ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Структурирование психологического пространства звукообразами

Предложен игровой, психотерапевтический метод, который уходит корнями в психолингвистику, семантику, семиотику и терапию творчеством. Метод построен по принципу языковых игр, с активным моделированием жизненного процесса в специально организованном семантическом пространстве алфавита. Психолингвистика даёт возможность посредством выявления смысловой, психической, физической характеристик звука и построения субъективного семантического пространства на основе звукообразов исследовать категории и структуру индивидуального сознания, моделировать систему восприятия, представления и значения, овладеть способами организации эмоциональной сферы.

Звукообразы, соответствующие всем звукам алфавита, помогают рассмотреть широкий спектр эмоций в чувственном, телесном, сенсорном, психологическом, нравственном восприятии, освоить в игровой форме разнообразные способы поведения и мышления. Они помогают раскрыть наиболее жизненно важные, глубинные состояния, с их архетипической, мифологической, сказочной природой. Звукообразы — визитная карточка состояний. Звукообразы помогают структурировать психологическое пространство при психотренинге.

  1. Звуки алфавита русского языка типированы в живом действии по инициации ими психобиологических реакций. Проработана структурно — функциональная основа звуков, с качественной оценкой смысловой, психической и физической характеристик. Звук проводится по всем каналам чувственного и физиологического восприятия, со вниманием к нюансам дыхания, движения, звукообразования.
  2. Использование тонких невербальных сигналов и включение активного воображения при создании звукообразов позволяют организовать творческий процесс. Работа со звуками и их образами позволяет наблюдать тонко дифференцированную реакцию на семантические сигналы разного качества.
  3. Структурно — функциональные упражнения, проводимые при художественном, игровом воплощении звукообразов, с многообразием информационных, психических, эмоциональных, телесных, дыхательных элементов абсолютно органичны для выполнения указанной работы.
  4. Звукообразы несут материал и энергию бессознательного, которую передают Я — сознанию в процессе построения личности. Ментальное восприятие дополняется восприятием чувственным. Работа со звукообразами означает работу с мыслью, памятью, вниманием, воображением, эмоциями, энергиями души и тела, сенсорными и кинестетическими ощущениями, мышечным тонусом и пластикой, тонкими мышцами звукообразующего комплекса, дыхательным процессом.
  5. При грамотном чтении сигналов активизируются все психические функции человека: чувство, мысль, ощущение, творческая интуиция. Через образ происходит работа с эмоциональными состояниями, в соответствии с психологической структурой личности и ее проблемами.
  6. При работе с образами необходим творческий настрой, который помогает войти вовнутрь звука — образа — явления, прочувствовать, осознать, ассимилировать его процесс и атмосферу. Важной особенностью метода является сознательное использование целительных свойств творческого состояния сознания и средств его пробуждения при воплощении звукообразов. При инициации такого состояния открывается доступ к подсознанию и его образному содержанию, возможность наблюдения за скрытыми ранее психоэмоциональными реакциями. Проявляется доверие к тонким, трудно уловимым сигналам, бессознательно производимым действиям.
  7. Звукообразы позволяют увидеть, понять, прочувствовать аффективно наиболее зрелые состояния, видимые, слышимые, осязаемые, мыслимые, проникнутые эмоционально-волевым тоном целостной значимости. Образы, созданные на основе звуков алфавита языка родной речи, универсальны, так как люди одного этноса связаны общими культурными и психотехническими навыками.
  8. Для смыслового выражения звукообразов используется богатый арсенал разнообразных движений и жестов: округлых, пластичных, неспешных, гибких, волнообразных, свободных, вкрадчивых, мягких, текучих, проворных, энергоемких, экспрессивных, катящихся, крутящихся, пульсар-статуя. Часть движений содержит идеомоторные компоненты: повинуясь внутреннему побуждению, просыпаются пальцы рук, ног, плечи.
  9. Еще более важную роль для раскрытия состояния и обучения психотехническим навыкам играет комплиментарный дыхательный процесс, осознанно формируемый в атмосфере звукообразов (см. ниже). Дыхательный процесс сопровождает все энергетические циклы организма. Осознанное дыхание включается в цепочку проводников процесса между сознанием и всеми уровнями бессознательной регуляции.
  10. Исполняя образ звука, мы голосом выражаем своё к нему отношение. Человек учится, в каком тоне и каким голосом, выражать определенную мысль или чувство. Применяются известная техника физвокализа — работа с голосом и мышцами звукообразующего комплекса. Легкость, пластичность, гибкость, живость, естественность исполнения образа, звучание голоса в нужном ритме и тональности, свободный дыхательный процесс — признаки оздоровления. «Голос — это то, что не подделаешь. Это — сама душа, вернее говорящая о сокровищнице сердца, о характере, чем взгляд, чем улыбка. Все поддельно, кроме голоса» (В.В. Розанов).
  11. Лечебный принцип метода заключается в познании своей природы и расширении творческого самосознания в процессе специально организованной, направленной на самоосмысление психологической игры.

Исследование вводит с систему психосемантическимй анализ. Показана возможность посредством выявления смысловой, психической, физической характеристик звука и построения субъективного семантического пространства звукообразов исследовать категории и структуру индивидуального сознания, моделировать систему восприятия, представления и значения, овладеть способами организации эмоциональной сферы.

