сборник адресуется специалистам-практикам, научным и социальным работникам, организаторам сферы здравоохранения, преподавателям и сту­дентам вузов.

ISBN 978-5-4437-0133-2 ©

Общероссийская общественная организация
«Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига», 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Приветствия II Съезду психотерапевтов, психологов и консультантов Новосибирской области

1. ДОКЛАДЫ ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ

  • Макаров В. В. Горизонты психотерапии.
  • Короленко Ц. П., Шпикс Т. А. Психическое здоровье женщины в постсовременной культуре
  • Завьялов В. Ю. Дианализ: отказ от экспертных знаний в пользу креативных решений и персонализации знаний.
  • Дмитриева Н. В. Техники работы с прошлым.
  • Зинина А. И. Современные тенденции при оказании различных видов помощи: возможности сотрудничества, границы профессиональной компетентности.
  • Чепель Т. Л. Психотерапевты и школьные психологи: возможности профессионального партнерства и разделения ответственности.
  • Ласовская Т. Ю. Оценка структуры и уровня эмоционального выгорания у лиц помогающих профессий.
  • Осьмук Л. А. Психологические компетенции специалистов, работающих в системе социального сиротства.
  • Лях И. В. Полимодальная супервизия.
  • Рубан О. И. Развитие медиации в России. Истоки. Настоящее. Перспективы развития.
  • Морозова Н. Б. Исследование подвижного в подвижном — системный экспертный подход в консультировании.
  • Пермякова И. С., Вайнер И. Н., Трухачева Н. С. Абилитация как необходимая составляющая инклюзивного образования.
  • Чаплыгина В. Ю. Дианализ: границы профессиональной компетенции дианалитика.

II. ПСИХИАТРИЯ, КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ

  • Граховский С. Н. Актуальность повышения компетентности врача-психиатра в области судебной психиатрии.
  • Климова И. Ю., Старичков Д. А. Нейрокогнитивный дефицит у лиц, страдающих шизофренией коморбидной с синдромом зависимости от каннабиоидов.
  • Мухаметкулов С. Ю. Роль клинического психолога в оценке риска внутрибольничной агрессии у больных шизофренией.
  • Пушкина Т. П., Аблязова Д. В. Специфика структуры идентичности у женщин с расстройствами пищевого поведения.
  • Ефанова Т. С. Особенности психоэмоционального состояния, психосоматические заболевания и психические расстройства
  • у женщин с угрозой прерывания беременности. Психотерапия и профилактика.
  • Пустовая Е. Н. Невротическое состояние как фактор риска школьной дезадаптации.
  • Гронский А. В. Метод фокусирования Ю. Джендлина и факторы эффективности психотерапии.
  • Павловская И. В. Созависимость как ресурс личности.
  • Субботина Ю. А., Ковалевская Е. В. Значение методов телесно ориентированной психотерапии в коррекции психологического
  • и физического состояния женщины в послеродовой период.
  • Александров Е. О., Александрова Н. Л. Психотерапия в травматолого-хирургическом стационаре.
  • Михайловский М. В., Александрова Н. Л., Черезова Е. Б. Некоторые психологические особенности подростков, больных сколиозом,
  • поступивших на хирургическое лечение в Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии.
  • Александров Е. О., Курапова К. В. Опыт экспресс-консультирования в общественном месте. Программа работы волонтеров-психологов в Новосибирске.
  • Васютин А. М. Психосоматическая медицина — «золушка» психотерапии.
  • Авдонина О. Г. Опыт психологической коррекции эндокринных заболеваний.
  • Доцук Л. И. Способы и методы повышения стрессоустойчивости.
  • Хасина А. И. Применение психотерапии в лечении кардиологических больных.

III. (РЕ)-АБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ

  • Дегтярева В. В. Генезис проблем отношения к человеку с ограниченными возможностями здоровья в социуме.
  • Константинова Н. Н. Применение танцевально-двигательной терапии в реабилитации инвалидов.
  • Воротникова Е. Ю. Психологическая помощь онкологическим больным.
  • Трухачева Н. С., Пермякова И. С., Вайнер И. Н. Роль ребенка в инновационном преобразовании абилитационного процесса.
  • Вайнер И. Н. Психологическая поддержка семьи через призму абилитации.

