ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Звуки и ментальность народов

В оживлении всех звуков алфавита есть рациональное зерно. Звуки рождались и осваивались нацией в мире живых явлений и событий, отражая сложную психоэмоциональную жизнь людей и лаконичность их ментальной структуры. Р. Штейнер, создатель эвритмии (1927г), считал, что гений немецкого языка — скульптурная пластика движений. В его системе целительства звук, прежде всего, связан с пра — движением. Следуя за звуком, в движении выражается душа.

Что отражено в русском языке? Видимо, безбрежность просторов, дыхание перемен пейзажей и ощущений. Переполняющие эмоции не успевают за структурой. Думаю, что гений русского языка — в пластике дыхания, сопряженного с эмоциями и энергетикой. Но, может быть, наша главная проблема — в том, что функции не хватает структуры.

С состоянием, какого звукообраза можно символически связать наше национальное самосознание? Велика роль символического «А» — состояния в русской ментальности. Эмоциональная жизнь соотечественников колеблется в крайних пределах (вдохновение или отчаяние). Русские философы, рассматривая вопросы национального самосознания, писали о неизбывном стремлении к поиску смысла и вместе с тем, о неупорядоченности эмоциональной жизни, проявлении в её крайних вариантах. Тонкому построению структуры психической организации традиционно уделяется мало внимания. «Смирение — единственная форма дисциплины личности». А если не сформировано понятие об уважении обществом личного достоинства каждого человека, то движется человек по волнам жизни от низости до святости, мимо начала человеческого (Н. Бердяев, 2004г). Инструментом душевного строительства является культура (в том числе культура символов). В целебной психолингвистике — с целью здоровой самоидентификации — акцент делается на усвоение символического языка, структуры и энергии коммуникаций, на самоисследование и самопроявление. Звуки, духовно воспринятые, формируют душевную организацию. Этому можно сознательно учить.

Функционально-деятельный подход к языку имеет две возможности: организацию языковых игр с упрощенческим практическим (но не механическим) или философским подходом.