  1. Для выполнения такого действия нужно тренированное умение работать не только с логическим разумом, но со всеми уровнями сознания. Живая сущность всех звуков алфавита русского языка раскрывается при выполнении функционально и структурно связанных с ними психофизических упражнений, в едином звуко — пластическом пространстве.
  2. Раскрывая смысл и содержание звукообразов, мы познаем себя в живом, конкретно переживаемом действии. Работа с пациентом ведется на основе семантической, процессуальной, эмоционально — чувственной и телесной проработки дыхательно-энергетических звукообразов.
  3. Звук и знак воспринимается разными сферами сознания. Внимание к смысловой и физической характеристикам звуков; включение активного воображения при создании звукообразов; использование инструментов инициации творческого состояния сознания позволяют организовать рабочий процесс. Игра со звукообразами адресована к сознанию и бессознательному.
  4. Сознание — процесс структурируемый. Первоначально он связан с формированием многоуровневого механизма эмоциональной регуляции.
  5. В семантической системе мы постигаем образы, как наиболее активные фигуры, структурирующие жизненное и психологическое пространство. Вереница образов позволяет руководить процессом. Тонкая проработка их воспитывает функционально эффективные способы адаптации. Раскрывается первозданная природа человека.

Игровая основа метода связана с художественной проработкой дыхательно-энергетических звукообразов. Организуется сквозное действие, где природный и игровой образ, ощущение действующей атмосферы, психо-эмоциональное и цветовое восприятие состояния, качественные особенности дыхательного процесса и психологических жестов, соответствующая мимика и артикуляция (способ и место звукообразования и голосообразования, место насыщения звука) дополняют друг друга. Все направлено на раскрытие психологического смысла, энергетики и внутренних ритмов состояния.

  1. Для снятия обусловленностей и проработки комплексов необходимо вернуться к переживанию многих состояний, продумать, прочувствовать, пройти через них. Не только осмыслить их разумом, но ощутить живым чувством, всей телесностью и энергетикой. Опыт переживания разных психо-эмоциональных состояний и физиологическое освоение в живом действии способствует углублению сознания и самоидентификации. Знакомство со спектром душевных состояний, полнота самовыражения способствует формированию уверенности.
  2. В организации процесса задействованы все репрезентативные системы и интегративные каналы рационального и иррационального восприятия: мысль, чувство, интуиция, ощущение. Мы работаем в психосоматической идеологии, то есть всегда отыскиваем не только эмоции, но и телесное переживание. На сознание природные и невербальные факторы действуют сильнее слов в силу их естественного синергизма. Даже при произнесении слов важны общая интонация, обозначающая отношение, выражение глаз, мимика, жестикуляция.

При создании образа основное внимание может быть сосредоточено на одном из параметров: психологической тональности, сенсорном восприятии, чётком ритме, цветовой картине, значимой для включения воображения, артикуляции, прослеживании пути дыхательного процесса, импровизации с движением, организации сквозного действия. Артисты иногда называют «манками» зацепку за важный элемент, помогающий увидеть зримо все звенья и создать живой образ. Необходимы спонтанность, фантазия, включенность, внимание — осознание, радость творчества. Многофункциональная психолингвистическая основа метода позволяет делать разные акценты: на использовании ритмизированных элементов в слове, звуке, движении, дыхании, на психологическом, сенсорно-кинетическом восприятии звуков, на раскрепощённости, мягкости, округлости движений; на эмоциональном выполнении упражнений, в хорошем, быстром ритме и темпе. Меняя предлагаемые звукообразы, типы дыхания, виды движения, мы представляем чувственно образ, форму, цвет, аромат явления. Ускоряем и замедляем общий ритм действия по единому сценарию. Усиливаем телесные ощущения в определенной части тела, концентрируем внимание на артикуляции, движении губ, языка, образовании дыхательной струи в полости рта и носа, формировании дыхательного потока в груди, усилении сигнала по визуальному, слуховому, кинестетическому, сенсорному, энергетическому каналам. Чувственно-энергетическому моделированию придается смысл равный ментальному.

«Невербальная информация имеет полисенсорную природу, свои акустические средства и психофизиологические механизмы восприятия и декодирования её мозговыми структурами», — пишет исследователь невербального речевого общения В.П.Морозов (1998г). При проверке эмоционального слуха человека в его лаборатории были использованы психоакустические тесты, осциллограммы голоса. При графическом выражении звука голоса различались его интонация, тембр, высота, сила; мелодика речи, темпо-речевые особенности. «Фильтры человеческого восприятия формировались миллионы лет эволюции в качестве знаковой системы, с ярко выраженной семантикой. В арсенале человека — стереотипные сценарии речевого и образного поведения и присущий от рождения «матричный алфавит иконических субзнаков» в сфере ощущений индивида» (ЛН Хромов, 2005г).

Звукообразы в семантическом пространстве алфавита — это универсальные модели определенных категорий сознания. «Образы, символы образуют устойчивую систему отношений, функционирующих как категориальная система сознания. Эмоции — операторы категоризации. Психосемантические методы опосредуют не застывшую систему значений. Можно актуализировать отношения, цели, мотивы, определять присущий субъекту когнитивный стиль, эмоциональное состояние. Системное семантическое моделирование отображает структуру сознания в форме целостного представления» (В.Ф. Петренко, 1988г).

Овладение знаковой системой в качестве живого явления — это важнейшее условие формирования механизма произвольной регуляции психических процессов. Между абстрактными знаками виртуального мира и их внутренним смыслом стоит живая действительность, проработанная творческим восприятием, принятая душой и телом человека.