IV. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

  • Неженцева В. В. Мифы перинатальной психологии. Актуальность создания экспертного сообщества специалистов перинатальной психологии.
  • Магденко О. В. Деструктивные репродуктивные мотивации у беременных женщин на этапе становления материнской ролевой идентичности.
  • Магденко О. В. Подготовка и переподготовка специалистов по перинатальной психологии.
  • Лоскутова О. А. Формирование у беременных женщин мотивации на профилактику речевых нарушений у будущего ребенка в перинатальном периоде.

V. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

  • Бердникова А. Г. Прагматическая оценка словаря детско-родительского общения.
  • Петрова Н. П. Психосоциальное благополучие ребенка в условиях интенсивного обучения. Старшие классы.
  • Ильина Т. А. Психосоциальное благополучие ребенка в условиях интенсивного обучения. Начальная школа.
  • Япринцева Е. В. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ.
  • Карпушкина Н. М. Влияние типов воспитания на психическое развитие детей дошкольного возраста.
  • Краснощёкова Т. Н. Самоповреждающее поведение подростков: работа с семьей.
  • Мерченко С. В. Тайна усыновления. История «без купюр».
  • Иеромонах Платон (Флах) Развитие личности человека в свете православной антропологии.
  • Цветкова Н. И. Там — в раннем детстве надо менять наше будущее.
  • Цветкова Н. И. Любовная зависимость как сверхценность другого вследствие самообесценивания.
  • Булычева А. Е. Супервизия как потребность профессионального сообщества в сфере образования.

VI. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  • Акишин М. О., Собольников В. В. Взаимосвязь особых психических состояний и адекватности поведения сотрудников силовых структур.
  • Беззубова Н. С. Психология виктимного поведения.
  • Зыбина Л. Н. Психологические условия формирования профессиональной направленности психолога.
  • Кизурова Е. С. Одиночество личности как фактор риска формирования девиантного поведения в подростковом возрасте.
  • Нестерова С. Б. Посттравматический синдром у военнослужащих.
  • Архипова Т. С., Шамшикова Е. О. Особенности временной перспективы личности с нарушенными и сохранными временными границами.
  • Белашина Т. В. К вопросу об алекситимических проявлениях в подростковом возрасте.
  • Волохова В. И., Шамшикова Е. О. Психологические границы в норме и патологии.
  • Шамшикова Е. О. Психологическая дистанция как механизм установления межличностных границ.
  • Шамшикова О. А., Шамшикова Е. О. Об аффективной и нарциссической регуляции.
  • Дубровская Т. В. Организация профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исправительной системы.
  • Петровская Т. Ю. Когнитивные схемы личности асоциального типа.
  • Рубцова М. О. Особенности мотивации общения у несовершеннолетних правонарушителей.
  • Ганпанцурова О. Б., Дмитриева Н. В., Перевозкина Ю. М. Взаимосвязь агрессивности и психической неустойчивости военнослужащих срочной службы.
  • Сигаева А. В. Особенности мотивационно-личностной сферы и социальной адаптации личности с алкогольной зависимостью.

VII. МЕДИАЦИЯ

  • Масько О. А. Правосудие и мифотворчество. Новые возможности.
  • Зыков С. В. Судебная медиация: плюсы и минусы.
  • Чанина А. С. Профессиональные искажения. Личное и универсальное.
  • Стерлягова Ю. С. Целью войны является мир.
  • Кибирев А. Ф. Применение медиации в спорте.

VIII. СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ. НОВОЕ ПОНИМАНИЕ ГЛУБИНЫ КЛАССИЧЕСКОГО ПОДХОДА.

  • Янченко Е. Н. Феномен женственности.
  • Зубахин К. А. Психоанализ и наркология.
  • Цейтлин А. А. Метаморфоза телесного и психического симптома.
  • Шадрин В. Н. Групповая психоаналитическая психотерапия при химических формах аддикции.

