Условием работы описанного метода является оздоровительное погружение в творческое состояние сознания, как в человеческий план существования. Психотерапия много работает с измененными состояниями сознания. Для контакта с глубинным уровнем бессознательного человека могут погружать в гипнотическое, трансовое, медитативное, молитвенное состояние сознания. По сравнению с суженным сознанием, менее изучено расширенное, творчески измененное состояние сознания, которое отличается внутренней активностью, интеграцией внутренних процессов. В настоящее время обсуждается вопрос о творческом состоянии души, инструментах его развития в творческом процессе, особенностях творческой личности, творческом акте как имманентно присущем человеку качестве. С точки зрения экологии — творческая поисковая активность включает человека в процесс самоидентификации, построения образа мира и внутренней информационной упорядоченности.
По определению автора, творческое состояние сознания — это состояние созерцательности, сосредоточенности, ненапряженного внимания, психологической открытости, максимальной эффективности и пластичности жизненных энергетических процессов. В нём возможно осознание полноты жизни и работы с сигналами, организующими доступ в подсознание, к матрице долговременной семантической памяти. С ним связано развитие самосознания.
Рассмотрим способы его достижения для людей науки и искусства. Творцу в науке нужны: профессиональная подготовка, жгучая заинтересованность (интеллектуальная и эмоциональная) в предмете анализа; душевно наполненное спокойствие, необусловленная любовь к миру; определенное состояние пустоты в голове (освобождается место для ассимиляции нового знания); расслабленность, отсутствие физического напряжения. Не случайно многие открытия делаются во сне, видимо, при соединении, взаимном проникновении всех уровней сознания. Работает не только голова, но и сердце. Информация ассимилируется, пропускается через весь организм, накладывается на систему собственных ценностей.
Актёр-психолог М. Чехов в начале XX века методически проработал вопрос о способах включения творческого процесса — «внутренней технике» актёра. Творческий акт в душе подобен акту рождения человека. Художник должен «обсемениться темой», которая растёт и развивается в подсознании беспрерывно. В период вынашивания темы нужна «душевная гигиена» и особая душевная техника, позволяющая уйти от штампов. Душу можно увлечь, ей нельзя приказать. Творческие чувства способна пробудить захватывающая атмосфера, которая описана как объединяющее действие, процесс рождения внутренней динамики, пробуждения творческой активности. Им указаны важные элементы творческого состояния, техники развития гибкости души. Интерес, внимание и сосредоточенность дают ясность и отчётливость восприятия. Сила воображения включает ум, волю, тело в процесс творчества. Упражнения на внимание и воображение вырабатывают внутреннюю гибкость. Способность к фантазии заключается в комбинировании материала общечеловеческих образов, соединению, разъединению, сочетанию. Чтобы использовать богатство фантазии, в душе должны быть вера и наивность, которые взрослому человеку надо воспитывать долгими упражнениями, как и развитие внимания. В акте душевной жизни участвуют разум, чувства и воля.
Совершенствуя творческую природу, мы способствуем внутренней перестройке, расширяем горизонты личности. Возможно ли, воспитать творческую личность? Ребёнок интуитивно творчески воспринимает мир, но с возрастным переключением интересов чаще теряет эту способность. В своём родительском состоянии он ориентируется на социальную организацию и адаптацию к ней. Во взрослом состоянии человек сохраняет критичность и самобытность устоявшихся привычек. Взрослое состояние — по замыслу личностное, интегративное состояние самосознания. Оно смыкается с детским состоянием, при условии его воспитания.
Первыми при личностном становлении индивидуума формируются структура и механизмы базальной системы эмоциональной регуляции. Психологами изучена координированная, иерархически организованная уровневая структура базальной аффективной организации. Разные уровни решают качественно различные задачи адаптации. Закономерно развиваясь в условиях единой системы регуляции, базальные уровни в каждом отдельном случае расставляют акценты вклада в эмоциональную адаптацию, создавая типичную для каждого человека манеру эмоциональных взаимоотношений с миром (эмоциональную индивидуальность) (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 1990г). В онтогенезе порядок включения уровней закономерно связан с психофизическим созреванием ребёнка и усложнением контактов с миром, с витальными стимулами ситуации. В процессе аффективной смысловой адаптации первым формируется полевой механизм, доверительный уровень пассивной адаптации к меняющемуся миру. Интенсивность психологического поля влияет в дальнейшем на поддержание психической активности и выбор жизненной позиции. Второй уровень — уровень организации впечатлений, сенсорной избирательности, регуляции ритмически организованных соматических процессов, выработки стереотипов. Третий уровень — уровень экспансии оценивает силу воздействия объекта на среду и вырабатывает основу притязаний субъекта, аффективное самоощущение допустимости желаемых реакций. Четвертый уровень — уровень эмпатии эмоционально упорядочивает впечатления и фиксирует предпочтительные формы контакта с окружающим миром, отражающие опыт других людей, формирует культурные психотехнические приемы, способность к сопереживанию. Эти механизмы обеспечивают уровень избирательности и целенаправленности поведения, необходимый уровень стеничности, аффективного тонуса. Социально-личностное становление является продолжением процессов раннего развития эмоциональной сферы.
