ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Риторический, нарративный, наставнический подходы в целебной творческой психолингвистике

В настоящее время в психологии развиваются экологически ориентированные дисциплины. Такова экофасилитация: метод управления открытой динамической системой личности с целью поддержания ее в состоянии саморазвития (П.В.Лушин, 2002г). Коучинг, как психологический метод наставничества, создающий среду для развития потенциала личности, заявляет о экологичности метода. В русле экологии, изучающей адаптивные стратегии человечества, развивается множество новых дисциплин. В психотерапии выделяется психопрофилактическое направление, в том числе связанное с изучением этноязыкового сознания, с задачей формирования умений и навыков, позволяющих реализовать и корректировать межкультурные коммуникации (И.В. Привалова). Человек творчески строит потенциально заложенную в нем жизненную программу.

В Академии риторики изучаются теория и искусство речи, мысле — речевое творчество, речевое воспитание и речевые коммуникации в информационном обществе, речевые свойства личности (участие в диалогах, быстрота реакции, точный выбор слов, актуальность содержания речи, ее богатство и выразительность). Риторика имеет нравственную цель — воспитание жизненной позиции.

Представляет интерес нарративный подход в психотерапии, использующий качественное исследовательское интервью. Структурирование смысла в нарративе — это разработанное повествование, построение последовательной истории из множества разных событий, с выявлением структуры, сюжета, временной последовательности, узора событий, общего смысла, развертыванием скрытого потенциала. Интерпретация вычленяет структуры и смысловые отношения, которые невозможно увидеть в тексте с первого взгляда. Контекст восстанавливается при помещении в более широкую систему координат (в зависимости от методической и теоретической позиции врача). Мышление терапевта должно быть толерантным, без доминирующих тенденций, потому что ни одна личность не обладает всей полнотой реальности. Страх, тревога, вина рассматриваются в контексте совместного рассмотрения личной истории, с опорой на индивидуальный уникальный опыт пациента. Целесообразна экстернализация проблемы, выведение её извне, рассмотрение вблизи, но не в самом личностном поле (М Уайт, Д Эпстон, 2010г) Обсуждение в форме интервью не имеет оттенка серьёзной трагичности, а носит метафорический импровизационный характер. Создаётся семантическое (чувственно-смысловое) пространство, удобное для изложения и развития историй.

В психолингвистической, семантической психологии мы структурируем личностное пространство звукообразами. Образ раскрывается в атмосфере, дыхании, движении, цельном, завершённом действии. В процессе работы мы изучаем уникальный способ восприятия реальности человеком. Личностно структурированные, звуко-пластические упражнения развивают творческое самосознание. Внимание к себе, творческое постижение себя — уже психическое оздоровление. Работая с тонким проявлением реакций на разнообразные сигналы, мы воздействуем на жизненную программу человека.