Психолингвистическая психотерапия не является узко специализированной областью. Она требует обсуждения проблем человека с позиций экологии человека, био-психо-семиотики, психосемантики, психогерменевтики, культурологии, психоэкологии, психоиммуногенетики, квантовой, кибернетической психологии и прочего — с одной стороны. С другой стороны — для понимания принципов личностной самоорганизации, саморегуляции, техник психокоррекции привлекается знание известных психотерапевтических школ и направлений: аналитического, психодинамического, гуманистического, трансактного, клинического, телесно-ориентированного, психосимволического, глубинного психоанализа, дыхательных психотехнологий, НЛП, гештальт-терапии, др. Сопоставляются коррекционные методы психотерапии и целебные методы оккультизма и Восточной медицины.
Автором предложен полимодальный вариант консультирования, терапии, наставничества, основанный на ряде новых разработок: методологии целебной творческой психолингвистики; комплиментарной дыхательной психотехнологии; дыхательно-энергетической гимнастики саморегуляции для детей раннего возраста. В качестве системообразующего метода выступает метод клинико-аналитического и психолингвосемантического анализа, который включает изучение жизненной адаптивной программы, психологических особенностей и языка личности и воздействие на нее в творческом процессе игры с дыхательно-энергетическими звукообразами. Расширена теория и практика языковых интерактивных игр.
Общая суть метода состоит в изучении информационно-эмоциональной системы пациента, в структурировании энергий подсознания, упорядочении сферы эмоциональной регуляции, в развитии творческого потенциала и самосознания личности, восстановлении идентичности, воспитании дисциплины ума, обучении жизненно-важным навыкам и психотехникам.
С естественнонаучных и философских позиций обсуждаются теории эволюционной самоорганизации, психоиммуносистемогенеза и ключевой регуляции человека, экологические, информационные теории.