Звуки должны осваиваться в эквиваленте живого действия. Поэтому они типированы по инициируемому ими внутреннему состоянию и действию, возникающему при произнесении звуков и прослеживании инициируемого ими процесса, приводящего к созданию атмосферы, позволяющей живое воспроизведение одноименных звукообразов. Эмпирически проработано действие каждого звука, проведение его по естественным каналам физиологического восприятия. Изучая характер отдельных звуков, мы воображаем ситуацию, породившую его в природных условиях. Обращаясь к ассоциативной памяти, выражаем наше отношение к той или иной ситуации.
Предложена модель ментального и эмоционально-образного восприятия звуков и их воспроизведения в ощущениях, тонких особенностях и нюансах дыхания, способе движения, звукообразования (артикуляции), звукоизвлечения, способе насыщения звука, энергетическом внутреннем действии.
Предложенная система психобиотипирования звуков опирается на способы психического и физиологического восприятия и воспроизведения звуков и производных из них звукообразов.
Созданы таблицы 2 типов. Первые — классифицируют звуки алфавита по их восприятию и действию: ощущение состояния, психоэмоциональное чувство, цветовое восприятие, особенности дыхания, тип движения, энергетическое действие, эффект. Вторые таблицы классифицируют звуки по способу, месту образования, их качеству (мягкий, твердый, тональный, сонорный; звонкий, глухой, шумный, длительный и мгновенный). Оценивается также место насыщения и интенсификации звука, потенциал исполнительского качества (скользящий, жужжащий, звенящий, раскатистый, летящий).
Наука признала смысловую содержательность звуков и дала определение вербальных и невербальных коммуникативных знаков. Интересна работа В.П. Морозова об информационных каналах невербальной (экстралингвистической) коммуникации, адресованной к эмоционально-образной сфере и подсознанию (1998г). Слово раскрывает 7% смысла, звуки и интонации несут 38% значения, позы и жесты — 55%. При этом «крайне мало работ посвящено фонационным аспектам проблемы, то есть речи и голосу как органам невербальной коммуникации». Ученым проведено психологическое и акустико — физиологическое исследование свойств коммуникабельности. Предложен психо-акустический тест на эмоциональный слух.