ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Суть диагностической работы в семантическом пространстве алфавита. Процедура психозондирования.

Практически разработанный метод получил при дополнительное, значимое теоретическое обоснование при знакомстве с теорией семантических пространств и методом психозондирования (МГУ, РУДН). Психолингвистика изучает состояние личности по сформированной языковой системе, представляющей в сознании образ мира человека. Основным её методом является психосемантический анализ, дающий доступ к подсознанию.

Экспериментальная психолингвистика разработала методологию построения субъективных семантических пространств как моделей категориальных структур при изучении индивидуального и общественного сознания. Автор ее В.Ф. Петренко пишет (1988 г): «Семантическое пространство — это совокупность определенным образом организованных признаков, описывающих и дифференцирующих объекты (значения) некоторой содержательной области. Очевидные признаки группируются в более емкие категории (исходный алфавит семантического пространства). Это — смысловое поле, в котором открывается субъективный мир, когнитивный стиль. Это позволяет исследовать категории и структуры индивидуального сознания, моделировать систему восприятия, представления, значения субъекта. Семантические категории отражают обобщенные формы значений».

В 1997г в Российском университете дружбы народов была создана первая в мире кафедра психоэкологии, изучающая поведение и состояние человека как информационной системы в информационной среде обитания, с целью защиты его сознания от бесконтрольного введения искаженной, патогенной информации. Для измерения психической деятельности предложено воздействовать на психику по типу функциональной пробы, оперируя семантическим инструментарием. На работе в построенном семантическом пространстве основан предложенный кафедрой метод психозондирования (ИВ Смирнов2003 г). Алгоритм психозондирования включает: неосознаваемое предъявление тестируемых стимулов ниже порога осознания, анализ наблюдаемых, но неосознаваемых человеком реакций, изучение системы восприятия и предпочтений (эмоции, поведение, вегетативные тесты). 1. Готовится семантическая база данных, перечень исследуемых на субъективную значимость тем, отражающих разные сферы жизнедеятельности. Подбирается набор значимых семантических стимулов-сигналов, свойства которых себе представляют. Исключается предписанное восприятие стимулов и способа реагирования. 2. Изучается реакция человека на эти сигналы (и стоящие за ними ассоциации): события, явления, персоны, мотивы. Диагностическая задача состоит в том, чтобы, выявить высокую субъективную значимость сигналов, составить представления об иерархии, понять взаимосвязь выявленных значимых семантических сфер, создать карту семантических сфер — карту душевной жизни.

В пределах метода целебной психолингвистики мы работает в индивидуальном семантическом пространстве алфавита. Звукообразы — это живая модель субъективного семантического пространства. Обращаясь к семантической памяти при представлении всех звуков алфавита, структурные звукообразы рассматривают дифференцированные признаки явлений, что. позволяет наблюдать и описывать особенности индивидуального опыта. Рассмотрим порядок действия. 1. Клиент (пациент) получает задание сформировать мыслеформу на основе звукообраза. Одновременно действует произносимый звук — семантический сигнал, по функциональному действию ниже порога сознания. Звук рожден определённой атмосферой, ситуацией звукообраза. 2. Активизируется ассоциативно-образная память. В структурах подсознания возникают изменения, которые проявляются в виде определенных реакций, способов и стиля поведения. 2. Зная смысловое содержание комплексного сигнала и отслеживая в нюансах ответ системы на него, мы можем сделать вывод о качестве системы, её предпочтениях. Оцениваем восприимчивость, быстроту, силу, активность, полноту реагирования. Рассматриваем подвижность, точность, цельность, синхронность действия. Изучаем индивидуальную реакцию на актуальные чувства, эмоции, мысли, ощущения, на волнующие ситуации и ассоциации, «пристрастие сознания». Рассматривая систему как модель, мы оцениваем не только вход и выход информации (сигнал — поведенческая реакция), но и промежуточные стадии самоизменения.