В звукообразно-семантической и структурно-лингвистической технологии мы работаем с многоцветной шкалой состояний, примеряем на себя разные роли и функциональные состояния, создаем среду для развития личностного потенциала, комфортный стиль работы. Важный момент — построение игр на основе полутонов и нюансов. Это относится ко всем проявлениям — к голосу, движению, дыханию. А. Менделл (1997г), предложивший метод духовной, процессуально — ориентированной терапии, пишет: «Имея дело с едва уловимым чувственным уровнем работы, вы вовлекаетесь в духовную, творческую реальность, поднимая чувства до уровня метанавыков, которые можно и должно изучать и развивать».
В процессе занятий обращается внимание на спонтанность и активность, инициативу, свободную концентрацию внимания во время занятий, свободу участия в трансакциях, эмоциональную вовлеченность в процесс, плавность, лёгкость, гибкость, ритмичность, изящество, энергетику движения. Также на занятии оценивается качество воспроизводимых звукообразов (легко или с затруднением), синергизм движения и сопряженного дыхания. Изучается мимика и артикуляция при демонстрации разных эмоционально окрашенных состояний.
Поскольку звукообразы психологически и эмоционально не однозначны, мы можем судить о качестве переживаемых эмоций, избирательном внимании к ним, эмоциональных, энергетических и функциональных блоках. Лёгкое и непринужденное выполнение одних звукообразов и явное затруднение в освоении других позволяет сделать вывод о жизненной энергии, системе предпочтений, оси распределяемых напряжений.
Важным является наблюдение за проявлением эмпатии, непроизвольного внимания к состоянию других людей. Анализируется выбор формы проявления эмоций, соотношение мысли и речевой интонации.
Психотерапевтический дискурс, важный для представления об участниках коммуникации, организуется в единстве вербального и невербального речевого контакта, цельного связного действия и поведения.
С точки зрения Н.Ф. Калина, в статье «Анализ дискурса в психотерапии», лингвистически центрированная психотерапия имеет целью моделирование внутренней реальности и коррекцию нарушений в системе отношений. Субъективная психическая реальность клиента объективизируется в дискурсе, при структурно — семиотико — лингвистическом анализе. Методики и техники дискурса — совокупность процедур, основанных на герменевтических правилах глубинной психологии. Данная точка зрения близка и понятна автору. Терапевт использует стратегии семантического моделирования, направленные на понимание интенции клиента и трансформацию смыслов и значений. Лингвистический психотерапевт придерживается 4 принципов: принципа субъективности, диалогичности, интенциональности и исследования актов личностной активности.