Метод творческой психолингвистической психотерапии — это оздоровительное погружение в творческое интегративное состояние сознания как в человеческий план существования. Это — комплексный метод управления психофизическим состоянием, заключающийся в использовании специфических настроев на атмосферу, ритм, эмоции, внутреннюю пластику и динамику образов, построенных на основе звуков алфавита русского языка. Используются психосоматические, телесные выразительные средства при проигрывании образов. Включается активное воображение с вниманием к атмосфере и тонким сигналам. Осваивается способ тонкого управления комплиментарным дыхательным процессом: настройка ритма, тона, интенсивности, всех нюансов дыхания при прочувственном, осознанном произнесении звуков. Используется техника процессуального наблюдения.
Лечебный эффект метода творческой психолингвистической психотерапии заключается в коррекции блоков, комплексов, неэффективных жизненных программ.
Результатом метода творческой психолингвистической психотерапии является становление базальной системы эмоциональной регуляции; структурирование сознания, укрепление энергетики тела. Личность оценивается как субъект и феномен самоорганизации. Она погружена в пространство культурных, исторических, символических процессов. Оценивается структура, потенциал, уровень ментального, эмоционального интеллекта, языковая культура личности, её стремление к саморазвитию, осмыслению жизненных явлений, взаимодействие с символическими формами.
Методом творческой психолингвистической психотерапии используется принцип амплификации — максимального приближения к смыслу при многомерном личностном анализе. В занятия включены импровизационные техники и концептуально-понятийный, интерпретирующий подход. Звуки — знаки предельного обобщения процессов и явлений. Фоносемантика обращает внимание на обертоны в оборотах речи: «я (же) тебе говорил», «ну, и как ты считаешь?». Можно использовать разработанные в фольклористике структурно-семантические методы (сказочная семантика).
Сформировать душевную организацию — это значит воспитать сопричастность живому, тонкость восприятия сигналов, свободу фантазии, мышления, богатство чувств, поисковую активность, иммунитет личности к нарочитым конфликтогенам (сарказму, упрекам, менторскому, снисходительному, игнорирующему отношению). Важно вернуть доверие к собственной внутренней мудрости, наслаждение жизнью, умение исследовать реальность, видеть мир глазами других, различать различные проявления любви. Рассматривается соотношение Я — означающего и Я — означаемого. Терапевт руководит процессом, использует те или иные технологии, исходя из (душевного, физического, эмоционального) состояния участников творческого процесса. Важно исключить механическое воспроизведение звукообразов. Семантический сигнал является поводом для раскрытия процесса и явления.
Пример организованного дискурса: звукообраз «А» даст нам возможность обсудить разносторонность понятий, неоднозначность проявлений, широкий диапазон состояний души, от горя до радости. Что понимается под состоянием радость? Когда это чувство воспринимается полно, углубленно? Радость — душевная наполненность и открытость, вдохновение, приятная взволнованность, заинтересованность, чувство полета, предощущение любви. Предпосылка радости — ощущение единения, своего места в ряду других, понимание и приятие тебя другими. Радость — ощущение «Я» во всей полноте раскрытого потенциала. Понятие радости ассоциируется с понятием соборности: «Я — в себе» и «Я — со всеми». Радость имеет материальный и нравственный компонент. Это хорошо построенная энергетическая структура. Открытый, энергетически сильный человек согревает других. Чувство радости проявляется в открытом жесте, при разведении, распахивании рук. Вспомнить наиболее чистое (без осадка) проявление радости. Какие дополнительные чувства и ощущения сопряжены с ними? В оппозиции к радости — состояние страдания. Восприятие горя или радости более органично, свойственно душе человека? Почему отчаяние считается смертным грехом? Возможно ли просветленное страдание, облегчающее душу смыслом, верой? Как дышится, какой голос и разнообразные интонации речи у состояний радости и безнадежности? Звуки наделяются свойствами живой сущности.
Мы можем рассматривать иные состояния человека. Например, когда экологическая система человека находится в состоянии бифуркации, самоочищения, в поворотный момент (сингулярная точка). На примере звукообраза «Б» можно обсудить непростое понятие и явление «свобода» (не анархия). На примере звукообраза «Р» можно обсудить понятие самодисциплины и внутренне строгой проработки внешних сигналов в момент неудовольствия, горячности. Каждый из звукообразов позволяет ведущему занятие раскрыть его жизненное мировоззрение, использовать накопленный багаж знаний.