Освоение человеком знаково-символической, информационно-эмоциональной языковой системы сопряжено с лингвистическим конструированием реальности — творческим поиском и становлением в онтогенезе образа мира и себя в нём.
Создать мыслеформу — значит прочувствовать её атмосферу и функционально правильно воспроизвести состояние. Отработав и ассимилировав детали, вернуться к полученному ранее опыту в общении с этой формой-картиной, хранящимся в памяти, символом — в коллективном бессознательном. Далее устанавливается критерий значимости данного знака — образа-состояния в системе жизненных ценностей и структуре адаптации личности.
В творческой психолингвистике рассматривается структурный и функциональный путь достижения зрелого аффекта: звуковой импульс (семантический сигнал) → восприятие → создание мысленного звукообраза → энергетическое ощущение состояния → психоэмоциональное чувство → опосредующее состояние дыхательного действия → пластическое мышечное движение → непроизвольная мимика → точная артикуляция, интонация голоса → цельность состояния.
Углубленному осознанию себя способствует опыт переживания разных психоэмоциональных состояний при воплощении звукообразов в живом действии. Метод открывает для нас нашу природу, позволяет овладеть основополагающими силами творческой натуры. Ввиду внимания к тонким, трудноуловимым сигналам содержание бессознательного становится доступным сознанию. Самосознание повышается путём знакомства со смысловым регистром звуков, гаммой воспроизводимых на его основе психологических, дыхательно-энергетических, эмоциональных, умственных, физических состояний. Процессуальная игра с образом звука включает структурированные упражнения, на основе которых можно избирательно акцентировать и дозировать внимание на множестве тонких эмоциональных переживаний и поведенческих нюансов, строить структуру системы эмоциональной регуляции, осваивать культурно-эстетические, психотехнические, поведенческие навыки. В творческом состоянии сознания задействованы все функции психики: чувство и мысль, интуиция и ощущение. Человек прорабатывает соответствие своего образа — образу мира на протяжении всей жизни. В центре человеческой натуры — его способность к творчеству. Работа со звукообразами развивает образное мышление, активирует оздоровительный процесс. Проработанный образ раскрывает затаенные желания, замыслы, пробуждает эмоции, чувства. Личностная самоидентификация, культура сознания связаны с творческим изучением смысловой и активирующей сущности языка родной речи. Творческое состояние целебно само по себе. Оно даёт отчетливое, ясное восприятие полноты жизни, освобождает от обусловленностей.
О природе творчества много спорят. Творческое состояние представляют: мистическим; генетическим определенным; вдохновляющим и оздоровляющим; разрушительным для личности и вызывающим катарсис.
В России широко известен метод творческого самовыражения, предложенный психотерапевтом М.Е. Бурно (1990г). Метод включает 2 составных элемента. В организованном дискурсе обсуждается состояние сознания, душевная организация пациентов. Обсуждение проводится методами клинической психотерапии. Оценки соотносятся с типологическими, характерологическими особенностями душевного склада. Пациентам, в созданной доверительной атмосфере, предлагают выразить себя в творческом действии (рисование, фотография, поэзия, музыка, сценическое чтение). Целительным является самопознание и переживание вдохновения «с осознанием смысла, любви, цели своей жизни».
К. Юнг использовал творческий принцип амплификации. Он изучал описанные им в теории множественные части личности и сводил психические данные к такому положению, когда выражение знания, значения станет максимально полным и насыщенным. Им качественно дифференцированы психологические уровни развития личности, «которая погружена в пространство культурных, символических и исторических процессов». Заложены основы имагогики, активного переживания образов.
Творческий принцип лежит в природной основе натуры человека. А.А. Налчаджян уточняет, что высокая творческая активность обусловлена прирожденными и развитыми в онтогенезе способностями; потребностью в самовыражении, саморазвитии, самопознании и в сублимации; наличием подсознательно образованных концептуальных и образных содержаний, находящихся в динамическом состоянии и ищущих выхода в сферу сознания в практической деятельности» (2005г). Творение мира продолжается. Человек в постоянном самоопределении творит себя, работая с динамической структурой сознания и жизненной программой. Его психобиологическая система обладает избирательностью, поисковой активностью, энергетической гибкостью, долговременной памятью.