IX. СИМВОЛДРАМА (КАТАТИМНО-ИМАГИНАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ) В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

  • Быкова И. В. Синдром эмоционального выгорания. Профилактика и терапия с помощью метода символдрамы.
  • Пустовая Е. Н. Психотерапия детских неврозов методом символдрамы.
  • Вихорева О. А. Символдрама при лечении навязчиво-невротичнского расстройства (представление случая).
  • Токарева Е. Г. Символдрама в группах коррекции детско-родительских отношений.
  • Грешнова Н. В. Символдрама в профконсультировании с целью коррекции личного профессионального плана оптанта.
  • Чирцова А. В. Символдрама в работе школьного психолога с педагогами, учащимися и их родителями.
  • Мельников М. Е., Токарева Е.Г., Шубина О. С. Особенности представления кататимных образов и проективного рисунка по мотивам образа в группе наркозависимых.
  • Тырышкина Е. И. Использование мотива «цветок» для установления контакта с ребенком.
  • Натарова К. А. Символдрама в группе детей и подростков.

X. АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ

  • Андронникова О. О. Арт-терапия как метод психологической помощи в ситуации психотравмы.
  • Милашина О. Г. Арт-терапия в работе с созависимыми.
  • Лабецкая С. А. Использование методов арт-терапии в работе с зависимым поведением молодежи.
  • Стукачева Т. А. Методы тестопластики в работе с агрессией.
  • Танакова А. Г. Арт-терапия как метод реабилитации подростков, имеющих психологическую травму.
  • Кутырева О. В. Возможности арт-терапии в работе психолога с детьми в детском саду.
  • Приходкин И. В. Работа с «родовым наследством» методами комплексной сказкотерапии.

XI. ЭКСПЕРТНОЕ ЗНАНИЕ НАЧИНАЮЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА. СПОСОБЫ ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ. СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА.

  • Ананич М. И. Психологические аспекты продвижения инновационных продуктов.
  • Думченко О. Е. Психолингвистический анализ при подборе и оценке персонала.
  • Новиков О. В. Адаптация молодых специалистов при поступлении на работу.
  • Кокорина Н. В. Ценностно-ориентированная деловая культура — фактор развития успешного бизнеса.
  • Воронин А. Ю. Деловая борьба (офисные джунгли).
  • Осколкова М. С., Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Архетипы в рекламе.
  • Прохорова М. В. Значение объединения начинающих специалистов-психологов в едином профессиональном пространстве.
  • Синявская Т. В. Почему я пошел в психологию (мотивация начинающих психологов).
  • Дубук О. А. Мифы и страхи молодого специалиста-психолога.
  • Коваленко Е. В. Волнение начинающего психолога в условиях публичного выступления и проведения тренинга.
  • Козлова А. Е. Путешествие по системе образования, или откровение молодого психолога.
  • Левина Ю. И. Домашняя психология.
  • Новиков В. В. Способы самопродвижения на рынке психологических услуг: личная терапия и супервизия как необходимые способы продвижения специалиста помогающей профессии.
  • Карболина Е. В. Сайт психолога как способ продвижения психологических услуг.

Все секции научно-практической конференции «Экспертные знания в консультировании, психологии, психотерапии и психиатрии: перспективы развития.

Об авторах.


Предисловие

Тема, заявленная в названии съезда и сборника материалов, публикуе­мых по его итогам, является чрезвычайно важной и актуальной как для про­фессионального сообщества консультантов, психологов, психотерапевтов и психиатров, так и для всего общества.

Понятие экспертных знаний непосредственно связано с уровнем про­фессионального мастерства специалистов. В наиболее общем плане под экс­пертным знанием можно понимать совокупность характерных качеств, уме­ний и знаний, которые отличают профессионалов высокого уровня от менее опытных специалистов, — экспертное знание напрямую связано с опытом ведущих представителей профессионального сообщества. Систематизация этого опыта, возможность изучения и обмена опытом — одно из важнейших условий эффективности практики и повышения профессионального уровня рядовых специалистов.

В ситуации стабильных изменений законодательства, предполагающих усиление роли общества в целом и общественных организаций, в част­ности, в осуществлении социального контроля в сфере услуг, проведение съезда во многом способствовало определению социально значимых задач для профессиональных сообществ и перспективы их развития. В контексте построения гражданского общества объединение профессионалов разных областей знаний и усиление их социального влияния приобретает особую актуальность. В этой связи, проведение съезда, нацеленного на решение указанных задач, имеет высокую значимость для всего региона, что на­шло отражение в составе организаторов: Съезд проводился при поддержке Общероссийского совета по психотерапии и консультированию, Профес­сиональной психотерапевтической лиги, Министерства здравоохранения Новосибирской области, Главного управления здравоохранения и Комите­та по делам молодежи Мэрии г. Новосибирска. В числе соорганизаторов Съезда — ряд факультетов и кафедр вузов Новосибирска, государственные и частные организации города.

В содержании сборника отражена структура Съезда. Раздел «Доклады пленарного заседания» содержит тексты и тезисы выступлений лидеров профессионального сообщества, которые обозначили наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы — необходимость объединения профессио­нальных и экспертных сил для повышения качества работы в психологиче­ском и бизнес консультировании, психотерапии, психиатрии; более четкое определение экспертных ролей профессионалов разных областей; обеспе­чение коммуникации между ними для консолидации профессионального сообщества и повышения его эффективности; совершенствование систе­‍мы супервизии практики с целью повышения качества работы специали­стов. Среди авторов данного раздела — Ц. П. Короленко, В. Ю. Завьялов, Н. В. Дмитриева, А. И. Зинина, Т. Л. Чепель, Т. Ю. Ласовская, Л. А. Осьмук, О. И. Рубан, И. В. Лях и др.

В последующих разделах сборника представлены тезисы выступлений участников научно-практической конференции — практикующих специ­алистов (психотерапевтов, психологов, врачей, юристов), руководителей, преподавателей и студентов психологических факультетов и кафедр педа­гогики и психологии высших учебных заведений Новосибирска. Рассматри­вается широкий круг проблем: современные тенденции психиатрии, клини­ческой психотерапии и судебной психиатрии, перинатальной психологии, психологии развития и образования; проблемы начинающих специалистов-психологов; взаимодействие психологии и бизнеса; вопросы реабилитации инвалидов, психокоррекции и реабилитации зависимых; актуальные про­блемы медиации и др.

Хочется отметить большой практический опыт, накопленный специали­стами г. Новосибирска и Новосибирской области, наличие интереса к со­временным тенденциям практики, высокий уровень анализа существующих проблем и нацеленность на поиск путей для их решения. Всё это находит отражение в публикуемых материалах конференции. Авторы отмечают ак­туальность вопросов организации взаимодействия между специалистами смежных сфер деятельности (здравоохранения, образования, социальной защиты, сферы оказания психологических услуг и т.п.). Обозначены такие важные проблемы, как качество подготовки специалистов, необходимость обеспечения возможности для повышения квалификации, проблема контро­ля качества психологических услуг, проблема изыскания ресурсов для со­действия перспективным практическим инициативам.

Особую ценность представляют предлагаемые участниками конферен­ции варианты решения указанных проблем. Так, предлагается направить усилия профессионального сообщества на организацию продуктивного профессионального партнерства и сотрудничества между специалистами смежных областей (совместные мероприятия, круглые столы, обучающие программы, мастер-классы и т.д.); способствовать организации мероприя­тий с целью обсуждения профессиональных стандартов в сфере психо­логического консультирования; способствовать организации совместных общественно-профессиональных объединений для экспертизы качества предоставляемых психотерапевтических, психологических и психолого-педагогических услуг с целью повышения уровня социального контроля в данной сфере услуг; создавать информационное пространство для обще­ния специалистов (печатные издания, интернет-сайты); фиксировать перспективные практические инициативы и искать возможности для оказания им поддержки. Важными представляются идеи создания единого реестра психологов и психотерапевтов г. Новосибирска и Новосибирской области, а также специализированных реестров; внедрения системы супервизии практики в сфере помогающих профессий; организации сотрудничества психологических факультетов вузов с практикующими организациями, ока­зывающими первичную и специализированную психологическую помощь.

Мероприятия подобного масштаба, предполагающие обсуждение целого комплекса проблем, помогают составить адекватное представление о про­фессиональном сообществе. Мнения специалистов особенно ценны в свете необходимости принятия нового закона о психотерапии и психологическом консультировании.

Главным итогом Съезда можно считать определение социально значи­мых задач для профессиональных сообществ и обозначение перспектив их развития. В качестве значимых ориентиров Съезд обозначил качественное понимание границ компетенции и взаимообогащающий диалог профессио­налов разных областей знаний для усиления их социального влияния в про­цессе построения гражданского общества.

Президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги,
Вице-президент Всемирного Совета по Психотерапии,
Зав. кафедрой психотерапии и сексологии ГУДПО РМАПО,
д-р мед. наук, профессор В. В. Макаров


Заказ консультации по телефону

Членство в Лиге: